Как учить говорить ребенка с отставанием развития
Мамы и папы с самого рождения малыша начинают общаться с ним, различая интонации плача и мимику, предугадывая желания. Родители с нетерпением ждут обращённой к ним улыбки, робких шагов, а потом и первых слов. Как правило, к 9–12 месяцам речь ребёнка ограничивается простыми звуками и слогами. При этом понимает кроха намного больше, но из-за неразвитости речевого аппарата ему пока сложно связывать между собой и выговаривать длинные слова. В норме малыш должен составлять небольшие рассказы из нескольких предложений и запоминать детские стишки к трём годам. Если этого не происходит, большинство родителей начинают бить тревогу и задаваться вопросами: что делать и как научить ребёнка разговаривать.
Страхи родителей: что делать, если ребёнку 3 года, а он почти не разговаривает
Не существует определённых критериев речевого развития детей до трёхлетнего возраста. По мнению доктора Комаровского, ребёнок может общаться жестами, звуками, отдельными слогами и это не будет считаться патологией при динамике развития. Например, если звуков, которые произносит малыш, становится больше, слоги начинают складываются в слова, пускай и непонятные для окружающих, а жесты сопровождаться «мычанием» — поводов для тревоги нет, просто ребёнок развивается по своей программе.
Все нормы развития, в том числе и формирование речи у детей до трёх лет, — ориентировочные, поскольку каждый ребёнок имеет свой характер, индивидуальные и генетические особенности.
Доверять коррекцию задержки речевого развития у ребенка лучше профессионалам. Мы рекомендуем обращаться к специалистам клиники «Алвиан».
Какие признаки должны насторожить
Если ситуация с ребёнком соответствует хотя бы одному из пунктов, описанных ниже, нужно обратиться к специалистам для выяснения причин проблемы и способов её решения:
- отсутствие реакции на громкие звуки и улыбки при общении со взрослыми в младенчестве (позже проявляется в том, что ребёнок не смотрит на человека, взаимодействующего с ним);
- непонимание к полутора годам речи взрослых, невыполнение простых просьб («иди ко мне», «дай руку», «покажи на картинке кошку»);
- повышенное слюноотделение, полуоткрытый рот, малыш часто давится пищей;
- произношение слов и даже предложений совершенно не к месту, воспроизведение слышанных ранее фраз без понимания их значения (в 2–3 года);
- смазанная невнятная речь, скачкообразный тембр, дополнение или пропуск звуков в словах;
- нежелание издавать подражающие звуки во время игр, например, «би-би», «вж-ж-ж» (в 1,5 года);
- неумение использовать падежи, неправильные окончания слов (к 3 годам);
- отсутствие динамики в произношении звуков или слов в течение 2–3 месяцев.
Ставить какой-либо диагноз до достижения малышом трёх лет (при отсутствии явных патологий) нельзя.
Уровень речи 3–4 летнего ребёнка: предложения и активный словарный запас
Признаками возрастной нормы в речи трёхлетнего ребёнка являются:
- умение проговаривать собственное имя и фамилию и имена домочадцев;
- постоянное пополнение активного словарного запаса;
- переход от простых предложений, к сложным;
- короткие рассуждения;
- присутствие смены интонации (вопросительных, утверждающих фраз);
- умение пересказывать события, сказки, мультфильмы;
- выделение свойств предметов (каша горячая, снег холодный, свитер колючий, арбуз сладкий);
- правильное употребление времён глаголов;
- активный словарный запас, состоящий примерно из 1000 слов.
К 3,5–4 годам речь стремительно развивается, появляются новые понятия, иногда придуманные самим ребёнком. Словарный запас увеличивается до 2000 слов. Малыш способен подолгу рассуждать, поддерживать беседу, сочинять стихи и сказки или пересказывать события дня. В этом возрасте такие проблемы, как нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.
Дети в возрасте 3–4 лет должны точно называть предметы на картинках и уметь классифицировать их (посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки)
Медицинские причины проблем с речью у трёхлетних детей
Медицинские (или биологические) причины проблем с речью могут быть связаны с нарушением работы центральной нервной системы и головного мозга, органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата, патологиями органов слуха.
Дизартрия
Это заболевание представляет собой расстройство артикуляции вследствие нарушения передачи импульсов от головного мозга. Оно характеризуется слабостью или, наоборот, повышенным тонусом мышц речевого аппарата. Основная причина патологии — поражение периферической и центральной нервной системы при родовых травмах, перенесении инфекционных заболеваний внутриутробно.
Нарушения речи при дизартрии разнообразны и зависят от того, какой из отделов головного мозга был затронут. Тяжёлая степень возникает при ДЦП (детском церебральном параличе) и диагностируется ещё в младенческом возрасте, лёгкая — сопровождается нарушением дыхания, укороченной подъязыковой уздечкой, тремором подбородка. Ребёнок может путать звуки, переставлять слоги местами, темп речи переходит от монотонного к скандирующему, слова произносятся неразборчиво или, наоборот, чётко и по слогам.
