Как приучить к горшку ребенка с задержкой развития

Как приучить к горшку ребенка с задержкой развития thumbnail

Приучение ребенка к горшку является важным этапом его развития и будущей социализации. Особые дети требуют от родителей большего терпения, большей креативности и наблюдательности.

Приучение к горшку ребенка с задержкой развития, с аутизмом, с другими нарушениями когнитивного и психоэмоционального развития усложняется индивидуальными возможностями малыша.

Есть ли общие рекомендации по приучению к хождению на горшок? В каком возрасте и как лучше к этому приступать?

rebenok-na-gorshke

В чем особенности приучения к горшку особых детей. 5 основных.

Родителям следует знать, что общие подходы приучения ребенка к горшку остаются такими же, как и для малышей с типичным развитием.

Методы приучения любого ребенка к горшку включают в себя следующие моменты:

  • Режим. Перед началом обучения малыша пользованию горшком, родителям следует понять и зафиксировать для себя периодичность испражнений малыша по-маленькому и по-большому. Приучение какать и писать на горшок следует начинать с высаживания в «критические моменты». Как правило, это сразу после сна, после еды, после прогулки.
  • Понимание «мокрых штанов». Если вы начинаете приучать к горшку, то от памперсов следует отказаться. На первом этапе это можно сделать только на день. Ребенок должен увидеть и почувствовать процесс и последствия, ощутить дискомфорт. Оговоримся сразу – для многих ребятишек с особенностями развития или нарушениями мокрые штаны не имеют значения, малыши не реагируют на дискомфорт.
  • Подражание. Хорошо работает «показ процесса» родителем соответствующего пола или старшим ребенком. Дети охотно копируют поведение взрослых. Здесь следует сказать, что для аутистов это часто не работает совсем.
  • Поощрение за правильно выполненную задачу, за удачную попытку, за попытку вообще. Поощрение работает всегда с любым малышом (кроме тяжелой степени патологии). Секрет в том, чтобы выбрать значимый вид поощрения. Для кого-то достаточно словесной похвалы и улыбки мамы, для кого-то более действенным будет получение любимого лакомства.
  • Наблюдение за изменением поведения ребенка, когда он хочет писать или какать. Очень важно уловить момент «подготовки» к процессу, успеть высадить в туалет, показать результат и поощрить. Это помогает сформировать осознанное отношение к туалету. Следует отметить, что с аутистами такой подход «наскоком» не работает.

Чего следует избегать при обучении малыша навыкам туалета:

  1. Наказание за неудачную попытку или мокрые штаны однозначно признают вредным и специалисты, и опытные родители. Попытки наказать оттягивают процесс приучения к горшку, формируют у ребенка стойкое отторжение, вызывают активное сопротивление процессу.
  2. Насильное удержание на горшке вызывает эффекты, подобные наказанию – отторжение, сопротивление, избегание.
  3. Превращение процесса в игру. Игра с горшком и на горшке дезориентирует малыша, мешает понять и осознать суть процесса.

Родителям следует понимать, что особый ребенок потребует от них неординарного подхода. Приучение к горшку малыша с особенностями развития, с нарушением аутистического спектра, когнитивными и поведенческими патологиями потребует более длительного процесса и может быть отложено во времени на несколько лет (в сравнении с типичным развитием). Иногда приучение особых детей к горшку остается невозможным.

Статья в тему: 6 вопросов о самостоятельности ребенка с РАС

rebenok-na-gorshke2

Обратите внимание!

Возраст для приучения типичного ребенка проситься на горшок колеблется в пределах 1,5-3 года. Научится просыпаться ночью на горшок «нормально» до 5 лет. Для особых детей временные рамки не имеют значения.

Приучение к горшку ребенка с задержкой в развитии

Задержка в развитии задерживает и формирование навыков самообслуживания. Родителям следует быть готовыми к тому, что приучение к горшку ребенка с задержкой развития будет длительным и постепенным. Для ребенка с задержкой в развитии следует использовать больше наглядных примеров, чем словесных инструкций.

Малыша следует побуждать, поощрять жестами, мимикой, «материальным» подкреплением. Маме нужно понимать, что, несмотря на свой возраст и внешний вид, малыш может быть далеко «не созревшим» для обучения самостоятельному туалету. В осознанности процессов следует ориентироваться на реальный, а не календарный уровень развития.

Особых рекомендаций по обучению писать и какать на горшок детей с задержкой развития нет. Методы остаются общими, с поправкой на более долгий и медленный процесс.

rebenok-na-gorshke3

Как ребенка с ЗПР, СДВГ приучить к горшку

Усидеть на горшке несколько минут для таких малышей часто равносильно пытке. Они не только не хотят сидеть, но активно сопротивляются любой попытке усадить писать.

Часто здесь «не работают» мокрые штаны, поскольку малыш их просто не замечает. Хороший результат может дать режимное посещение туалета и значимое поощрение. Чаще это любимое лакомство. Чем старше малыш, тем осознаннее происходит процесс приучения.

В раннем возрасте разницы между мальчиками и девочками в посещении туалета нет. Все испражняются сидя, поскольку дефекация и мочеиспускание происходят одновременно. Следует учесть пол при покупке горшка, поскольку девочкам достаточно обычного, круглого, а мальчикам лучше приобрести вариант со специальной перегородкой (или выпуклостью) против разбрызгивания. Обучение мальчика писать стоя в горшок следует поручить папе или родственнику-мужчине.

Как научить ребенка аутиста ходить на горшок?

Аутизм у ребенка вносит значительные коррективы в процесс приучения к туалету в сравнении с типичным развитием. Аутисты не реагируют на просьбы, не умеют проситься на горшок, игнорируют дискомфорт от мокрых штанов. Проблемой в посещении туалета становятся пищевые предпочтения маленьких аутистов. Отсутствие в рационе достаточного количества клетчатки, заставляет ребенка сильно тужится, что пугает или вызывает боль, неприязнь.

Начинать процесс приучения к туалету следует с корректировки меню и питьевого режима. Следует добиваться ежедневного опорожнения кишечника и более частых позывов по-маленькому.

Обратите внимание!

Малыша-аутиста приучать лучше сразу к унитазу, поскольку, привыкнув к горшку, он может отказаться ходить на унитаз.

Примерный алгоритм того, как научить ребенка аутиста ходить на горшок, может выглядеть следующим образом:

  1. Спокойное нахождение в туалетной комнате до нескольких минут. Следует добиться того, чтобы не пугали громкие звуки спускаемой воды, специфика помещения в целом.
  2. Сидение на унитазе. Сначала в памперсе, потом без.
  3. Режимное высаживание на унитаз с поощрением в случае удачи.

Следует понимать, что обучение аутиста носит больше режимно-ритуальный характер, а не осознанно-подражательный. В процессе обучения следует создать рутину для посещения туалета и строго ей следовать. Так ребенок может привыкнуть выполнять необходимые действия без осознания цели.

Статья в тему: Карточки PECS — система альтернативной коммуникации

Как научить ребенка аутиста ходить на горшок в каждой семье решают по-своему. Родителям следует запастись терпением, наблюдательностью, творческим подходом. Специалисты в реабилитационных центрах охотно помогут в грамотном составлении рутины, в создании визуальных подсказок, во встраивании походов в туалет в ежедневное расписание. Иногда процесс обучения навыкам самообслуживания в туалете для аутиста может растянуться на годы и закончится ничем.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка воронеж

Приучение к горшку ребенка с умственной отсталостью

Как ребенка с умственной отсталостью приучить к горшку? Для таких детей применимы все рекомендации, с коррекцией на постепенность, длительность и характер. Малыши с когнитивным отставанием обычно очень дружелюбны, с радостью повторяют за взрослыми, чувствительны к похвале, одобрению и наказанию.

Девочку на горшок приучить, как правило, легче. Они спокойны, послушны и контактны. Мальчики более упрямы, замкнуты. Начинать обучение туалету следует с режимной «высадки» и корректировки питания. Каждый удачный поход в туалет сопровождают активным поощрением. Если ребенок обмочил штаны, следует дать ему почувствовать как неприятно в мокрых. Можно пожурить, посокрушаться, показать, что вы огорчены.

Процесс обучения считается завершенным, если малыш научился:

  1. проситься или самостоятельно снимать штаны перед горшком;
  2. сидеть до окончания процесса;
  3. самостоятельно одеться после.

Научить особого ребенка пользоваться горшком большой труд. Следует понимать, что быстро и типичные малыши приучаются редко.

Отзывы

Есть множество сайтов (например, беби.ру), где родители на форумах обсуждают трудности приучения к горшку детей с ЗПР, СДВГ и другими нарушениями развития. Изучение их позволяет сделать выводы о том, что наказание всегда негативно отражается на навыках.

