Как самостоятельно заниматься развитием ребенка если нет детского сада

Как самостоятельно заниматься развитием ребенка если нет детского сада thumbnail

Порой «домашнее воспитание» продиктовано суровой необходимостью: состоянием здоровья малыша или отсутствием мест в детском саду; а порой — исключительно «идеологическими» соображениями. Но, чем бы ни было вызвано такое решение, ситуации, в которых оказываются «домашние» дети и их родители, примерно одинаковые. Итак, решено: ваш ребенок в сад не пойдет. Стало быть, вам придется общаться с ним 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Конечно, при наличии няни или бабушки ситуация выглядит не так серьезно, но ведь и им, и мамам, сидящим с детьми, самостоятельно придется задаваться одними и теми же вопросами. Мы попробуем ответить на самые распространенные из них.

Где искать друзей?

Ребенку, безусловно, нужно общение со сверстниками. В садике он его получит так или иначе, а вот дома надо что-то придумывать. Прежде всего, маме следует знать, что активная коммуникация ребенка с другими детьми начинается ближе к трем годам. Возможно, позже, но никак не раньше. Первым и главным кругом общения для ребенка станут ваши друзья, у которых есть дети. Компания, скорее всего, окажется разновозрастной, но это и к лучшему: младшие тянутся за старшими и в результате не только быстрее осваивают многие навыки, но и учатся быть более компромиссными и гибкими.

Второй важный круг общения — детская площадка. Родители здесь объединены исключительно по территориальному признаку, и детки могут встретиться всякие, как и в группе детского сада. Отлично! Именно в этой разнородной «песочнице» ребенок научится разрешать конфликты и преодолевать сложные моменты в общении. На детской площадке малыш получает бесценный опыт самого различного свойства: от совместной лепки куличиков до умения отстаивать собственные интересы и защиты более слабых.

Третий круг — различные кружки и детские развивающие центры. Тут ребенок уже сам находит себе друзей с такими же, как у него, интересами, и решает, с кем сидеть за одной партой и гулять после занятий. Важный момент, который стоит учитывать в выборе развивающих студий для малыша, — будущее поступление в школу (если вы, конечно, не собираетесь обучать ребенка на дому). Довольно часто домашние дети чувствуют себя неуютно среди первоклашек, пришедших в школу из одной группы детского сада и хорошо знакомых между собой. Дискомфорт, правда, обычно длится не больше пары недель — дети очень контактны и легко заводят новые знакомства, — но лучше постараться его избежать. Проблема решается просто — ребенок идет заниматься на подготовительные курсы к школе и там заранее знакомится с будущими одноклассниками.

Как найти время на себя?

Каждому знакома ситуация: родители мечтают о пятиминутке тишины и покоя, а ребенок ноет, требуя уделить ему внимание — поиграть или просто поговорить. Это случается сплошь и рядом, даже когда дети ходят в сад, а уж если они сидят дома, такие требования носят практически круглосуточный характер. Проблему необходимо научиться разрешать ко взаимному удовольствию, иначе родителям (бабушкам и даже няням) грозит быстрое и почти необратимое умопомешательство. Ключевые слова здесь — совместная деятельность. Даже младенец, пока мама моет посуду, может стучать ложкой по кастрюле или перебирать безопасные пластиковые стаканы. А уж для трехлетки найдется масса дел, которые могут действительно оказаться подспорьем матери.

Договоритесь с ребенком, что, если вы заняты каким-то делом, он помогает вам поскорее с ним справиться, а потом вы вместе читаете или играете в машинки с куклами. Впрочем, если вам просто хочется поваляться на диване с журналом, с чадом тоже можно договориться: вы ему книжку с большими картинками или задание нарисовать кита в море, а он вам — 20 минут вожделенного покоя. При этом, конечно, надо попытаться максимально обезопасить квартиру: острые, режущие, колючие и прочие опасные для детского здоровья предметы не должны находиться в зоне досягаемости малыша.

Отдельная проблема — телефонные разговоры. Практика показывает, что, как только мама берет в руки трубку и звонит подруге, она немедленно становится необходима малышу. И он не успокоится до тех пор, пока не прервет разговор. Выход есть! Дети ведут себя так не из вредности, а из ревности (как это кто-то в телефоне может быть интересней, чем я) и из любопытства (о чем это мама с ним разговаривает?). Протяните малышу трубку, пусть он пару минут поговорит с вашими друзьями — этого, как правило, оказывается вполне достаточно, чтобы он потерял интерес к процессу. Чем спокойнее и адекватнее вы будете относиться к «приставаниям» наследника, тем проще договориться с ним о том, чтобы он выделил вам свободное время.

Как развивать ребенка? Что он должен знать к школе?

Как развивать?

Требования к уровню развития детей растут год от года, и переживания мам по поводу того, достаточно ли «образован» их малыш для своего возраста, постоянно повышают эту планку. Не поддавайтесь этой так называемой «родительской лихорадке». Исходить здесь нужно не из собственных представлений об идеальном и, естественно, гениальном малыше, не из того, что говорят умные люди в книжках и продвинутые мамы на детской площадке, а исключительно из потребностей и возможностей вашего ребенка. В сознании малыша любящая мама ни в коем случае не должна слиться с образом строгой и требовательной учительницы. Поэтому, если в процессе обучения чтению, счету или, например, рисованию у вас регулярно возникают конфликты из серии «Ну как же ты не понимаешь такую ерунду?! Немедленно сделай, как я говорю!», то раннее образование чада лучше передоверить профессионалам. Чем дольше ребенок будет думать, что учиться — это приятно, тем с наименьшими потерями он потом переживет школу.

В деле дошкольного образования очень кстати придутся всевозможные развивающие центры и кружки. Отдельное внимание обратите на те семейные и детские центры, которые предлагают совместные занятия родителей и детей. Это, кроме прочего, отличный способ проведения семейного досуга, да и ребенку полезно посмотреть на маму, у которой никак не получается вылепить мало-мальски похожую на настоящую лошадь. Именно в таких ситуациях доверие детей к родителям значительно возрастает и они хорошо понимают, что не уметь чего-то делать совсем не страшно. Ну и наконец, важным аргументом за развивающие центры является подготовка к школе (как в виде знакомства с будущими одноклассниками, так и в виде приобретения необходимых навыков). Постарайтесь выбрать занятия, где ребенок не только научится чтению, письму или счету, но и сможет постепенно, без стресса привыкнуть к школьному распорядку: домашним заданиям, урокам по расписанию.

Как не избаловать?

Распространенный страх, что «домашние» мальчики и девочки вырастут слишком изнеженными и неприспособленными к жизни на самом деле абсолютно беспочвенен. То, каким будет ребенок, зависит не от того, ходит ли он в садик, а от того, как ведут себя воспитывающие его взрослые. Если вы не будете трястись над каждой царапинкой, вмешиваться в его отношения с другими детьми и сломя голову выполнять каждую просьбу наследника, то никакой синдром «мимозы из ботанического сада» ему не грозит.

Теперь о дисциплине.

Сторонники детского сада в качестве главного козыря говорят о том, что там малыш живет по определенному расписанию и волей-неволей, но организуется. Дома же выстроить четкий распорядок дня якобы невозможно. Утверждение, согласитесь, крайне спорное. Если вы хорошо умеете организовывать собственное время, то и с самым непослушным ребенком справитесь. Менее ответственным мамам придется посложнее, но и тут особенных проблем не будет. На самом деле с «домашним» ребенком можно жить по любому расписанию, важно только, чтобы оно устраивало всех обитателей дома. Главное — соблюдать последовательность действий, а не точное время их выполнения.

Просто обозначьте себе определенный промежуток, в который нужно уложиться: пусть дневной сон у ребенка будет не в два, а «в районе двух», а в магазин будет нужно успеть «до десяти». Маленькие дети очень любят ритуализацию бытовой жизни, и этим можно воспользоваться. Например, если малыш плохо засыпает, придумайте предсонный ритуал и строго его выполняйте, не забывая про мелочи: любимая пижама или игрушка, определенное печенье, вечерний сок в одной и той же кружке и т. д. Подобным образом можно регламентировать что угодно: выход на прогулку, семейные обеды, домашние дела, игры и развивающие занятия. Воспитательницы, заставляющие «садовских» детей съесть весь суп без остатка и нервно загоняющие их на дневной сон, вряд ли таким образом сумеют повлиять на организованность малышей. А вот «домашняя» мама, применив капельку фантазии, добьется в этом деле если не больших, то уж точно не меньших успехов. Как, впрочем, и во всех аспектах «дошкольного» воспитания. Подводя итоги, можно с абсолютной уверенностью сказать, что в детсадовской системе нет ничего такого, чему нельзя было научить ребенка дома. Разве что мамам и папам «домашних детей» понадобится чуть больше терпения и выдержки, которых мы им искренне и желаем.

Надо знать

На данный момент в России нет единого государственного образовательного стандарта для детских садов. Существует специальное приложение к приказу Министерства образования под длинным названием «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях». Списка «Что должен уметь мой ребенок в возрасте *** лет», который страстно желают иметь многие родители, увы, нет. Текст документа состоит из множества рекомендаций воспитателям. Впрочем, из них сообразительный человек тоже может почерпнуть массу нужных родителю сведений.

К моменту окончания детского сада ребенок должен уметь:

  • Играть. Вместе с другими детьми и самостоятельно; признавать и соблюдать правила той или иной игры; фантазировать и придумывать игровые сюжеты
  • Социализироваться. Уметь работать в команде, строить отношения с другими детьми и самостоятельно разрешать несложные конфликты; знать правила поведения в общественном месте и уметь их соблюдать; знать основы безопасности
  • «Художничать». Различать цвета, вырезать ножницами заданные простые фигуры, рисовать карандашами, фломастерами и красками; творчески сотрудничать с другими детьми; понимать пропорции изображаемых предметов, выстраивать композицию рисунка
  • «Музицировать». Петь, играть на простых инструментах, танцевать, различать музыку по жанрам. Также ребенок должен иметь представление о том, что такое чувство ритма, слух и тембр голоса
  • Конструировать. Изучать простые геометрические формы, их использование в различных конструкциях; строить из кубиков и конструкторов по простейшим схемам; мастерить из природных материалов
  • Разговаривать. Уметь грамотно строить предложения, описывать ситуации, пересказывать истории, читать легкие (детские) стихи наизусть, понимать речь взрослых
  • Двигаться. Бегать, прыгать, играть в подвижные игры
  • Логически мыслить и считать. Различать простые предметы по качественным признакам: форме, цвету, величине, категориям (мебель, растения, еда); понимать количественные характеристики: счет до 10, умение посчитать, на сколько частей разделили яблоки; развивать пространственные представления (верх-низ, лево-право, спереди-сзади); уметь двигаться в заданном направлении; определять время

Источник

Из журнала пользователя
Мария Тэн

2 декабря 2018, 13:53

Думается мне что будучи в длительной командировке в России в сад мы пока не идём. Но как же программа обучения? Ведь сад это не только социализация, но и спланированная программа занятий, дающая знания и навыки для будущей школы. Как вы занимаетесь в связи с этим дома, если не ходите в сад? Какие есть покупные наборы или материалы, понятные системы обучения? Из наборов нашла только Школа семи гномов годовой курс. Но думаю этого не достаточно. Вряд ли там есть лепка, вырезание итд

Понятно что можно самим то тем, то этим заниматься. Но не будучи педагогом, можно многое упустить


Подпишись на канал baby.ru в

Рекомендованные посты

27 февраля 2014

ЖУРНАЛАдаптация ребенка в детском саду

Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги… Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть… Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы. П…

21 июня 2014

полезная инфаКак подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы ребёнок быстрее освоился в детском саду, меньше болел и ходил туда с хорошим настроением, не портя нервы ни себе, ни своим родителям, к посещению дошкольного учреждения его надо готовить загодя. Целенаправленно и постепенно, так как эту работу невозможно быстро проделать за неделю до начала посещений детского садика. Также не стоит пренебрегать подготовкой, даже если Ваш ребёнок бойкий, самостоятельный и общительный – лучше перестараться и не допустить психологической травмы на всю жизнь у родного дитя.Нахождение в коллективе сверстников тренирует и развивает следующие качества у ребёнка:внимание к окружающему миру;самостоятельность;взаимодействие с другими детьми.До начала посещения …