Дислалия
Дислалия характеризуется нарушением произношения группы звуков при условии нормального слуха и отсутствий патологий со стороны речевого аппарата. Различают несколько форм заболевания:
- физиологическая — обусловлена недостаточным развитием артикуляции (трудно произносить свистящие и шипящие звуки, а также твёрдое «р») и проходит самостоятельно после 3–4 лет (иногда после 5–6);
- механическая — дефект речи возникает в результате неправильного строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, высокое нёбо, выдвинутая нижняя челюсть). Такая патология может быть врождённой, приобретённой и наследственной.
Алалия
Это затруднённое развитие или полное отсутствие речи, возникающее при нарушении соответствующего центра в коре головного мозга. Факторы развития алалии различны:
- внутриутробная инфекция;
- токсикоз;
- травмы при инструментальных родах и наркоз;
- воспаление головного мозга в раннем возрасте;
- длительное отсутствие дыхания (более 5 минут).
Различают два основных вида патологии: моторная и сенсорная.
При моторной алалии ребёнок понимает речь окружающих, но не может воспроизводить слова правильно. Интеллект малыша сохранен, но в силу отсутствия или ограничения возможности общаться кроха отстаёт от сверстников. Для таких детей характерны слабое развитие мелкой моторики (неумение держать ложку, трудности с завязыванием шнурков), отсутствие лепета. Речь формируется к 5 годам со стойкими нарушениями грамматического строя — перестановка и замена звуков и слогов внутри слова (чашка — «чакша», мо-ло-ко — «мо-ко-ло»), несогласование падежа, рода, числа.
Сенсорная алалия — это нарушение восприятия речи при нормальном слухе. Ребёнок не понимает окружающих при этом может повторять услышанные слова правильно (эхолалия). При сенсорной форме интеллект ребёнка неразвит, наблюдается повышенная чувствительность к шуму. Речь напоминает непонятные, часто повторяющиеся и бессмысленные звуки и выкрики.
В зависимости от того, насколько повреждены отделы мозга, алалия бывает слабовыраженной (после корректировки дети могут обучаться в школе), ситуативной (способность говорить затрудняется при стрессах), а также сопровождающейся полным отсутствием речи.
Нарушение слуха
Подобные нарушения в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:
- врождённая форма;
- приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года (в этом случае дети могут не различать отдельные звуки, но улавливают смысл сказанного благодаря словосочетаниям (например, «плюшевый мишка» и «пластмассовая миска») или движениям губ собеседника).
Аутизм
Аутизм — это нарушение общего развития ребёнка с сохранным интеллектом, слухом, речевым аппаратом и способностью анализировать звуки. Дети-аутисты не нуждаются в общении и социальном взаимодействии, мотивы и поступки окружающих им непонятны, а близкие люди воспринимаются как неодушевлённые предметы и часто пугают их своими попытками взять на руки или обнять. Задержка речевого развития обусловлена отсутствием потребности в общении.
При большинстве медицинских причин задержки речевого развития занятия с логопедом — неотъемлемая часть успешного преодоления проблемы
Психологические и социальные причины
К психологическим и социальным причинам задержки речевого развития относятся:
- неблагоприятная ситуация в семье (малыш учится на примере родителей и других домочадцев, поэтому если в семье говорят очень быстро, нечётко, специально искажают слова, общаясь с ребёнком («вава», «жижа», «амать»), происходит неправильное формирование произношения;
- синдром госпитализма — задержка физического, эмоционального и речевого развития у детей, вынужденных длительный период находится вдали от родителей (они теряют интерес к новому, становятся апатичными, неконтактными, часто замыкаются в себе. Речь таких детей развивается с опозданием, однообразна, в ней присутствует негативизм);
- педагогическая запущенность (недостаток общения с ребёнком до года, при котором не формируется пассивный словарный запас, отсутствует мотивация к речи; гиперопека, когда родители всё решают за малыша, не давая ему высказываться самостоятельно);
- психологические травмы на фоне неблагоприятной обстановки в семье;
- функциональная дислалия — неправильное произношение звуков только в отдельных словах, тогда как в других они проговариваются чётко. Например, «мафынка» (машинка) и «шина», «жабор» (забор) и «забор».
Среди причин функциональной дислалии выделяют подражание речи взрослых (если они говорят слишком быстро, невнятно, «сюсюкают»), билингвизм (присутствие в семье двух и более языков), отсутствие заинтересованности со стороны родителей в формировании правильной речи, расстройство фонематического слуха.
