Как понять что ребенок отстает в развитии 5 лет
В четыре-пять лет ребенок становится дошкольником и начинает готовиться к поступлению в первый класс. В этот период обычно выявляются отставания в психическом и психоречевом развитии. Проблемы нужно решать очень быстро, поскольку если к шести года не удастся достичь положительных результатов, например, запустить речь, то в дальнейшем сделать это. практически невозможно.
Причины задержки в развитии
Пятилетний ребенок может быть хорошо развит физически, но по ряду причин его речь и психика находятся на уровне младенца. Специалисты выделяют несколько причин отставания в развитии.
- Гиперопека, постоянный родительский контроль. Из-за того, что ребенок не может проявить себя как личность, у него наступает соматический инфантилизм. Он не приучен к самостоятельности, не может себя обслужить, не владеет элементарными бытовыми навыками.
- Неблагополучная обстановка в семье – если ребенок из года в год является свидетелем родительских ссор, панически боится одного или обоих родителей, он замыкается в себе, стараясь избегать любых контактов с внешним миром. Другая крайность – постоянные истерики, вспышки агрессии, капризы. Без своевременной психологической помощи такое состояние быстро становится патологией развития.
Читайте также: Коррекция дислексии по методу Дейвиса
- Поражения ЦНС вследствие тяжелых инфекций, приема некоторых лекарств не по возрасту, травм головного мозга. В этом случае требуется тщательное обследование и лечение у детского невролога.
- Ранняя потеря слуха в виду разных причин (травма, болезнь) – речь может пропасть даже у тех детей, у которых она успела сформироваться, а это влечет отставание в психическом развитии.
- Сильный стресс, эмоциональное потрясение – смерть любимого родственника, развод родителей, пережитая чрезвычайная ситуация (автокатастрофа, стихийное бедствие, военные действия).
Одна из распространенных причин – педагогическая запущенность. Иными словами, до какого-то момента ребенок развивался нормально, но из-за отсутствия правильного воспитания, достаточного внимания со стороны родителей, развивающих занятий по возрасту или из-за неверно составленного распорядка дня малыша. процессы становления речи и психики тормозятся. Если ребенок получает скудную информацию об окружающем мире, никто не показывает ему, как играть, узнавать новое, не поощряет к какой-либо умственной деятельности, то его способности к усвоению знаний, конечно, снижаются.
Когда нужно беспокоиться?
В отличие от педиатра, который видит малыша 10 -15 минут во время осмотра, родители наблюдают ребенка ежедневно, поэтому важно пристально следить за его поведением и настроением. Если ребенок посещает детский садик, обязательно прислушайтесь к замечаниям воспитателей: они могут оказаться очень ценными для своевременного выявления задержки в развитии.
Читайте также: Упражнения для развития межполушарных связей
Вас должны насторожить следующие сигналы:
- малыш очень пуглив, замкнут в себе, постоянно тревожится, или, наоборот, проявляет агрессию, впадает в истерики, капризничает без видимой причины;
- с трудом переживает разлуку с родителями, особенно матерью, даже если они находятся недалеко, но не рядом;
- избегает игр и занятий, где требуется применить воображение;
- не стремится к общению со сверстниками, не выстраивает зрительного контакта с другими людьми;
- не может выполнять команды, которые состоят из двух действий (например, «возьми игрушку и убери ее на место»);
- не может подолгу концентрироваться на каком-либо занятии (более 5-7 минут);
- скупо выражает свои эмоции, чаще всего ребенок выглядит грустным и подавленным;
- плохо говорит, использует примитивные фразы, не употребляет множественное число, речь может быть представлена лишь отдельными словами;
- не в состоянии построить домик или башню более чем из восьми кубиков;
- у него никак не получается правильно держать карандаш, по сравнению со сверстниками, он плохо рисует;
- не владеет базовыми бытовыми навыками – не может сам раздеться или одеться, помыть руки, умыться, не пользуется столовыми приборами.
Если вы заметили хотя бы три признака из приведенного списка, это уже серьезный повод для беспокойства. Необходимо как можно быстрее показать малыша неврологу, детскому психиатру, психологу, дефектологу. Если кто-то пытается вас переубедить, что все в порядке, мол, перерастет, не слушайте, а ищите хорошего специалиста. Иначе будете сожалеть об упущенном времени.
Стоит ли идти в коррекционную школу или пытаться готовиться к обычной?
Этот вопрос волнует многих родителей детей, у которых выявлено отставание в развитии. В настоящее время в нашей стране активно реализуются программы инклюзивного образования. Но на деле все далеко не так радужно, как показывают нам социальные видеоролики. Из-за высокой наполненности классов, даже очень опытный учитель просто не имеет возможности уделить достаточно внимания детям с ОВЗ. Неизбежно посыплются двойки и тройки, ребенок будет чувствовать себя некомфортно, это приведет к конфликтам с одноклассниками и взрослыми.
Положительный результат дает посещение коррекционного или дефектологического детского сада. Группы там очень маленькие, с детьми постоянно занимаются дефектологи и логопеды. Если такой возможности нет, обязательно ходите на занятия к проверенному специалисту, создайте обучающую среду дома. Используйте каждую минуту с пользой.
Если в вашем городе есть коррекционная школа или коррекционный класс, то стоит подать документы именно туда. Там, под руководством педагогов-дефектологов, логопедов и психологов, ребенок научится правильно учиться, освоит необходимые навыки, получит знания о мире. Вы вскоре увидите заметные сдвиги в его развитии. В случае успешного прохождения программы, он может пойти в обычную школу.
Поэтому бояться коррекционных школ совершенно не стоит: ребенку и вам так будет намного комфортнее, ведь процесс обучения будет проходить в подходящем для малыша темпе, и он обязательно достигнет положительных результатов.
Источник
Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.
Типы задержки развития
Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.
- Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
- Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
- Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
- Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.
Причины
Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания
На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.
- Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
- Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
- Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
- неправильная эмбриональная закладка органов;
- наследственные патологии;
- прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
- перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
- применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
- травмирование живота при падении во время беременности;
- сильный токсикоз;
- родовые травмы, в частности головы, гипоксия.
Как определить отставание
В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии
Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.
- Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
- Отсутствует реакция на звуки.
- Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
- Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
- Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
- Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
- У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
- У карапуза не получается учить буквы, читать.
- У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.
Лечение
Правильное питание — важная составляющая успешной терапии
Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:
- оздоровительные мероприятия;
- занятия по коррекции определенных навыков;
- медикаментозную терапию.
К общим оздоровительным мероприятиям относят:
- правильный режим дня;
- здоровое питание;
- нормированные физические нагрузки.
Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.
Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.
Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.
К какому врачу обратиться
Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.
Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.
- К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
- Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
- Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
- Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.
Специальный детский сад
Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.
Источник
Забеспокоилась… Речь не развита: не может пересказать прочитанную сказку, все урывками какими-то, половину не помнит. Разговаривает очень мало.
Явно, я бы абсолютно не поняла о чем она говорит, если б не знала что она имеет ввиду, вернее какое событие.
Читать не любит совсем.
Стихи учит с трудом.
очень странно почему вы только сейчас забеспокоились? садик посещаете?
Через съехавшую крышу лучше видны звезды…
Да, д/сад посещаем.
OmoNA,
списывала на возраст
Словарный запас очень маленький
Не увидела отставания в развитии. Увидела только желание мамы сделать на чем-то акцент, а ребенку это не интересно. Я всю жизнь не умею перескащывать и что?
Курица Помада автор темы:
Читать не любит совсем.
А вы ей читаете?
Курица Помада автор темы:
Словарный запас очень маленький
Ну для этого можно и другие варианты пробовать, а не только пересказ
Бегите к неврологу, на Радугу, в речевой д/с. Не понимаю, почему вы только сейчас забеспокоились, раньше вы с ребенком не общались и не видели ничего?
да, конечно читаю. Я с таким удовольствием читаю!
«Мне скучно, не интересно», — каждый раз стонотство
Посещали в течении года «Подготовку к школе с 5 до 6 лет». Логические задачи решает очень хорошо — Игралочка Петерсона, чтение — плохо (Да и ладно с этим чтением), математика норма, письмо — пишет, пропуская половину букв.
А вот речью — беда
Джануля,
подскажите, невролог ставит диагноз со слов мамы или все-таки методом общения и контакта с ребенком определяет нарушения?
Пример из вчерашнего.
Купила две новые книжки: Приключение зайчонка и Приключение котенка. Дочка посмотрела обе книжки, матнув головой, что будем читать.
Вечером , прочли про котенка. С горем пополам пересказали. Спрашиваю, вторую будем читать? Д: Какую вторую? Я: Ну, про зайчонка, книжек ведь две было! Д: Нет, не помню про вторую…
Чет страшно мне
Автор, я дочке вместо мультфильмов ставила через интернет сказки. Слушали можно сказать целый день, если на прогулку не уходили. Я думала, что она просто слушает, оказалось, что всё запоминает. Она знает Алису в стране чудес наизусть и много других сказок, бабушка приехала в гости, дочка начала ей рассказать, а там слова такие замудреные для ребёнка. Сейчас на занятиях логопед отмечает, что память великолепная.
К логопеду и неврологу бегите
Все в нашем городе цветочном должны стремиться к знаниям прочным.
Сначала пересказ по картинками попробуйте
Все в нашем городе цветочном должны стремиться к знаниям прочным.
Берите ребенка и к логопеду или логопеду-дефектологу.
Будет Вам заключение о развитии дитя.
Речь, имхо, д.б. в приоритете перед чтением, письмом и т.п.
Я рождена, чтоб сказку сделать былью…
Девочки, всем спасибо.
Возможно я неправильно выразилась. Имела ввиду слова произносит внятно, все определяемы.
Именно разговорная речь хромает.
Курица Помада ,
Мой также может забыть про то, что я ему говорила.
Я думаю просто неинтересно ей, что книжки вы эти купили.
Пересказывать тоже не очень получается у моего.
По неврологии проблем никогда не ставили, у логопеда звуки ставили в 5,5 как раз.
Сейчас почти 6. Хочу для себя сходить на диагностику к нейропсихологу и задать все имеющиеся вопросы.
Можете в Ресурс ещё записаться на консультацию бесплатную.
С формулировками и высказыванием своих мыслей у нас тоже не очень, по моему мнению.
Но логопед говорила, что хороший способный мальчик, занимайтесь, читайте.
Но читать мой тоже например не любит. Точнее слушать. Сказки и рассказы вообще никак не воспринимает. А вот энциклопедии слушает с бОльшим удовольствием.
Хотя я сама такая, никогда не любила художественную литературу)
Курица Помада ,
Из беседы с ребенком и с ваших слов поставит неврологический диагноз по речи, далее нужно к логопеду, который определит, над чем надо работать.
Курица Помада ,
вам нужен хороший педагог-логопед с дошкольным образованием или учитель начальной школы.
все описанное вполне корректируется к школе.
бежать ни в какую радугу и речевые садики не надо, давно они ни панацея.
сон разума рождает чудовищ
Поговорить с воспитателем. Как она оценивает ребенка: как занимается, как общается и т.д. Обратиться к логопеду в садике.
Показать ребенка неврологу, все свои жалобы записать заранее и высказать (желательно не в поликлинике, где 10 минут на все).
Занимаюсь с детьми в ШР — у половины дошкольников разговорная речь хромает , не знают элементарных сказак-Дюймовочка, Золотой ключик, Кот в сапогах и тд, но не удивительно нисколько. Родители с детьми общаются мало и с младенчества планшт и мультики….
мы на занятиях не занимаемся по тетрадям-в школе выше крыши будет. Много играем, в т ч в ролевые игры. Большинство детей не умеют этого делать. Придумать сюжет , развить его и завершить неким действием. Играйте вместе , придумывайте сказки , желание читать и пересказывать придет. Логопед будет делать тоже самое)
Мыслить так трудно, поэтому большинство людей судит
Курица Помада автор темы:
Вечером , прочли про котенка. С горем пополам пересказали
Зачем вы увлекательный процесс превращаете в скучный урок? Зачем перессказывать, когда можно обсудить? Вопросы задать ребенку, рассказать что-то на эту тему.
А для этого книги должны быть интересные. Про зайчонка — ну, в два года, ну в три…
Много тем было про книги для 5-6 леток, посмотрите. Почитайте увлекательную историю, чтобы было что обсудить.
Ну и с точки зрения пополнения словарного запаса, зайчонок и котенок тоже не очень…
Откуда слова то новые брать?
budlya,
Полностью согласна!
budlya:
Много тем было про книги для 5-6 леток,
В настоящий момент читаем Циферова — но совсем не идет (отнесли в д/сад), не нравится ей, Николай Носов — некоторые рассказы читали до дыр; Б. Гримм — Рапунцель; Катаев — Цветик-Семицветик (самый любимый рассказ).
Источник