Как обучать ребенка у которого задержка умственного развития

Как обучать ребенка у которого задержка умственного развития thumbnail

Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.

Причины умственной отсталости.

Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.

Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:

  • Инфекции во время беременности:
  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;
  • Поведенческие проблемы во время беременности:
  • Курение;
  • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
  • Проблемы при рождении:
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
  • Травмирование ребенка во время родов;
  • Факторы в детстве:
  • Дефицит питательных веществ;
  • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
  • Травмы головы или утопление;
  • Социальные факторы;
  • Недостаток образования.
  • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
  • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
  • Травмы головы у ребенка

Слабоумие

Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.

В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).

Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).


Умственно отсталые дети. Олигофрения.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.


Интеллектуальная инвалидность.

Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития — инвалидности может варьироваться — легкая, средняя, тяжелая или глубокая.

Симптомы интеллектуальной инвалидности (интеллектуального развития).

Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями.

Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:

  • Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
  • Трудности в общении с другими людьми;
  • Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
  • Проблемя с обучением в школе;
  • Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
  • Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
  • Неспособность логически мыслить.
  • Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
  • Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 50-70;
  • Развитие медленнее, чем у большинства детей;
  • Нет необычных физических признаков;
  • Может обучиться практическим навыкам;
  • Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
  • Нормальные социальные контакты;
  • Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
  • Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 35-49;
  • Заметные задержки развития, особенно речи;
  • Может иметь необычные физические признаки;
  • Можно обучить простому общению;
  • Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
  • Может выполнять простые действия;
  • Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
  • Могут отправляться одни в знакомые места.
  • Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 20-34;
  • Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
  • Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
  • Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
  • Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
  • Потребность социального руководства и контроля.
  • Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ <20;
  • Значительная задержка развития во всех областях;
  • Врожденные аномалии;
  • Требует постоянного присмотра;
  • Требуется постоянный уход;
  • Неспособность к самообслуживанию.

Диагностика интеллектуальной инвалидности.

Если вы подозреваете, что ребенок не развивается нормально и у него есть интеллектуальная задержка развития, скажите об этом врачу как можно скорее. Доктор спросит о симптомах и истории болезни ребенка, а также выполнит медицинский осмотр. Стандартные тесты для выявления задержки развития, применяемые для диагностики могут включать:

Тест на интеллект: IQ тесты измеряют способность ребенка абстрактно мыслить, решать задачи и наконец учиться чему либо. Ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, если результаты IQ теста  70 или ниже;
Адаптивное поведение — изучаются такие навыки которые необходимые для функционирования в повседневной жизни, в том числе: Чтение и письмо;
Социальные навыки, опишем только такие как ответственность и чувство собственного достоинства;
Практические навыки —  это способность не только принимать пищу, но и одеваться, пользоваться ванной комнатой.
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют очень высокий риск наличия разных проблем, например нарушения слуха, проблемы со зрением, судороги, синдром дефицита внимания и гиперактивности или ортопедические заболевания. Для проверки наличия других заболеваний могут быть необходимы дополнительные тесты.

Лечение задержки интеллектуальной инвалидности.

Лечение является наиболее полезным, если оно начинается как можно раньше. Методы лечения интеллектуальной инвалидности включают в себя:

Программы раннего вмешательства для младенцев и малышей в возрасте до трех лет;
Консультирование по семейным вопросам;
Программы развития, в том числе эмоциональных навыков и зрительно-моторной координации;
Специальные образовательные программы;
Обучение жизненным навыкам, таким как приготовление пищи, купание;
Работа с тренером;
Обучение социальным навыкам;
Обучение самообслуживанию.
Профилактика интеллектуальной инвалидности
Чтобы уменьшить вероятность умственной отсталости ребенка:

  • Во время беременности:
  • Если вы курите, нужно бросить;
  • Нельзя пить алкоголь или употреблять наркотики;
  • Придерживайтесь здоровой диеты, с низким содержанием насыщенных жиров и богатой цельными зернами, фруктами и овощами;
  • Дополнительно потребляйте фолиевую кислоту;
  • Регулярно посещайте врача;
  • После рождения:
  • Выполните скрининг новорожденного на заболевания, которые могут стать причиной интеллектуальной инвалидности;
  • Вовремя прививайте ребенка;
  • Регулярно посещайте педиатра;
  • Пользуйтесь детскими автокреслами и велосипедными шлемами;
  • Исключите контакт ребенка с красками на основе свинца;
  • Держите ядовитые бытовые вещества вне досягаемости ребенка;
  • Детям и подросткам с текущей или недавней вирусной инфекцией не рекомендуется принимать аспирин, из-за риска развития синдрома Рейе. Спросите врача, какие другие лекарства безопасны для вашего ребенка.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ Умственной задержки развития.

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения умственной отсталости проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Выберите город: Как обучать ребенка у которого задержка умственного развития

Источник

Диагноз «задержка умственного развития» может стать для родителей громом среди ясного неба, особенно если ставится в совсем раннем возрасте. Очень часто причина такого диагноза кроется в неправильном поведении женщины во время беременности. Алкоголь, лекарства без показания задержка умственного развитияврача, наркотики могут на раннем сроке запустить неправильное развитие ребенка. Однако часты и генетические нарушения.

