Как обучать ребенка с особенностями развития

Как обучать ребенка с особенностями развития thumbnail

Руководители образования разных уровней все чаще поднимают вопрос об «открытой» школе

дети, инвалидность, обучение, инклюзивное образование

Присутствие в классе ребенка-инвалида не добавляет психологической устойчивости педагогам. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Стремление родителей детей с ограниченными возможностями доказать, что их ребенок здоров и может обучаться в общеобразовательной школе, наносит ему большой вред. Как следствие, дети не справляются со школьной программой, теряют интерес к учебе или вовсе отказываются учиться. Такую проблему обозначила министр образования Ростовской области Лариса Балина в ходе заседания донского правительства. «Множество людей принципиально закрывают глаза на инвалидность ребенка, даже если он страдает тем или иным недугом, и устраивают его в общеобразовательные школы, где у такого ребенка могут возникнуть новые проблемы», – приводят ее слова местные СМИ.

Проблема, которую озвучила Лариса Балина, на самом деле не такая простая. И встает в той или иной форме сегодня перед многими директорами школ. Одно дело, когда инвалидность принимаемого в школу ребенка связана с физической ограниченностью, нарушением речи (в форме заикания, например), и совсем другое дело, когда речь идет о детях-аутистах или детях с синдромом Дауна. Не все школы располагают возможностями  обеспечить им полноценный и комфортный процесс обучения. Для школы это своего рода вызов, к которому она практически не готова. Ни морально, ни материально.

Напомним, инклюзивное образование вводится в России с 2011 года, а с сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы для детей-инвалидов. Параллельно с этим процессом, считают специалисты, идет закрытие части коррекционных школ, в рамках которых ранее осуществлялось обучение детей с особенностями развития, в число которых входят и дети с задержками психического развития (ЗПР). Летом 2015 года был проведен опрос общественного мнения, который показал неготовность 44,5% родителей принять инклюзию.

Новых данных масштабных исследований на эту тему пока нет. Но есть другие. Специалисты и научное сообщество (Ресурсный центр МГППУ, МГПУ, психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) наблюдают такие тенденции: общество становится все более разобщенным и нетерпимым к отдельным социальным группам.

С каждым годом понятие «психологической нормы» все больше размывается, напоминают психологи. В агрессивной информационной среде легко потерять ориентиры того, «что такое хорошо и что такое плохо». Психика и взрослых и детей все хуже справляется с колоссально возросшим объемом данных, и мы становимся все более уязвимыми, раздражительными. Также с увеличением уровня стресса падает наша способность принимать других людей и признавать их право на особенный образ жизни. Каков выход из этой ситуации? А выход такой:  больше общаться с людьми, которые отличаются от нас. При взаимодействии с «необычными» сверстниками у обычного ребенка повышается способность к социализации и улучшается его психическое состояние.

Кстати, по официальным данным, в России около 600 тыс. детей с заболеванием синдрома Дауна. А неофициальная статистика превышает эту цифру. Также разные эксперты говорят, что в мире и в России растет число детей с диагнозом «аутизм». Так это или иначе, но в России отсутствует официальная статистика детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Судя по данным ростовчан, наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей-инвалидов – тяжелые нарушения речи и задержка психического развития. Затем идут группы детей с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра. И далее – с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха и т.д.

С другой стороны, все чаще эксперты на разных уровнях говорят о том, что родителям детей-инвалидов нельзя недооценивать коррекционную школу. В ней своя программа, и круг изучаемых предметов, вопреки обывательским представлениям о ней, достаточно большой.

В таком заведении детей учат социализации: формируют у подопечных навыки, которые помогут им дальше в жизни. Например, в сетке школьного расписания коррекционной школы есть специальный предмет – «Основы социальной жизни». Школьников на таких уроках обучают самообслуживанию: завязывать шнурки, готовить, выбирать товары и делать покупки, пользоваться техникой (в классах есть плита, холодильник, стиральная машина) и т.д. Учиться здесь можно 13 лет, что также наиболее комфортно для ребенка-инвалида. А после окончания школы или во время учебы дети могут посещать реабилитационные центры, где тоже могут получать знания.  

Помимо этого существует и много других форм обучения: спецшколы и интернаты, коррекционные классы, домашнее и дистанционное обучение. Как заметила в комментарии «НГ» доктор пед. наук, профессор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Оксана Приходько, инклюзия не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими формами специального образования.

Сегодня выбор формы обучения остается за родителями. Поэтому основной разговор большие начальники ведут  с ними. И надо сказать, что работа эта, судя по заявлениям выше,  не из простых…

Источник

За последний год в школах произошло больше 15 нападений учеников на учителей или своих сверстников. В чем причина: гормональный срыв, компьютерные игры или отклонения в психике? Может ли быть опасным ученик с умственной отсталостью? Чему и где учить таких детей? Что должен знать учитель про аутизм? Об этом корреспондент «РГ» беседует с профессором Российского государственного педагогического университета им. Герцена Светланой Ильиной.

Светлана Юрьевна, у нас сегодня чуть ли не все школы стали инклюзивными. Принимают слабовидящих, слабослышащих детей, учеников с ДЦП. А готова массовая школа учить детей с умственной отсталостью?

Светлана Ильина: Не всех таких детей можно и нужно учить в обыч­ных школах. К сожалению, большинство родителей считают, что будет лучше, если их ребенок станет учиться в обычном классе. На деле это не так. Он, скорее всего, он окажется без коррекционной поддержки и продвижения в развитии у ребенка не будет.

В Санкт-Петербурге около 30 коррекционных школ для детей с умственной отсталостью, плюс в каждом районе города школы для детей с задержкой психического развития. В коррекционных школах учатся дети и с легкой умственной отсталостью, и с умеренной. Классы для учеников с умеренной умственной отсталостью называются «Особый ребенок». Это тяжелые дети и с каждым годом таких классов становится все больше. Дети с легкой степенью не являются инвалидами. Вы их в жизни никогда не отличите, и если они были в коррекционной школе, то, как правило, очень успешно адаптированы, пользуются компьютерами, общаются, и никаких проблем не возникает.

А если к такому в школе подойти и сказать: ударь вон того по голове — он плохой. Ударит?

Светлана Ильина: Они, конечно, внушаемые, но не до такой степени. Вот дети с умеренной умственной отсталостью, конечно, в меньшей степени отдают себе отчет, но психически они, как правило, вменяемы. Часто у них родители с высшим образованием, и стремятся создать для ребенка самые благоприятные условия.

Чему можно научить детей в коррекционной школе? Где «потолок» для них — дроби, таблица умножения, чтение Пришвина и Паустовского? Или они могут осилить программу средней школы, просто надо гораздо больше времени?

Светлана Ильина: В коррекционных школах — своя программа. Там не только таблица умножения, но и сложение, вычитание дробей, история Отечества, гео­графия, естествознание. Круг предметов достаточно большой. Но главное — социализация, получение навыков, которые помогут дальше в жизни, и есть специальный предмет — «основы социальной жизни». В таких школах оборудованы классы, где есть плита, холодильник, стиральная машина, комната-гостиная. Детей учат всему — от завязывания шнурков до пользования техникой. Самое важное — сформировать навыки самообслуживания, научить выбирать товары, делать покупки. В коррекционных школах дети могут учиться в течение 13 лет, после окончания школы или во время учебы могут посещать реабилитационные центры, где тоже идут занятия. Там можно быть и пять лет, и больше.

Что дальше? Их учат профессии?

Светлана Ильина: Ребята с легкой степенью умственной отсталости могут поступить в колледжи и получить профессию, например, швеи. Они трудятся озеленителями, сортировщиками, могут выполнять несложную механическую работу. С умеренной степенью найти работу сложнее.

Чему можно научить детей в коррекционной школе? Где «потолок» для них — дроби, таблица умножения, чтение Пришвина и Паустовского?

Сейчас во многих школах учатся дети-аутисты. У них есть умственное отставание?

Светлана Ильина: Аутизм — своеобразное отклонение именно эмоционально-волевой сферы. Они с трудом выходят на контакт с другими людьми, очень оберегают свое пространство. С компьютером им проще. Его они допускают к себе и могут творить чудеса, очень легко справляясь с различными задачами. Не всегда, но часто расстройства аутистического спектра сопровождаются умственной отсталостью. У нас есть классификация аутизма, где выделены четыре группы. Четвертая группа — дети, у которых может быть умеренная или тяжелая умственная отсталость.

А гениальные аутисты, про которых мы иногда слышим, это первая или вторая группа? Есть известный вуз, где учатся и такие студенты. Они не знают, как дойти до столовой, но могут решить такие задачи, к которым их однокурсники и не подходят.

Светлана Ильина: Гениальность — тоже отклонение от нормы. Просто мы людям с гениальностью ставим знак «плюс», а всем остальным можем поставить «минус».

В Москве был случай, когда ученик принес оружие и застрелил учителя. Потом выяснилось, у него была шизофрения. Этот диагноз трудно распознать?

Светлана Ильина: Шизофрения — не умственная отсталость, интеллект может и не страдать. Но странности в поведении грамотный учитель может заметить: у таких детей есть особенности речевого развития. Они говорят много, долго, сложными по грамматическому построению предложениями. Но за фразами ничего нет. Если их попросить быстро нарисовать дом, они каждое окошечко будут прорисовывать… Сейчас педвузы переходят на новые образовательные стандарты, и на всех факультетах будет читаться курс по инклюзивному образованию, в том числе, и о детях и с умственными, и с психическими отклонениями.

Оказывается, у многих известных людей рождаются «особенные» дети? Этому есть какое-то объяснение?

Светлана Ильина: Причин того, что в семье появляется такой ребенок, много: генетические нарушения, тяжелая беременность, краснуха, которую мама перенесла во время беременности, возраст родителей. После 35 лет будущие мамы должны находиться на особом пристальном учете. После 40 лет риск очень высок. Зарубежная статистика показывает: если мама рожает после 40 лет, то на 10 детей 7-8 могут быть с различными отклонениями.

По каким признакам родители могут понять, что с их ребенком что-то не так?

Светлана Ильина: К трем годам ребенок должен уметь держать ложку, пользоваться ею, уметь ходить, сидеть. Важный показатель — речевое развитие. Если ребенок в три года говорит отдельными словами, то это серьезный сигнал обратиться к специалистам. И не только к логопеду, но и к психиатру. В этом возрасте ребенок должен говорить простой фразовой речью. Важно, как он складывает матрешку, играет с кубиками, вообще, умеет ли играть, как принимает помощь.

Источник

Статьи

Психология и педагогика

В современном образовании действует установка на инклюзию. Это означает, что любой ребенок с выраженными физическими, ментальными, психическими или поведенческими особенностями, должен быть интегрирован в образовательную среду.
Как и любая прекрасная инициатива, внедренная обычным распоряжением сверху и не подкрепленная финансово и методически, в большинстве случаев инклюзия остается существовать только на бумаге.

08 июля 2019

Прослушать статью

Как это выглядит на практике?

В школу приходят родители и говорят: «У меня ребенок с особенностями развития, по прописке мы прикреплены к вашей школе. Учите его». Иногда при этом у ребенка есть документ, подтверждающий его особые потребности. Это может быть справка об инвалидности, к которой прилагается индивидуальный план реабилитации (ИПР). В нем перечислено, какого рода помощь требуется этому ребенку: специальное оборудование, сопровождение тьютора, психологическая помощь для облегчения адаптации. Например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата, ему нужен пандус, чтобы попасть в школу, и лифт внутри нее. Или ему нужен сопровождающий, который будет помогать ему ориентироваться в школе, — например, при нарушении зрения или слуха.

Помимо медико-социальной экспертизы — комиссии, подтверждающей инвалидность, раньше она называлась ВТЭК, — существует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, или ЦПМПК. Она определяет образовательный маршрут ребенка и дает заключение о том, по какой программе должен обучаться этот ребенок, обычной общеобразовательной или одной из существующих адаптированных программ. Кроме того, она выносит решение о том, нужны ли ребенку специальные условия обучения и какие именно, а также особые условия при сдаче итоговых экзаменов.

Если какой-то из этих документов у ребенка есть, школа получает некие дополнительные средства на его обучение. В большинстве случаев этих средств далеко не достаточно для оказания полноценной помощи в полном объеме, но тем не менее, если в документах написано, что ребенку нужны особые условия, школа обязана сделать хоть что-нибудь специально для этого ребенка. Если же документов нет, то, каким бы особым ни был этот ребенок, с формальной точки зрения школа относится к нему как к любому другому ученику.

Очень многие поведенческие нарушения на самом деле имеют неврологическую природу, но об этом часто не догадываются ни учителя, ни родители. Все думают, что он просто лентяй, негодяй или истерик, — а у него на самом деле синдром дефицита внимания, или минимальная мозговая дисфункция, или задержка развития. Грамотная коррекция, случившаяся вовремя, могла бы ему помочь. Но иногда, даже имея заключение специалиста на руках, родители сталкиваются с тем, что школа не знает, как работать с такими детьми, включать их в педагогический процесс, адаптировать в классе, учить. Потому что инклюзия — формальна, а та же самая учительница с 40-летним стажем работает так, как привыкла. У нее по-прежнему 30 человек в классе и основная задача — подготовить детей к сдаче ЕГЭ.

Другая распространенная ситуация — дети, плохо владеющие русским языком. В настоящее время таких учеников в наших школах достаточно много, и работа с ними — тоже инклюзия.

Наконец, так называемые «трудные подростки» тоже представляют собой кандидатов на инклюзию, потому что их поведение не позволяет им встроиться в учебный процесс и адекватно реализовать свои возможности. Очевидно, что к ним нужен некий особый подход и рекомендации специалистов.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Купить

Что может школа в современных условиях?

  • Организовать психолого-педагогическую помощь ребенку, нацеленную на его успешную адаптацию. Это могут быть консультации школьного психолога, наблюдение за поведением ребенка в ходе учебного процесса и составление списка рекомендаций. Тренинги командообразования и другие формы профилактики буллинга — необходимая форма групповой работы с классом, где учится особый ребенок. Все это возможно, если в школе есть психолог, владеющий названными технологиями. Иногда таких специалистов приглашают со стороны для проведения точечных занятий в особенно трудных классах.

  • Организовать индивидуальные дополнительные занятия с учителями-предметниками, если ребенку трудно находиться в классе и/или он не усваивает материал в формате фронтального обучения.

  • Порекомендовать родителям организовать сопровождение ребенка в школе своими силами, так как собственных ресурсов у школы на это обычно нет. Сопровождение выражается в том, что мама или бабушка присутствует на уроках вместе с ребенком и следит за его поведением и включенностью в учебный процесс.

Обычно этим возможности школы исчерпываются. Очевидно, что названных мер недостаточно для того, чтобы все дети чувствовали себя в школе комфортно и реализовали свои образовательные потребности.

Что же делать руководству школы для того, чтобы инклюзия стала подлинной?

  • Первое — это найти средства на адресную помощь конкретному ребенку. В настоящее время в Москве существует проект «Инклюзивная молекула» при Городском психолого-педагогическом центре. Он выделяет средства на организацию специальных условий обучения для детей с особыми потребностями, — например, на установку пандуса или оплату работы тьютора. Есть также некоммерческие организации, благотворительные фонды, которые можно привлекать. Для этого нужно знать, что такие организации существуют, или иметь время и желание, чтобы заняться их поиском и установлением контактов.

  • Приглашать специалистов, умеющих работать с особыми детьми, и обучать этой работе педагогов. Активно рекомендовать учителям пройти соответствующие курсы повышения квалификации, вебинары, конференции.

  • Внедрение инклюзии предполагает прежде всего индивидуальный подход к каждому ребенку. Это означает, что все дети разные, и в то же время каждый может своим способом интегрироваться в учебный процесс. Поэтому обязательно в школе должна быть действующая служба психолого-педагогического сопровождения, которая работает в тесном командном взаимодействии с педагогами и родителями.

  • Для облегчения работы педагогов в школе должно быть пространство для обсуждения сложностей, возникающих в работе с детьми. Это могут быть семинары, собрания методических объединений или консилиумы, но важно, чтобы обстановка была достаточно комфортной, люди не стеснялись говорить о сложностях, с которыми они сталкиваются, и получали поддержку от коллег.

  • Работа с «трудными подростками», склонными к поведенческим нарушениям, игнорирующими школьные правила и содержательную часть учебного процесса, требует значительных вложений. Учитель, установивший с такими детьми личный контакт и сумевший увлечь их какой-то идеей или внеклассной деятельностью, может ожидать значительных сдвигов в их поведении. Туристический клуб, выход на экскурсию, просмотр фильмов и их обсуждение, подростковый клуб в школе способны заметно повлиять на жизнь этих детей и улучшить их поведение в классе.

  • Наконец, при работе с детьми, для которых русский язык — не родной, решение достаточно очевидно. Нужно организовать таким детям обучение русскому языку как иностранному в случае, если ребенок совсем не говорит на русском, за счет тех предметов, посещение которых лишено смысла из-за языкового барьера. Можно объединить таких детей из разных школьных отделений в единую группу образовательного комплекса. Если основы языка присутствуют, но темп обучения замедлен, ребенку просто нужны дополнительные занятия с учителями-предметниками, а иногда — элементарная помощь с переводом написанного в учебнике.

Каждый из этих пунктов — тема множества статей, семинаров и монографий. Для того, чтобы инклюзия стала подлинной, нужно время, силы и готовность к трудным ситуациям. В сущности, это должно быть так не только в контексте инклюзии. Потому что дети всегда разные, и ситуации всегда возникают разные, и это нормально.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник