Как память влияет на психическое развитие ребенка

Психическое развитие ребенка во все периоды его взросления. Роль окружающей среды и родителей в этом процессе.

Психическое развитие детей сказывается уже в самом раннем возрасте. От этого зависит будущее ребенка, его взгляды на жизнь, поведение и социальная активность.

Родители стараются максимально положительно влиять на становление характера и мировоззрение, однако одного внимания родственников недостаточно. Необходимо понимать, какие этапы пройдены, а где нужно подсказать правильное направление, чтобы ребенок сам выбрал нужное.

Особенности психического развития детей

  • Самым сложным является фактор быстрого развития ребенка в раннем возрасте. В течение короткого периода он может кардинально поменять свое мышление и отношение к миру. Если еще вчера он твердо считал своих родителей источником правдивой информации, то уже сегодня может поставить это заявление под сомнение
  • Здесь важно с ребенком общаться как с взрослым человеком и стараться максимально избегать обманов. Дети очень тонко чувствую ложь, иногда даже на подсознательном уровне. Если пошатнуть доверие ребенка, он инстинктивно будет отгораживаться даже от логичных и правдивых заявлений со стороны родителей
  • Это взрослые более-менее разбираются, что плохо, а что хорошо. Детям нужно научиться вычленять из общего фона событий правильные решения. В этом заключается особенности психического развития детей. Слепая вера здесь не поможет, необходимо пройти самостоятельный путь становления. Родители могут только помочь справиться, подсказать выход, но не указать истинно правильное решение

Формы психического развития ребенка

Психическое развитие характеризуется неравномерным осмыслением и изменением своего отношения к миру. Поэтому все планы и графики развития, опубликованные в литературе, могут быть только примером. Каждый проходит индивидуальный путь развития, который может резко отличаться от установленных норм.

Несмотря на это, в определенном возрасте ребенок должен прийти к общепринятым нормам психического развития. Если этого не происходит, понимают появление отклонений, которые диагностируются с целью выявить причины и устранить их.

Все формы психического развития ребенка делят на возрастные группы, достижение которых подразумевает умение выполнять базовые функции предыдущей стадии.

Диагностика психического развития детей

  • Диагностирование психического развития дает точные результаты только при правильном подходе, когда ребенок идет на контакт и показывает свою реакцию на ту или иную методику
  • Все методы анализа направлены на получение данных и ответных реакций ребенка, которые необходимо связать вместе, учитывая особенности малыша и его возраст
  • В начале диагностики проводится беседа с родителями, поскольку они имеют наибольший контакт со своими детьми и могут достоверно изложить первичную информацию или свои замечания. Дальше обращают внимание на реакцию ребенка, его заторможенность или напряженность, нежелание общаться и так далее
  • В зависимости от возраста, на разные методы диагностики, ребенок должен давать определенный ответ словами или действиями. Часто в работе используются сторонние предметы, карточки и прочее. Все это вовлекает в игру, которая убирает его недоверие и открывает истинные возможности психического состояния

Психическое развитие детей до года

В первое время после рождения ребенок не может полноценно взаимодействовать с миром, для удовлетворения потребностей ему нужна помощь родителей. Поэтому первое психическое развитие сводится к обучению правильно воспринимать сигналы извне, реагировать на них и учиться общаться доступными средствами с окружающей средой.

  • Большое значение здесь уделяется моторике движений, которая проявляется определенной активностью. Дальше должным образом развиваются органы чувств (зрение, слух). Ребенок учиться двигаться, позже ходить, также правильно различать цвета, узнавать и запоминать места и события
  • В это время ребенок еще не устанавливает связей между объектами, а отличает только конечный результат (холод, голод, боль и так далее). Речевые функции включают произношение отдельно взятых звуков, но не слов

Психическое развитие детей раннего возраста

  • В раннем возрасте от одного до трех лет появляется некоторая самостоятельность, но он все также ограничен в действиях. Важным этапом здесь является умение манипулировать предметами
  • Развивается моторика, появляется умение говорить, ходить. Важным помощником в развитии являются специальные игры, которые интересны детям
  • Больше значение имеет игра в кубики, с нарисованными буквами, построение простых конструкций, произношение слогов родителями. Это позволяет понять, что каждый предмет имеет свою смысловую нагрузку, учиться различать свои действия и действия взрослого человека

Развитие психических процессов детей дошкольного возраста

  • В этот период происходит активное формирование личности человека на основе полученных знаний. Дети уже умеют активно общаться и строить свои предложения, осмысливая их
  • Это приводит к появлению спонтанности и изменчивости в характере, когда вследствие обдумывания может поменяться предмет желания на текущий момент
  • Из-за этого больше проявляется капризность. В этот период значительно увеличивается кругозор знаний, малыш уже готовиться к школе. Происходит обучение мыслить аналитически, представлять выводы как следствие своего мышления. В этот период важно развивать слуховое восприятие и память

Психическое развитие детей школьного возраста

Большое влияние на психическое развитие в период школьного возраста оказывает систематически одинаковый подход ко всем детям, который ведется в школе. Дети учатся подстраиваться под коллектив, учитывать график и распорядок дня, обязательный для выполнения.

Читайте также:  20 неделя беременности как выглядит ребенок развитие

  • Это достаточно сложный период, когда родители перестают быть единственным авторитетом. Влияние на его психическое развитие оказывают учителя, сверстники в школе, поступающая информация извне. В этот период важно интеллектуальное развитие, которое характеризуется не эрудированностью, а умением строить логические выводы
  • В старшем школьном возрасте преобладают проблемы взросления, когда проявляется характер, строптивость, желание идти наперекор родительскому мнению. В это время дети начинают чувствовать себя взрослыми и не приемлют отношение к себе, как к детям, которые неспособны на поступки и анализ своих решений. Здесь закладываются нормы социального поведения и моральной этики

Психическое развитие ребенка в семье

  • Развитие в целом зависит от внимания родителей. С самого раннего возраста родители должны максимально уделять внимание психическому развитию, не ущемляя при этом его право на собственное мышление и построение выводов
  • В детстве очень просто заставить детей делать то, что вам нужно, но с каждым годом его внутренний протест будет все сильнее и настанет момент, когда он просто перестанет слушаться
  • Чтобы не допустить этого, изначально надо строить доверительные отношения, идти на уступки и уважать мнение малыша, осмысливая его. В семье родители могут только косвенно влиять на психическое развитие, прямые указания не помогут ему принять правильную форму социальной взаимосвязи с обществом

Развитие психических функций ребенка

  • Начало психического развития происходит сразу после рождения. У всех этот процесс проходит индивидуально. Большое влияние оказывает правильно направленная помощь родителей
  • Весь период своего развития ребенок развивает свое внимание, память, речевую функцию и многое другое. Обучение происходит практически ежеминутно, когда он берет в руки игрушку, слушает голос родителей, смотрит на все, что происходит вокруг
  • В период развития повышено чувство внимания. Он более активно реагирует на все происходящее вокруг него. Все новое становится предметом его повышенного интереса. Не стоит думать, что ребенок в раннем возрасте вовсе несмышленый и не понимает, что вы говорите ему или как общаетесь между собой
  • Большую роль играет общий эмоциональный фон. С появлением малыша в доме, родители должны себя вести особенно внимательно – это влияет на психическое развитие на протяжении многих лет

Речь ребенка и психическое развитие

Правильное формирование речи вместе с возрастом – важнейший этап понимания правильности психического развития. Большинство родителей понимают интуитивно, когда стоит ожидать связной речи. В первое время ребенок издает только звуки, затем начинает говорить простые слова, связывать их в односложные конструкции.

  • В это время активно развивается спонтанность речи и память. Ребенок может наизусть воспроизводить стихи, отрывки из книг, но их запоминание происходит не специально, у него не было стремления запомнить и рассказать
  • В старшем дошкольном возрасте проявляется умение четко формировать конструкции предложений, которые построены на собственных мыслях. Своевременное речевое развитие способствует общему росту социальной и психической стабильности

Роль общения в психическом развитии ребенка

  • Первые слова малыш слышит от родителей. Они же ему объясняют назначение и функции разных предметов до того, как он сам научится их различать по цвету или форме
  • Именно общение дает правильное понимание фонетики произношения. Ребенок должен постоянно слышать слова от родителей, учиться связывать все, что делается вокруг с тем, что говориться
  • Постоянное и правильное общение способствует правильному психическому развитию

Роль среды в психическом развитии детей

Важно также место, где растет и развивается ваше чадо. Поэтому рекомендуют делать детские комнаты цветастыми, но без раздражительных тонов. Не зря все игрушки имеют яркую расцветку. Это все позволяет сконцентрировать внимание на предметах, заинтересовать его своей яркостью.