Обсуждают медикаментозную помощь в развитии навыков самообслуживания. Отзывы здесь разные. Одни мамы утверждают, что назначение неврологом определенных медикаментов дало толчок к освоению туалета. Другие склоняются к тому, что решающую роль играет время, а не лекарства. Проконсультируйтесь с неврологом по поводу обучения туалету.

Многие мамы сообщают о том, что ребенок начал пользоваться горшком после отпуска у бабушки. Вероятно, бабушки обладают большей терпимостью к многократным повторениям и настойчивостью в достижении цели.

Родители описывают случаи, когда дети-аутисты не хотят расставаться с памперсом, поскольку они так привыкли, им комфортно. Известен случай, когда ребенок настолько не давал снять памперс, что пришлось вырезать в нем дырку. Выстригали постепенно, в течение нескольких недель, пока вокруг пояса не осталась только тонкая полоска.

В заключении отметим, что неумение контролировать мочевой пузырь или кишечник может быть связано с органической патологией. Обследуйте малыша, чтобы исключить заболевания и терпеливо, с любовью учите пользоваться горшком.

Видео — Как приучить аутиста ходить на горшок

1. Выбираем любимую игрушку. 2. Ведем дневник с какой периодичностью ходим в туалет. 3. Садим за 5-10 минут до времени Ч. 4. Игрушка увлекает, ребенок спокойно сидит. 5. Когда происходит процесс, активной хвалим и даем самое его любимое увлечение. 6. Повторяя изо дня в день добиваемся результата.

Источник

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

сыну 2г 7 мес. К горшку приучаем с 10 мес. Были неврологические проблемы.
Пока из последствий, что видны невооруженным взглядом ЗРР небольшая. Гипотония спины, ножек.
9 мес.(c 1 u 9 мес до 2 г 6 мес)вообще без памперса ходил, и получалось, хоть иногда попасть в горшок. За всю жизнь попросился раза 3. А так-ночью и во время дневного сна был обпис 90%. Появился младший брат и мы через некоторое время офигели от «ловли» и стирки. И одели памперс на сны. Начался явный регресс. Теперь у нас 70% — в штаны. И я вот думаю… Это связано же наверно с неврологией? Уж что мы только не делали, как только не объясняли. Коня можно было научить.
и что мне дальше делать-плюнуть и не париться- когда начнет-тогда начнет проситься? Или все таки снять хотя бы на день памперс. Мне кажется, что если мы так и дальше будем в памперсе на сны, то до 5 лет ему это мешать не будет. 🙁

22.05.2006 00:41:08, Kotok

24 комментария

Мой абсолютной здоровый сын (т.т.т.), которому совсем скоро будет 3 года до сих пор на дневной и ночной сон в памперсе …
Где-то до 2-х лет горшок игнорировал, только какать ходил в горшок. В 2,4 все еще писал в штаны периодически.
23.05.2006 14:50:24, Amira

Мне кажется, что у вашего старшего сына чисто психологическая проблема, а не неврологическая. Родился младший, появилась ревность, пусть и скрытая, желание того, чтобы мама и папа мне уделяли столько же времени, сколько и малышу. Как этого достичь? Увеличением мокрых штанишек. Такой регресс наблюдается практически у всех старших детишек, даже и без неврологических проблем.
23.05.2006 01:11:49, MK

Мой до 4-х лет был в памперсе даже на прогулках. Ночные памперсы мы сняли (стыдно сказать!!!!) в сентябре, когда пошли в первый класс. Я ему открытым текстом сказала — ты уже большой, либо памперсы, либо тетради и книги, на оба варианта у меня денег не хватит. И как отрезало. 🙂 Так и лежат у меня уже почти 4 год последние 3 штуки трусов этих. :)))

Кстати, мы п роверялись у нефрологов и урологов, оказалось, что из-за неврологических проблем у моего была нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. При нополнении пузыря не подавался сигнал в мозг, что «пора писать», а оттуда не выдавался сигнал «хочу писать» (это я так утрированно написала). Поэтому ребенка бесполезно было спрашивать — хочешь писать или нет, надо было периоодически высаживать. Иначе, если бюез памперса, течь начинало само, когда пузырь переполнялся. Если мало пил, то мог сутками не писать, так как нет позывов к мочеиспусканию. Это и сейчас осталось, но он уже большой, сам 1-3 раза в день заруливает в туалет, кстати, именно 1-2-3, не чаще. 🙂

Если у ваших малышей есть нейрогенная дисфункция мочевого пузыря, вам следует об этом помнить и не требовать от них большего.