29 января 2017

ЖУРНАЛКак подготовить ребенка к детскому саду(статья)

Чтобы ребёнок быстрее освоился в детском саду, меньше болел и ходил туда с хорошим настроением, не портя нервы ни себе, ни своим родителям, к посещению дошкольного учреждения его надо готовить загодя. Целенаправленно и постепенно, так как эту работу невозможно быстро проделать за неделю до начала посещений детского садика. Также не стоит пренебрегать подготовкой, даже если Ваш ребёнок бойкий, самостоятельный и общительный – лучше перестараться и не допустить психологической травмы на всю жизнь у родного дитя. Нахождение в коллективе сверстников тренирует и развивает следующие качества у ребёнка: внимание к окружающему миру;
самостоятельность; взаимодействие с другими детьми.До начала пос…

Актуальные посты

Источник

Согласитесь, быть мамой тоже профессия. И, как показывает опыт старших поколений, эта профессия гораздо более ответственная, разноплановая, многозадачная, требующая не только любви, понимания, теплоты, но и самоорганизации, дисциплины и еще целого ряда личностных качеств. Можно сказать, что быть мамой – это непрерывный курс повышения квалификации. Противники теории «материнство и домохозяйство – это труд», наверняка скажут, что тогда в былые времена, покрытые пылью воспоминаний, женщина трудилась и в поле, и в доме, детей воспитывала и денег никаких не требовала. А сейчас для воспитания есть детский сад и развивающие занятия, в доме уйма помощников – начиная от подгузников, заканчивая стиральной машиной, в поле ходить не надо, чтобы поесть – добытый мужем мамонт лежит на банковской карточке. Так-то оно так и времена всегда одинаковые, с одной стороны. Но, с другой стороны, прогресс в одной сфере неминуемо ведет к регрессу в другой. Все есть у современной мамы, но труд от этого не легче, а подчас даже тяжелее. Урбанизированная среда, плохая экология, слабое здоровье, постоянный информационный шум и навязывание потребительского образа жизни в сочетании с разнообразными стрессами, включая послеродовую депрессию — беда мегаполисов, а дети – невиновные свидетели, несущие бремя своих отцов и матерей.

Возвращаясь к теме, поверьте, и в наше время быть мамой – это большая работа. Как перевести свой каждодневный труд, свою незаменимую и нужную работу в оплачиваемую занятость? Эти варианты рассчитаны на тех, кто может себе позволить не выходить на основную работу, поменять основной вид деятельности, у кого нет долговых обязательств и срочности в выходе на место занятости по трудовой книжке.

Итак, вы – мама! Желательно многодетная, но необязательно. Любите детей (хорошо бы не только своих), занимаетесь их развитием и образованием, немного владеете основами педагогики и психологии в теории, много – на практике, и полны решимости весь этот сумбур структурировать. Есть пара вариантов, как получать доход от воспитания детей в домашних условиях в формате детского сада.

Семейный детский сад

Удивительное дело, но оказывается, семейный детский сад финансируется государством. Фактически это подразделение детского сада, к которому прикреплен Ваш ребенок, где мама – воспитатель получает соответствующую категории зарплату. Если так совпало, что у мамы педагогическое образование – зарплата выше, если высшего педагогического нет – ниже.

Такая практика наиболее распространена в Москве, и вот выдержка из Постановления Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада»: 1.2. Семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей».

В Санкт-Петербурге эта деятельность регламентируется распоряжением Комитета по образованию от 30.05.2011 № 993-р «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности группы «Семейный детский сад».

То есть многодетная мама или мама, которая смогла найти еще детей для группы, может законно получать зарплату за свой материнский труд. При этом ее работа воспитателем должна быть по трудовой книжке, поэтому если вы хотите организовать семейный детский садик будучи в декрете – не получится, придется увольняться. Зачастую приходится и переучиваться, помимо увольнения. Здесь каждый решает сам, что у него в приоритете.

Как открыть семейный садик?

  1. Найти подходящий детский сад самостоятельно или позвонить в РОНО (а еще лучше написать) Вашего района. Открыть группу по закону можно в любом садике на Ваше усмотрение.
    Администрация района сама связывается с заведующей детского сада, но как показывает практика, лучше также самостоятельно пообщаться с заведующей заранее. Если в Уставе выбранного детского сада есть пункт про организацию семейной группы – это хорошее начало.
  2. Написать заявление на имя заведующей детского садика, который Вы выбрали, по стандартной форме: «Прошу Вас открыть (или принять) структурное подразделение детского сада № … для моих детей (Ф.И.О. детей, год рождения) и принять меня на работу в должности воспитателя». К заявлению прилагаете документы: копию паспорта, копии свидетельства о рождении детей, копию удостоверения многодетной семьи. Затем заведующая оформляет приказ на открытие семейной группы и дальше начинается самое интересное – необходимо пройти инспекцию роспотребназдора и пожарного наздора.
  3. Получить медицинскую книжку (и сдать все необходимые анализы) для себя и оформить медицинские карты на детей.
  4. Уволиться с предыдущего места работы.

Пройдя все бюрократические сети и препятствия надзорных служб, не потеряв желания и интереса, можно считать семейный детский сад отрытым! Компенсацию на питание детей, которое, конечно, должно соответствовать всем требованиям системы, будет перечислять детский сад. Готовить придется самим. В некоторых садах есть вариант – приходить за готовой едой в детский сад. Также будьте готовы предоставлять отчет, так как все-таки это часть государственного учреждения, которое работает по стандартам, но, по сути, лично у вас дома ничего не меняется.

Кроме того, с детьми можно ходить на физкультуру и бассейн, а также музыкальные занятия в тот садик, к которому прикрепилась Ваша семейная группа.

Все учебные пособия, методические указания, необходимую литературу обязан предоставить детский сад. К тому же, по закону он может отправить вас переучиваться. На практике происходит по-разному. Тем не менее, даже если вы организуете семейную группу только для своих детей, не имея высшего образования, – это приятный дополнительный доход за свои каждодневные обязанности.

Домашний детский сад

Эта схема организации детского сада не финансируется государством и не имеет под собой правовой основы. Однако в данный момент такой вид деятельности набирает все большие обороты. Открыть такой садик – не затратное дело при условии, что вы переоборудуете свою квартиру, либо у вас есть одна лишняя квартира, желательно трехкомнатная. В другом случае, придется арендовать. Так или иначе, одного наличия помещения и дикого желания создать детский сад на дому недостаточно. Необходимо легализовать деятельность и отношения с родителями будущих воспитанников. Придется оформить ООО или ИП. Однако советуют для начала не торопиться и попробовать первое время поработать без регистрации, возможно, у себя дома. Когда станет понятно, что процесс пошел и пошел успешно, можно оформить домашний детский сад в качестве организации отдыха детей, центра по уходу за детьми, центром раннего развития и т.д. И заключать договор с родителями. Главный минус такой формы организации страх родителей связан с отсутствием подчинения какому-то ведомству, ведь если возникнут какие-то проблемы, то организатора садика трудно привлечь к ответственности.

Многие путают домашний детский сад и частный. Для последнего требуется отдельное помещение, лицензирование, соответствие всем нормам, проверка различных служб, отчетность и другие сопутствующие обязательства.

Итак, если все-таки домашний сад — это ваша давняя мечта, призвание или целенаправленная смена деятельности, обратите внимание на следующие пункты.

  1. Помещение.

Как мы уже писали, необходимо отдельное помещение, желательно отдельная квартира. По нормам, на каждого ребенка должно приходиться не менее 6 кв. м. Помещение обязательно должно быть безопасным для детей, иметь отопление, воду и канализацию. Должна быть игровая комната, комната, где дети будут спать (у каждого ребенка должна быть своя кроватка, как и в семейном детском садике) и помещение, где они будут кушать. Неплохо иметь еще комнату для активных игр, занятий физкультурой, музыкой, танцами.