В развитии важно обустроить максимально комфортные условия. При этом необходим также здоровый эмоциональный фон и общее отношение к малышу со всех сторон. Неблагополучные семьи, которые создают плохие условия развития, чаще других сталкиваются с психическими отклонениями у детей.

Влияние игр на психическое развитие ребенка

  • Доказано, что игровая форма лучше воспринимается в любом возрасте. Даже привлечение к спорту лучше всего делать через игровые виды. Постоянный интерес к тому, что происходит, поддерживает внимание и психическую активность
  • Поэтому в игры, направленные на развитие, закладывают специальные функции. Это может быть развитие внимательности, мелкой или крупной моторики, способность к образному мышлению, развитие творческих способностей
  • Без игр невозможно добиться правильного и своевременного развития. При этом первые несколько лет важно, чтобы с ребенком играли его родители. Только в позднем возрасте допускается самостоятельно изучение игр и самообразование с их помощью

Психическое развитие и деятельность ребенка

  • Деятельность человека всегда влияет на его развитие. У детей это проявляется особенно остро. Самый характерный пример – изменение поведения в школьном возрасте при вовлечении в компанию друзей с неправильными моральными идеалами
  • В таком случае происходит торможение естественного и правильного психического развития, потому что его мыслительная деятельность направлена в другую сторону
  • Важно отслеживать интересы детей, проявлять внимание к совместному времяпрепровождению с уклоном в игровые формы. Полезные и интересные идеалы помогут правильно направить мышление и продолжать развиваться, как физически, так и духовно
Читайте также:  Концепция психического развития ребенка эльконина

Психическое развитие и обучение ребенка

Школьное обучение влияет на взаимодействие в коллективе, тренирует его память и аналитическое мышление. Это период, когда ребенок впервые сталкивается с серьезными стрессами, которые ему необходимо преодолеть. Так формируется устойчивое восприятие окружающего мира, как целостного организма.

Вместе с этим некоторые гуманитарные науки, такие как всемирная литература и история, позволяют построить свой стереотип правильного поведения согласно законам морали. Это дает определенный стимул и формируется правильный вектор психического развития.

Условия благоприятного психического развития ребенка

  • Чтобы развитие шло правильно и своевременно необходимо создать для этого соответствующие условия. Большую роль здесь играет оформление детской комнаты, внедрение развивающих игр, постоянное общение с родителями и сверстниками
  • Немаловажно также исключить неблагоприятное влияние, которое приводит к негативным последствиям. Это апатия к успехам детей, неправильное окружение. Мысль о том, что ребенок будет развиваться сам, губительна и приводит к нарушениям психического становления личности

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Одним словом, все окружение влияет на его развитие. Есть менее воздействующие факторы, есть максимально стимулирующие как положительное, так и отрицательное развитие. Правильное психическое развитие зависит от выбранной стратегии родителей, основные аспекты которой описаны в этой статье.

Психическое развитие ребенка: советы и отзывы

В видео можно увидеть очень много советов и отзывов о развитии детей и новых методиках.Каждый сможет выбрать для себя лучший и более подходящий метод.

Видео: Методики раннего развития. Польза или вред

Источник

Психика ребенка начинает свое развитие с самого рождения, а если быть точнее, то какие-то элементы развития происходят еще в утробе матери. Планомерное развитие малыша зависит от многих факторов. Первостепенно – это наследственно-биологический фактор, отношения родителей в семье. Далее, подключается социальный фактор. Психика ребенка очень уязвима и процесс ее развития очень сложный. Нельзя сказать, что развитие психики – это равномерный процесс. Нет. Психика ребенка развивается скачкообразно, есть моменты бурного развития, а есть периоды, так называемого, «затишья», когда развитие подготавливается к новому этапу. После «затишья», опять происходит серьезный скачок.

Каждый этап развития, можно представить в виде следующей таблицы:

Этап Возраст Характеристика этапа 1 От рождения до года В этот период, происходит развитие основных двигательных функций ребенка. В данном периоде, ребенок изучает свое тело, двигательные возможности. 2 От года до 3 лет В этом периоде продолжается развитие двигательных функций, но они переходят на более сложный уровень. Также начинает свое развитие чувственная сфера малыша. 3 От 3 до 12 лет Происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. Подготавливается мыслительная деятельность. 4 После 12 лет В данном этапе происходит бурное развитие мыслительной деятельности ребенка.

Конечно же, представленные этапы — это условное разделение. Совсем не значит, что ровно в 3 года, после дня рождения, ребенок резко станет эмоциональным. У каждого человека развитие проходит по своему, у кого-то раньше, у кого-то позже. Кроме того, каждый этап, подразумевает под собой, постепенную подготовку к новому этапу. Так, мы не можем сказать, что ребенок не будет испытывать никаких эмоций вплоть, до 3-летнего возраста. Малыш начинает испытывать их уже после рождения. Правда, изначально эти эмоции отрицательные. Малыш родился, у мамы в животике было тепло, а тут, в новом неизвестном мире, холодно. Малыш голоден – опять отрицательная эмоция. Его дергают, одевают – и снова неприятно.

Постепенно ребенок начинает испытывать и положительные эмоции. Уже к двум месяцам, ребенок узнает маму, папу и людей, которых часто видит. Улыбается им. А улыбка – это уже знак положительной эмоции. Начиная с 3-хмеячного возраста, малыш активно начинает играться со своими ручками и ножками. Таким образом, он развивает свои двигательные функции, но и происходит подготовка к следующему этапу – малыш получает удовольствие, когда у него получается до чего-то дотянуться или что-то потрогать. Кроме этого, ребенок начинает изучать свое тело.

Уже к своему полугодию, ребенок будет очень радоваться новым игрушкам. К 9-10 месяцам, малыш перешагивает на новый уровень эмоций – ревность. Ребенок может проявлять ее, если мама держит на руках чужого ребенка. Детки в возрасте с 7 до 10 месяцев становятся, очень сильно, привязаны к маме. Если мамы нет больше получаса, ребенок может сильно заскучать и загрустить. При мамином появлении он будет очень радоваться! Начиная с 10 месяцев, малыш начинает удивляться чему-то новому, чего раньше он не видел. Начинает свое развитие память.

Второй этап развития психики, начинается, когда малыш получает свободу передвижения. Т.е., когда ребенок начинает ходить. Когда малыш начинает ходить, у него появляется возможность получить на много больше новой информации, чем раньше. А получения новой информации, служит фактором для нового скачка. Очень важна, в этот период развития – речь. Малыш начинает подражать родителям. Повторять за ними слова и действия.

После того, когда малыш овладевает речью, у него появляется возможность для дальнейшего психического развития. Благодаря речи, ребенок осваивает познавательную сферу жизни, эмоциональную. На этом этапе эмоционального развитие, огромное значение имеет оценка ребенка взрослыми. Родители должны четко объяснять своему малышу «что такое хорошо, а что такое плохо». Но, объяснения не должно быть «сухим», обязательно подкрепляйте свои слова эмоциями. Если ребенку нельзя дотрагиваться до горячего, то Вы должны четко ему это объяснить. Если Вы хотите похвалить кроху за что-то, то похвала должна быть произнесена веселым голосом, с улыбкой на лице. Ребенок должен понимать интонацию и настроение взрослых.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев физиологическое развитие

На этом этапе, нужно как можно больше играть с ребенком. В возрасте 3-х лет, ребенок становится более упрямым, показывает свое «Я». Начинает отстаивать свое хотение и желание. Игры должны быть построены так, чтоб ребенок мог поступить так, как считает нужным. Нельзя запрещать ребенку все подряд, без исключения. Иначе, он вообще перестанет Вас слушаться и будет перечить всегда и во всем.

В 3 года, у детей начинается развитие определенных эстетических чувств. Проявляется интерес ко всему новому, т.е. идет развития познавательной функции. Все знают возраст «почемучки», когда ребенок может задавать такое огромное количество вопросов, что родителям трудно справится с этим потоком «почему». Но, здесь родителям нужно запастись терпением и стараться, по возможности, ответить на каждое почему. После «почемучек», ребенок переходит на новый этап эмоционального развития. Эмоции становятся более глубокими, ребенок может стать более ранимым, так как эмоции уже более стойкие. Начинает проявляться чувство симпатии. Проявляются такие эмоции, как дружба, чуткость, забота. Ребенок понимает, что такое чувство долга.

Происходит развитие и других психических функций. Развивается память и внимание. Вот почему в этом возрасте очень важно заучивать стихи наизусть. Чем больше стихов запоминает ребенок, тем лучше будет его память в будущем и, тем легче ему будет учиться в старших классах и университете. Развивается сила воли, восприятия и ощущения, двигательная сфера. На этом этапе, происходит формирование мыслительной деятельности человека. Формируется простые суждения, которые постепенно перерастают в более сложные. Таким образом, ребенок подходит к четвертому этапу психического развития. Теперь ребенок может понять, к чему приведет то, или иное его действие. Он может строить план своих действий. Может анализировать факты и приходить к верным умозаключениям. Активно развивается логика. Если ребенок раньше, в основном воспринимал все через чувства, то сейчас приходит познавательная функция.

Что и кто влияет на развитие психики Вашего чада?

  • На первом этапе развития, как и на всех последующих, огромное влияние оказывает семья. В первую очередь на нормальное и спокойное развитие оказывает атмосфера в семье. Если ребенок, окружен заботой, добротой, не видит ссор родителей, не слышит постоянных криков, то он может спокойно развивать свои физические способности. Ребенок не будет замыкаться в себе, будет открыт к изучению всего нового.
  • На втором и третьем этапе развития, важное значение, на психику ребенка начинают оказывать, кроме семьи и друзей семьи, педагоги и друзья. Влияние этих людей трудно недооценить. Ребенок перенимает манеру поведения у друзей, учиться разговаривать, как взрослые. Педагоги проводят обучение и развивают познавательную функцию ребенка, развитие памяти.
  • На третьем и четвертом этапе развития, семья по-прежнему важна, но уже начинает отходить на второй план. Первое место занимают друзья, телевиденье, реклама, газеты и журналы, Интернет. Главная задача родителей на этом этапе, лучше узнать, окружение ребенка, так как влияние друзей очень велико. И, если ребенок попадает в плохую компанию, родители, обязательно, должны вмешаться. Телевиденье, реклама, СМИ, Интернет. Сегодня, все это очень влияет на психическое развитие ребенка, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Задача родителей, оставить только положительное влияние. Для этого, нужно развивать у ребенка критическое мышление. Ребенок должен развивать свои аналитические способности. А родители должны ему в этом помочь. Рассказывайте ребенку свою точку зрения и обязательно подтверждайте ее весомыми фактами. Так как, если Вы просто скажете ребенку – это плохо. А друзья скажут: «Да ты что, это супер, я сам пробовал. Или мне сказали, что это здорово». Поверьте, ребенок скорее поверит друзьям. А если Вы будете использовать доводы, ребенок задумается. И, наверняка перейдет на Вашу сторону.

Как провести диагностику психического развития ребенка?

На сегодняшний день, существует множество тестов, которые помогут Вам определить уровень развития Вашего ребенка. Тесты можно подразделить на четыре категории:

  1. Оценка физического развития малыша;
  2. Оценка интеллектуального развития;
  3. Оценка качественного развития личности ребенка;
  4. Оценка развития отдельных умений, навыков ребенка.

В каждом возрасте, шкала умений и навыков своя, сложно четко сказать, что и в каком возрасте должен уметь ребенок. Но, если Вы явно замечайте, что Ваш ребенок сильно отстает от своих сверстников, попробуйте обратиться к психологу или невропатологу. Если Ваши подозрения будут подтверждены, то они назначат соответствующее лечение и реабилитацию. Ну, а если Ваши подозрения беспочвенны, то они развеют Ваши сомнения.

Источник