Как самостоятельно оценить развитие ребенка

В качестве вступления к этой статье хочу рассказать вам историю из далекого прошлого, когда я, будучи беременной первым ребенком, проходила интернатуру в огромной многопрофильной больнице нашего города. Первые два месяца я работала в детском неврологическом отделении. Коллектив врачей был отличный: все доктора – опытные профессионалы. Наша клиника как областной центр собирала на себя больных деток со всей области, а это значит, что клинических случаев для обучения было предостаточно. Однако часто, наряду с историями очень тяжелых детских заболеваний, я вспоминаю одну ситуацию…
К врачу, по договоренности (нужно понимать, что шёл 1990 год, и тогда у родителей не было возможности обратиться за платной консультацией к опытному специалисту, на такой прием можно было попасть только по знакомству) пришли молодые родители со своим полуторамесячным малышом. В глазах их был страх, а в заключении поликлинического невропатолога стоял диагноз: «Гидроцефалия головного мозга».
На столе, за которым сидела врач, а рядом примостилась и я, лежал еще одетый малыш, а перед нами стояли его мама с папой. Это были необычайно высокие и крупные люди, мужчина под два метра, его жена чуть ниже. Доктор первым делом внимательно посмотрела на родителей и спросила у отца: «Скажите, какой у Вас размер головы?» Тот ответил: «Шестьдесят восьмой». «А у Вас?»- спросила она у мамы. «Шестьдесят четвертый». Нужно сказать, что одним из симптомов гидроцефалии головного мозга является как раз большой размер головы.
Потом моя наставница вновь взглянула на справку с диагнозом и произнесла потрясающую фразу: «Это у вашего невропатолога гидроцефалия головного мозга!»
Конечно, после этого она тщательно осмотрела малыша, но её уверенность в том, что он совершенно здоров, результаты осмотра только подтвердили. Для полноты картины нужно добавить, что к этому моменту у матери ребенка из-за пережитого стресса пропало грудное молоко…
Для меня же с того самого дня начала формироваться некая философия здоровья и болезни, главным постулатом которой является следующее утверждение:
«Нельзя делать выводы о патологии, основываясь лишь на отдельных симптомах. Нужно оценивать ребенка во всей полноте его конституциональных особенностей, навыков и проявлений».
И сейчас, когда мне задают вопрос: «Что делать? Мой семимесячный малыш не встаёт уверенно на ножки, врач нам назначил лекарства!», я спрашиваю: «А что умеет делать Ваш малыш?» И оказывается, что он легко переворачивается со спины на живот, стоит на четвереньках, садится, произносит много разных звуков, улыбается и смеётся и т.д. И зачем, скажите мне на милость, лечить такого ребенка?
Через двадцать лет после описанного мною случая я встретила детского невролога, который смог объяснить мне тот факт, что современные детские неврологи часто страдают «гипердиагностикой». «Понимаешь, – сказал он, – нас всё время учили тщательно высматривать у ребенка патологические симптомы и, по возможности, их лечить. Никто не научил нас пониманию того, как мы можем помочь родителям вырастить здоровых детей!» Именно с этим доктором, Олегом Николаевичем Складневым, в свое время мы подготовили для нашего сайта видеоматериал о психомоторном развитии ребенка. С тех пор прошло два года, и теперь я понимаю, что эту информацию нужно дополнять.
Идея наша проста: чем больше родители будут знать о развитии ребенка (какими навыками и в какие сроки он должен овладевать), тем проще им будет делить ответственность с врачами за то, как растить и развивать своего малыша.
Мы решили предоставить родителям более структурированный, а значит, и более удобный для использования материал. Мы хотим рассказать не только о моторном развитии малышей, но и о развитии восприятия и игры, речи и её понимания, о социальном развитии.
За основу в подготовке данного материала мы взяли «Мюнхенскую функциональную диагностику развития», составители которой во всем мире признаны главными экспертами в вопросах диагностики развития ребенка.
Мы надеемся, что с помощью наших тезисов вы сможете провести самостоятельные объективные «домашние исследования», а процесс наблюдения за ростом собственного чада и общение с ним доставят вам радость. Однако мы настаиваем, что проведение таких самостоятельных осмотров не заменяет консультаций детского невролога.
Условия оценки развития ребенка до года.
Чтобы самостоятельного оценить развитие ребенка до года и получить надежные и объективные данные, большое значение имеет поведение новорожденного во время наблюдения и условия, при которых оно осуществляется. Поэтому для начала важно учесть следующие моменты…
Во-первых, ваш младенец не должен спать. Сонливость, усталость, а также крик или голод могут повлиять на результаты. Оптимальное время для наблюдений – через один-два часа после кормления, когда существует большая вероятность, что ребенок сыт, бодр и сконцентрирован. Раздетого новорожденного кладут на живот или спину, обращая при этом особое внимание на симметрию туловища и конечностей, а также на положение головы по средней линии.
