Как игра играют на развитие ребенка
Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он развивается, растет, приобретает нужные качества.Что надо знать об игре — предметной, сюжетно-ролевой и др., какие игры деструктивны? Что делать, если мальчик играет в куклы?
Значение игры для полноценного развития ребенка сложно переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б. Эльконина перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания, эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима для развития навыков взаимодействия с миром. В игровой ситуации всегда моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом усваивает его.
Предметная игра
Как игра развивает ребенкаВ возрасте до трех лет ребенок осваивает игры с предметами. В это время связь с родителями является главной в социальных отношениях, взаимодействие с ровесниками еще очень ограничено. Хотя какие-то правила социальной жизни ребенок уже усваивает: на площадках, в песочнице и в группах кратковременного пребывания (или яслях) он получает опыт встраивания в социальную структуру. Ребенок учится усваивать правила социально поощряемого и отвергаемого поведения (не забирать чужие игрушки, не драться, помогать малышам и т.д.), а также получает первый опыт совместной игры, который чаще инициируется взрослыми («давайте сейчас вместе сделаем песочный замок»).
Но важнее в этих первых играх собственно взаимодействие с предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.) ребенок отстраивает и проверяет связи между предметами. При этом дети имитируют действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих действий.
Предметная игра позволяет ребенку сделать мир понятным для себя, а правильно подобранные игрушки в этом периоде облегчают этот процесс. На самом раннем этапе нужно наличие игровых предметов, максимально похожих на настоящие, чтобы постепенно, с развитием воображения, ребенок мог заменять их чем-то другим. Например, сначала у девочки есть игрушечные чашечка и тарелочка, она заваривает чай для своих кукол, и в этот момент мама говорит: «Ой, сейчас бы торт им испечь, но у нас нет плиты, давай возьмем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы испечем торт». Мама показывает ребенку пример, как можно обходиться с такой ситуацией, при этом сохраняя связи, существующие в реальном мире (в реальном мире торт готовится на плите). Как отмечали многие философы и писатели, эти воображаемые предметы, вплетенные в структуру реального мира, дают возможность ребенку вырасти человеком. Детеныши обезьян тоже имитируют действия родителей с предметами, но они не играют с палкой, веря, что это змея. Писатель Терри Пратчетт в одном из своих романов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зубную фею «исключительно в качестве практики: для начала следует научиться верить в маленькую ложь», чтобы потом принять и понять такие понятия как жалость, правосудие и все остальное.
Другая функция предметной игры — понимание свойств предметов. Мария Монтессори в начале века разработала теорию развивающего пространства, в котором обучающие предметы как будто сами раскрывают свои свойства. Такие предметы легко сделать дома своими руками. Например, это могут быть квадратики одного размера из разных материалов, наклеенные в ряд на одну панель: от самого мягкого (шелк) до самого шершавого (наждачная бумага). Трогая их руками, малыш учится различать тактильные свойства материалов. То же самое можно сделать с цветами, формами, звуками и даже запахами!
Здесь я хотела бы рассказать об опыте домашней развивающей студии, которую я проводила вместе с другими инициативными мамами для детей до трех лет. С этой целью организовывалось развивающее пространство, где в разных зонах сидели мамы, предлагающие детям различные игры-задания. В одной зоне с малышами развивали мелкую моторику (через пальчиковые игры, поиск предметов в кастрюле с крупой), в другой пели песенки и показывали ноты на музыкальных инструментах, кто-то показывал свойства пирамидок и кубиков, кто-то клеил с детьми аппликации или рисовал и т.д.
Дети свободно перемещались в этом пространстве на протяжении двух часов, выбирая задания себе по вкусу, при этом постоянно ощущая поддержку взрослых, если в чем-то нужна была помощь. Таким образом, они получали опыт собственного выбора занятия, взаимодействия с другими детьми (например, двое детей одновременно не могут выполнять какое-то задание — тогда надо подождать).
Помимо этого, в этом же пространстве находились развивающие материалы, сделанные на основе концепции Монтессори, с которыми дети взаимодействовали полностью самостоятельно. Такая форма организации позволяет максимально полно развивать и познавательные функции (внимание, память, мышление), и творческие способности, и умение взаимодействовать с другими.
Сюжетно-ролевая игра
После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок осваивает уже мир отношений между людьми.
Мир социального взаимодействия в игре представлен в двух аспектах: с одной стороны, это социальная структура и нормы общения, с другой, социальные роли и отношения. В подвижных «нормативных» играх (салки, прятки, ножки, вышибалы) ребенок учится играть «по правилам», знакомится с социальными нормам и усваивает базовую социальную структуру. В ролевых играх («дочки-матери», «доктор-больной», «войнушка» и т.д.) ребенок в игровой форме встречается с распространенными социальными ролями и отыгрывает культурные нормативы поведения; именно здесь он усваивает структуру мира отношений. Например, если девочка играет маму, то она должна быть спокойной, любящей, заботиться о своих детях и принимать решения. Характер ролевой игры тоже имитационный: изображая какие-то модели поведения, которые ребенок видит во взрослом мире, ребенок прикасается к тем отношениям, которые стоят за этим поведением.
Игры со сверстниками несут на себе, таким образом, функцию социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим, находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.
При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой игры со сверстниками практически невозможно заменить дома. Когда я работала в школе и проводила адаптацию первоклассников, меня поразило, что детей, которые не ходили в детский сад или в какие-то другие устойчивые группы (кружки, группы социализации или просто дворовую компанию), можно выделить практически сразу. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъявить себя сверстникам. Какие-то функции социального интеллекта оказываются просто не развиты. Если умение чувствовать системы правил можно развивать дома через понятную и разработанную систему договоренностей и обязанностей ребенка, то ролевые игры с родителями никак не могут заменить взаимодействие с группой сверстников.
Если ребенку трудно
Какие вопросы часто тревожат родителей в отношении детских игр и на что важно обращать внимание? Очень часто родители приводят детей на консультацию со словами «он ни с кем не играет», «ему не нравится в детском саду, потому что он всегда оказывается «на отшибе», у него там нет друзей» и т.д. Такая ситуация может быть очень травматичной для ребенка, причинять ему сильные страдания, и здесь ему не обойтись без помощи родителей.
Как тут помочь? В первую очередь, родитель должен стать для ребенка психологом и другом и обсудить с ним ситуацию. В какую именно компанию или группу его не принимают? Как это происходит? Было бы здорово предложить ребенку разыграть какую-то типичную сценку, где он чувствовал себя отвергнутым группой, используя в качестве актеров его игрушки и предлагая ему выступить режиссером. При этом нужно предложить ему самому выбрать игрушки-актеров. Это нужно, во-первых, чтобы ребенок мог сам посмотреть ситуацию со стороны, во-вторых, сам выбор игрушек для игры может показать его отношение к себе и к ребятам в группе. После того как сценка будет показана, надо спросить его мнение: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сделать, чтобы его взяли?
Такой разговор поможет ребенку понять, что произошло, и попытаться исправить ситуацию. Например, если ребенка не берут в игру, потому что все играют с дорогими игрушками, которых у него нет, можно помочь ему, научив различным играм, не требующим каких-то специальных предметов («коробок», «колечко» и т.д.). Поиск таких игр в интернете займет совсем немного времени, но позволит ребенку почувствовать свою важность, если он каждый день будет приносить в детский сад рассказ о новой игре. Однако ситуация отвержения ребенка группой сверстников может быть связана с его собственным поведением (застенчивостью, агрессивностью, нежеланием играть по правилам и др.), и здесь уже было бы полезно обратиться к психологу, чтобы он дал рекомендации, как помочь это изменить.
Когда игры деструктивны
Еще один волнующий родителей вопрос связан с деструктивными или агрессивными играми, когда ребенок в игре ломает предметы или отыгрывает какие-то негативные события (игры в преступников; в смерть или болезни; игры, связанные с насилием, и т.д.).
Как к этому относиться? В такой ситуации очень важно проанализировать, появляются ли эти темы только в игровой ситуации или отражаются в остальной жизни ребенка. Игра, помимо прочего, несет в себе функцию эмоционального реагирования, переживания каких-то чувств, с которыми ребенок столкнулся в реальной жизни. Если ребенок увидел по телевизору репортаж об убийствах или насилии или в его семье происходят конфликты — это часть мира, с которой он соприкасается и которую ему надо как-то встроить в свою собственную картину мира. В игровой форме он может, с одной стороны, лучше понять, что произошло, с другой стороны, пережить эти эмоции, дать им какой-то выход. Когда родители поссорились, а ребенок, придя на площадку, разрушил песочную пирамидку, это дало ему возможность каким-то образом выплеснуть и пережить те негативные чувства, которые он испытал. Ему надо как-то пережить и такие части жизни, как смерть или болезни, поэтому многие дети играют в болезни, в умирание, в похороны — и это нормальная часть развития.
Другое дело, если игровые негативные или деструктивные темы распространяются на всю жизнь ребенка, например, проявляемая им агрессия касается не только игры, но и всех ситуаций взаимодействия. К таким проявлениям надо относиться очень внимательно и, в идеале, обращаться к специалистам, чтобы удостовериться, что это не является симптомом какого-то нарушения развития нервной системы.
Если мальчик играет с куклами
В нашей культуре разделение женской и мужской социальных ролей остается по-прежнему важным, и поэтому существуют «нормативные» игры для мальчиков и для девочек. Но что делать, если мальчик играет с куклами, а девочка — с машинками? Часто этот вопрос также оказывается болезненным для родителей.
Тут надо выделить еще одну функцию игры, которая не только позволяет вжиться во взрослые социальные роли, но и в какой-то мере формирует гендерную идентичность. Гендерная идентичность — это осознание себя принадлежащим к какому-то полу. Биологическое развитие человека в этом вопросе немного отстает от социального: половое созревание наступает только в подростковом возрасте, тогда как ощущение себя девочкой или мальчиком формируется гораздо раньше. Как и с любой идентичностью (профессиональной, групповой, классовой) в момент ее формирования, люди склонны к экспериментам. Поэтому в играх дети часто экспериментируют, играя как в другой пол (одеваясь, выбирая игрушки), так и в социальные роли, которые в культуре несут яркую гендерную окраску. Так, мальчики начинают играть в воспитательницу детского сада, а девочки — в военного генерала.
Если такие игры носят разовый или периодический характер (например, связаны с героем мультфильма, который ребенку очень нравится), то никаких поводов для волнения тут нет. Гендерная идентичность сформируется достаточно быстро, мальчик осознает себя мальчиком и будет играть мальчишеские роли. Но вот если этого не происходит, то стоит обратить внимание на возможные причины, например, на отсутствие в жизни ребенка взрослых, которые создают образ женщины и мужчины. Такие ситуации бывают, если родители воспитывают ребенка в одиночку и как бы несут обе гендерные роли в одном человеке.
Социальное или когнитивное развитие?
Напоследок хотелось бы осветить еще один момент, связанный с местом игры в жизни современных дошкольников. Сейчас соревновательность между родителями, которая всегда была достаточно сильной, приводит к уменьшению времени, которое ребенок может уделить игре. Раннее развитие рассматривается и у нас, и в большинстве стран как необходимость, то, что ребенок обязательно должен получить. Дети занимаются иностранными языками, ходят на музыку, рисование, танцы, их рано учат читать и писать. Сам по себе этот процесс не несет в себе ничего плохого, не считая двух аспектов.
Первый связан с тем, что игра перестает рассматриваться как важная часть жизни ребенка, которой надо специально уделять время, покупать игровые предметы и вообще обращать какое-то особое внимание. После нескольких часов занятий у ребенка уже может просто не быть сил на полноценную игру, и она заменяется мультиками, гаджетами или, в лучшем случае, простыми играми на детской площадке.
А ведь социальное развитие имеет во многих смыслах даже большее значение. Для любого взрослого очевидно, что умение находить свое место в мире людей и строить с ними отношения является одним из самых важных для счастливой жизни, но ведь это умение не появляется само по себе, его тоже нужно развивать! Но понятие социального интеллекта в нашей культуре пока новое, и его оценка, а тем более развитие, вызывают сложности. К счастью, уже довольно давно в Москве функционируют центры социализации малышей, в которых дети учатся именно общаться, взаимодействовать и сосуществовать в группе по определенным правилам. Хотя, конечно, подобные центры пока распространены в меньшей степени, чем обычные центры раннего развития.
Другой аспект касается желания родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других. Уровень социального развития плохо поддается диагностике в отличие от развития познавательного. Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым», а развитие познавательных функций проще всего отследить («ребенок рисует натюрморт в два года, читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появлением интернета появилась еще и проблема невероятно большого количества контактов. Если раньше мама могла сравнивать достижения своего малыша с достижениями еще десяти-двадцати детей, и в чем-то ее ребенок точно был «самым лучшим», то теперь разброс увеличился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее ребенок научился читать в два года, то обязательно появится мама, у которой ребенок читает в полтора. Такое сравнение «по показателям» доставляет массу неприятных ощущений как родителям, которые чувствуют свою некомпетентность, так и детям, которых пытаются «дорастить» до нужных показателей, заваливая все новыми занятиями и развивающими игрушками.
Выводы родители могут сделать сами.
Автор: Екатерина Свешникова, окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, психотерапевт (направление «экзистенциальный анализ»), в течение восьми лет ведет психологические консультации для подростков
Образование и Православие / Православное образование
Источник
Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru
Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.
В чем польза этого процесса?
Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:
— познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.
— образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.
— физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.
— речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.
— нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.
— мотивационная сфера. Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.
Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:
• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.
С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.
Какие игры выбрать и как заниматься?
Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:
• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.
Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.
Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.
Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.
Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.
Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.
Источник