Как происходит развитие ребенка в семье

Когда мы смотрим на семьи своих друзей и знакомых нам кажется, что все они сильно отличаются друг от друга. Но на самом деле то, что одни пары живут с родителями и редко путешествуют, а другие привыкли видеться с родными по скайпу и большую часть времени проводить в разъездах отличает их только по направлению деятельности и приложения усилий, а не по тому, какие этапы развития проходят эти союзы.

Жизненный цикл семьи — это закономерная последовательность стадий развития на протяжении всего периода ее существования. В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

  • зарождение семьи до рождения ребенка;
  • рождение и воспитание детей;
  • окончание выполнения семьей воспитательных функций;
  • дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
  • супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Похожее описание стадий развития предлагает и зарубежная психология. Наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла семьи М. Эриксона:

— период ухаживания;

— брак и его следствия (брачное поведение);

— рождение ребенка и взаимодействие с ним;

— зрелая стадия брака;

— отлучение детей от родителей;

— пенсия и старость.

Однако, одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году. Согласно Дюваль, жизненный цикл семьи включает в себя 8 стадий, от момента заключения брака до прекращения существования семьи в связи со смертью обоих супругов. И не смотря на то, что его периодизации уже более 60-и лет, она всё ещё достаточно точно описывает те кризисы и проблемы, с которыми сталкивается каждая пара. 

Жизненный цикл семьи, по Дюваль, состоит из следующих стадий:

1. Принятие и освоение супружеских ролей. На этой стадии молодая супружеская пара еще не имеет детей, но решает вопросы, связанные с желанием стать родителями. Супруги занимаются урегулированием отношений с увеличившимся числом родственников и, прежде всего, это связи с родительскими семьями.

Даже если пара после вступления в брак и не торопится стать родителями, проблемы, связанные с планированием общего бюджета, совместных трат и накоплений, распределением расходов, а так же сил и времени на общение с близкими супругов знакомы каждой молодой семье.

2. Появление в семье детей (возраст старшего 30 месяцев). Появление первого ребенка требует от супружеской пары перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.

На этом этапе многие пары серьёзно задумываются о том, «кто с ними рядом», накапливают множество претензий и обид, попадая в сложную, незнакомую ситуацию, и в то же время учатся поддерживать друг друга, идти на компромисс и совместно справляться с трудностями. В отношениях с родными и близкими тоже наступает время перемен: кто-то становится ближе к новой семье, а другие напротив отдаляются, чтобы не участвовать в заботах о чужом ребёнке.

3. Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.

Многие семьи пытаются в этот период вернуться к «бездетному» образу жизни: выйти на работу, выкроить время для выездов парой, заняться своими хобби и увлечениями, переложить часть забот о детях на своих родственников. Отношения с близкими приобретают более или менее чёткую структуру, некоторые пары устанавливают график, когда они могут положиться на родных, а другие напротив понимают, что могут рассчитывать только на себя и строят свою жизнь с учётом этих реалий. 

4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам — главная задача семьи.

Основные сложности этого периода связаны с решениями по поводу будущего своих детей и их текущего развития. Многие пары особое внимание уделяют тому, в каком направлении должно двигаться обучение и дополнительное развитие детей, не всегда пара имеет схожие взгляды на то, каким путём должен идти их ребёнок, кроме того, родственники, участвующие в помощи семье, считают, что тоже имеют право голоса в решении данного вопроса. 

5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие подростковости детей — важная и трудная задача для родителей и детей. От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Взросление детей позволяет родителям создавать свой круг интересов, не связанных непосредственно с детьми, активно заниматься вопросами собственной карьеры. Происходит подготовка к уходу детей из семьи.

Читайте также:  Развитие ребенка до рождения по месяцам видео

Не смотря на то, что каждая пара стремится к тому, чтобы их дети выросли и нашли своё место в этом мире, когда наступает момент сделать несколько шагов назад, дать детям дополнительные свободы и предоставить возможность выбора, далеко не каждый родитель оказывается готовым к этому событию. Другие родственники тоже могут продолжать деятельность по удерживанию подросшего ребёнка в семье, ограничивая его свободу доступными им методами.

