Как стимулировать умственное развитие ребенка

Интеллектуальные способности позволяют личности успешно решать разноплановые задачи. По теории Дарвина все здоровые люди с рождения наделены примерно одинаковым уровнем интеллекта, но в дальнейшем его развитие зависит от уровня активности индивида, его желания трудиться.
Развитие умственных способностей у детей
Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.
- Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
- Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
- Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.
Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.
На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно. Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.
Виды интеллекта и их особенностей у детей
Развитие умственных способностей детей — это важная часть жизни любых родителей. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. Они формируют усидчивость и развивают память.
Развитие социального интеллекта у ребенка
Интеллект характеризуется следующими качествами:
- Широтой и глубиной мышления. Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
- Любознательность. В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
- Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
- Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
- Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
- Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
- Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
- Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.
Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста
Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста также требует времени и сил. Ученые не согласны с мнением о том, что возможности интеллекта – природное качество. Врожденной может быть особенность строения головного мозга, которая позволяет эффективно выполнять определенные задачи. Ее называют задатком. Выделяют способности репродуктивного и творческого уровня. Первые позволяют максимально усвоить знания, а вторые – способствуют созданию чего-то инновационного. Два уровня деятельности тесно переплетаются в жизни и всегда дополняют друг друга.
Развитие эмоционального интеллекта у ребенка
Выделяют следующие способности интеллекта:
- концентрация — выражается в возможности сосредоточиться на определенном действии;
- аналитические – умения, позволяющие сопоставлять факты и делать выводы;
- абстрактные – способствуют пониманию обобщенных понятий, сохранению в памяти информации, основанной на сложных концепциях;
- логические – позволяют думать, проводить анализ по определенной схеме и делать правильные выводы;
- образного мышления – обеспечивают создание образов на основе полученных разрозненных данных и сведений;
- дедуктивные – способствуют формированию общей картины на основании разноплановой информации;
- прогностические – позволяют составлять прогноз событий и варианты развития ситуаций;
- критические – обеспечивают трезвое оценивание правильности решений и выводов.
Развитие эмоционального интеллекта для детей также соотносится с интеллектом умственным. Оперативная память позволяет сохранять промежуточные результаты действий для поиска конечного решения задачи. Общие сведения об интеллекте и его качествах помогают понять, какая методика развития интеллектуальных способностей подойдет для тренировки конкретных функций.
Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста
Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.
Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:
- тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
- программа проверки для школьников К. Ревича;
- тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.
После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.
Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы. Важно правильно определить способности и склонности малыша.
Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера. В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира.
На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:
- сбалансированное питание;
- условия проживания;
- взаимоотношения с родителями.
Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.
Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:
- Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
- Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
- Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
- Введением традиции совместного чтения.
В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет. Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно.
Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.
Методики развития интеллекта для взрослых
Люди старшего поколения также могут развивать интеллектуальные способности. Интересные упражнения позволят увлекательно провести свободное время.
Улучшить умственные способности взрослым людям помогут:
- решение логических задач;
- интеллектуальные игры;
- занятия физикой, химией, математикой;
- чтение;
- изучение иностранных языков;
- игра на музыкальных инструментах, живопись.
Нужно обращать внимание на особенности развития интеллекта детей. На развитии интеллектуальных способностей благоприятно отразится изучение научной литературы и исследований, просмотр научно-популярных каналов. Это поможет человеку стать эрудированным и всесторонне развитым. Узнавая больше, люди расширяют возможности общения, карьерного роста и увеличения доходов.
Источник
Для эффективного умственного развития детей необходимо учитывать способности, интересы конкретного ребенка. Не форсируя, не усердствуя чрезмерно, не допуская перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на данном этапе, стимулируя его к новым знаниям.
Развитие ребенка индивидуально. Однако для всех детей можно определить сенситивные периоды, когда определенные навыки развиваются наиболее успешно.
Напомним, психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое.
Эмоциональное развитие начинается с самого рождения ребенка и наиболее интенсивно продолжается на протяжении первых семи лет жизни. Специалисты считают, что эта составляющая чрезвычайно важна для полноценного интеллектуального развития ребенка и является своеобразным залогом успешности в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека хорошие моральные стандарты, которые позволяют ему наилучшим образом реализовать себя в жизни. Вот почему для ребенка в детском возрасте так важны спокойная доброжелательная обстановка в доме, общение, улыбки и похвалы родственников.
