Как правильно оценить развитие своего ребенка

Как правильно оценить развитие своего ребенка thumbnail

педагог-психолог
Байбинова О.А.
2011г.

Для ребенка очень важно, чтобы родители принимали его таким, какой он есть, постоянно сообщали, что он им нужен и важен, что его существование для родителей – радость. Этому совету следовать легко в спокойные моменты и когда все идет хорошо. А что делать, если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях?
Рассмотрим случаи, когда ребенок делает что-то «не так», плохо, с ошибками.

Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: грустнеют, теряются, обижаются или бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» Все эти детские реакции показывают, что ребенку не нравится такое обращение. Чтобы понять, почему, давайте вспомним себя детьми. Нам тоже не сразу удалось написать первую букву, вымыть чисто посуду и т.д. Это теперь эти дела кажутся нам простыми, и нам кажется, что сделать это так «просто». Но ребенку это действительно трудно, и он вправе на нас обижаться за то, что мы не ценим его старания и усилия.
Когда ваш ребенок в год делал первые неуверенные шаги, он был горд и доволен, что сделал их самостоятельно. И никакому взрослому не придет в голову в этот момент сказать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Что ты качаешься?» Потому что это нелепо и смешно. Но также смешно выглядят все критические замечания человеку (ребенку или взрослому), который учится что-то делать сам. Если ребенок выполняет дело, которое ему трудно выполнить, то, не вмешиваясь, родители наносят ребенку только вред.

Отсюда правило №1: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Если ребенок при этом делает ошибки, взрослым следует:

  • Не замечать каждую ошибку, так как порой ребенок сам знает о своих ошибках, но относится к ним более терпимо, чем взрослые. Он доволен уже тем, что у него что-то получается. К тому же он догадывается, что завтра получится лучше.
  • Ошибку лучше обсудить с ребенком потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда нужно делать на фоне общего одобрения.

Бывает, когда ребенок просит о помощи, родителям бывает некогда, неинтересно с ним заниматься или они хотят, чтобы ребенок приучился к самостоятельности. Но есть правило №2: Если ребенку трудно, и он просит о помощи, обязательно помогите ему. Очень хорошо в этом случае начать со слов: «Давай вместе!» Помочь ребенку важно, так как ребенок завтра будет делать сам то, что сегодня делает с мамой, и именно благодаря тому, что это было с мамой. Чем больше дел ребенок делает вместе с родителями, тем больше он в будущем сможет сделать самостоятельно. Поэтому оставлять ребенка одного там, где ему трудно – грубая ошибка. Дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем», «Возьми меня с собой», и если у родителей нет действительно серьезных причин для того, чтобы отказать, ответ будет только один: «Да». Если ребенку регулярно отказывать, ребенок может обозлиться, стать агрессивным, тревожным (так как чувствует себя ненужным).
Если вы помогает ребенку, то возьмите на себя только то, что он не может выполнить самостоятельно, а остальное предоставьте ему делать самому. Как только ребенок освоит новое действие, предоставьте ему возможность делать это самостоятельно. Это получится потому, что обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы.
Например: если мальчик, играя в конструктор, не может сам соединять детали и ему показывает мама (папа), как это сделать, то через некоторое время он уже старается сам это сделать, а после и другим способом. При этом следует учитывать, что:

  • Если вы очень рано переложите на ребенка свою часть (покажите как соединять детали и начнете срезу требовать, чтобы он сделал также), дело у ребенка так и не получится.
  • Если вы слишком долго и настойчиво будете выполнять за ребенка всю работу, то он никогда не научится это делать самостоятельно.

При этом, если мы говорим о том, что делает (или не делает) ребенок, как он себя ведет, очень важное значение имеет оценка ребенка, которую дают ему взрослые. Оценка ребенка родителями – это главное средство воздействия на него.

Как можно оценить ребенка, чтобы это способствовало его развитию.

