Как театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенка

Как театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенка thumbnail

Ольга Жукова
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше детей нуждаются в помощи логопедов и других специалистов. За последние годы в логопедических группах количество детей имеющих тяжелые нарушения речи заметно увеличилось. Чтобы справиться с этой проблемой, педагогам нужна не неделя, не месяц, а иногда и не год регулярных систематических занятий с детьми. Но тут возникает другая проблема: как разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу? Как сделать её интересной, увлекательной для детей? И здесь на помощь педагогам приходит театрализованная деятельность. Сказочный персонаж, говорящий с детьми на занятии, инсценировка, игра-драматизация, разные виды театра (кукольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, конусный, театр на фланелеграфе) помогают педагогам в достижении цели.

Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Самый молчаливый и замкнутый ребенок не останется равнодушным и будет готов заговорить, по-новому раскрыться, исполняя полученную, интересную для него роль. Инсценировка художественных произведений помогает детям ярче и правильнее воспринимать их содержание.

Увиденное и пережитое в самостоятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельность, мы ставим следующие задачи:

— расширить представление детей об окружающем мире;

— пополнять и активизировать словарь;

— поддерживать инициативу в импровизации;

— совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать;

— Закреплять представления детей о различных видах театра, уметь различать и называть их.

В содержание работы с детьми театрализованной деятельностью включаем следующие направления:

Основы театральной культуры. Знакомство с театром, видами, формирование культуры зрителя – сидеть спокойно на своем месте, внимательно следить за происходящим, не вскакивать с места, не бродить по залу, не мешать другим детям, не перебивать ведущего и т. д.

Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

Культура и техника речи.

Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров. Обучение приемам кукловождения (настольного, пальчикового, перчаточного).

Используем следующие виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Предлагаю вашему вниманию фотоматериалы по оформлению театрального уголка и несколько кадров из жизни группы

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детейКак театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенкаКак театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенкаКак театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенкаКак театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенкаКак театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенкаКак театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенка

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

Сильченко Наталия Ивановна

Консультация для родителей

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

— игры в кукольный театр;

— игры- драматизации;

— игры- представления (спектакли);

— плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.                                                  Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Принцип условий свободы развития ребенка

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Источник

Ольга Нехай
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников

Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи тесным образом связано с формированием воображения ребенка и мышлением. Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети принимают в них участие. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, а также активизирует словарь, совершенствуется связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и вместе основными методами и приёмами речевого развития детей,нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Источник

Процесс развития речи ребенка дошкольного
возраста – процесс сложный и многоплановый и для
успешной его реализации необходима совокупность
всех компонентов, которые влияют на качество и
содержательную сторону речи. Одним из таких
средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность дошкольников –
это вид художественно-творческой деятельности, в
процессе которого его участники осваивают
доступные средства сценического искусства и,
согласно выбранной роли (актера, сценариста,
художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в
подготовке и разыгрывании разного вида
театральных представлений, приобщаются к
театральной культуре.

Читайте также:  Скачки в развитии ребенка рассчитать

Театрализованная игра оказывает большое
влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует
активную речь за счет активизации словарного
запаса, совершенствует звуковую культуру речи,
ее грамматический строй, артикуляционный
аппарат. Ребенок усваивает богатство родного
языка, его выразительные средства. Исполняемая
роль, произносимые реплики ставят ребенка перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
В театрализованной игре формируется
диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Дети лучше усваивают содержание произведения,
логику и последовательность событий, их развитие
и причинную обусловленность. Развитие речи
теснейшим образом связано с формированием
мышления и воображения ребёнка. Постепенно
складывающееся умение составлять простейшие, но
интересные по смысловой нагрузке и содержанию
рассказы, грамматически и фонетически правильно
строить фразы, композиционно оформлять их
содержание способствует овладению
монологической речью, что имеет первостепенное
значение для полноценной подготовки ребёнка к
школьному обучению.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а
правильно поставленные вопросы заставляют их
думать, анализировать, делать выводы и обобщения,
способствуют развитию умственных способностей.
Любовь к театру становится ярким воспоминанием
детства, ощущением праздника, проведенного
вместе со сверстниками, родителями и педагогами
в необычном волшебном мире. Театрализованная
деятельность создаёт условия для развития
творческих способностей. Этот вид деятельности
требует от детей: внимания, сообразительности,
быстроты реакции, организованности, умения
действовать, подчиняясь определённому образу,
перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому,
наряду со словесным творчеством драматизация
или театральная постановка, представляет самый
частый и распространенный вид детского
творчества.

Театрализованные игры представляют собой
разыгрывание в лицах литературных произведений
(сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений
становятся действующими лицами, а их
приключения, события жизни, измененные детской
фантазией, сюжетом игры. Особенность
театрализованных игр состоит в том, что они имеют
готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во
многом предопределена текстом произведения.

Традиционно выделяется несколько видов
театрализованной деятельности, отличающихся
художественным оформлением, а главное —
спецификой детской театрализованной
деятельности. Их можно разделить на две основные
группы: драматизации и режиссерские (каждая из
них, в свою очередь, подразделяется на несколько
видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в
качестве “артиста”, самостоятельно создает
образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности. Дети переживают
за своего героя, действуют от его имени, привнося
в персонаж свою личность. Именно поэтому герой,
сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа
героя, сыгранного другим. Игры-драматизации
могут исполняться без зрителей или носить
характер концертного исполнения.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей,
    литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким
    произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или
    нескольких сюжетов) без предварительной
    подготовки.

В режиссерской игре “артистами являются
игрушки или их заместители, а ребенок, организуя
деятельность как “сценарист и режиссер”,
управляет “артистами”. “Озвучивая” героев и
комментируя сюжет, он использует разные средства
вербальной выразительности. Важная особенность
этих игр состоит в переносе функции с одного
объекта реальности на другой. Их сходство с
режиссерской работой в том, что ребенок
придумывает мизансцены, т.е. организует
пространство, сам исполняет все роли или просто
сопровождает игру “дикторским” текстом.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый
ведет игрушки в общем сюжете или выступает как
режиссер импровизированного концерта,
спектакля. При этом накапливается опыт общения,
согласования замыслов и сюжетных действий.

Виды режиссерских игр определяются в
соответствии с разнообразием театров,
используемых в детском саду: настольный,
плоскостной и объемный, теневой театр, театр на
фланелеграфе, кукольный (бибабо, пальчиковый,
марионеток) и т.д.

Роль педагога в организации театрализованной
деятельности в детском саду сводится к тому, что
педагогу самому необходимо уметь выразительно
читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать
и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е.
владеть основами актерского мастерства и
навыками режиссуры. Одно из главных условий –
эмоциональное отношение взрослого ко всему
происходящему, искренность и неподдельность
чувств. Интонация голоса педагога – образец для
подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям
какое-либо задание, следует неоднократно
поупражняться самому. При этом во время занятий
педагогу необходимо: внимательно выслушивать
ответы и предложения детей; если они не отвечают,
не требовать объяснений, переходить к действиям
с персонажем; при знакомстве детей с героями
произведений выделять время на то, чтобы они
могли подействовать или поговорить с ними;
спросить, у кого получилось похоже и почему, а не
у кого лучше; в заключении различными способами
вызывать у детей радость.

Основные требования к организации
театрализованных игр:

  1. Содержательность и разнообразие тематики.
  2. Постоянное, ежедневное включение
    театрализованных игр во все формы
    педагогического процесса.
  3. Максимальная активность детей на этапах и
    подготовки, и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и с
    взрослыми на всех этапах организации
    театрализованной игры.
  5. Последовательность и усложнение содержания тем
    и сюжетов, избранных для игр, соответствуют
    возрасту и умениям детей.

Следует отметить, что только комплексный
подход к организации театрализованной
деятельности обуславливает ее эффективность в
развитии речи и творческого воображения у детей.
При этом специальные занятия не должны
проводиться в изоляции от
воспитательно-образовательной работы, которую
осуществляют педагоги групп, музыкальный
руководитель, преподаватель по изобразительной
деятельности. Так, на музыкальных занятиях дети
учатся слышать в музыке разное эмоциональное
состояние и передавать его движениями, жестом,
мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая
разнохарактерное содержание и т.д. На речевых
занятиях у детей развивается четкая дикция,
ведется работа над артикуляцией с помощью
скороговорок, чистоговорок, потешек, дети
знакомятся с литературным произведением перед
постановкой спектакля. На занятиях по
изобразительной деятельности они знакомятся с
репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими
по содержанию сюжета, учатся рисовать различными
материалами по сюжету сказки или отдельных ее
персонажей. Особое содержание и настроение
должна приобрести вся игровая деятельность
детей в свободное от занятий время в
самостоятельной детской деятельности.

Читайте также:  Венгер диагностика интеллектуального развития ребенка

Что касается динамики освоения
театрализованной деятельности, то первые
театрализованные игры проводит сам воспитатель,
вовлекая в них детей. Далее на занятиях
используются небольшие упражнения и игры, в
которых педагог становится партнером в игре и
предлагает ребенку проявить инициативу в ее
организации, и только лишь в старших группах
педагог может иногда быть участником игры и
побуждать детей к самостоятельности в выборе
сюжета и его разыгрывании.