Часто приходится видеть, как появляются домашние садики в новостройках, где организаторы даже не удосуживаются сделать подходящий в квартире ремонт и переоборудовать квартиру под детский центр. Покупают стандартный набор детской мебели в Икее и не переклеивают даже обои, доставшиеся от базовой отделки. На это тоже стоит обратить внимание – если организатор детского садика экономит на таких вещах, как интерьер, то, какое будет качество образования?

  1. Персонал

Мама может быть как директором (учредителем) домашнего детского сада, так и педагогом. На первых порах, скорее всего, ей придется выполнять различные функции. Однако при средней загрузке садика от 6 – 10 человек рано или поздно придется нанимать дополнительный персонал: уборщицу, няню, воспитателя, повара. А по мере развития садика и дополнительных педагогов – психологов, преподавателей иностранного языка и других.

  1. Зачисление и оформление детей. Обычно в домашние сады ходит не больше 10 человек. Самый простой способ привлечь к себе детей – запустить «сарафанное радио», не забывая о таких средствах продвижения, как реклама и социальные сети, конечно.

Оформляется ребенок после заключения с родителями договора об оказании услуг. Документы стандартные: медицинская карта ребенка, свидетельство о рождении, паспортные данные родителей и т.д. Обязательно перед оформлением составьте на ребенка некое досье, где будет подробно в виде анкеты описаны характер ребенка, его предпочтения в игре, в еде, что он любит, чем нравится больше заниматься и тому подобное. Ведение такой базы облегчит в дальнейшем общение с детьми и позволит систематизировать занятия и найти индивидуальный подход к каждому члену группы. За что, в общем-то, родители и отдают немалые деньги.

  1. Оплата.

Если оплата будет происходить наличным путем, Вам понадобятся приходные кассовые ордера. При безналичной оплате – лицевой счет. Из чего состоит оплата пребывания детей в садике? Чтобы это понять, надо составить смету и посчитать расходы: аренда помещения, покупка расходных материалов для занятий и игрушек, питание, лекарства, оплата труда работников, налоги и 10% на непредвиденные расходы. Как правило, цена за 8-ми часовое пребывание в домашнем детском саду варьируется от 23 тыс. в месяц.

  1. Педагогический процесс.

Если у вас есть в наличии педагоги и воспитатели, с этим не возникнет проблем. Необходимо будет лишь приобрести методические и дидактические материалы, канцтовары для творческих занятий, развивающие игрушки, настольные игры, книги, спортивный инвентарь. Обучение может проходить по стандартам ФГОС, либо по индивидуальной программе, разработанной с методистом или педагогом. Многие домашние детские садики не хотят терять своих маленьких клиентов и тщательно прорабатывают программу развития, делают ее интересной и насыщенной, благодаря чему дети учатся писать и читать еще до школы. Нужно это или нет – другой вопрос.

  1. Питание.

На кухне должна быть вся необходимая бытовая техника. Питание должно быть сбалансировано, исключающее полуфабрикаты и другие вредные продукты. Желательно на каждого ребенка завести таблицу с предпочитаемыми продуктами и противопоказаниями, исходя из которой составляется меню, оптимальное для всех малышей.

Основной плюс домашнего детского сада – это собственная независимость, если мама-организатор. Полет для творчества, домашняя атмосфера и доход, который может при грамотном управлении только увеличиваться. Дети лучше адаптируются в домашних условиях, нет стресса от большого количества детей, а развитие происходит по индивидуальной программе.

Из минусов – отсутствие регламентированного законодательства, в отличие от стран Европы и США, где домашние детские садики пользуются большой популярностью и узаконены. Также к минусам можно отнести и большую ответственность, поскольку свои дети – это одно, а за чужих придется отвечать.

Так или иначе, детский сад – будь он семейный или домашний может стать основным видом деятельности для мамы. Вариант садика как бизнеса более энергозатратный, трудоемкий, но и более прибыльный. В то время как семейный детский сад с поддержкой государства может стать неплохим стартом, этакой ступенькой на пути к своей мечте.

Источник