Во-вторых, следует организовать спокойную, ничем не нарушаемую атмосферу. Объективно оценить поведение ребенка могут помешать громкие звуки, входящие и выходящие люди. Нужно также подумать о комфортном для младенца освещении и обогреве и выделить на наблюдение достаточное количество времени, чтобы не спешить. Лучше всего расположиться в тихом, по возможности равномерно обогреваемом помещении с температурой ~ 27-30 °С. В качестве подстилки подойдет нежесткий матрац (пенорезина) толщиной около 2 см.
В-третьих, мама (или другой наблюдатель) должна быть спокойна, уравновешена, нетороплива в движениях, руки должны быть теплыми.
Развитие ребенка до года по месяцам. Календарь развития ребенка.
- Если вы учли все эти условия, то можно приступать к оценке развития ребенка:
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 1 месяц?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 3 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 4 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 5 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 6 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 7 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 8 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 9 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 10 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 11 месяцев?
Источник
Наблюдая за своим малышом дома, вы получите объективные результаты, если будете соблюдать определенные условия. Подробнее о них читайте в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Развитие ребенка в 12 месяцев. Положение «лежа на животе»
Положите малыша на живот, а сами отойдите. Побуждать ребенка к ползанью в возрасте 1 года уже не нужно. Он сам охотно ползает на четвереньках и уверенно удерживает равновесие. Иногда, например, при преодолении дверного порога или другого препятствия, можно наблюдать у малыша так называемую «медвежью походку», когда он двигается вперед на руках и ногах.
Развитие ребенка в 12 месяцев. Реакции и навыки
Посадите малыша на просторную ровную поверхность и медленно поднимите до угла 45° от нее сначала одну его ножку, а затем обе. Как и в возрасте 11 месяцев, двенадцатимесячный ребенок наклоняет туловище, вытягивает руки вперед и уверенно балансирует, не падая. Если его наклоняют в сторону или слишком быстро назад, то он немедленно опирается вытянутой рукой в соответствующем направлении.
Расположитесь вместе с ребенком на полу рядом со стулом, манежем или диваном. Покажите ему привлекательную игрушку, тем самым побуждая встать. К концу первого года жизни ребенок уже свободно ходит вдоль мебели в обе стороны.
Теперь возьмите стоящего малыша за одну ручку и попробуйте вместе с ним сделать несколько шагов вперед. В 12 месяцев ребенок справится с этим заданием, хотя шаги его еще будут робкими и широкими.
Посадите вашего младенца и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Как и у одиннадцатимесячных деток, развитие ребенка 12 месяцев проявляется в хорошо развитом «щипцовом захвате». Малыш захватывает и удерживает маленький предмет подушечками согнутого указательного и противопоставленного большого пальцев. До соприкосновения с предметом он раскрывает пальчики ровно на столько, насколько требуют этого его размер и форма. Этим навыком должны владеть обе ручки.
Сядьте за пустой стол и посадите ребенка к себе на колени. Поставьте на стол перед малышом машинку с веревочкой так, чтобы он мог дотянуться только до веревочки, а достать машинку не позволяло расстояние. Чтобы привлечь его внимание, покатайте машинку, но не показывайте, что можно тянуть за веревочку. Ребенок должен сообразить и сам взять ее. Он будет смотреть на машинку, тянуть за веревочку и следить взглядом за тем, как игрушка приближается.
Для следующего задания заранее приготовьте небольшую пустую коробочку и маленькие кружочки диаметром около 25 мм. Выберите момент, когда ваш малыш не будет занят своими игрушками, и покажите ему, как вы эти кружочки по одному бросаете в коробочку. Затем дайте кружочек ребенку, подставьте коробочку и попросите сделать то же, что делали вы. Младенец в 12 месяцев хватает кружочек щипцовым захватом (читайте выше), подносит его к отверстию коробки и опускает (роняет). Если малыш не сразу смог выполнить это задание, попробуйте еще и еще раз.
Развитие ребенка в 12 месяцев. Взаимодействие с внешним миром
Так же, как и в 11 месяцев, двенадцатимесячный ребенок начинает осмысленно произносить слоги, удвоенные слоги или другие звуковые выражение для обозначения знакомых ситуаций, объектов или лиц. Например, «бррр» – это у него машинка, «ба-ба» – мяч, «ата» – ситуация одевания и ухода и т.д. Однако эти первые «слова», как правило, распространяются еще на широкий круг явлений и понятий. Ребенок использует, например, обозначение «вав-вав» не только для собаки, но и для любого четвероного зверя, «бррр» – не только для машины, но и для любого автомобиля, издающего шум, или «па-па» – для любого мужчины.
Попросите малыша принести вам любой, знакомый ему предмет. Например: «Принеси мне мяч!» Но не показывайте при этом на игрушку. Он поползет или пойдет к нужному предмету, возьмет его в ручку и протянет вам.
Вообще обратите внимание на то, что детки в 12 месяцев реагируют на просьбы и подают предметы близким людям.
Источник
Вы решили начать или продолжить самостоятельные наблюдения за своим малышом? Напоминаем, что на результаты могут сильно повлиять условия, при которых эти наблюдения проводятся. Чтобы объективно оценить развитие ребенка в 5 месяцев, свои исследования лучше проводить в определенное время, в определенном месте, с учетом определенных деталей. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Развитие ребенка в 5 месяцев. Положение «лежа на животе»
Положите малыша на животик. Развитие ребенка в 5 месяцев ярко выражается в том, что он отказывается от опоры на предплечья и предпочитает, лежа, качаться на животе. При этом его головка, грудь и ручки (как правило, согнутые со слегка приоткрытыми ладонями) поднимаются вверх, а ножки симметрично выполняют толкательно-разгибательные движения. Заметим, что у некоторых малышей такую реакцию можно наблюдать в течение совсем короткого промежутка времени (всего 2-3 недели).
Покажите лежащему на животе ребенку какую-нибудь красивую игрушку, подержите ее на уровне его глаз, а потом переместите по наклонно идущей линии вверх и назад, за головку к спинке ребенка. Такой эксперимент часто приводит к пассивному опрокидыванию малыша на спину, так как, пытаясь уследить за игрушкой, он повернет голову и может потерять равновесие.
Развитие ребенка в 5 месяцев. Реакции и навыки.
Положите малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему поднимать и удерживать головку на уровне позвоночника (при подъеме голова не опрокидывается, а всегда находится на одной линии с позвоночником).
Посадите малыша спиной к себе (так удобней наблюдать реакцию), удерживая за слегка отведенные плечи, и осторожно наклоните его туловище сначала в правую, а потом в левую сторону до угла 45 градусов к подстилке. И в положении «сидя», и при выполнении наклонов в стороны голова ребенка в 5 месяцев удерживается вертикально, т. е. он держит ее прямо. А вот боковой опоры на руки при наклонах в этом возрасте, как правило, еще не наблюдается.
Поставьте малыша на ноги, слегка поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 5 месяцев отразится в заметном, по сравнению с предыдущими месяцами, выпрямлении ножек, хотя вес тела на всю поверхность стопы все еще не распределяется – малыш пока опирается только на кончики пальцев. Руки его в этот момент слегка согнуты, ладони полураскрыты или открыты полностью.
Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет проверить освоение первой ступени координации глаз-рука. Для этого положите малыша на спину. Возьмите какую-нибудь погремушку (лучше красного цвета, диаметром не менее 5 см) и какое-то время спокойно подержите ее на расстоянии 25 см от его лица. Ребенок должен целенаправленно потянуться к игрушке (как правило, рывком и еще преимущественно двумя руками) и коснуться ее открытыми ладонями.
Развитие ребенка в 5 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.
Следующую реакцию нужно проверять в абсолютной тишине. Выберите для этого подходящее место и время. В комнате не должно быть других людей, кроме того, постарайтесь убрать из поля зрения малыша предметы, способные отвлечь его внимание. Положите ребенка на спину, а сами встаньте у него в голове. Подождите, когда он успокоится, перестанет двигаться, и пошуршите бумагой у правого уха малыша, но так, чтобы он не мог этого видеть. Затем пошуршите у его левого уха. Ребенок в 5 месяцев поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит шуршание, и ищет глазами источник звука. Такая реакция должна наблюдаться с обеих сторон. Если что-то не получилось, повторите эксперимент несколько раз.
Развитие ребенка в 5 месяцев. Речевые навыки и общение.
Прислушайтесь к звукам, которые издает ваш малыш, в периоды, когда он хорошо себя чувствует, находится в приподнятом настроении и предоставлен сам себе. Развитие ребенка в 5 месяцев характеризуется повторением одних и тех же слогосочетаний, то есть малыш «общается», последовательно присоединяя одни и те же слоги, например: «ге-ге-ге», «мем-мем-мем», «дай-дай-дай», «да-да-да» и т.д. Иногда некоторые слоги он произносит под ударением, благодаря чему появляется ритмический рисунок.