Приобщение детей дошкольного возраста к
театральной деятельности возможно лишь при
соблюдении следующих условий:

— с раннего возраста учить детей вслушиваться в
художественное слово, эмоционально откликаться
на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам,
попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе
побуждающим к диалогу;

— воспитывать у детей интерес к театральной
деятельности, создавать ситуации, в которых
персонажи кукольного театра вступают с детьми в
диалог, разыгрывают сценки;

— заботиться об оснащении театрализованных игр:
приобретение театральных игрушек, изготовление
игрушек-самоделок, костюмов, декораций,
атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими
театрализованные игры воспитанников;

— уделять серьезное внимание подбору
литературных произведений для театрализованных
игр: с понятной для детей моральной идеей, с
динамичными событиями, с персонажами,
наделенными выразительными характеристиками.

Кроме того, развитие театрализованных игр
зависит от содержания и методики
художественного воспитания детей в целом и от
уровня образовательной работы в группе. При этом
в основе руководства театрализованными играми
должна лежать работа над текстом литературного
произведения. Преподносить текст произведения
необходимо выразительно, художественно, а при
повторном чтении вовлекать детей в несложный
анализ содержания, подводить их к осознанию
мотивов поступков персонажей.

Обогащению детей художественными средствами
передачи образа способствуют этюды из
прочитанного произведения или выбор любого
события из сказки и его розыгрыш. Также интересны
этюды, в которых дети двигаются под фрагменты
музыкальных произведений.

Содержание работы по организации
театрализованной деятельности с дошкольниками
на разных возрастных этапах.

Содержание работы по организации
театрализованной деятельности с дошкольниками
на разных возрастных этапах предполагает, что в
младшей группе занятия должны организовываться
так, чтобы детям самим не приходилось
воспроизводить текст сказки, они выполняют
определенное действие. Текст читает педагог,
лучше 2—3 раза, это способствует повышению
звуковой сосредоточенности детей и последующему
возникновению самостоятельности.

В средней группе происходит постепенный
переход ребенка от игры “для себя” к игре,
ориентированной на зрителя; от игры, в которой
главное — сам процесс, к игре, где значимы и
процесс, и результат; от игры в малой группе
сверстников, исполняющих аналогичные
(“параллельные”) роли, к игре в группе из
пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых
различны (равноправие, подчинение, управление);
от создания в игре-драматизации простого
“типичного” образа к воплощению целостного
образа, в котором сочетаются эмоции, настроения
героя, их смена. В данном возрасте происходит
углубление интереса к театрализованным играм,
его дифференциация, заключающаяся в
предпочтении определенного вида игры
(драматизация или режиссерская), становлении
мотивации интереса к игре как средству
самовыражения.

В старшей группе дети продолжают
совершенствовать свои исполнительские умения.
Педагог учит самостоятельно находить способы
образной выразительности, развивает чувство
партнерства. В подготовительной группе у
дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто
становится спектаклем, в котором они играют для
зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские
игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет
их действовать и говорить. Это требует от него
умения регулировать свое поведение, движения,
обдумывать слова.

Рекомендует в ходе подготовки к спектаклю
соблюдать несколько основных правил: не
перегружать детей; не навязывать своего мнения;
не позволять одним детям вмешиваться в действия
других; предоставлять всем детям возможность
попробовать себя в разных ролях, не распределяя
их среди наиболее способных. При этом первая
встреча детей с пьесой или инсценировкой должна
быть эмоционально насыщена с целью пробудить
интерес к предстоящей работе. Как правило,
материалом для сценического воплощения служат
сказки, которые полны чудес, тайн, приключений,
превращений и очень близки ребенку дошкольного
возраста.

Таким образом, театрализованная деятельность
является эффективным средством социализации
дошкольника. Участие ребенка в театрализованной
деятельности создает благоприятные условия для
развития у него чувства партнерства и освоения
способов позитивного взаимодействия. В ходе
совершенствования игровых диалогов и монологов,
освоения выразительности речи наиболее
эффективно происходит речевое развитие ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет
формировать опыт социальных навыков и поведения,
решать многие проблемные ситуации опосредованно
от лица какого-либо персонажа, что помогает
преодолевать робость, неуверенность в себе и
застенчивость.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры
    дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада — М.,
    КНОРУС», 2003 г.
  2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный
    театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр.
    Театр петрушек: пособие для воспитателей и
    музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в
    детском саду: Пособие для работников дошкольных
    учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.
  4. Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. В сб.:
    Воспитание детей в игре. — М.: А.П.О., 1994.

Источник