У такого малыша все равно много возможностей для жизни, учебы, получения профессии. Родителям необходимо научиться работать вместе со своим малышом, и тогда все получится. Очень важно правильно отнестись к особенностям детей. Например, может стать проблемой агрессивное поведение. Для вашего крохи есть много вариантов: специальные садики, школы, дополнительные занятия. Они помогут ему стать более уверенным в себе, контактным ребенком.

У ребенка задержка умственного развития

Часто такое словосочетание пугает родителей. Ребенку с задержкой умственного развития трудно в обычном садике – что уж говорить про школу. Все дети уже запомнили новое правило, записали предложение, а он все еще не знает, с чего начать. задержка умственного развитияОбиднее всего, если над ним смеются или его обижают. Многие родители просто не принимают тот факт, что у их малыша реальная проблема. А ведь ее можно исправить или существенно облегчить.

Причин появления задержки много, но следствие одно: ребенку просто нужно особенное внимание, особые материалы для обучения, игрушки. Тут работают все вместе – малыш, родители, учителя и врачи. Чем больше усилий, тем проще ему будет. Родители должны быть готовы к тому, что малышу придется нелегко. Главное — вовремя начать с ним заниматься.

Причины

Причины данного диагноза могут напрямую зависеть от поведения женщины во время беременности:

  • несоблюдение норм питания;
  • употребление алкоголя, наркотиков (особенно на ранних сроках: в это время формируется нервная система, закладывается мозг);
  • прием лекарств (антибиотики, жаропонижающие, седативные, нейролептики и многие другие виды);
  • халатное отношение к собственному здоровью во время беременности (частые простуды, грибковые и инфекционные заболевания, высокая температура и т.д.).

Такое поведение матери часто ведет к разного рода Задержка умственного развитияотклонениям у детей, особенно со стороны поведения, развития нервной системы. Но, конечно, не всегда виновата мама. С такой же частотой появление данного диагноза связано с ошибками развития, генетическими мутациями. Это происходит еще на стадии нескольких часов или дней после зачатия. Мамы таких детей могут вести абсолютно здоровый образ жизни, правильно питаться и посещать врача вовремя. Есть несколько групп риска:

  • поздняя беременность (35-45 лет);
  • слишком ранние беременности (девочки до 17-18 лет);
  • генетические заболевания у родителей;
  • плохие условия жизни (нет возможности хорошо питаться, получать витамины, адекватное лечение);
  • сильный токсикоз во время беременности (организм активно борется с эмбрионом – это может ему навредить).

В любом случае сегодня еще на достаточно раннем сроке беременности можно выявить отклонения развития плода. Это может помочь родителям принять решение, продолжать беременность или прервать. Это сложно, но решать стоит, думая и о ребенке, и о себе: смогут ли родители уделять больному малышу достаточно внимания, есть ли у них возможности для этого (жилье, финансы, здоровье и т.д.). Родители должны полностью осознавать последствия при каждом варианте решения.

Диагноз

Бывает так, что задержка умственного развития не может быть диагностирована сразу. Первое время состояние малыша может быть нормальным, без видимых отклонений. КонечноДиагноз, пока он грудной малыш, сложно заметить его особенности. Тут обязательно нужно консультироваться с врачом при возможных сомнениях. А еще необходимо регулярно посещать вашего педиатра: он может еще на ранней стадии увидеть проблему.

Кто занимается такими проблемами? Конечно же, неврологи и дефектологи. Если проблема связана с неправильным развитием головного мозга, нервной проводимостью, то невролог назначит лечение. Сегодня многие состояния могут быть скорректированы. Дефектолог же направит вас на обучение в специальный садик и школу.

Нужно понимать, что термин «задержка» не означает, что кроха навсегда потерян для общества. Совсем наоборот.

Задержку можно корректировать, как минимум можно помочь ребенку приспособиться. Если вовремя заметить проблему, то специальная терапия и развивающие занятия для детей дадут им возможность влиться в нормальный коллектив.

При необходимости к постановке диагноза привлекается психолог или даже психиатр. Данный диагноз может быть поставлен с помощью общения и специальных тестов. В случае если задержка развития спровоцирована условиями и обстоятельствами жизни ребенка, то ему просто необходима помощь.

Особенности поведения

Очень часто такие детки страдают от своего положения. Они вполне могут осознавать, что отличаются от других. Насмешки других детей, постоянная опека родителей, невозможность делать то же, что остальные указывают им на собственную неполноценность… Задержка умственного развития может быть выявлена поздно, когда ребенок уже пошел в садик. Особенности поведенияТогда там он впервые столкнется с проблемами. Даже дети 4-5 лет уже чувствуют отличия и могут начать смеяться, издеваться над малышом.