22.05.2006 23:37:33, Natem

а как эту дисфункцию диагностируют?
22.05.2006 23:47:13, коток

Видно на УЗИ мочевого пузыря (не УЗИ почек, а имено мочевого пузыря, когда перед исследованием надо много пить, потом, как только захочешь пописать, сразу бежать на исследование и только потом писать), это сложно сделать ребенку. Мой выпил почти листр воды, а писать не хотел. Мы тогда были в стационаре, я попросила посмотреть ребенка так, потому что он не хочет писать, и никогда не хотел в своей жизни. ОНи посмотрели, сказали, что пузырь давно переполнен, а позыва нет, надавили чуток на живот, полилось. Потом я насильно завела его в таулет, он пописал, снова пошли на исследование. Там посмотрели, сказали, что остаточная моча есть, значит, только вылил то, что вылилось само.

Читайте также:  Развитие действий и деятельности ребенка раннего возраста

Ну, в общем, это муторно было. И достаточно давно (лет 7 назад), я могла уже забыть детали. Моему сейчас почти 11 лет. 🙂

23.05.2006 01:06:20, Natem

У меня дочь ТТТ начала на горшке спокойно сидеть с года, это днем, а ночью и на гулянку я боялась снимать памперс, т.к она СТОЛЬКО писала, что памперс был как мячик. Но прошлым летом (ей было три) меня все так достало, что я волевым решением перестала надевать ей памперс на улицу и ночью. Конечно это было летом. На улице — вообще без проблем. Весело писали в кусты — сначала я ее туда постоянно таскала, и ее это видно так достало, что она начала проситься сама. А ночью… За две недели уписали весь диван, перевели гору одноразовых простынок, замучались все. Провыпались все мокрые (она спит со мной и очень уважала залезть мне на живот и пописать7 Пописает и так и спит на мне, и мне тепло и ей, так и спали). Это с тем, что за 2 часа до сна я ей не давала пить. Но прошло РОВНО 2 недели — и все. Писать перестала. Только с утра бегом на горшок — и пол грошка пись. Я, конечно, свет взвидела, а то едешь куда-нибудь и ташишь кули с памперсами. Но я ее не ругала никогда, просто говорили — фу, нельзя писать в кровать. И пальцем грозила. Но не злобно, а как будто я растроилась и мне не приятно.
22.05.2006 23:01:07, nastia

🙂 спасибо за вдохновляющую историю:)
22.05.2006 23:37:39, коток

А нас спас музыкальный горшок.Мы сажали его коротко, но часто в подходящее время, садились напротив и, как только заиграет музыка, громко радовались и хлопали в ладоши.Когда он усек взаимосвязь,дело пошло. При этом однозначно днем памперс не одевали, сначала весь ковер был обдут, потом реже и реже.
22.05.2006 18:36:15, Екатерина 2

а в каком возрасте? и как потом — не будет проблем без музыки пописать :-0?
22.05.2006 23:36:20, Коток

Начали регулярно высаживать на обычный горшок с 2 лет, но дело не шло, сидел долго, было непонятно — пописал-не пописал, а потом спохватились с музыкальным -ему интересно и нам удобно — всегда слышно, когда процесс произошел. сейчас нам три и ему уже не нужен музыкальный -просто он отвык писать в штанишки и просится всегда.
24.05.2006 12:31:13, Екатерина 2