Как и в 4 месяца, характерной особенностью развития ребенка в 5 месяцев является умение смеяться в голос. Смех может сопровождаться оживленными движениями, выражающими радость. Если вы хотите проверить эту реакцию, наклонитесь над раздетым малышом, поговорите с ним, позаигрывайте, пощекотите его.
Продолжение: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 6 месяцев?
Источник
В этой статье мы расскажем о том, как самостоятельно оцениить развитие ребенка в 4 месяца. Но не забывайте, что на объективность домашних наблюдений влияют условия их проведения.
Поэтому, если Вы решили самостоятельно оценить развитие ребенка четырехмесячного возраста, заранее продумайте несколько важных моментов, подробно рассмотренных в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Развитие ребенка в 4 месяца. Положение «лежа на животе»
Положите вашего раздетого малыша на живот. Для развития ребенка в 4 месяца характерна уверенная опора на предплечья. Теперь угол между плечами и предплечьями должен быть больше 90°, а расстояние между самими предплечьями по сравнению с 3 месяцами увеличивается. Ладони четырехмесячный малыш оставляет полуоткрытыми и способен удерживать голову вертикально более одной минуты.
Развитие ребенка в 4 месяца. Реакции и навыки.
Вложите в руки лежащего на спине малыша свои большие пальцы, остальными пальцами обхватите его кисти и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему, по крайней мере, в начале движения удерживать голову на одной линии с телом (голова поднимается вместе с телом). Через несколько секунд голова может опуститься назад. Согнутые ножки в момент подтягивания также рефлекторно приподнимаются на несколько сантиметров над подстилкой. Ручки же могут находиться в положении от слабо вытянутых до слегка согнутых.
Возьмите малыша обеими руками под мышки, можно лицом к себе (поддерживать головку большими пальцами уже не обязательно), и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность.
Обязательно следите за тем, чтобы не нажимать кончиками пальцев, в том числе и кончиком большого пальца, на различные группы мышц тела малыша. Особенность развития ребенка в 4 месяца выражается в согнутых ножках, как будто он не может стоять. Возможно, вы будете наблюдать у своего малыша легкое выпрямление в коленках и голеностопном суставе и кратковременную опору на кончики пальцев ног, но вес тела он еще удерживать не сможет. А вот голову при этом ребенок уже уверенно фиксирует в среднем положении, ручки его с приоткрытыми ладонями согнуты.
Положите малыша на спину и какое-то время просто понаблюдайте за ним со стороны. В данном случае развитие ребенка в 4 месяца определяется по движениям рук и состоянию ладоней – они должны быть большую часть времени полураскрытыми. Малыш может легко вкладывать их одна в другую и «играть» так минимум 3 секунды. Кроме того, в этом возрасте младенец умеет подносить свои ручки к лицу, он с интересом наблюдает за ними, воспринимая их как движущиеся «предметы». Обратите внимание также на то, что ручки должны взаимно прикасаться на средней линии.
Развитие ребенка в 4 месяца требует проверки координации рука-рот. Покажите лежащему на спине малышу деревянный шарик (диаметром 28 мм) и вложите его в руку. Четырехмесячный ребенок подносит шарик ко рту и начинает активно «изучать» его губами и языком.
Это задание малыш должен уметь выполнять обеими руками. Если у него что-то не получилось, можно несколько раз дотронуться ручкой ребенка до его рта.
Развитие ребенка в 4 месяца. Взаимодействие с внешним миром.
Дайте ребенку в руку погремушку или кубик (длина стороны 3 см) и понаблюдайте, что он станет с ней (или с ним) делать. Развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет держать предмет, рассматривать его, крутить или поворачивать. Если малыш сразу же уронил игрушку, дайте ему ее еще раз.
Развитие ребенка в 4 месяца. Речевые навыки и общение.
Прислушайтесь к «высказываниям» своего малыша в моменты бодрствования. Необязательно при этом находиться непосредственно рядом с ним, но если возникнет такая необходимость, можно «подтолкнуть» его к общению: наклониться и ласково заговорить. Внимательно слушайте, какими звукосочетаниями малыш вам отвечает. Развитие ребенка в 4 года отличается произнесением звуков, похожих на «в», «ф»,«б», «м», «с» или английский «th».
Ребенок в 4 месяца уже умеет выражать восторг и другие позитивные эмоции. В его радостных возгласах выражается общее хорошее самочувствие и удовольствие от возможности самостоятельно что-то произносить. Такие возгласы выражаются короткими взрывными звуками с резким изменением тональности голоса.
Характерной особенностью развития ребенка в 4 месяца является также умение смеяться в голос. Смех может сопровождаться оживленными движениями, выражающими радость. Если вы хотите проверить эту реакцию, наклонитесь над раздетым малышом, поговорите с ним, позаигрывайте, пощекотите его.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 5 месяцев?
Источник