Распространённой причиной стрессового состояния ребёнка являются крики. Дети, воспринимая их в свой адрес, пытаются стать незаметными, чтобы не вызывать вспышек агрессии
Что делать и к кому обращаться
Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:
- отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
- логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
- невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
- психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.
Иногда причиной снижения слуха может стать серная пробка или катаральная форма отита. Однако если на осмотре врач не обнаружил физических нарушений, следует обратиться к узконаправленному специалисту — сурдологу
Как научить ребёнка разговаривать в 3 года: советы родителям
При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой в силах самих родителей.
Основные рекомендации:
- диалог (даже если малыш не может полноценно ответить, во время разговора следует подталкивать его к стремлению выражать мысли. Например, собираясь на прогулку, спрашивать какие игрушки он хочет взять с собой, а чтобы предотвратить попытку указать жестом, диалог должен происходить вдали от предметов, которые обсуждаются. В беседе с малышом нужно ставить вопрос так, чтобы на него невозможно было ответить односложно — да или нет);
- общение со сверстниками и другими взрослыми (дома дети могут лениться произносить слова тогда, когда родители понимают просьбу со звука или жеста. Но попадая в другую обстановку, кроха встречает непонимание со стороны окружающих, и ему приходится учиться говорить правильно);
- расширение кругозора (называние предметов и их признаков во время прогулок, посещение новых мест);
- упражнения на развитие ассоциативного мышления (играть можно на улице или просто выглядывая в окно. Загадав предмет в пределах видимости ребёнка, взрослый описывает его качества: «я смотрю на большую, красную, металлическую…что?». Ребёнок находит загаданный предмет и называет: «машину!»);
- чтение книг (знакомит с новыми словами, построением фраз);
- развитие мелкой моторики (центры, отвечающие за её развитие и формирование речи в головном мозге расположены рядом, поэтому при стимулировании одного из них задействуется и второй);
- обучение родителей специальным упражнениям, которые можно выполнять дома (например, такие: пускать пузыри в стакане с водой, используя для этого коктейльную соломинку — для развития дыхания; намазать плоскую тарелку мёдом или шоколадом и дать ребёнку облизать — для разработки мышц языка.
По мнению доктора Комаровского, чтение детских книг пополняет словарный запас ребёнка. Дело в том, что просто рассказывая сказку, родители используют свой лексикон, а при чтении, произносят новые для малыша слова, повторяя их несколько раз, проговаривая по слогам и объясняя значение.
Как учить разговаривать детей 2,5–3 лет — видео
Игры на развитие мелкой моторики — фотогалерея
Пальчиковая гимнастика для развития речи — видео
Как проводить логопедические занятия с детьми
Гимнастика для свистящих звуков направлена на отработку произношения «с», «сь», «з», «зь» и «ц». Основой является артикуляция звука «с» — базового для этой группы.
Артикуляционная гимнастика свистящих звуков («с» «з», «ц») — видео
Ставить шипящие обычно начинают со звука «ж», так как для него (в отличие от произношения «ш») нужно участие голоса).
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч») — видео
Артикуляция мягкого звука «л» отличается от твёрдого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны.
Артикуляционная гимнастика для звуков «л», «ль» — видео
Плохие примеры того, как учить ребёнка говорить: распространённые ошибки
Главная ошибка родителей при задержке речевого развития — отрицание проблемы. Если 3-летний ребёнок говорит мало, невнятно, путает слова и переставляет звуки — это свидетельствует о патологии, которая не разрешится сама по себе. Малышу нужно помочь, обследовать его у специалиста и заниматься с ним. Чем раньше это произойдёт, тем быстрее кроха догонит сверстников.
Самыми частыми причинами нарушения речи являются социальные факторы, которые родители могут устранить самостоятельно.
Чего не следует делать:
- пытаться выполнять все рекомендации специалиста сразу — это может вызвать у малыша стресс или отрицание (даже если большую часть времени ребёнок проводил перед экраном телевизора, нельзя резко запрещать его просмотр; это лучше делать постепенно, выбирая развивающие мультфильмы);
- заниматься без согласия ребёнка (все занятия должны проходить в игровой форме, заставить учиться — плохой способ мотивации);
- раздражаться, если сразу ничего не получается или малыш отказывается играть, отвечать, слушать сказку (причиной молчания может быть обида на крики и обвинения);
- унижать ребёнка (от родителей требуется поддержка, похвала даже за маленькие успехи);
- ругать за неудачи и пугать походом к врачу (последствиями такого поведения может стать боязнь неверного произношения и намеренное пропускание определённого слова в речи, зацикленность на ошибочном варианте).
Поправлять речь ребёнка нужно мягко, в дружественной форме, но не от случая к случаю, а постоянно. Иначе ребёнок сам запутается, где он сказал верно, а где ошибся. Важно вовремя начать занятия, поскольку навыки, полученные в детстве, трудно поддаются корректировке в школьном возрасте.
Опыт родителей детей с задержкой речевого развития
Речь является неотъемлемым условием формирования личности ребёнка, развития его интеллекта, успешной адаптации в социальной среде. Задача родителей — своевременно заметить проблему и приложить все усилия к её преодолению.
- Автор: Елена Кириченко
- Распечатать
Меня зовут Елена. Медицина — это моё призвание, но так сложилось, что реализовать своё стремление помогать людям, у меня не получилось. Зато, я мать троих прекрасных ребятишек, а написание статей на медицинскую тематику стало моим хобби. Хочу верить в то, что мои тексты понятны, и полезны читателю.
Оцените статью:
Источник
Развитие речи у ребенка – сугубо индивидуальный процесс, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития.
С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит
стремительными темпами. Некоторые родители могут считать, что речевой процесс начинается, когда ребенок пытается произносить отдельные слоги и слова, но на самом деле уже для двухмесячного крохи существуют критерии, согласно которым развитие происходит нормально или в нем присутствуют отклонения.
2 месяца. Обычно в этом возрасте малыш произносит первые звуки. Ребенок начинает реагировать на голос родителей улыбкой. Если малыш чего-то хочет, для привлечения внимания к себе он использует крик или плач.
3-6 месяцев. Период «агуканья». У ребенка проявляется гуление (протягивание отдельных звуков, обычно гласных). Формируются первые навыки общения, малыш пытается копировать движения губ взрослых, может гулить без перерыва несколько часов. Интересно, что все дети в независимости от пола, расы и национальной принадлежности гулят одинаково.
6-9 месяцев. Появляется лепет или «лепетная речь». Из отдельных звуков ребенок начинает складывать подобие слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» и подобные звукосочетания. Ребенок с помощью лепета просто исследует конструкции языка, но родителям может казаться, что малыш таким образом зовет папу или маму. На самом деле, лепет только похож на настоящие слова, осознанная речь появится у ребенка чуть позже.
Примерно в этот же период малыш начинает откликаться на свое имя, понимать речь взрослых. Например, если спросить ребенка «где мама?», он повернет голову в ее сторону. Ребенок, подражая взрослым, учится интонировать — тихий лепет сменяется громким и наоборот.
9-18 месяцев. Появление первых слов. Обычно девочки произносят слова в возрасте 9-10 месяцев, мальчики — чуть позже, в 11-12 месяцев. Также многие специалисты замечают, что спокойные дети начинают говорить несколько позже эмоциональных и подвижных.
В этот возрастной промежуток начинает формироваться словарный запас, и к началу второго года жизни ребенок обычно знает и может произнести около 10 слов. Также пополняется и пассивный словарный запас — то есть те, слова, которые ребенок пока не может произнести, но уже понимает и реагирует на них.
В 1,5 года ребенок уже может произносить около 15-20 слов. Обычно это имена близких людей, обозначения членов семьи, названия животных и игрушек. Малыш уже способен составлять простые фразы, например, «дай мяч».
1,5-3 года. Ребенок уже знает примерно 40-50 слов. У ребенка появляется осмысленное понимание того, что говорят окружающие его люди. Малыш к 2-2,5 годам произносит несложные предложения, например, «я хочу гулять», «я иду кушать».
Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.
О задержке речевого развития у детей на разных этапах жизни можно говорить в следующих случаях:
- Ребенок не кричит в первые месяцы жизни, не гулит.
- К 9 месяцам отсутствует лепет, ребенок не пытается произносить слоги.
- К началу второго года у ребенка отсутствует активный словарный запас.
- Ребенок в полтора года не реагирует на простые просьбы и не понимает, что ему говорят.
- В два года речь ребенка нечленораздельна и непонятна .
- Двухлетний ребенок не может произнести предложение из двух слов.
Причины задержки речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей часто связано с одним из следующих факторов:
Патологии, возникшие во время беременности или родов. Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:
- травмы матери во время беременности;
- вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
- внутриутробная гипоксия;
- состояние стресса у матери;
- наличие у матери инфекционных заболеваний;
- прием матерью некоторых видов лекарств.
Самым опасным осложнением непосредственно во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к мозговым клеткам.
Наследственность. Если у кого-то из родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
Обстановка в семье. Для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью. Дети с нарушениями речевого развития не обязательно живут в семьях алкоголиков или наркоманов, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием ребенка. Часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении.
Заболевания. Особенно опасны для развития речи такие заболевания как менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.
Коррекционная работа
Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.
Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.
Кроме того, необходима работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом), не будут лишними арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия, взаимодействие с домашними животными.
Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.
Читайте другие интересные статьи на официальном сайте для мам.
Источник