Вы можете с самого раннего возраста начинать читать ребенку книжки, даже если он не в состоянии пока понять их смысл. Как только малыш начнет говорить, нужно разучивать с ним стишки и песенки, тренируя одновременно и речь, и память. В дошкольном возрасте же следует начинать занятия иностранным языком. На фоне освоения родного языка эти уроки будут более продуктивны, чем в более зрелом возрасте, когда лингвистическая система уже сложилась.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием мелкой моторики. Игры с использованием пальчиков закладывают потенциал для дальнейшего развития разговорной речи, в свою очередь необходимой для полноценного умственного развития ребенка. Для развития мелкой моторики полезно давать малышу подержать и пальпировать (ощупывать, изучать) предметы всевозможных размеров и форм.
Наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей приходится на первые десять лет жизни ребенка, и этот момент следует учитывать в процессе умственного воспитания детей. Чтобы стимулировать развитие речи, нужно не только читать с ребенком книги, но и обсуждать прочитанное, пересказывать короткие рассказы, описывать изображения на картинках. В качестве новой игры можно предложить малышу сочинить новую историю про любимых героев книги или мультфильма.
Основы для логического и математического развития закладываются у детей в период от года до пяти лет. Навыки решения проблем и логического мышления тесно связаны с развитием зрения, слуха и осязания.
Например, развитие математических способностей взаимосвязано с развитием музыкального слуха. Поэтому стимулировать развитие логических и математических способностей можно не только играя в специальные игры, конструкторы, но и занимаясь вместе с ребенком сортировкой различных по величине, форме и назначению предметов. А также прививая ему интерес к музыке.
В дошкольном возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов.
В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнавать назначение окружающих их вещей.
Помните, что ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения. Занятия и развлечения, спокойные и эмоционально насыщенные виды деятельности.
Лучше всего интеллект ребенка-дошкольника развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире.
Несомненно, помощь взрослых необходима маленькому человечку, в первые годы жизни именно родители являются для него проводниками и посредниками в его познавательной деятельности. Однако не следует чрезмерно увлекаться упражнениями для умственного развития ребенка. Заставляя его заниматься через силу, можно получить обратный результат и погасить в ребенке познавательный интерес. Гораздо эффективнее стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагая ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе.
Можно и нужно предлагать ребенку новые интересные занятия, поддерживать его живейший интерес ко всяким новым предметам и явлениям, но его предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Только к семи-восьми годам у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов.
Однако помните, что общение и игры со сверстниками являются для ребенка одним из основных источников знаний об окружающем мире. Поэтому умственное воспитание ребенка подразумевает сочетание ласкового, доброжелательного обращения с дисциплиной и определенными требованиями к поведению и образу действий ребенка. Так, приучение к соблюдению порядка породит аккуратность и дисциплинированность, регулярные физические упражнения – выносливость и волю, посильная помощь в домашних делах приучит к труду, доведение до конца игры или занятия – к усидчивости и упорству. Уход за младшими детьми или домашними животными научит малыша проявлять чуткость и тепло по отношению к окружающим.
К тому же развитие мышления у детей определяется объемом и характером информации, которую они получают. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пресыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке.
В этом возрасте, когда лингвистическое развитие идет быстро, дети особенно любят игру слов. Они в восторге от забавного интонирования и рифмования.
Развивайте у дошкольника чувство юмора, время для этого самое подходящее. Придумывание шуток – игра, развитие, общение.
Овладение занятиями взрослых детям особенно нравится. Как мама, как папа, я – взрослый. Любимая игра детей – подражание.
Обо всем понемногу должен знать ребенок в этом возрасте. И смотрите, в какой области интересы его «провисают» и, наоборот, где он «зависает», фиксируется.
Всеми силами дети стремятся к общению со взрослыми, искренне желая быть частью их жизни. И это здорово!
Отдельного разговора требуют одаренные дети. Их трудно чему-либо учить и совсем невозможно воспитывать. Они учатся на ходу, сами. Они смотрят далеко вперед, как бы поверх реалий. Усваивая все между делом, быстро и легко. Особенно в той области, где их развитие превалирует.
Date: 2016-02-19; view: 354; Нарушение авторских прав
Источник
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.
Этапы интеллектуального развития ребенка
С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.
Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:
- Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
- Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
- Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.
Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.
Эмоциональное, речевое и логическое развитие
Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:
- Эмоциональное;
- Логическое;
- Речевое.
С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.
Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.
В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.
Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?
Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.
Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.
Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.
Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.
Источник