Бывает, что с таким диагнозом дети становятся агрессивны. Они очень комплектуют из-за своей проблемы, и это мотивирует их пользоваться кулаками.

Тут родителям следует реагировать. Агрессивное поведение становится для ребенка возможностью решать многие проблемы, непонимание, споры. Он просто не умеет аргументировать, искать логику, а вот обидеть, ударить он вполне может. Для таких детей это часто выход из сложной ситуации, где нужно использовать опыт и ситуационную логику.

Поэтому, если не заниматься воспитанием, ребенок с задержка умственного развитияумственной отсталостью или задержкой умственного развития может стать очень жестоким. Особенности его состояния только стимулируют эту жестокость. Бывает, они с радостью примыкают к подростковым бандам в поисках самоутверждения. Но, конечно, редко находят его там.

Родителям нужно понимать, что рано или поздно агрессивное поведение проявится. Это защитный психологический механизм. Главное, в этот момент объяснить, показать, иногда даже наказать ребенка. Вам необходимо всеми доступными методами помочь ему самому понять, что так делать нехорошо. Научите его просить прощения, если он сделал больно, извиняться, искать другие пути решения конфликта.

Что делать?

Очень важно, чтобы врач не просто поставил диагноз, но и ознакомил с ним родителей, объяснил, как именно будет проходить развитие, чего ждать, как быть с диагнозом. Это поможет родителям сжиться с мыслями о том, что происходит с их ребенком. Очень часто без такой подробной информации родители детей с задержкой умственного развития просто не справляются с трудностями.

Важно знать:

  • понадобится лизадержка умственного развития лечение и какое именно;
  • можно ли обучать детей, как их социализировать;
  • как вести себя с малышом, подростком;
  • на что обращать внимание.

Это поможет в первую очередь самому ребенку. Правильное воспитание и развитие может заметно сократить разницу между его возможностями и возможностями других детей.

Лечение

Чаще всего лечение назначается симптоматическое. У многих малышей отмечаются проблемы с речью – тут вам помогут дефектолог, логопед, специальные методики. Во всех садиках для детей с задержкой умственного развития работает логопед.

Часто с детьми работают психологи. Они помогают самим малышам разобраться, что же происходит. Например, у него поведенческие проблемы, агрессия. Работа с детским психологом или психиатром поможет ребенку обратить ЗУРвнимание на свое поведение, развить эмпатию. Иногда бывают необходимы лекарственные препараты для коррекции поведения.

Если задержка умственного развития идет вместе с другими неврологическими проблемами (ДЦП, синдром Дауна и т.д.), то необходимо комплексное лечение. Очень часто это мышечная слабость, проблемы с суставами. Для детей с синдромом Дауна распространены заболевания ЛОР-органов.

Бывают случаи, когда терапия, лекарственные препараты не нужны, и ребенку необходим просто адекватный уход, правильное обучение и развитие. А еще любящие родители, которые готовы к тому, что он будет отличаться от других.

Специальные учебные заведения

Все начинается со специального садика. Тут главное — научить малыша учиться. Познавательная деятельность у малышей с задержкой умственного развития нуждается в стимуле. Часто у них нет природного стремления учиться, задержка умственного развития познавать мир, как у здоровых детей. Им сложно дается учеба, нужно по несколько раз объяснять один и тот же материал… В таких садиках всегда несколько воспитателей, есть медсестры, педагоги, дефектологи. Малыша нельзя оставлять одного – нужно, чтобы каждому крохе уделялось максимум внимания.

Специальные школы учат детей не только обычным школьным предметам. Много внимания уделяется общению, поведению, социализации ребенка или подростка. Задержка развития может быть скорректирована. Например, через несколько лет в специальной школе малыша могут перевести в обычную. Или же он попадает в обычную школу, но на надомное обучение.

Главная задача школы – максимально помочь малышу быть самостоятельным. Ухаживать за собой, одеваться, убирать вещи, заботиться о личной гигиене – этим вопросам тут уделяется много внимания.

Кроме школы и садика, есть множество развивающих центров. Многим деткам нужна лечебная физкультура, массаж: это помогает им развивать координацию движений, управляться с собственным телом. Так ребенок чувствует себя более уверенным, «таким, как все». После школы есть возможность продолжить обучение и получить профессию.

Правильное и неправильное поведение родителей

Неправильное поведение родителей – ругать, наказывать малыша, высмеивать его проблемы. Руганью тут ничего не решить: дети часто не понимают причины, почему виноваты, а родители не объясняют, а лишь наказывают. Такое поведение не приведет к положительным результатам даже у здорового ребенка.

Воспитывать малыша с диагнозом «задержка умственного развития» всегда большая ответственность. Нельзя сказать, что это легко и просто. Да, ваш малыш будет отличаться от других, но от вас зависит, насколько. Правильное воспитание, уход, посещение врача, обучение могут серьезно снизить тяжесть проблемы. От ухода за ребенком зависит, насколько полноценную жизнь он будет вести.

Источник