Большинство оценок не дают детям никакой информации о результатах их работы, приложенных усилиях. Основные ошибки при оценивании:

  • Оценки не оценивают («Молодец!», «Хорошо!», «Умница!»);
  • Оценивается личность ребенка, а не его действия («Неумеха», «Растяпа»);
  • Ребенку чаще даются только отрицательные оценки (или только завышенные оценки), независимо от реального результата;
  • Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми (чаще не в его пользу);
  • Взрослые не различают области оценивания (деятельность или поведение) и используют одни и те же оценки.

Если взрослый оценивает то, что делает ребенок, то его задача – рассказать ребенку, какие его действия приводят к хорошему результату, а какие нет. Это позволяет ребенку понять, какую он совершил ошибку и как ему действовать в дальнейшем.
Чтобы похвалить правильно ребенка за работу, необходимо описать, что ребенок делал и почему получилось хорошо (или не получилось).

«Как правильно дать оценку деятельности ребенка»

Действия и усилия ребенка

Ты постарался нарисовать небо и травку,
использовал яркие, подходящие цвета…

Результат

… и они получились у тебя очень красивые
и аккуратно закрашенные.

Часто, чтобы сказать ребенку, что он сделал что-то не так, взрослые используют следующую схему: похвала – критика – похвала (например: «Ты хорошо нарисовал небо и облака, но дом у тебя получился немного кривой. Зато вокруг него у тебя вышла очень красивая зеленая трава»). Однако, если в предложении есть «но», то что сказано до этого человек не воспринимает. Такая оценка может запутать ребенка, он не понимает, хорошо он сделал или плохо. Лучше высказать ребенку две оценки не связанные в одну (« Ты здесь провел неровные линии, и поэтому дом вышел немного кривым. А здесь ты постарался нарисовать небо, использовал яркие и подходящие цвета, и они получились у тебя очень красивые и ярко закрашенные»). Используя эту схему, мы даем ребенку понять, что он сделал верно, а что неверно. Такое оценивание не навешивает на ребенка ярлыков и помогает ему самому исправлять в дальнейшем то, что он делает, не расстраиваясь, правильно относясь к самому себе и своей деятельности.

Литература: 1.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, Речь, 2002.

Источник

Как оценить уровень развития своего ребёнка? Для этого можно воспользоваться вопросами для родителей дошкольников американского психолога Д. Чейпи.

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)…?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?

9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?

Оценка языкового развития

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: .щетка, пылесос, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы; на столе, под столом?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли речь ребенка-с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общения

23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сна-чала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Уровень слуховых способностей

40. Может ли ребенок рифмовать слова?

41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли ребенок вопросы о словах?

А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.

Может ли ваш ребенок:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?

3. Понимать смысл того, о чем ему читают?

4. Четко выговорить свое имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашом или мелками на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14. Положительно оценивать: я — человек, который многое может?

15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?

17. Ладить с другими детьми?

В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы,

которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:

1. Нравится ли Вам Ваш малыш?

2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

5. Поправляете ли Вы речь малыша?

6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?

8. Смеетесь ли Вы вместе с ним?

9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?

12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

13. Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему?

14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?

15. Обсуждаете ли Вы с семьей и с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?

16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:

1) у зубного врача;

1) в магазине?

17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?

18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?

22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?

За каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла,
«иногда» — 2 балла,
«никогда» — 0 баллов.
Полученные баллы сложите.
Если сумма
88 баллов — здорово!
44 балла — неплохо.
меньше 22 баллов — стоит задуматься.

Источник

20 ноября 2011

Автор КакПросто!

Родители, как правило, мечтают, чтобы их ребенок рос умным и сильным. Если им кажется, что ребенок уступает в чем-то другим, они начинают бить тревогу. Стоит ли беспокоиться о том, чтобы ребенок непременно вписывался в существующие нормативы развития, а желательно и опережал бы по всем показателям своих сверстников?

Инструкция

Пытаясь оценить развитие своего чада, знайте, что в точности ни один ребенок не соответствует стандартной, описываемой статистикой модели. Поэтапные графики овладения различными умениями и навыками усреднены. Не забывайте, что каждый малыш, как и каждый человек, абсолютно уникален!

