Как оценить гармоничность физического развития ребенка

Как оценить гармоничность физического развития ребенка thumbnail

Физическое
развитиеребёнка — это
совокупность морфологических и
функциональ­ных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, харак­теризующих процесс
созревания в данный момент времени.

В
клинической педиатрии термин «физическое
развитие» трактуется как динамический
процесс роста (увеличение длины, массы
и развитие отдель­ных частей тела) и
биологического созревания ребенка в
различные пе­риоды детства.

Алгоритм
оценки физического развития

Определение
паспортного возраста

Как оценить гармоничность физического развития ребенка

Измерение
массы тела

Измерение
роста

Измерение
окружности головы

Измерение
окружности груди

Как оценить гармоничность физического развития ребенкаКак оценить гармоничность физического развития ребенкаКак оценить гармоничность физического развития ребенкаКак оценить гармоничность физического развития ребенка

ОКак оценить гармоничность физического развития ребенкаценка
результатов измерения

Оценка
гармоничности физического развития

Как оценить гармоничность физического развития ребенка

Заключение
по физическому развитию

  1. Определение
    паспортного возраста ребёнка
    :

Дата
измерения — Дата рождения = Паспортный
возраст ребенка

  1. Измерение
    массы тела:

Вес
детей до 18 мес должен измерять на весах
с возможностью «обнуления шкалы»,
калибровки и возможностью оценить
прибавку веса до 10 г.

Детей
следует взвешивать либо голыми, либо в
чистом подгузнике.

Взвешивание
лучше проводить в утренние часы.

Для
этого следует положить ребёнка на весы,
зафиксировать на шкале его массу тела,
записать показатели.

Вес
детей старше 18 месяцев следует взвешивать
на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание
лучше проводить в утренние часы, с
минимальным количеством одежды.

Для
взвешивания следует поставить ребёнка
на весы, зафиксировать на шкале его
массу тела, записать показатели.

  1. Измерение
    длины тела и роста:

Ребёнка
до 2 лет следует измерять в лежачем
положении (дина тела), ноги должны
упираться в фиксированную перегородку
измерительного стола.

Ребёнка
следует положить так, чтобы:

-голова
упиралась в стационарную перегородку

-ноги
были выпрямлены


пятки «смотрели» на ножную перегородку,
пальцы ног – вверх.

При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.

Рост
ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с
использованием стадиометров (ростомеров),
когда он стоит спиной к шкале, сверху
подвижный ограничитель. Измерения лучше
проводить в утренние часы, на выдохе,
положение головы – верхний край уха и
глаз располагаются на одной горизонтальной
прямой

Ребёнка
поставить без обуви и головного убора
прямо, спиной к шкале, стопы полностью
на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы,
лопатки прижаты к шкале.

При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.

  1. Измерение
    окружности головы
    :

Этот
параметр необходимо определять только
у детей до 36 мес.

Измерение
окружности головы производят по
«окципитально-фронтальной» окружности
— наибольшей окружности головы с точностью
до 1 см.

Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.

Накладывают
ленту по линии над бровями, затем — над
ушами, сзади- по самой широкой части
головы.

При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.

  1. Измерение
    окружности груди
    :

Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.

Измерения
следует проводить у раздетого ребёнка,
на выдохе, с опущенными руками.

В
положении стоя или сидя расположить
ленту спереди на уровне сосковой линии,
сзади — подлопаточной.

При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.

  1. Оценка
    результатов измерения.

По
лученные показатели могут быть переведены
в процентили или Z-показатели.

Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по

таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых.

Колонки
центильных таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) детей данного
возраста и пола. При этом за средние или
условно нормальные величины принимаются
значения, свойственные половине здоровых
детей данного пола и возраста в интервале
от 25 до 75 центиля

Каждый
измеряемый признак (рост, масса тела,
окружность груди)

может
соответственно быть помещен в свою
область, или свой

≪коридор≫,
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких

расчетов
при этом не производится. В зависимости
от того, где

расположен
этот ≪коридор≫,
можно формулировать оценочное

суждение
и принимать врачебное решение.

В
одномоментной оценке принято относить
к вариантам нормы

измерения,
отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону
от 10 до 90 центиля.

Следует
считать, что положение показателей в
зонах 2 и 6 интервалов

(кроме
длины тела) является основанием для
включения ребенка в

группу
≪наблюдения≫
участкового педиатра и отнесения ко
2-й группе здоровья.

Положение
показателей в зонах 1 и 7 интервалов
свидетельствует о

необходимости
углубленного исследования для
дифференцировки

возможных
заболеваний.

Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по

таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста

и
пола ребенка.

Z-показатель
или стандартное отклонение является
более точным прогностическим фактором,
особенно у детей, которые оказываются
ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные
графики Z-показателя (номограммы) массы
тела, роста имеют ось Х (для возраста) и
ось У (для веса, длины/роста, окружности
головы).

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад череповец

Полученные
значения массы тела, длины/роста,
окружности головы нужно нанести на
графики Z-показателя. По горизонтали
(ось Х) найти возраст ребёнка, используя
линейку начертить вертикальную линию
из данной точки. По вертикали (ось У)
найти измеренное значение веса,
длины/роста, окружности головы. Используя
линейку начертить горизонтальную линию
до её пересечения с осью Х. Место
пересечения обозначить точкой.

При
интерпретации результатов Z-критерия
за средние значения принимается интервал
-1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z=
-2и -3 для роста являются показателями
задержки роста, для веса -недостаточного
веса и исхудания. Значения Z=+2
и +3 для массы могут расцениваться как
проблемы с ростом, по графикам соотношения
веса к росту — как избыток массы тела и
ожирение.

  1. Оценка
    гармоничности физического развития
    :

Находят
разность между максимальным и минимальным
номерами

коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и

окружности
груди относительно возраста. Если
разность равна 0 либо 1

– физическое
развитие гармоничное, если разность
равна 2 – физическое

развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более –физическое

развитие
считают резко дисгармоничным.

  1. Заключение
    по физическому развитию.

Даётся
заключение о соответствии фактических
антропометрических данных долженствующим
по сравнению с таблицами перцентелей
или графиков Z-
показателей.

Формулируется
общая оценка антропометрических данных
и степень гармоничности физического
развития.

Соседние файлы в папке Навыки студентов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

  1. Определить
    паспортный возраст ребенка

  2. Определить
    возрастную группу ребенка.

  3. Провести
    антропометрические измерения по
    общепринятым методикам(масса, длина
    тела, окружность груди, окружность
    головы).

  4. Найти положение
    полученных измерений в центильных
    интервалах по таблицам стандартов для
    каждого показателя в зависимости от
    возраста и пола ребенка. При необходимости
    использовать дополнительную центильную
    таблицу для определения соответствия
    массы тела данному росту.

  5. Оценивают
    ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития:
    находят разность между максимальным
    и минимальным номерами коридоров
    центильной шкалы, полученных для массы,
    роста и окружности груди относительно
    возраста. Если разность равна 0 либо 1
    — физическое развитие гармоничное, если
    разность равна 2 — физическое развитие
    дисгармоничное, если разность равна 3
    и более — физическое развитие считают
    резко дисгармоничным.

  1. При гармоничном
    развитии определяют СОМАТОТИП: находят
    сумму номеров коридоров для массы,
    роста, окружности груди. При сумме
    баллов (номеров) 10 и менее ребенок
    относится к микросоматотипу,
    при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу,
    при сумме от 16 до 21 балла — к макросоматотипу
    типу. Соматотип означает темповую
    характеристику роста, определяет ТЕМП
    физического развития. При микросоматотипе
    говорят о замедленном темпе роста
    (физическое развитие низкое или ниже
    среднего), при мезосоматотипе — средний
    темп роста (физическое развитие среднее),
    при макросоматотипе — об ускоренном
    темпе роста (физ. развитие выше среднего
    или высокое). Соматотип определяют
    ТОЛЬКО при гармоничном физическом
    развитии, так как если развитие не
    гармоничное, когда, например, рост
    изменяется в одном темпе, а масса в
    другом, нельзя говорить об общем темпе
    физического развития.

