Как способствовать развитию речи ребенка развивающими играми

Лариса Максимова
Игры, помогающие развивать речь ребёнка
Основной деятельностью малыша в дошкольном детстве является игра. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, развивается, учится общаться. Родители покупают малышу много разнообразных игрушек. Желательно, что бы большую часть всего ассортимента занимали игрушки развивающего характера: пирамиды из разного количества колец, матрёшки, доски с вкладышами разнообразной формы, кубики с разрезными картинками, лото, парные картинки, детские домино, игры на шнуровку, мозаики кнопочные и магнитные и многое другое. Этот игровой материал можно использовать с ещё большей пользой. Вот несколько игр, которые помогут развить речь ребёнка.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Игра способствует уточнению понимания ребёнком рода имён существительных и сочетания их с притяжательными местоимениями.
Взрослый показывает ребёнку игрушку и спрашивает: «Это чей самолёт?»
Ребёнок отвечает: «Мой самолёт» и т. д.
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Самолёт Неваляшка Лото Карандаши
Вертолёт Матрёшка Домино Кубики
Волчок Машина Картинки
Мишка Пирамида Весы
Зайка Мозаика Часы
Можно поиграть с одеждой, одевая малыша на прогулку:
Шарф Кофта Пальто Сапоги
Свитер Шапка Варежки
Рубашка Брюки
КурткаНоски
Игра «Один – много»
Тренируемся в образовании множественного числа имён существительных.
В эту игру интересно играть, перекидывая мяч.
Мяч — …мячи; пирамида — …пирамиды; кубик — …кубики и т. д.
Игра «Назови ласково»
Тренируемся в образовании имён существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Мяч — …мячик; самолёт — …самолётик; кукла — …куколка и т. д.
Можно поиграть с одеждой: шапка — … шапочка, шуба — … шубка, сапоги — … сапожки и т. д.
С посудой: тарелка — …тарелочка, чашка — …чашечка и т. д.
С мебелью: стул — …стульчик, стол — …столик, шкаф — …шкафчик и т. д.
Можно рассмотреть свои части тела и назвать их ласково: руки — …ручки, ноги — …ножки, нос — …носик, палец — …пальчик и т. д.
Вещи личной гигиены: мочалка – мочалочка; мыло – мыльце; зеркало – зеркальце; расчёска – расчёсочка; полотенце – полотенчико; лента – ленточка…
Игра «Чудесный мешочек» или «Что в сумочке?»
Для игры нужна непрозрачная сумочка и набор мелких игрушек. Малыш закрывает глазки, достаёт игрушку, ощупывая её пальчиками, и отгадывает, какая игрушка у него в руках. Затем можно назвать игрушку ласково.
Игра «Из чего сделано?»
Взрослый сравнивает игрушки и говорит, что мяч сделан из резины, значит, он резиновый. Матрёшку сделали из дерева, значит, она деревянная. Так постепенно ребёнок научится различать материал, из которого изготовлены игрушки, а затем научится образовывать относительные прилагательные: пластмассовый, картонный, железный и т. д.
Игра «Чего не стало?»
Учимся образовывать родительный падеж имён существительных.
Для игры понадобится несколько игрушек. Ребёнку предлагается запомнить их. Он закрывает глазки. Взрослый прячет одну – две игрушки, спрашивает «Чего не стало?»
Малыш отвечает «Нет машины, куклы» и т. д.
Можно поиграть с картинками и другими предметами.
Игра «Найди лишнее»
Развиваем логическое мышление, речь.
Взрослый выкладывает четыре предмета, спрашивает «Что лишнее и почему?» Например: Кукла – мишка — зайка – машина.
Дудочка – мяч- барабан – гармошка и т. д.
Рекомендуется выучить с ребёнком стихи А. Барто из цикла «Игрушки».
Ещё любят дети отгадывать загадки об игрушках:
Одноногий Ивашка – Из ладоней в ладони лечу –
Расписная рубашка! Смирно лежать не хочу!
Петь, плясать — мастак, (Мяч)
А стоять никак! Вот упрямый человек –
(Волчок) Не заставишь лечь вовек.
(Неваляшка)
Можно научить детей составлять загадки в форме описательных рассказов: «Круглый, разноцветный, резиновый, высоко прыгает. Что это?» и т. д.
Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их,задайте по содержанию несколько вопросов ребёнку. Читайте небольшие рассказы, сказки, такие как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Побуждайте ребёнка помогать вам рассказывать сказку, приговаривая «… бабка за дедку, дедка за репку…»
Читайте и перечитывайте малышу его любимые стихи и сказки.
Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигайте в нём желание поговорить о том, что он видел, узнал и испытал.
Всё это поможет вам развить устную речь ребёнка, которая является необходимой предпосылкой умения читать и писать.
Источник
Бактыгуль Имангазиева
Речевые игры как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,становления и развития всех сторон речи.
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулам развития речи детей.
Толковое, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.
В начале года было проведено анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка«. Результаты анкетирования дали возможность выявить степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем. (Приложение 1)
Таким образом, тема проекта актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
Именно поэтому, целью данного проекта является определение роли игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:
Для воспитателей:
1. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей развитию речи у детей дошкольного возраста.
2. Разработать перспективный план работы
3 Создать предметно-развивающую среду.
Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
5. Взаимодействовать с родителями по приобщению детей к развивающим играм.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию речи.
Для родителей
Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи детей, через развивающие игры.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка.
Методы и приемы:
— Игровой метод (дидактические игры).
— Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
— Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года жизни происходят большие изменения в развитии речи детей. Словарь детей значительно обогащается. Сама речь становится более сложной, ребенок начинает пользоваться всеми частями речи, говорить длинными фразами, употребляя предложения. Ввиду того, что речевой аппарат еще не совершенен, ему трудно произносить такие звуки, как «ш», «щ», «ч», «р», «ж».
Речь становится осмысленной, но построение фраз часто бывает неправильным. В речи появляется много слов, которые дети сами изобретают. Например: лопатку называют «копаткой», мороженное «можужу» и т. д.
Дети очень любят слушать коротенькие стихи с простой рифмой про то, что им близко и понятно. Например, когда идет дождь, можно рассказать стишок про дождь, при виде птичек – стишок про птичек и т. д.
Развитию речи способствуют игры, в которых много поводов для разговоров с взрослыми и другими детьми. Такие игры как пальчиковые, подвижные, речевые, лото, разрезные картинки, строительный материал, игры с чудесным мешочком и т. д. Например, в мешке находятся разные предметы и игрушки, которые могут вызвать воспоминания. Хорошо вспомнить о прошлом и говорить, о будущем, связывая настоящее с прошлым и будущим. Например, наблюдая за падающими осенними листьями и голыми деревьями, вспомнить лето, говоря при этом: «А помните, как летом было много зеленых листочков на этом дереве?» или «Помните, здесь была клумба с цветами?», говоря о будущем, рассказать, как малыш будет играть зимой.
Дети 2-3 лет не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).
В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат. Например, «Подуй на снежинку», «Подул ветерок».
Младшая группа
К концу года ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи: говорит своё имя, фамилию и отчество; знает имена родственников и друзей; воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию; говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные. Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д. Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др. Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит. Повторяет услышанное. Пересказывает мультфильм или сказку. Говорит не только громко, но и тихо. В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний. Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.
Средняя группа
К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:
способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
в данном возрасте умете связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.
Старший дошкольный возраст
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.
Педагоги
-Разработанная система помогает повысить уровень развития речи у детей дошкольного возраста через развивающие игры.
-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком
-Стремление взаимодействовать с родителями
Продукт проекта:
• Картотека развивающих игр.
• Картотека консультаций для родителей.
• Перспективный план работы.
• Обновление развивающей среды.
• Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию речи у дошкольников.
Источник
ОЛЬГА СУЛТАНОВА
Развиваем речь детей. Игровой тренинг для родителей детей шести лет.
Развиваем речь детей.
Игровой тренинг для родителей детей шести лет.
1. Выступление учителя – логопеда.
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы!
В течение учебного года мы работали с детьми над развитием их речи, занимались коррекцией звукопроизношения.
Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы вы также в этом активно участвовали. Потому, что ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог. Но намного глубже дети впитывают то, что окружает их в семье. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.
Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё не освоил.
Почему важно развивать речь детей?
Потому что речь, по сути, — основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (и педагоги, и родители, должны, прежде всего, научить их думать. А развивая человека ребёнка, мы, тем самым, развиваем и его мышление.
Что включает в себя работа по развитию речи?
Я приготовила для вас шпаргалки, чтобы Вы могли конкретно увидеть, как можно, и нужно, развивать речь детей.
Направления в развитии речи детей:
• Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика.
• Развитие фонематического слуха.
• Развитие внимания (зрительного, слухового).
• Развитие памяти.
• Развитие моторики (прежде всего мелкой моторики).
• Формирование навыков связной речи.
• Развитие мышления.
Именно в этих направлениях мы работаем в детском саду, и надеемся на Вашу «домашнюю» поддержку.
Сегодняшняя наша встреча пройдёт под девизом:
Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню.
Сделай со мной — и я научусь.
Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.
Коррекция звукопроизношения.
Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение.
Представьте, что Вы не можете поднимать язык к верхним зубам и удерживать его там. Теперь попробуйте произнести слова «белка», «каша» — звуки [Л], [Ш] исчезли. И пока Вы не научитесь не просто поднимать язык наверх, но и удерживать его там, Вы не овладеете звуками [Л] и [Ш].
Поэтому артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.
Развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.
Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие — либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.
Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кощка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.
Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.
Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три — четыре слова, в которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Дидактическая игра «Подумай, не торопись»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, л).
— Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр» (грач).
— Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний [а] (кошка).
— Назови предмет в комнате с заданным звуком (Что заканчивается на «А»;
что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т. д.).
Дидактическая игра «Кружок»
Записать слово не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нарисовать (МАК – 000). Количество звуков и букв в словах должно совпадать. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три – [к — о — н’]. Подобные слова лучше исключить.
Развитие внимания
Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта. Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений, нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.
Следующие игры направлены на совершенствование именно этих способностей.
Дидактическая игра «Послушай и повтори»
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.).
Дидактическая игра «Четыре стихии»
Вариант 1: Играющие стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» -вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Вариант 2: Игра усложняется тем, что водящий говорит одну команду, а выполняет другую. Игроки должны выполнять ту команду, которую водящий произносит.
Дидактическая игра «Пожалуйста»
Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста». Если взрослый не скажет «пожалуйста», заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
— Встаньте, пожалуйста.
— Поднимите руки.
— Наклоните голову, пожалуйста.
— Попрыгайте на правой ноге.
— А теперь на левой, пожалуйста.
— Садитесь.
— Сядьте, пожалуйста.
Дидактическая игра «Сыщики»
Ребенка просят посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на какой – либо звук, все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы и т. д.
Развитие памяти.
Говоря о развитии внимания, нельзя не сказать о развитии памяти. Эти процессы настолько взаимосвязаны, что одно без другого просто не существует. Почему невнимательный человек всё забывает? Потому что он просто не умеет запоминать, не может это делать в силу того, что внимание у него не развито.
Дидактическая игра «Запомни»
На столе лежат 5-7 предметов (картинок). Ребёнок рассматривает их в течение 10 секунд. Отвернувшись или закрыв глаза, он должен назвать предметы (картинки) в заданной последовательности.
Варианты:
— предметы (картинки) поменяли местами, надо восстановить прежний порядок;
— «картинка спряталась» – определить, какая исчезла;
— «картинка появилась» – определить, какая «пришла в гости».
Дидактическая игра «Хитрый предмет»
Предложить детям рассмотреть до 10 предметов, предупредив, что будут заданы про эти предметы разные вопросы. Дети должны ответить на произвольные вопросы о рассмотренных ими предметах.
Например: сумка, стакан, салфетка, ложка, мяч, карандаши (2-3, ручка, книга.
Вопросы: Что сделано из стекла? Какого размера ложка? Сколько карандашей? Есть ли колпачок на ручке? Что сделано из резины? Какого цвета сумка? Книга была раскрыта или закрыта?
Развитие мелкой моторики.
Развитие речи очень тесно связано с развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – движения пальцев рук.
Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение (моторику, находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Та часть моторного центра, которая непосредственно соседствует с речевым, отвечает за развитие мелкой моторики, поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей.
Если ребёнок без особых затруднений выполняет различные движения пальчиками, то и речевое развитие у него тоже в норме. И, наоборот, у ребёнка с речевыми трудностями мелкая моторика развита недостаточно.
Как в домашних условиях развивать мелкую моторику?Предложите ребёнку:
• Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки).
• Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы.
• Пальчиковые игры и упражнения.
• Массаж кистей и пальцев рук.
Я хочу показать Вам массаж кистей и пальцев рук и упражнения для пальчиков.
Массаж кистей и пальцев рук.
Растирание ладони
«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим —
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев
«Кулачки» — Руку сжать в кулак, разжать (5 раз)
Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём.
«Зажигалка» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец, растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки, покручиваем влево — вправо по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Болтушка» — Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу.
Упражнения для пальчиков.
1. «В кулачок» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
2. «Из кулачка» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху, а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
3. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика» (выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
4. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
5. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
6. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
7. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
8. «Пианино» — поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.
h3]Формирование навыков связной речи. [/h3]
Я уже упоминала о том, что речь – это реальный показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи.
Связная речь-это смысловое развернутое высказывание.
Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.
Как Вы можете помочь своему ребёнку?
• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
• Читайте художественные произведения.
• Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.
• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
Развитие мышления.
Уровень развития речи определяет уровень развития мышления. А уровень развития мышления определяет уровень развития речи. То есть речь и мышление – это две самостоятельные области, тесно связанные, но, при этом, требующие отдельного внимания. Поэтому нельзя ограничиваться развитием мышления только в рамках развития речи.
Сейчас очень много материала (в магазине, в интернете, который необходимо использовать в домашних занятиях с ребёнком. Кроме «печатных» заданий (в книге, на компьютере, есть игры, не требующие подготовки. Их можно проводить между делом.
Дидактическая игра «Что чем будет?»
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, чем будут (желудь, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день).
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Заключение.
В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, педагогам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Успехов Вам и терпения!
2. Буклет – шпаргалка для родителей
Анкета для родителей
Спасибо за сотрудничество!
Анкету подготовила учитель – логопед О. И. Султанова
Источник