Не волнуйтесь, если ваш малыш не торопится с тем, чтобы начать ходить, самостоятельно кушать ложечкой в полтора года? Рамки нормативных понятий в отношении речи, ходьбы, опрятности, чтения и пр. значительно расширились. Если ваш ребенок не умеет читать в 5 лет, то ничего «ненормального» в этом нет. Не заставляйте малыша перескакивать через важные для него этапы развития, если ему еще требуется какое-то время, чтобы овладеть навыком чтения. Ребенок, испытывающий определенные затруднения в 7 лет, при поддержке родных людей, вполне способен гармонично развиваться дальше. И это совсем не значит, что у него и в дальнейшем будут какие-то проблемы.

Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает, что дети осваивают новые навыки неравномерно, периоды продвижения вперед сменяются паузами. В это время родителям кажется, что малыш в своем развитии остановился. На самом деле ребенок просто готовится к следующему «броску», и для этого ему могут потребоваться несколько месяцев концентрации и усилий. Не ориентируйтесь только на конечный результат, ведь такие «периоды покоя» очень нужны вашему ребенку: от них зависит его гармоничное развитие.

Рассматривайте каждую особенность развития малыша в контексте ваших семейных обстоятельств. Переезд, рождение младшего братика или сестренки, болезнь, развод родителей, другая нестандартная ситуация может способствовать замедлению продвижение вперед, возможен даже «откат» назад на некоторое время. В такой ситуации оценивайте развитие своего ребенка в целом, обращая внимание на все его области – эмоциональную, чувственную, интеллектуальную, а не только на ритм. Эмоциональная гармония нужна ребенку ничуть не меньше, чем интеллектуальный коэффициент (IQ), чтобы вырасти всесторонне развитой личностью и добиться успеха в дальнейшей жизни. Довольный собой, общительный, окруженный друзьями и обладающий чувством юмора ребенок «стартует» в жизни так же хорошо, как и малыш, умеющий читать с 5 лет. Если ваш ребенок до школы предпочитает не писать или считать, а играть, то это не значит, что шансов на школьный успех у него меньше.

Развитие каждого ребенка очень индивидуально, все нормативы представляют собой лишь примерный ориентир для любящих родителей. Обращайте на них внимание, для того чтобы при необходимости помочь малышу осваивать важные этапы. Так или иначе, родители бывают слишком субъективны в оценке способностей своего ребенка, поэтому, если возникают сомнения, поделитесь ими с психологом или врачом, который сможет посоветовать, стоят ли пристального внимания обнаруженные вами «пробелы».

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

Физическое развитие детей крайне важно периодически контролировать. Это позволяет выявить на ранней стадии нарушения в здоровье ребенка и своевременно их исправить. Для оценки физического развития были определены соответствующие нормы и стандарты.

Темпы роста ребенка по возрасту

Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:

  1. Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
  2. Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
  3. Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.

В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.

Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:

  • вытяжения;
  • округления.

Этапы вытяжения и округления

Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.

Этапы развития

В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:

  1. Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
  2. От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице. В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
  3. Третий год жизни. Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
  4. Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
  5. Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
  6. Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.

В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.

Осанка у ребенка

В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.

Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.

Как изменяются пропорции тела

Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:

  • голова (высота): вдвое;
  • туловище (длина): втрое;
  • руки: в 4 раза;
  • ноги: в 5 раз.

Пропорции тела в процессе развития меняются так:

  1. Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
  2. Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.

Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.

Изменение тела

Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.

Гармоничность телосложения

Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:

  • от 0 до 2: гармоничное;
  • 3: дисгармоничное;
  • от 4 до 7: резко дисгармоничное.

Определение соматотипа

Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:

  • от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
  • от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
  • от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».

Типы телосложения

Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).

Таблица роста органов и тканей

В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:

Длина тела, смПравая доляЛевая доляПоджелудочная железаСелезенкапочка
головкателохвостдлинаширинадлинаширина
35-4936,0-51,426,7-42,56,2-9,84,3-7,15,6-8,034,9-47,518,1-26,536,1-45,717,8-23,0
49-5948,3-58,921,9-36,56,0-9,04,1-5,97,3-9,540-46,219,9-29,546,2-54,422,1-27,7
60-6953,0-66,026,4-40,86,4-9,04,5-6,78,1-10,747,8-61,422,6-29,850,5-58,324,5-29,7
70-7962,6-73,832,7-48,18,7-11,75,9-8,910,4-14,056,3-67,924,5-32,355,5-63,726,8-32,2
80-8967,5-78,940,2-55,68,7-12,96,4-9,210,5-15,362,1-72,127,7-34,761,8-72,229,1-33,7
90-9973,9-85,347,4-63,810,4-14,87,4-10,011,6-17,063,8-78,030,4-38,063,9-74,130,6-36,8
100-10979,6-92,645,5-65,912,6-15,88,2-11,013,0-17,865,9-80,332,6-40,068,5-76,731,3-37,9
110-11975,3-97,557,0-73,013,2-17,27,9-10,715,4-19,870,8-83,033,8-41,671,9-81,732,9-39,3
120-12988,4-102,261,1-79,115,1-18,78,7-11,916,4-21,076,6-91,436,7-44,576,8-86,534,3-40,7
130-13987,8-104,867,2-81,814,1-18,38,7-11,515,7-19,979,6-98,236,1-47,781,2-90,035,8-43,0
140-14997,2-112,661,0-83,814,6-19,08,7-12,115,8-20,883,0-101,439,5-50,585,3-94,737,3-45,5
150-159101,8-125,666,7-87,115,0-19,49,5-12,515,9-21,188,5-107,741,3-51,786,6-102,238,3-46,9
160-169105,3-127,764,9 -93,315,5-20,39,1-12,517,8-22,093,8-111,054,6-43,494,5-109,541,0-50,2
170 и выше107,3-128,770,1-92,316,8-21,29,8-12,818,8-23,699,2-117,844,8-58,498,3-110,143,0-53,2

Измерение ребенка

Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.

Измерение роста ребенка

Замеры проводят при плановом осмотре.

Показатели роста

Способ измерения длины тела зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
  2. Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.

Масса тела

Взвешивают утром, способ зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
  2. Старше 2 лет — стоя.

Окружность груди

Измеряется на выдохе. Измерительной лентой охватывают грудь так, чтобы сзади сантиметр оказался под лопатками.

Как оценить антропометрические показатели

Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.

Центильная таблица

Центильные таблицы

Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:

  1. Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
  2. Низкие: от 3 по 10 (7%).
  3. Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
  4. Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
  5. Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
  6. Высокие: от 90 по 97 (7%).
  7. Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).

В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:

  • вес мальчиков;
  • вес девочек;
  • рост мальчиков;
  • рост девочек;
  • окружность головы мальчиков;
  • то же для девочек;
  • окружность грудной клетки у мальчиков;
  • то же у девочек;
  • зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
  • то же для девочек.

Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.

Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:

  • средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
  • по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
  • по 3%: большая вероятность патологии.

Центильная таблица для ребенка

Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:

  • охвачено большинство регионов мира;
  • условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).

Эти таблицы — общепризнанный мировой стандарт.

Как спрогнозировать окончательные результаты

Есть несколько способов рассчитать, насколько вырастет ребенок:

  1. Для мальчиков: Рр = (Ро + Рм)/2 + 5 см, где Рр, Ро и Рм — рост ребенка, отца и матери, см. Для девочки: Рр = (Ро + Рм)/2 — 5 см.
  2. Формула Таннера. Для мальчиков: Рр = (Рз * 1,27) + 54,9 см, где Рз — высота в 3 года. Для девочек: Рр = (Рз * 1,29) + 42,3 см.
  3. По таблицам ученых Гарна и Романа на основании полуроста родителей.
  4. По костному возрасту. Нужен рентген лучезапястного сустава.

Используя специальные таблицы и формулы, на основании данных о размерах костей определяют рост.

Источник