Как помочь ребенку с задержкой развития речи

Развитие речи у ребенка – сугубо индивидуальный процесс, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития.

С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит
стремительными темпами. Некоторые родители могут считать, что речевой процесс начинается, когда ребенок пытается произносить отдельные слоги и слова, но на самом деле уже для двухмесячного крохи существуют критерии, согласно которым развитие происходит нормально или в нем присутствуют отклонения.

2 месяца. Обычно в этом возрасте малыш произносит первые звуки. Ребенок начинает реагировать на голос родителей улыбкой. Если малыш чего-то хочет, для привлечения внимания к себе он использует крик или плач.

3-6 месяцев. Период «агуканья». У ребенка проявляется гуление (протягивание отдельных звуков, обычно гласных). Формируются первые навыки общения, малыш пытается копировать движения губ взрослых, может гулить без перерыва несколько часов. Интересно, что все дети в независимости от пола, расы и национальной принадлежности гулят одинаково.

6-9 месяцев. Появляется лепет или «лепетная речь». Из отдельных звуков ребенок начинает складывать подобие слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» и подобные звукосочетания. Ребенок с помощью лепета просто исследует конструкции языка, но родителям может казаться, что малыш таким образом зовет папу или маму. На самом деле, лепет только похож на настоящие слова, осознанная речь появится у ребенка чуть позже.

Примерно в этот же период малыш начинает откликаться на свое имя, понимать речь взрослых. Например, если спросить ребенка «где мама?», он повернет голову в ее сторону. Ребенок, подражая взрослым, учится интонировать — тихий лепет сменяется громким и наоборот.

9-18 месяцев. Появление первых слов. Обычно девочки произносят слова в возрасте 9-10 месяцев, мальчики — чуть позже, в 11-12 месяцев. Также многие специалисты замечают, что спокойные дети начинают говорить несколько позже эмоциональных и подвижных.

В этот возрастной промежуток начинает формироваться словарный запас, и к началу второго года жизни ребенок обычно знает и может произнести около 10 слов. Также пополняется и пассивный словарный запас — то есть те, слова, которые ребенок пока не может произнести, но уже понимает и реагирует на них.

В 1,5 года ребенок уже может произносить около 15-20 слов. Обычно это имена близких людей, обозначения членов семьи, названия животных и игрушек. Малыш уже способен составлять простые фразы, например, «дай мяч».

1,5-3 года. Ребенок уже знает примерно 40-50 слов. У ребенка появляется осмысленное понимание того, что говорят окружающие его люди. Малыш к 2-2,5 годам произносит несложные предложения, например, «я хочу гулять», «я иду кушать».

Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.

О задержке речевого развития у детей на разных этапах жизни можно говорить в следующих случаях:

  • Ребенок не кричит в первые месяцы жизни, не гулит.
  • К 9 месяцам отсутствует лепет, ребенок не пытается произносить слоги.
  • К началу второго года у ребенка отсутствует активный словарный запас.
  • Ребенок в полтора года не реагирует на простые просьбы и не понимает, что ему говорят.
  • В два года речь ребенка нечленораздельна и непонятна .
  • Двухлетний ребенок не может произнести предложение из двух слов.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связано с одним из следующих факторов:

Патологии, возникшие во время беременности или родов. Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Самым опасным осложнением непосредственно во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к мозговым клеткам.

Наследственность. Если у кого-то из родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.

Обстановка в семье. Для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью. Дети с нарушениями речевого развития не обязательно живут в семьях алкоголиков или наркоманов, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием ребенка. Часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении.

Заболевания. Особенно опасны для развития речи такие заболевания как менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

Коррекционная работа

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходима работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом), не будут лишними арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия, взаимодействие с домашними животными.

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Читайте другие интересные статьи на официальном сайте для мам.

Источник

Очень часто на площадках и в группах детского садика можно встретить много детей в возрасте от двух до трех лет, которые либо плохо разговаривают, либо не разговаривают вообще. Большинству из них поставлен диагноз — задержка речевого развития (ЗРР). Для таких детей характерны проблемы с речью, но интеллект и физическая сноровка соответствуют норме. Если диагноз проигнорировать, то ребенок не сможет хорошо учиться в обычной школе, и ему придется обучаться в специальных интернатах. Поэтому родителям таких детей придется вдвое больше уделять внимание речевым упражнениям. Каждые родители хотят помочь своему чаду, и эта статья даст рекомендации по развитию речи у ребенка. Каковы бы ни были причины подобного диагноза, необходимо принять правильные меры устранения этой проблемы.

Читайте также:  Что дать ребенку развитие с 9 месяцев

 Рекомендации, помогающие заговорить ребенку с ЗРР.

После постановки диагноза ЗРР, родителям нужно сделать все возможное, чтобы помочь ребенку заговорить. Для того чтобы лечение было успешным, следует выполнять такие рекомендации:

1. Консультироваться с врачами и следовать их назначениям. Вам с ребенком придется достаточно часто посещать такого врача, как невролог ( невропатолог). Важно выполнять все рекомендациям врача. Без медикаментозного лечения при ЗРР не обойтись. Чем позже вы начнете принимать лекарство, тем позже пойдет процесс становления речи. Также, если врач сказал показаться через 3 месяца, то именно через такой промежуток времени и стоит прийти. Ведь динамика развития важна для врача.

2. Пройти курс детского массажа. Обычно назначают массаж воротниковой зоны. Также полезен массаж рук, особенно пальчиков. Массаж дает небольшой, но заметный эффект.

3. Необходима консультация логопеда. Логопед — это педагог, который поможет ребенку заговорить. Обычно занятия происходят с детьми с четырех лет. Но чем раньше, тем лучше. Поэтому родителям необходимо будет найти логопеда, который занимается с детьми с двух с половиной, трех лет.

  1. Обеспечить индивидуальные занятия малыша с коррекционным педагогом. Обычно педагоги занимаются по методике Марии Монтессори. Педагог подберет те  методы обучения, которые подойдут  именно вашему ребенку.5. Ребенку желательно больше времени проводить в обществе других детей. Для детей с ЗРР есть садики с логопедическими группами. Ребенку полезно посещать развивающие занятия или детские кружки. Также ребенку можно находиться в частном детском садике, а можно приглашать в гости мам с детьми.

    6. Создать ребенку приятные и положительные эмоции. Походы в цирк, зоопарк, кукольный театр, парк аттракционов. Летом свозит либо в деревню к бабушке, либо на море. Новые впечатления и путешествия могут подтолкнуть ребенка к произношению новых слов. Бывали случаи, когда ребенок поехал к бабушке на лето, и вернулся, научившись разговаривать.

    7. Самостоятельно, ежедневно заниматься с ребенком. Ни одно лечение и действия педагогов не окажут нужного эффекта, если родители не будут закреплять пройденный материал дома. С ребенком стоит читать книги, рассказывать сказки, петь песни. Также стоит проводить занятия, связанные с мелкой моторикой: рисование манкой, игры с крупами, деревянные рамки-вкладыши с пальчиковыми захватами, лепка из пластилина и теста, рисование, ролевые игры. Занятия нужно проводить в игровой форме. Во время занятий четко проговаривать каждое действие и иногда спрашивать ребенка и помогать отвечать. Ни в коем случае не заставлять и не наказывать за отказ от занятия. Нельзя смеяться или критиковать, если слово произнес неправильно, лучше поправить ненавязчиво. Ведь лучше мамы никто не объяснит окружающий мир маленькому человечку.

    Если следовать всем рекомендациям и верить в своего малыша, у вас получится добиться правильной и долгожданной речи малыша.

    Причины задержки речевого развития (ЗРР) у детей.

    Очень часто с рождением ребенка мамы мечтают, чтобы ребенок быстрее сел, встал, пошел и начал говорить. Но если ребенку уже 3 года, а он не разговаривает, как его сверстники. Обратившись к специалистам, вам поставили диагноз — задержка речевого развития (ЗРР). И каждая мать задаст себе вопрос, почему именно с ней и ее малышом такое приключилось. Язвительные комментарии свекрови, мол надо больше с ребенком общаться, осуждение за глаза соседей, сочувствующие взгляды мам на площадках, неодобрение врачей — и все это вместо поддержки матери и ребенка.
    ЗРР — диагноз, при котором у ребенка наблюдаются нарушения речи, но при этом умственное и эмоциональное состояние в норме. Ваш ребенок показывает жестами на желаемый предмет или на своем языке говорит, но его речь от установленных врачами норм отличается. Обычно к 2,5—3 годам родители начинают обращаться к специалистам.

       Основные причины ЗРР можно разделить на две группы: медицинские и социальные.
    Медицинские причины — те, которые не зависят от ребенка.

    К медицинским причинам относятся:

    1. Проблемы со слухом. Иногда ребенок или плохо слышит или слух отсутствует. И только с помощью аудиограммы можно выявить подобные отклонения. Иногда серные пробки вызывают проблемы с речью.

    2. Генетическая предрасположенность. Если в семье были поздно говорящие дети, родителям стоит заранее консультироваться с врачом.

    3. Перенесение в раннем возрасте операций (паховая грыжа, зашивали губу). Воздействие наркоза на организм ребенка способно притормозить развитие.

    4. Алкоголизм родителей.

    5. Следствие удара головой у ребенка. Иногда дети падают и ударяются головой. Отсутствие признаков сотрясения мозга — не значит, что можно облегченно вздохнуть. Лучше для успокоения сделать ребенку энцефалограмму.

    6. Нарушения родовой деятельности. Возможно, стремительные роды, обвитие пуповиной, родовые травмы спровоцировали ЗРР у ребенка.

    7. Наличие диагноза аутизм, синдром Дауна.

    8. Пол ребенка. Считается, что мальчики могут молчать до 4 лет. Эта теория не была научно обоснована, но многие врачи используют ее.

    9. Левша или правша. У правшей доминирует левое полушарие, отвечающее за речевое развитие. Поэтому левшам труднее начать говорить.

    10. Патология ротовой полости. Наличие уздечки может мешать ребенку разговаривать.

    11. Слабый тонус лица. Такие дети не любят есть твердую пищу и у них частые слюноотделения. С ними лучше делать такие упражнения, как дуть мыльные пузыри, имитировать звуки, давать пить из трубочки.

    Социальные причины тесно связаны с отношениями в семье и организацией бытовой сферы.

    К социальным причинам ЗРР относятся:

    1. Технический прогресс. Казалось бы, все для удобства мамы: планшеты, телевизоры с выходом в интернет, компьютеры. Но именно гаджеты и тормозят развитие ребенка. Если вспомнить рассказы матери и свекрови, которые растили детей без технологий, можно сделать вывод, что практически поколение детей вашего возраста начинало разговаривать от полутора лет. Детей брали с собой на кухню, в магазины и ребенок быстрее социализировался. Конечно, молодой матери удобно дать игрушку или поставить мультик, и быстрее делать дела. Но лучше соблюдать рекомендации врача: мультики не больше, чем 15 минут в день. И стараться давать ребенку живое общение.

    2. Мать запустила моменты общения с ребенком. Возможно, состояние послеродовой депрессии или другие причины, но ребенку не уделялось внимание и ребенок отстал в развитии.

    3. Излишняя гиперопека родителей. Некоторые родители не дают ребенку достаточной самостоятельности. И даже когда его спрашивают, как его зовут, родитель отвечает за ребенка. И у ребенка нет мотивации разговаривать. А иногда навязывают ему занятия в неинтересной для него форме, и молчание как бунт.

    4. Особенности характера ребенка и матери. К.Юнг выделил в зависимости от свойств психики два типа характера: интроверт и экстраверт. Ребенок экстраверт открыт для общения, а интроверт — достаточно закрыт. Дети-интроверты предпочитают на прогулке играть самостоятельно. При матери-интроверте, которая более молчалива даже маленький экстраверт начнет молчать, стремясь подражать матери. Излишняя общительность мамы-экстраверта может напрягать малыша-интроверта и молчание, как протест.

    5. Ребенка родители понимают. Маленький человек показывает жестом на желаемое — и родители выполняют любую прихоть. Нет стимула заговорить. Часто такие дети в детском задике начинают разговаривать предложениями, ведь там их не понимают.

    6. Ссоры и конфликты в семье. Дети должны расти в атмосфере любви. Молодые семьи часто сталкиваются с трудностями и иногда конфликты выясняют при ребенке. Родители помирились, а у ребенка драма, которая замкнула его в себе.

    7. Развод или смерть близких. Для ребенка подобные события огромный стресс и может вызвать молчание.

    8. Переезд или поход в садик. Особо впечатлительные дети могут отрицательно отнестись к изменениям.

    9. Два языка в семье. Если один из супругов иностранец, у ребенка происходит путаница в голове.
    Какая бы ни была причина ЗРР у ребенка, необходимо обратиться к врачу и выполнять рекомендации и тогда вы услышите заветную речь вашего малыша.

Читайте также:  Таблица развития недоношенного ребенка до года рост вес

Источник



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Читайте также:  Составить программу по раннему развитию ребенка

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник