Как предупредить нарушения в эмоциональном развитии ребенка

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.
Ц е л ь : расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей.
Ход семинара:
1.Теоритическая часть.
1.1.Введение в проблему «Трудности в эмоциональном развитии детей».
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребёнок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдёт в сложный взрослый мир.
В современном мире в ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Т.о., психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
- Что характеризует, по-вашему, психологическое здоровье? (оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточ-ность, умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельс-твам, человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Т.о., психологическое здоровье – «гармония» между различными аспектами: эмоциональными, интеллектуальными, телес-ными и психическими.).
В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из рамок обычного.
Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две группы: влияние среды и субъективные.
- Что можно отнести к влиянию среды и субъективным факторам?
К факторам влияния среды относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующими могут быть: конфликты с воспитателем, сверстниками.
К субъективным факторам относятся индивидуальные личностные особенности ребёнка: характер, темперамент, самооценка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребёнка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Основным условием психосоциального развития ребёнка признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, внимательность к эмоциональным потребностям ребёнка.
1.2.Эмоции в жизни детей.
Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Дети выражают свои эмоции более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Если малыш расстроен, обижен, рассержен он начинает кричать и безутешно рыдать, дети раздражённо стучат ножками или падают, чтобы не идти туда, «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения.
Эмоции могут быть положительными и отрицательными.
- Что может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции? (Ответы.)
Таких п р и ч и н довольно много, выделим основные:
- Противоречие между сильным желанием и невозможностью его удовлетворить;
- Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребёнку;
- Противоречивость требований родителей и педагогов.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, робость, застенчивость, демонстративность, отверженность со стороны детей. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или, наоборот, недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Это мешает детям приспособиться к жизни в коллективе.
Ребёнок, находящийся долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, испытывает эмоциональный дискомфорт, это очень вредно для психического и физического здоровья. Следовательно, необходимо как можно быстрее вывести ребёнка из этого состояния.
Дошкольный возраст – благоприятный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Поэтому организованная педаго-гическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей, смягчить или устра-нить недостатки в их личностном развитии.
2.Практическмя часть.
2.1.Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребёнком».
- Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребёнка мы считаем неприемлемым?
Ответ прост: нужно сказать о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах, делайте это от первого лица. Сообщите о своих переживаниях, а не о ребёнке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимение «я», психологи называют «Я-сообщение».
Схема «Я-сообщения»
1.Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я увидела, какая ты грязная…»).
2.Называние чувства в этот момент («…я почувствовала беспокойство…»).
3.Называние причин («…наверное, это произошло потому что…»).
Упражнение «Я-сообщение».
Ц е л ь : научить педагогов создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Используя технику «Я-сообщение», передайте своё отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребёнка форме.
Ситуации:
1.Ребёнок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.
2.Ребёнок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
3.Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил: «А я ещё не успел поиграть», — «А я не хочу гулять», третий – «А я не играл».
4.Вы зовёте детей садиться за стол. А один ребёнок отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами.
5. У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребёнок вас то и дело перебивает.
Техника «Активное слушание».
В психологии общения существует специальная техника, которая даёт нам возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.
Педагог часто занят, ведь жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребёнка, в лучшем случае делаем это формально.
Американский психолог Вирджиния Сатир говорила, если взрослый не может выслушать ребёнка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если же вы в данный момент не можете уделить внимание ребёнку, объясните, что сейчас вы заняты, и подойдите к нему, как только освободитесь.
Практикум по активному слушанию.
Педагоги разбиваются на пары. И проигрывают ситуацию два раза: в первом случае воспитатель в группе чем-то занят, и отвечает «ребёнку», как невнимательный слушатель. А во втором случае как внимательный слушатель.
Фразы ребёнка:
- «А Вася отобрал у меня паровозик».
- «Они не принимают меня играть».
- «А вот я нарисовал».
- «А маму вчера отвезли в больницу».
2.2.Эмоциональная культура педагога.
У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Поэтому, предупреждая негативное эмоциональное состояние, важно устраивать психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т.п.
Предлагаю вам несколько очень эффективных игр и упражнений, которые позволят вам управлять вашим эмоциональным состоянием.
2.2.1. Упражнения на саморегуляцию для педагогов.
- Дыхательные упражнения.
Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте удобно на стул, закройте глаза и послушайте своё дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 3+3+3: три секунды на вдох, три на задержку дыхания, три на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхания, ощущая, как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает лёгкие. Других мыслей быть не должно. Вы спокойны, улыбаетесь.
- Снятие напряжения через напряжение.
— Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытывайте чувство расслабления.
Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
— Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
— Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягите руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
- Микропаузы активного отдыха.
— вращение глазами;
— расслабление шеи: покачайте головой, покрутите ею из стороны в сторону;
— поднимите плечи и медленно опустите;
— расслабьте запястья и поводите ими;
— сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук;
— мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону;
— покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.
Источник
лена чугаева
Семинар «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»
Структура семинара
1. Приветствие участников
2. Теоретическая часть
2.1. Упражнение№1
2.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей»
3. Практическая часть
4. Рефлексия
Ход
1. Приветствие
2. Теоретическая часть
Мы знаем, что в каждой возрастной группе нашего детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок.Воспитатели в таких случаях говорят: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».
Предлагаю вам составить список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.
Упражнение№1
• Деление участников на подгруппы (фишки);
• Каждая подгруппа составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитатели в группе;
• Каждая подгруппа зачитывает свой список
• Ведущий записывает проблемы на доске
Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Для нашей страны этот подход крайне важен, потому что именно сейчас у нас много детей с эмоциональными нарушениями. И это могут сделать педагоги, потому что большую часть времени дети проводят в детском саду. Эмоционально-комфортное состояние ребенка в группе – это показатель успешности работы педагога, его профессиональной деятельности.
Мини-лекция
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно чем взрослые.
Давайте рассмотрим некоторые моменты. Если дети расстроены, обижены, рассержены или неудовлетворенны, они начинают кричать, рыдать, тем самым быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатур, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Расстроенные дети раздраженно сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их, или падают, чтобы не идти туда «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения.
Дети могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков.У них все просто: кто как заслужил, тот то и получил. Стимул должен получать ту реакцию, которую он спровоцировал – это позиция ребенка.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Также выделяется обидчивость, демонстративность. Эмоциональная система дошкольников еще незрелая, поэтому у них могут возникать неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения. Педагогам необходимо как можно быстрее ребенка вывести из такого состояния, т. к это вредит психическому и физическому здоровью ребенка.
Организация педагогической работы может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст благоприятен для развития эмоциональной сферы, опыт эмоционального отношения к миру, полученный в этом возрасте является весьма прочным и принимает характер установки.
2. Практическая часть
Что такое психогимнастика?
Это специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, а именно познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Основная цель занятий: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Рассмотрим структуру занятия по психогимнастике:
1. 1 этап Мотивация (беседа яркая, загадки,сюрпризный момент)
2. 2 Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и др.
3. 3. Этап организации эмоционального общения – дети тренируются выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей.
4. 4Этап организации контролируемого поведения – показ и проигрывание ситуаций с психологическими трудностями
5. 5Этап заключительный – использование пения или подпевание совместно с воспитателем песен, чтение потешек, стихов, хлопки в ладоши, одобрение в виде обнимания.
В ходе занятий не рекомендуется использовать атрибуты. Важно соблюдать противоположные по характеру движения (сравнение).
Источник
МКДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №3»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей
(семинар с элементами тренинга)
Педагог-психолог Лукина
Лидия Ивановна
2017
Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребёнка –это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми.
Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Расстроенные дети раздражённо сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их и падают. Это позволяет им выплеснуть возникающие в теле физические напряжения.
Малыши могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков. У малышей всё просто: кто что заслужил, тот то т получил.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокость, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.
Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребёнок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удаётся с трудом. Необходимо ему помочь.
Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Ребёнок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремиться к признанию себя среди других людей.
Тренинг «Эмоции и чувства»
Ведущий:
Все люди разные. Эмоциональные и спокойные. Часто это зависит от человека, от его умения управлять своими эмоциями, от особенностей нервной системы, от темперамента. Люди делятся по видам темперамента:
— сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, полный надежд, шутник.
— флегматик – хладнокровный человек, медленно приходит в состояние возбуждения.
— холерик – вспыльчивый, не сдержанный человек.
— меланхолик – для него характерен мрачный настрой, сложная напряженная внутренняя жизнь. Меланхолик придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
Вы себя знаете? Например, геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.
Тест психогеометрический.
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.
Если основной формой оказался:
Квадрат — упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат относится к левополушарным мыслителям.
Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, бывает категоричным и в большинстве случаев поступает по своему. Является левополушарным мыслителем.
Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность. Круг относиться к правополушарным мыслителям.
Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка. Прямоугольность – всего лишь стадия. Она пройдет.
Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность. Зигзаг относится к правополушарным мыслителям.
Ведущий:
Одни люди предпочитают делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчения. Другие – глубоко скрывают свои чувства и эмоции по разным причинам:
— стыдно казаться слабым;
— затаенные обиды;
— неудобно обременять других своими проблемами;
— боязнь быть непонятыми;
— вдруг будут смеяться.
«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
И.В. Гетте.
Упражнение:«Прекрасный сад».
Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.
Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы — работать, любить, создать семью, воспитать детей, заботиться о внуках и т.д. но для этого нужна цель и ваше желание.
Притча:
Потерпел корабль кораблекрушение. Человек выныривает и обращается к Господу за помощью, что бы тот его спас. Смотрит, рядом проплывает обломок доски, он ухватился за нее и держится. И снова стал просить Господа о том, чтобы показалась земля. Человек смотрит, вдали показалась земля. Тогда человек стал просить господа о том, чтобы тот помог добраться ему до земли. Вдруг небеса раздвинулись, Господь и говорит ему: «Ты хоть руками греби».
Смысл притчи, в том, чтобы добиться в жизни того чего ты хочешь, надо и самому двигаться, потрудиться, а не надеяться на кого-то.
Упражнение: тест-опросник «Мои ценности»
(расставить по значимости «ценности»)
Наличие хороших и верных друзей.
Интересная работа.
Уверенность в себе
Творчество.
Счастливая семейная жизнь.
Здоровье.
Материально обеспеченная жизнь.
Свобода, как независимость в действиях и поступках.
Любовь.
Познание, стремление к «новому» – учеба.
Активная деятельная жизнь.
Красота природы и искусство.
Притча: «Сам слепи свое счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
-Слепи мне счастье – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вопрос: Какой смысл этой притчи?
Вывод: Все в ваших руках.
Притча: «О колодце и осле».
Осел упал в колодец, старик не смог его вытащить. И решил, что колодец старый, и он давно хотел его засыпать, да и осел уже не работник. Решил засыпать вместе с колодцем и осла. Старик стал кидать землю в колодец, а осел стряхнет землю с себя, да и ногами утопчет. Старик кидал землю, а осел стряхивал ее с себя, да и утаптывал ее. Так и выбрался осел из колодца.
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. Каждая проблема, это камень, который жизнь кидает в вас.
Помните, что вы справитесь с любой неприятностью и выдержите любые испытания, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
Освободите свое сердце от ненависти – простите всех на кого были обижены;
Освободите свое сердце от волнений, — большинство из них, они бесполезны;
Цените, то, что имеете;
Отдавайте больше;
Ждите меньше.
Сделай добро и бросай в воду, оно обязательно к тебе вернется.
Упражнение: «Вверх по радуге»
(снятие тревожных ощущений)
Звучит спокойная мелодия.
Ведущий: сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза представьте красивую, разноцветную радугу. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с воздухом вы взбираетесь вверх по радуге (задержите дыхание), а выдыхая – съезжаете по ней в низ (и все плохое, негативное выдыхаете, избавляетесь от него). И так несколько раз.
Вопрос: Что вы при этом испытывали?
Спасибо всем, до свидания!
Источник