  2. При негармоничном
    физическом развитии (дисгармоничном
    или резко дисгармоничном) определить,
    за счет какого критерия обусловлена
    дисгармония (т.е. отмечается наиболее
    отклоняющийся признак).

  3. Определяют на
    сколько возрастных интервалов данный
    показатель (масса, рост, окружность
    груди) отстает или опережает паспортный
    возраст ребенка, для чего с помощью
    центильных таблиц находят возрастную
    шкалу, где показатели ребенка займут
    положение между 25 и 75 центилями близко
    к возрастной медиане (50-й центиль).
    Считается нормой, если величина признака
    не выходит за пределы одного возрастного
    интервала, и признак можно принять за
    патологический, если он попадает в
    значения, отклоняющиеся от возраста
    ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных
    интервала.

Возрастные
интервалы в таблицах стандартов
:

от рождения до 1
года -1 месяц

от 1 года до 3 лет —
3 месяца

от 3 лет до 7 лет —
6 месяцев

от 7 лет до 17 лет —
1 год

Если дисгармония
обусловлена изменением массы тела,
указывают, каков процент отставания
или превышения массы обследуемого
ребенка от табличного стандарта (или
рассчитанного по эмпирическим формулам),
норма ± 10%.

  1. Произвести расчет
    долженствующих антропометрических
    показателей и сравнить с ними фактические
    данные ребенка с учетом существующих
    ПДК. Если по всем эмпирическим формулам
    основные показатели (масса, рост,
    окружность груди) укладываются в
    результаты расчетов (с учетом предельно
    допустимых колебаний), можно считать,
    что физическое развитие ребенка
    соответствует возрасту.

Форма итоговой
записи антропометрического исследования.

Рекомендуется
записывать следующие данные:

1. Дата измерения

2.
Дата рождения

3. Паспортный
возраст ребенка

4. Возрастная группа

5. Результат каждого
измерения в см и кг, а рядом с этими
результатами в скобках — номера центильных
зон, к которым они относятся, а так же
рассчитанные долженствующие показатели,
ПДК и заключение о соответствии
фактических антропометрических данных
долженствующим.

Читайте также:  Психического развития ребенка а н леонтьев

6. Для массы тела
рекомендуется записывать и вторую
оценку-
по соответствию ее длине тела.

7. Формулируется
общая оценка антропометрических данных:

а) степень
гармоничности физического развития

б) темп физического
развития (или соматотип) при гармоничном
развитии.

в) при негармоничном
развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с
указанием, на сколько возрастных
интервалов он отстает или опережает
паспортный возраст ребенка.

Примеры
конкретных оценок

1. Ребенок Н.,
девочка, возраст на момент обследования
7 лет 11 месяцев, возрастная группа — 8
лет. Длина тела — 136 см, окружность груди
— 69 см, масса тела — 34,5 кг. Рост по таблице
попадает в «коридор» № 6, оценивается
как «высокий». Окружность грудной
клетки по таблице — «коридор» № 6,
оценка «высокая», масса тела по
таблице — «коридор» № 6, оценка
«высокая». Таким образом, у девочки
Н. развитие гармоничное, так как все ее
оценки равны 6, и разность между ними
равна 0. При гармоничном развитии
оценивается соматотип. Ребенок имеет
сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е.
должен быть отнесен к макросоматотипу.
Итак:

Рост-136
см (6)

Вес
-34,5 кг (6)

Окружность груди
— 69 см (6)

Заключение:
Физическое развитие гармоничное,
макросоматотип.