6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: взрослые и дети экспериментируют с независимостью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Важной задачей при решении вопросов отделения детей является сохранение поддержки как основы семьи.

Самым сложным на этом этапе развития семьи становится выстраивание качественно новых отношений со своими детьми и установление отношений внутри своей пары, которая вновь делает некий возврат к первому этапу «бездетного» существования.

7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Период, когда родители остались вновь одни без выросших детей, покинувших родное,«гнездо». Требуется переструктурировать супружеские отношения. Старшее и младшее поколение учится выстраивать отношения независимости и сохранения родственных связей. 

На этом этапе пара не только продолжает осваивать роль «бездетных супругов», сосредотачиваясь на отношениях друг с другом, но и может выступать в роли дедушек и бабушек, становясь неким дополнениям к новым семьям своих детей. 

8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Сложнейшие задачи этого этапа: принятие факта ухода на пенсию и адаптация к старости. В связи со смертью одного из супругов для другого встают трудные проблемы утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей с детьми и внуками помогает проживанию последнего этапа жизненного цикла семьи.

В целом для каждой семьи детская подсистема является ведущей, но это не означает, что любая пара обязательно проходит все перечисленные этапы развития. Семьи, сознательно отказавшиеся от воспитания детей, годами будут находиться на первом этапе своих отношений, продолжая сосредотачиваться только на нуждах партнёра и своих собственных. Да и семьи с детьми далеко не всегда планомерно продвигаются от одного периода к другому. Одни из них пытаются сохранять семейную целостность, сопротивляясь автономии подросших детей, другие прерывают отношения с партнёрами и начинают всё сначала с новыми, зацикливаясь на понятных и комфортных этапах семейного развития.

Понимание того, что семья — это переменчивая система, которая дополняется новыми «элементами» с появлением каждого ребёнка, а потом вновь меняет свою структуру в период отделения детей для создания собственных семей, помогает избегать многолетних обид и бесполезных попыток удерживать эту систему в неизменном виде. И для тех из нас, кто болезненно переносит любые перемены в своей жизни, бесконечно меняющаяся структура семьи и освоение новых ролей внутри неё может быть, как поводом для сильнейших стрессов, так и мощнейшим толчком в развитии.

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ

Источник

Почему в одной семье рождаются дети с разным характером? Очень часто братья и сестры обладают совершенно противоположными чертами характера, стоит разобраться, почему так происходит.

Одна семья. Один из часто задаваемых вопросов родителей, пришедших на консультацию у психологу или позвонивших на «Телефон доверия» является: «Почему в нашей семье оба ребенка такие разные? Ведь растут они в той же семье, да и воспитываем мы их одинаково. Первый – серьезный, добросовестный, учится хорошо, а у второго только озорство на уме». На этот вопрос приходится отвечать другим вопросом: «Да, вы живете в той же семье. Но правда ли, что вы живете в одинаковой семье?». В такой ситуации нужно разбираться по порядку. Во-первых вы живете вместе с мужем, а ваш муж живет с женой. Во-вторых вы смотрите на семью с разных позиций, поэтому ваше отношение к происходящему также часто различно (вы можете проверить это предположение, взяв по листку бумаги и карандашу и найдя укромное место, нарисовать свою семью, как вы себе ее представляете, затем сравнив рисунки. Наверняка, что они будут отличаться друг от друга).

Теперь о детях. Придя в этот мир ваш первый ребенок определенное время был единственным. Ваш второй ребенок никогда не был единственным и появился в семье, где, кроме него и родителей был еще один ребенок. Итак, каждый член вашей семьи имеет свой уникальный опыт и несколько иначе смотрит на происходящее вокруг. Таким образом, можно более подробно проанализировать развитие ваших детей.

Читайте также:  Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать

С точки зрения первого ребенка

Первый ребенок – это нечто новое, непознанное и интересное для родителей. Рождение ребенка – это чудо, никогда не перестающее удивлять. Первый ребенок часто воспринимает со стороны родителей трепетную любовь и восхищение, с самого начала своего существования получает громадную заботу и внимание со стороны взрослых, его самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Первые дети часто подсознательно занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне», которая делает их зависимыми от других людей.

Кроме того, первый ребенок появляется в семье, еще недостаточно готовой к детям. Как и все, с чем мы встречаемся в первый раз, появление ребенка и уход за ним в первые месяцы сопряжены с определенной долей неуверенности, тревожности. Из-за этой неуверенности и тревожности в дальнейшем требования родителей то бывают слишком жесткими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные. Непоследовательность родителей – одна из причин того, что дети часто воспринимают родителей как людей непостоянных, чье поведение трудно предвидеть, не зная, что от них можно ожидать, и поэтому менее склонны раскрывать свои чувства.

Громадное влияние на развитие личности первого ребенка имеет рождение второго. Для большинства первенцев рождения второго ребенка не полная неожиданность. Дети любопытны, и их внимание привлекает изменившиеся очертания фигуры матери; они слышат разговоры взрослых о намечающейся покупках, наблюдают за приготовлением к появлению малыша. Раньше или позже их вопросы принуждают родителей раскрывать суть происходящего, и правильно поступают те родители, которые уделяют объяснению того, что в семье появится еще один маленький человечек, большое внимание.

Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. Часто первенцы прямо просят «купить» братика или сестричку. Однако тут очень важно не переборщить, разукрашивая «прелести» появления нового члена семьи, а стараться до конца быть искренними с ребенком. Надо обязательно объяснить первенцу то, что новорожденный будет сначала беспомощным, требующим много внимания и заботы всех членов семьи, и только постепенно они подружатся и смогут играть вместе. Первенцу тактично надо объяснить, что малыш с самого начала очень хрупок, нежен, что ему в первую очередь нужна забота матери. Внимание и забота старшего ему тоже необходимы, однако с маленькими детьми надо научиться определенным образом вести себя (хорошо, если ребенок имеет опыт общения с животными, тогда ему очень просто на примерах пояснить необходимость осторожного обращения с малышом). Такой разговор в первую очередь нужен для того, чтобы поддержать положительное эмоциональное отношение к новорожденному.

Когда в семье наконец-то появляется новорожденный, даже у тех детей, которые с нетерпением ждали его, в душе часто начинают играть совсем иные струны – они могут чувствовать себя забытыми, отверженными, появляется зависть. Дети пытаются больше придерживаться требований взрослых (ведь это путь к дополнительному вниманию родителей), приобщиться всем своим поведением к миру взрослых. Изменения в семье при благоприятных условиях становятся толчком в развитии личности первого ребенка. Они могут способствовать преодолению эгоизма, направлять энергию ребенка на утверждение себя в более зрелых способах общения с родителями, в помощи другим, в творчестве и т. д. Однако, когда негативные чувства слишком интенсивны, они могут стать причиной глубоких психологических проблем.

Единственный ребенок становится одним из детей, ему приходится делиться любовью и вниманием родителей; часто старший вообще теряет былые привилегии. Нередко происходящие изменения в семье для первенца сопоставимы со свержением с престола. Ребенок, ранее бывший в центре внимания, вдруг ощущает себя в стороне от жизни семьи.

Этот период не всегда протекает гладко и без проблем. Можно утверждать, что этот период будет проходить легче, если родители обратят внимание на следующие обстоятельства:

1. После появления новорожденного в доме надо избегать существенных изменений в жизни семьи, в отношениях родителей к старшим, и, если есть, другим детям.

2. Как и прежде, старшему необходимо уделять столько же внимания, демонстрировать ему свои нежные чувства;

3. Надо помочь старшему найти адекватный путь, чтобы включиться в жизнь изменившейся семьи.

С точки зрения второго ребенка

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Матери часто говорят, что вторая беременность была чем-то качественно иным. Вторые роды воспринимаются матерями как более приятный опыт. Таким образом, второй ребенок еще до рождения растет в более спокойной атмосфере.

Читайте также:  Психология ребенка от 0 до 2 как общение стимулирует развитие скачать pdf

После рождения второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Родители не так его опекают, суетятся вокруг его самочувствия, правильности развития, «нормальности» и т. д. Мать по отношению ко второму ребенку, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее. Часто мама за время между родами становится настоящим экспертом по уходу за детьми – скольким подругам – «дебютанткам» в материнстве даны советы, произнесены слова утешения, оказана помощь в первом купании и т. д.

Поэтому второй ребенок и следующие дети, сами будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Но второй ребенок все же сталкивается с не менее сложными обстоятельствами семейных отношений, чем старший, хотя и иными.

Второй ребенок в семье никогда не переживает ситуацию единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследование показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок, по собственной инициативе или по настоянию родителей. «Образование» старшего не только частично заменяет родительское обучение младшего, но и существенно его расширяет. В него входят и те небольшие открытия и ситуации, которые важны для старшего и будоражат его воображение: например, как сделать рогатку, дискуссия насчет жизни на Луне и т.д. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в отношениях старшего с младшим часты и непредвиденные «воспитательные» воздействия. Часто проявляются тенденции старшего возвыситься над младшим. Так как старший, как правило, показывает свое превосходство во всех сферах жизнедеятельности, в этом отношении он (они) часто превосходит по своему авторитету и родителей.

В большинстве семей старший раньше или позже становится вожаком младшего, сильно направляющим развитие интересов младшего. Это становится существенным стимулом развития младшего. Однако за ним скрывается и менее привлекательная сторона их взаимодействия. Младший часто чувствует, что никогда не сможет сравняться со старшим. Чувство собственной неполноценности у малыша просто провоцируется старшим, который, сперва поощряя малыша на различного рода состязания, впоследствии высмеивает его, наглядно демонстрирует собственную силу и превосходство. Такое поведение первенца, с одной стороны, своего рода месть за отобранные у него малышом любовь и внимание родителей, с другой – недоумение, адресованное родителям: «Как вы можете любить такого беспомощного и никчемного, тогда как у вас есть такой сильный и смелый!». Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка – явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Можно наблюдать в отношениях двух детей и определенную закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения, и, наоборот, – чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.

Дети очень гибки, имеют громадное число скрытых способностей. Не перестают удивлять темпы их развития, особенно когда у ребенка появляется какое-нибудь искреннее устремление. Младший ребенок всеми силами, во что бы то ни стало старается достичь уровня старшего, суметь сделать так, как он, и превзойти его. Часто бывает так, что старший, почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны младшего, сам устремляется к новым достижениям. Иначе говоря, начинается гонка с преследованиями, в которой оба ее участника хотят быть первыми и недосягаемыми и которая изнуряет до предела обоих – ведь эта гонка не имеет финала.

Конкурентные отношения между детьми одной семьи, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Один из механизмов такой поддержки – повышенное внимание и любовь к ребенку преимущественно в количестве награды за какие-то достижения. Конкуренция особенно взвинчивается, если при этом родители сравнивают обоих детей. Завышенные требования родителей обусловливают конкурентные отношения детей друг к другу, а позже – и восприятие мира как арены борьбы.

Как видно, развитие второго ребенка, во многом зависит от личности старшего и от отношения родителей к детям. Ориентируясь на эти два и другие обстоятельства, ребенок выбирает свой путь, который становится стержнем его личности. Главное, чтобы дети выбирали такие средства получения родительского внимания, любви, которые были бы им полезны с точки зрения развития их личности, приспособления к более широкой социальной среде, такие способы, которые бы повышали их веру в свои силы. Родители могут им в этом помочь, во-первых, понимая сложности, которые возникают перед детьми и тактично направляя их на более правильный путь, во-вторых, более терпимо относясь к индивидуальным проявлениям их личности, к их проблемам и ошибкам, в-третьих, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.

Источник