Как можно узнать развитие ребенка

Как можно узнать развитие ребенка thumbnail

29 апреля 2012

Автор КакПросто!

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Он может в чем-то опережать сверстников, а в чем-то и отставать. Родителям важно знать, насколько умственное развитие ребенка соответствует среднестатистическим показателям для его возраста. Незначительные отклонения можно поправить даже без обращения к психологу или специалисту в области коррекционной педагогики.

Вам понадобится

  • — среднестатистические показатели умственного развития детей данного возраста:
  • — данные наблюдений за ребенком;
  • — игрушки и предметы домашнего обихода или картинки с их изображениями.

Инструкция

Чтобы определить, насколько умственное развитие вашего ребенка соответствует норме для данного возраста, необходимо иметь среднестатистические данные. Вам поможет, например, Программа воспитания в детском саду. Там сказано, что должен знать и уметь ребенок в каждой возрастной группе. Именно этими данными оперируют воспитатели и психологи, когда проводят диагностику. Учтите, что у умственного развития есть три составные части — эмоциональная, речевая и логическая. Так или иная может быть преобладающей.

Умственное развитие ребенка до года можно определить, систематически за ним наблюдая. Проявляет ли малыш интерес к окружающему миру? Реагирует ли он на раздражители? Различает ли близких родственников? Называйте полугодовалому ребенку знакомые предметы и просите показать. Проверьте соответствие речевого развития малыша его возрасту. Но если ребенок не торопится начать разговаривать, не волнуйтесь. Это еще не означает задержки речевого развития. Если годовалый малыш с интересом относится к окружающему миру, исследует все, что попадает в руки и вместо слов использует знаки — все нормально.

Диагностика умственного развития детей раннего и дошкольного возраста проводится по нескольким направлениям. Проверьте знания ребенка о нем самом и об окружающем мире. Полуторагодовалый малыш должен знать свое имя и отзываться на него. В три года он уже знает свою фамилию, а в четыре — имя, фамилию и принадлежность к определенному полу. Ребенок в пять лет должен знать адрес, уметь определять время года и суток. В шесть лет он должен уже ориентироваться по часам, знать дни недели и месяцы, а о себе уметь составить связный рассказ. Этот рассказ включает не только анкетные данные, но и увлечения, кружки, где он занимается и т. д.

Определите, насколько понятлив ваш ребенок. В разном возрасте преобладают разные типы мышления. Почти у всех младших дошкольников основным являются наглядно-образное и наглядно-действенное типы. Ребенок еще не может самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Не волнуйтесь, если он столкнувшись с задачей, похожей на предыдущую, не сможет сразу ее решить, а начнет экспериментировать. Малыш еще только осваивает методы исследования. Старший дошкольник должен уже предвидеть, что получится, если он сделает определенные действия. Трехлетний ребенок надевает куртку просто потому, что ее надевает мама. Шестилетний должен объяснить, что на улице холодно, поэтому нужно одеться потеплее.

Проверьте, насколько ваш малыш умеет обобщать предметы или явления. В четыре года у него должны уже быть сформированы простейшие обобщающие понятия — «посуда», «мебель», «одежда». Создайте игровую ситуацию. Сложите в кучу разные предметы обихода и предложите ребенку их рассортировать. Старшему дошкольнику доступны более сложные обобщения. Например, он может разложить посуду по назначению, отделив ту, в которой готовят, от чашек и тарелок. Ваша задача — определить, насколько ребенок умеет выделять существенные признаки. Если в младшем дошкольном возрасте он еще имеет право на подобные ошибки, то у ребенка предшкольного возраста ошибки в классификации уже могут быть симптомом психического заболевания. Если он постоянно ошибается и выделяет без специального задания несущественные признаки как основные, покажите его психиатру.

Может ли ваш ребенок сконцентрировать внимание? Помните, что дошкольник не в состоянии одновременно удерживать в сфере внимания много предметов. Обычно их количество рассчитывается по формуле «возраст минус один». То есть ребенок одновременно наблюдает за несколькими предметами, если их количество на один меньше, чем лет самому малышу. Учтите это при создании игровых ситуаций. Например, покажите четырехлетнему малышу 3 предмета в определенной последовательности. Уберите предметы и предложите ребенку их назвать в том же порядке.