2. Ребенок Л.,
мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст
ребенка приравнивается к ближайшей
возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина
тела — 76 см, окружность груди — 50 см, масса
тела — 10.6 кг. Величина 76 см попадает в
«коридор» № 1 (менее 3 центиля) и
соответственно оценивается как «очень
низкая» по таблице. Масса тела по
таблице — «коридор» №3, расценивается
«ниже средней». Окружность груди
по таблице — «коридор» № 4, соответствует
«средним» величинам. Итак: у мальчика
Л. физическое развитие резко дисгармоничное,
т.к. разность оценок роста и окружности
груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся
признаком является рост ребенка, который
соответствует 12 месяцам, то есть отстает
от паспортного возраста на 3 возрастных
интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной
интервал составляет 3 месяца. Форма
записи:

Рост — 76 см (1)

Вес -10,6 кг (3)

Окружность груди
— 50 см (4)

Заключение:
Физическое развитие резко дисгармоничное,
рост отстает от паспортного возраста
на 3 возрастных интервала.

Учитывая низкие
показатели роста, следует решать вопрос
об обследовании мальчика.

Определение
соотношения массы и длины тела

Изменения массы
тела у детей с большей чувствительностью
улавливаются при ориентации оценки не
на возраст, а на имеющуюся у ребенка
длину тела (рост). Это можно сделать по
оценочным таблицам центильного типа
(таблицы 4.1
— 4.2 приложения
).
Эти таблицы составлены применительно
к широким возрастным группам детей с
учетом половой принадлежности ребенка.
Строки таблицы представляют собой ряды
центильных распределений массы тела
по отношению к определенной длине тела,
или росту.

Попадание искомой
величины массы тела в область 1 «коридора»
(до 3 центиля) свидетельствует об «очень
низком» питании, в зону 2 «коридора»
(от 3 до 10 центиля) — о «низком»
питании, в зону 3 «коридора» ( от 10
до 25 центнля) — о питании «ниже среднего»
и т.д. В норме соотношение массы тела и
роста должно находиться в 4 «коридоре».
Используя данные таблицы, можно также
ориентировочно судить о степени
гипотрофии, в том числе внутриутробной
гипотрофии у доношенного и недоношенного
новорожденного (приложение,
таблицы 1,2
).
Показатели массы тела от Р 25 до Р 75
считаются нормой для данной длины тела
ребенка (нормотрофия); от Р 25 до Р 10 —
умеренно сниженными (начальные проявления
гипотрофии, легкая гипотрофия (1 степень)
); от Р 10 до Р 3 — низкими (отчетливые
признаки гипотрофии, средней тяжести
(2 степень) ); ниже Р 3 — очень низкими
(значительные проявления гипотрофии,
тяжелая (3 степень) ).

Однако в диагностике
гипотрофии определение соответствия
массы тела длине должно сочетаться с
оценкой других клинических проявлений
пониженного питания и лабораторных
показателей.

Аналогично избыток
массы тела относительно роста
свидетельствует о расстройстве питания
ребенка, что на первом году жизни в
отечественной педиатрии чаще называют
паратрофией. К паратрофии относят те
случаи, когда кроме измененного веса у
ребенка имеют место клинические
проявления полигиповитаминоза, нарушение
трофики тканей. Избыток массы в первые
годы жизни в зарубежной литературе чаще
определяет термин “тучность”. Для
детей старшего возраста здесь применим
термин ожирение.

Пример:

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см,масса 7,7 кг.

заключение —
нормотрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 9,0 кг.

Читайте также:  Статья о психологическом развитии ребенка в дошкольном возрасте

заключение –
паратрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 6,5 кг.

заключение —
гипотрофия 2 степени.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ И ПОНЯТИЕ ОБ ИНДЕКСАХ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 9344; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11022 — | 7451 — или читать все…

Читайте также:

Источник