Конечно, если ребенок в памперсе, то ему абсолютно по барабану мокрый он просыпаеться или сухой. Да и сами родители тогда спускают это дело на тормозах — за мокрые штанишки и побранить можно, а мокрый памперс воспринимаеться как само собой разумеещеся. Но, мне кажеться что тут сочетание нескольких факторов. Во-первых, как бы это сказать, созревание мозга, что ли, оно у всех деток разное, по этому нельзя точно сказать, когда у вашего малыша «дозреет кора», чтобы он сам захотел проситься на горшок. Во-вторых, стимул. Его надо найти. Одним деткам нравиться писать на унитаз, другие любят определенные виды горшков, третьи смотреть на «труды свого творчества» опосля процесса, четвертые, ждут похвалы послен высказаной инициативы. Ну, и в третьих, банальная дрессировка, что ли. Регулярное высаживание, Контроль мокрых штанишек, Указывает на неудачи, обязательная похвала, если ребенок наконец сам попроситься, или хотябы сделает свои дела в горшок.
У моего старшего сына, очень тяжела неврология. В свои четыре года он по развитию тянет на год-полтора. Не говорит, частично понимает обращенную речь. Примерно полгода назад неожиданно для всех нас стал проситься на горшок. Скажу честно, я его никогда особо не «дрессировала». А тут вот такое. Потом я поняла, что ему просто очень понравилось внимание, которое ему потом оказывали- хвалали, оюнимала, говорили, какой он умница. Доходило до смешного. Ребенок просился на горшок по сорок раз в день. С усилием выкакает из себя какие-нить крохи, чтоб считалось и сидит, довольный. Это у нго был такой способ общения с нами. Сейчас 50% писает в штаны. Скажет «А-а», никто не отзоветься, значит можно и в штаны. Какает, слава Богу, только в горшок. даже ночью поднимет, буде кричать до упора, пока не усадишь. Главное не упустить момент и поймать слово или движение, у каждого ребенка оно разное, которе показывало бы, что он, ребенок, хочет «пи-пи». И обязательноь похвалить за это. Со временем это закрепиться в привычку.
Младший мой, вполне благополучный, ТТТЧНЗ, ребенок, стал проситься на горшок где-то в районе двух лет. Тоже сам. и тоже без особой дрессировки. По моему мнению, он просто дозрел до этого. Никогда его особо не хвалила за инициативу, как со старшим, просто воспринимала это как само собой разумеещееся. Но, мне кажеться тут еще и сыграл свою роль дух коллективизма. Когда он видел, как старший сидит на горшке, то тут же тащил свой горшок и садился рядом. Так они сидели.. вдвоем.
Подытоживая все сказаное, могу только посоветовать особо не париться по этому поводу. У моих знакомых абсолютно здовый трех-с-половиной-летний малыш до сих пор писаеться-какаеться в штаны не смотря на все простесты его родителей. Это его такой спооб обрашать на себя внимание. ИМХО.
Постарайтесь по возможности обходиться без памперса. Ведь когда малыш ночью проснеться на мокрой простынке он ведь не может не понять что это неприятно, даже если он промолчит. Тем более, если родители при этом еще и укажут, что надо в таких случаях проситься и усадят на этот самый горшок.
Удачи вам.
22.05.2006 17:52:46, Мама Витальки

Cпасибо за рассказ, какие у вас дети-молодцы 🙂
Действительно видимо дело в регулярности дрессировки, а мы что-то расслабились последнее время.
22.05.2006 23:35:09, kotok

ОООООООООООО! это и наша проблема. Нам 2 и девять. Какаем только на горшок — у нас спастические запоры, так что удается прокакаться только, если долго стараться. А писаем в штаны или, если успела поймать и усадить, то на горшок. Но гуляем на улице и спим только в памперсе. Я думаю, здесь собака зарыта)). Жду тепла,чтобы на даче снять памперсы и ввести жесткий регламент по мокрым штанишкам)).
22.05.2006 16:02:53, annamargo

Читайте также:  Консультирование родителей ребенка с отклонениями в развитии

Вот мой средний только в 3.5 сам стал ходить писать(даже не проситься,а именно ходить).А до этого -в штаны.А по большому только недавно в туалет ходит(3.11)и это несмотря на то ,что два года посещает сад.
А ночью писается по страшному,но памперс я не одеваю с 2 лет-просто кладу пеленку на клеенку и ночью или утром снимаю.
Честно говоря-уже надоел запах мочи.
22.05.2006 15:51:02, Маркова( ex.Markush)

у нас тоже самое 🙁 бесконечная стирка и диван, который впору сдавать на анализы 🙁
22.05.2006 23:31:58, коток

У меня дочка до трех с половиной игнорировала горшок. Потом я ее заставила проситься самым решительным образом. Назначила наказание за мокрые штаны и строго его выполняла. За неделю приучила.
НОЧЬЮ. Просыпалась по утрам мокрая до семи (!) лет. Памперсов тогда не было. А потом вдруг перестала. Я ничего не для этого не предпринимала, просто она созрела.
Диагноз ЗПР, аутизм.
22.05.2006 15:23:30, теоретик

а как наказывали? У нас конечно западло, что все мы спим в одной комнате и старший, когда его ночью подымаешь, орет и все просыпаются и тогда мы колбасимся коллективно.
22.05.2006 23:31:08, Коток

Повторюсь, наказания касались только дневного горшка. Ночью я ни разу не будила дочку писать. У нас всегда были проблемы со сном и этот самый сон был мне гораздо дороше сухих штанов. Я просто заходила к ней ночью и меняла подгузники(марлевые), она не просыпалась. Постепенно периодически стала просыпаться сухой, а потом и совсем. А однажды ночью САМА встала и пошла в туалет. Я услышала ночью, как кто-то ходит. Пощупала мужа — рядом. Вышла и обнаружила дочку, причем она вела себя как ни в чем не бывало. А мне вдруг резко поплохело, чуть сознание настолько неожиданным было это радостное событие:)
Да, про наказания днем. Конечно, прежде чем применять такой метод, надо быть уверенным, что ребенок способен чувствовать свои потребности и что у него это именно упрямство, а не физиологическая незрелость. У моей дочки оказалось именно упрямство. Я стала думать, чего она боится. Ничего она не боялась и ничего ей от нас не было нужно. Кроме одного: панически боялась любых повреждений и отметин на теле. Объявили ей правило: если описалась — я мажу ручку зеленкой, если попросилась — вытираю. Неделю рев стоял непрерывный. Я была непреклонна. Приучили.
ХОтя если честно я вряд ли стала бы повторять это второй раз.
Младшая(здоровая) стала уверенно пользоваться горшком в два с половиной. Буквально в течение месяца ситуация изменилась от ужасной до отличной безо всяких усилий с моей стороны.
23.05.2006 00:41:21, теоретик

Мой сын (сейчас 4,5 года, имеющий неврологические проблемы с рождения, (экстренное кесарево, встал в 1год и пошел в 1г и 3 мес. после дорогого массажа) тоже не воспринимал горшок (так ни разу в жизни сам на него и не сел), стал проситься по-маленькому и писать сам в унитаз в 2,5 года, в это же время совсем уже не писался ночью, а какал в штаны и гордо заявлял, что он будет какать только в штаны-иначе задерживал опорожнение на 2 дня, до 3,5 лет. К тому же у него был дисбактериоз и поэтому ребенок какал только через 2-3 дня. Мы пролечили дисбактериоз…К 4 годам вдруг бабушке удалось уговорить его сесть на сидение на унитаз, и он особо не возражал, затем, сделав дело, с удивлением и радостью увидел результат стараний в унитазе, ему понравилось и с тех пор каждый вечер сидит на унитазе и только зовет, когда сделает дело. Так что придет и ваше время.
22.05.2006 12:48:05, Ольга 1972

в общем, мой здоровый 2.3 горшок практически игнорирует. То есть соглашается пописать в подставленный и иногда милостиво чуть заранее начинает хвататься за штаны. Успею — подставим, не успею — писает. Правда потом чуть расстраивается.
Какает исключительно в штаны. Спит в памперсе и не парится проситься ночью
22.05.2006 12:21:55, Muha

Какаем мы то;е исключительно в штаны :-0
22.05.2006 23:27:30, коток

У нас тяжелое ДЦП, мы просимся на горшок с 2,5 лет. ночью не писаемся с того же возраста; днем бывает, особенно на стресс — когда на новую квартиру переехали, недельку бывало, что днем забудет попроситься. приучала — просто сняла памперс, один раз описался ночью, переодела, ночью больше не писался. днем дольше получилось — но никогда не ругала, если описался, просто говорила «ты описался» и переодевала; примерно через месяц стал показывать рукой на горшок, мы тогда еще не говорили. при этом неврология у нас ого-го какая тяжелая.
22.05.2006 12:00:10, INN

мда…. молодцы вы, дело в характере наверно, а во сколько приучать стали?
22.05.2006 23:26:41, kotok

дело в том, что я вообще можно сказать не приучала, просто лето было очень жаркое и в памперсах мы потели, и я решила, что пора их снимать. и мне кто-то еще в то время сказал, что главное не ругать ребенка за опис, т.к. это вырабатывает негативное подкрепление, что ребенок, особенно неврологический, может потом писаться, чтобы его поругали. когда сняла, то сняла сразу и больше никогда не одевала, только в больнице на время и после наркоза. и никогда не ругала за опис. просто сообщала, что описался, сейчас переоденемся, будем сухие. я думаю, что большая правда есть в готовности ребенка чисто неврологической уловить, что это приближается и потерпеть до горшка, т.к. мы на резкое изменение обстановки или перестимуляцию бывает, что писаемся — я понимаю это так, что если сын чем то увлечен, то ему одновременно не уследить. причем писаемся так, что чуть-чуть писнет и кричит на горшок, так что трусы с колготками все равно менять приходится :))
23.05.2006 09:07:51, INN

Источник