У старшего дошкольника концентрацию внимания можно проверить, предложив ему найти в комнате предметы по определенным признакам. Например, это могут быть большие круги, маленькие треугольники, зеленые квадраты и т. п. Ребенок должен удерживать в сфере внимания оба признака.

Узнайте, понимает ли ребенок, зачем нужны те или иные предметы. У младшего дошкольника набор должен быть самым простым — стол, стул, чашка, куртка. Он может ответить односложно. Стул нужен, чтобы на нем сидеть. Набор предметов для диагностики индуктивного мышления старшего дошкольника довольно велик. Ребенок уже знает об окружающем мире довольно много и умеет устанавливать причинно-следственные связи. Спросить можно обо всем, что окружает ребенка. Можно провести эксперимент, показав в магазине неизвестный предмет и спросив, для чего он может быть предназначен. Понаблюдайте, выделит ли ребенок существенные признаки и сумеет ли их связать с предполагаемыми действиями.

Читайте также:  Лечение при задержке речевого развития у ребенка

Важным показателем является математическое мышление. Трехлетний ребенок должен уметь отличать наиболее яркие геометрические формы — круг и квадрат, кубик и кирпичик. Он может понять, где один предмет, а где — много. Если малыша постепенно учат считать, то к четырем годам он должен уметь сосчитать до трех. Старший дошкольник знает основные геометрические фигуры и тела, умеет считать до десяти и выполнять основные математические действия.

Связанная статья

Воспитание ребенка до года

Источники:

  • Программа воспитания в детском саду.
  • определение умственного развития ребенка

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

Малыш не только с каждым годом, но и с каждым месяцем приобретает все больше навыков самостоятельности. И, наверное, каждую маму беспокоит вопрос о том, правильно ли он развивается? Ведь крайне важно, чтобы развитие малыша происходило постепенно и соответственно его возрасту.

Речевое развитие малыша

Речевое развитие малыша

Развитие речи ребенка происходит постепенно — с первого месяца и примерно до четырех лет. С первых месяцев жизни здоровый малыш выражает свои чувства при помощи крика, позже он начинает «гулить», то есть повторять за взрослыми либо самостоятельно произносить некоторые звуки.

К пяти месяцам ребенок лепечет — копирует произносимые взрослыми звуки, которые похожи на слова, но состоят из одинаковых слогов, а уже с полугода он начинает осваивать небольшие слова — мама, папа, баба, ту-ту.

В полтора года малыш уже способен произносить предложения, состоящие из двух слов — мама дай, ляли нет. После двух с половиной лет словарный запас ребенка активно растет. Он уже задает вопросы, например: «что это?»

К трем годам и далее малыш учится изменять слова по падежам, родам и числам, и примерно в это же время он придумывает собственные слова, используя основы родной речи. В это же время ребенок учится разговаривать во время игры.

У девочек речевое развитие происходит быстрее. Их запас слов, обозначающий предметы, увеличивается быстрее. Девочки позже начинают произносить фразы, но зато пытаются делать это правильно, «как взрослые».

У мальчиков речь развивается несколько дольше. У них в первую очередь формируется запас слов, обозначающих действия, к тому же мальчики часто говорят «на своем языке».

Речевое развитие малыша правильное, если:

  • он охотно разговаривает с родными и близкими, однако в то же время избегает общения с незнакомыми людьми;
  • ребенок с удовольствием повторяет услышанные слова и предложения;
  • малыш обращается к взрослым за помощью, выражая свою просьбу словами;
  • вслушивается в собственную речь и старается самостоятельно исправлять ошибки.

Родителям стоит насторожиться, если:

  • ребенок с неохотой повторяет за родителями слова и предложения;
  • на просьбу сказать что-либо реагирует молчанием или уходом;
  • пытается решать проблемы, не обращаясь к взрослым за помощью;
  • говорит на «своем языке», понятном только ему;
  • развитие речи ребенка заметно отстает от разговорных способностей его сверстников.

Здоровый малыш: развитие привычек самообслуживания

Здоровый малыш: развитие привычек самообслуживания

В процессе развития у здорового малыша появляются новые привычки. Например, к трем годам он уже может самостоятельно снять с себя рубашку, к пяти — приготовить на завтрак печенье с молоком. Очень важно, чтобы малыш умел о себе позаботиться.

Первые привычки самостоятельности наблюдаются у детей очень рано. В возрасте около года они начинают понимать, для чего нужны определенные предметы и учатся ими пользоваться. Например, расческой они расчесывают волосы или разговаривают по игрушечному телефону. После года дети узнают себя в зеркальном отражении, а в два года учатся самостоятельно держать чашку и пить из нее.

Учиться пользоваться ложкой малыш, как правило, пытается в возрасте полутора лет, а в четыре года развитие малыша достигает такого уровня, что он уже использует столовые приборы, как взрослый. По этой причине в таком возрасте уже можно заниматься эстетическим развитием малыша, обучая его основным правилам этикета.

Самостоятельно снимать одежду дети учатся в период от одного года до двух. К двум годам ребенок уже умеет сам надевать свободные предметы гардероба (носки), еще через некоторое время — футболку и маечку, а спустя год либо два он уже полностью может одеваться сам. В начале четвертого года малыш, может быть, научится самостоятельно снимать обувь.

Чистить и полоскать зубы здоровый малыш начинает в возрасте от трех до четырех лет. Но до семилетнего возраста этот процесс приходится контролировать взрослым. Навыки самостоятельно мыть, вытирать руки и пользоваться туалетом дети осваивают в период от двух до трех лет. Два основных признака того, что малыш готов к самостоятельному использованию горшка — умение снимать, а также надевать штанишки, и понимание того, что ему нужно в туалет.

Читайте также:  Детские центры развития ребенка москва

Главное в развитии малыша — поощрение. Что бы он ни сделал, хорошо либо не очень — его нужно похвалить. Не стоит спешить помогать малышу, но и заставлять его тоже не следует. Важно, чтобы ребенок научился самостоятельно справляться со своими задачами. Главное в обучении — терпение. Не нужно торопиться переделать, если ребенок что-то сделал неправильно — он должен сам приобретать опыт в выполнении разных заданий. Иногда можно ему подсказать, но только тогда, когда он этого попросит.

Помощь родителей в развитии творческих способностей малыша

Помощь родителей в развитии творческих способностей малыша

Дошкольный возраст — прекрасное время для творческого развития. Главное — не упустить момент. Например, пик развития художественных способностей приходится на возраст от трех до четырех лет. В это время желательно всячески поддерживать стремление ребенка к рисованию. Иногда родителям не очень хочется давать малышу фломастеры и краски из опасения, что он все вокруг испачкает. Но при таком поведении родителей ребенок не сможет научиться рисовать. Поэтому психологи рекомендуют дать волю детскому творчеству, предварительно подготовив для ребенка поле деятельности.

Никогда не нужно навязывать малышу свою точку зрения и говорить: «вот так было бы лучше». Это может привести к тому, что он перестанет проявлять какую бы то ни было инициативу.

Чрезмерная серьезность и консервативность родителей — плохие помощники в развитии творческих наклонностей детей. Взрослым стоит научиться веселиться, шалить и играть с малышом в его игры. Иногда можно нарушить правила, существующие во взрослом мире, и ради своего ребенка на некоторое время вернуться в детство. Такое общение не только сблизит детей и взрослых, но и поможет в их творческом развитии. Нужно сочинять с малышом сказки, придумывать новых героев, то есть всячески поддерживать творческую инициативу своего ребенка.

И главное — нельзя наказывать за любые эксперименты. Все занятия с малышом должны проводиться в атмосфере любви и понимания. Малыш должен понимать, что если вдруг что-то у него не получится, то его не только не накажут, но и придут на помощь.

Источник

Содержание:

  • 1. Музыкальные способности малыша
  • 2. Технические способности
  • 3. Исследовательские способности
  • 4. Художественные способности ребенка
  • 5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка
  • 6. Спортивные секции. Физические способности
  • 7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности
  • Методы определения способностей ребенка

«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский

Уже с самого раннего возраста можно увидеть, как проявляются первые признаки разных талантов у малышей: кто-то любит танцевать, кому-то хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или рисовать…

Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть талант, ведь способности проявляются позже, а развивая способности, мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть знаменитым художником или учёным — есть много талантливых людей в разных областях.

Кто-то говорит, что талант (греческое talanton) — это «выдающееся врожденное качество». А кто-то — что талант нужно совершенствовать. Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.

Википедия определяет талант как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Формирование и развитие таланта ребёнка зависит во многом от условий жизни и деятельности. Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.

Проблема определения способностей ребенка встает перед родителями с самого раннего детства. Родителей начинает волновать вопрос поиска дополнительного образования. Музыкальная студия, студия творчества, спортивная или какая-то другая? Порой трудно сделать выбор, чтобы не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении? А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком уставать?

При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть его интересы. Важно помнить, что любая деятельность — это труд ваш и вашего ребенка, подчиненный жёсткому распорядку и режиму. Томас Эдисон говорил: «Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Только постоянные занятия и тренировки дадут положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него может развиться комплекс неудачника, и вы не получите ожидаемых результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой, может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку, чтобы мотивировать малыша.

Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе противодействия — чем больше родители будут заставлять ребенка, тем меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут определить и развить способности малыша.

1. Музыкальные способности малыша

До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным признакам. Малыш улыбается, когда слышит музыку, затихает, может подпевать — «гулить». Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции, когда играет музыка, подпевает, а может, даже постукивает ногой в такт музыке, или хлопает в ладоши под музыку, быстро запоминает слова и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано, виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: «То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно». Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: «Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

2. Технические способности

Ребёнок любит сидеть с конструктором часами: строит, придумывает, собирает по схеме, моделирует. Обычно дети, имеющие технические способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри, а зачем нужна эта деталь, а будет ли работать, если… Не отмахивайтесь от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие что должен уметь ребенок в 3 года

3. Исследовательские способности

Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто задают вопросы «почему?», устанавливая причинно-следственные цепочки различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.

4. Художественные способности ребенка

Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот интерес малыша.

В раннем возрасте не учат классическим канонам рисования, а лишь развивают художественные способности. В хороших детских изостудиях создают творческую атмосферу, ваш ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.

5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка

Если вы однажды заметили, что ваш ребенок любит кому-то подражать, копировать походку, манеру речи, с радостью выступает на концертах и праздничных мероприятиях, то вы можете смело привести его в театральную студию. Сегодня детские театральные студии, почему-то не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают наизусть стихотворения и басни, развивают речь, тренируют память, пополняют словарный запас. Кукольный театр развивает не только речь маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

6. Спортивные секции. Физические способности

Дети с физическими способностями очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.

7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности

Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, «пританцовывает» и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.

У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.

Методы определения способностей ребенка

МетодОписание
НаблюдениеНаблюдая и изучая то, чем ребёнок любит заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью могут составить представление о возможностях своего малыша.
ИграПредоставьте возможность выбора игры. Обратите внимание, в какие ролевые игры любит играть ребёнок.
Обращение к специалистам по раннему развитию, психологам и педагогам. ТестированиеСуществуют диагностические программы, которые помогут в определении способностей. Например, при определении уровня интеллектуального развития используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое состояние, используют методику «Несуществующее животное». А также могут использовать комплексную диагностику.
Совместная деятельностьСовместное общение, безусловно, развивает творческую активность и помогает развитию таланта. Возьмите за правило организовывать семейные праздники-традиции, кукольные представления по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи и выставки, театры, мастер-классы, концерты.

Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты ребёнка, но, тем не менее, это не умоляет важности раннего выявления способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой талант, становятся посредственными учениками.

Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования. Предоставьте возможность малышу проявить свои способности, развить их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно, поможете повысить самооценку и способность к адаптации в любых ситуациях. Наверняка, лет через 18-20 ваши дети поблагодарят за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!

Модель Наталья,
методист сети детских развивающих
клубов «АЗ-БУ-КА»

Источник