Как чтение литературы влияет на развитие ребенка

Как чтение литературы влияет на развитие ребенка thumbnail

Скажите, как часто вы читаете с детьми книги? Какие ваши любимые с ребенком детские произведения, детский автор или сказочный герой?

Сегодня мы хотим вам рассказать, как чтение книг детям влияет на их развитие. Книга имеет огромное значение в развитие ребенка, а именно: расширяет представление ребёнка о мире, знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п., влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка, развивает мышление — как логическое, так и образное, расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию, учит правильно составлять предложения. Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг.

Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость и безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

С 6 до 8 лет. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.

Мы предлагаем вам список книг для детей 6-7 лет, скорее, не методического, не педагогического, а родительского характера. Все родители задумываются над вопросом, что именно читать ребёнку, для чего и в каком возрасте. Кроме того, у нас самих есть любимые с детства строки, которые мы, как заповеданное имущество, хотели бы передать своим детям и внукам.

Какие книги читать ребенку в 6 лет? А какие книги, по вашему мнению, ребёнок должен прочитать к 7 годам, то есть до наступления так называемого младшего школьного возраста? Ниже вы можете просмотреть списки книг для детей дошкольного возраста, рекомендуемые дошкольным образованием.

Русская литература

1. Аксаков С. «Аленький цветочек»

2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму» 

3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями) 

4. Афанасьев А. Сказки

5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце» 

6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь» 

7. Булычев Кир «Приключения Алисы» 

8. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул» 

9. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 

10. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек» 

11. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков» 

12. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы 

13. Гор Геннадий «Мальчик» 

14. Грабовский Ян «Муха с капризами» 

15. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» 

16. Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал» 

17. Давыдычев Л. «Жизнь Ивана Семенова» 

18. Данько Е. «Побежденный Карабас» 

19. Демыкина Г. «Дом на сосне» 

20. Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак» 

21. Дуров В. «Мои звери» 

22. Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек»

 23. Ершов П. «Конек-Горбунок» 

24. Журавлева З. «Сними панцирь» 

25. Заболоцкий «Сказка о кривом человечке», «Колотушка тук-тук-тук» 

26. Иванов С. «Бывший Булка и его дочь» 

27. Ильин М. «Сто тысяч почему»

28. Каверин В. «Песочные часы» 

29. Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона» 

30. Коковин Е. «Динь-Даг» 

31. Константиновский М. «КОАПП» 

32. Коржиков В. «Веселое мореплавание Солнышкина» 

33. Крылов И. Басни 

34. Кумма А., Рунге, С. «Вторая тайна золотого ключика» 

35. Куприн «Слон» 

36. Лагин Лазарь «Старик Хоттабыч», «Голубой человек», «Патент АВ» 

37. Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали» 

Читайте также:  Центр развития ребенка приморский край

38. Лермонтов «Воздушный корабль» 

39. Магалиф Юрий «Жаконя», «Кот Котькин» 

40. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки» 

41. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи» 

42. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!» 

43. Михалков С. «Праздник непослушания» 

44. Наумов Е. «Коралловый город», «Волшебная круговерть» 

45. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля» 

46. Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы» 

47. Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего» 

48. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры» 

49. Одоевский В. «Городок в табакерке» 

50. Олеша Ю. «Три толстяка» 

51. Осеева В. «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи» 

52. Остер Г. «38 попугаев» 

53. Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай» 

54. Пермяк Е. Сказки 

55. Перова О. «Ребята и зверята» 

56. Пивоварова «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой» 

57. Погодин Р. «Кирпичные острова» 

58. Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители» 

59. Почепцов Г. «Школьные сказки», «Страна городов», «Бюро добрых услуг» 

60. Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь» 

61. Пушкин А. «Песнь о Вещем Олеге» 

62. Раскин А. «Как папа был маленький» 

63. Розанов С. «Приключения Травки» 

64. Рубинштейн Лев «Дедушка русского флота», «В садах Лицея» 

65. Рутковский В. «Гости на метле», «Друзья из тихой заводи» 

66. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» 

67. Саломатов А. «Наш необыкновенный Гоша» 

68. Салье М. «Сказки 1000 и одной ночи» 

69. Сотник Ю. «Как я был самостоятельным» 

70. Тихомиров О. «Зеленое Окно» 

71. Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А» 

72. Толстой А. «Приключения Буратино», «Боривой, Василий Шибанов, Курган и др.» 

73. Томин Ю. «Карусели над городом», «А,Б,В,Г,Д и др.», «Шел по городу волшебник» 

74. Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки 

75. Усач Г. пьесы-сказки 

76. Чаплина В. «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники» 

77. Чеповецкий Е. «Непоседа, Мякиш и Нетак» 

78. Черный А. «Дневник фокса Микки» 

79. Чехов А.П. «Каштанка» 

80. Шаров А. «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем» 

81. Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Два клена» 

82. Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами», «Приключения маленького актера» 

83. Ягдфельд и Гернет Н. «Катя и крокодил»

Зарубежная литература

1. Андерсен Г. Сказки и истории
2. Бабич И. «Мои знакомые звери»
3. Барнфорд Ш. «Невероятное путешествие»
4. Барри Дж. «Питер Пэн и Венди»
5. Баум Фр. «Страна Оз»
6. Бессон Люк «Артур и минипуты»
7. Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»
8. Биссет Д. «Забытый день рожденья», «Крококот», Сказки
9. Блайтон Энид «Знаменитый утенок Тим», «Приключение Нодди»
10. Братья Гримм Сказки
11. Вангели С. «Приключения Гугуцэ», «Голубой шалаш», «Чубо из села Туртурика»
12. Верн Жюль «Путешествия вокруг света за 80 дней» (детское издание).
13. Вестли А-К. «Папа, мама, 8 детей и грузовик», «Аврора из корпуса «Ц».
14. Гауф В. Сказки
15. Гофман Э.Т. «Щелкунчик», «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса»
16. Грэм Кеннет «Ветер в ивах»
17. Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже», «Земля шорохов», «Говорящий сверток», «Гончие Бафута»
18. д’Эрвильи Э. «Приключения доисторического мальчика»
19. Зальтен Ф. «Бэмби»
20. Керн Людвиг Ежи «Фердинанд Великолепный»
21. Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»
22. Коллоди К. «Пиноккио»
23. Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»
24. Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
25. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»
26. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»
27. Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»
28. Лобе Мира; Ферра-Микура «Бабушка на яблоне»
29. Лофтинг Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»
30. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»
31. Маар Пауль «Суббастик», «7 суббот на неделе»
32. Мало Гектор «Без семьи», «В семье», «Ромен Кальбри»
33. Метерлинк М. «Синяя птица», «Ариана и Синяя Борода»
34. Несбит Э. «Пятеро детей и чудище», «Феникс и Ковер», «Талисман»
35. Пелин Елин «Ян Бибиян»
36. Пройслер О. «Маленькие баба-яга, привидение, водяной»
37. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
38. Рауд Эно «Муфта, Полботинок и Моховая Борода», «Сипсик»
39. Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Торт в небе», «Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»
40. Сая Казис «Эй, прячьтесь!»
41. Свифт Дж. «Путешествия Гулливера»
42. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
43. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
44. Стивенсон Р. «Вересковый мед»
45. Твен Марк «Том Сойер», «Гекльберри Финн»
46. Треверс Памела «Мери Поппинс»
47. Фекете Иштван «Лисенок Вук»
48. Франс Анатоль «Пчелка»
49. Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Кролик и его друзья»
50. Ходгстон Бёрнетт «Маленькая принцесса», «Маленький Лорд», «Таинственный сад»
51. Хопп Синкен «Приключения Юна и Софуса»
52. Эгнер Турбьерн «Люди и разбойники из Кардамона»
53. Экхольм Ян «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
54. Энде Михаэль «Бесконечная книга», «Джек-пуговица», «Момо»

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года занятия с логопедом

Источник

Буквально ещё до конца 20 века нам было интересно читать книги – мы читали сами, ходили в библиотеки, читали детям на ночь. Это говорило о культуре, об эрудированности и интеллектуальности личности. Развитие цифровых технологий во многом изменило наш быт и наши привычки. Россия перестала быть самой читающей страной, и большинство из наших граждан за год вообще не открывали книгу.

Сегодня в роли обычных бумажных книг выступают планшеты, компьютеры, телевизоры и прочие гаджеты. Мы смотрим фильмы и слушаем аудиокниги. Мы отдалились сами и отдалили наших детей от себя. Чтение сказок мы заменили на мультфильмы сомнительного содержания, иногда вовсе не соответствующие детскому возрасту, почему-то решив, что в современном мире всё должно быть по современному, в том числе и воспитание детей, и средства, используемые в этом процессе.

Развитие грамотности начинается с момента формирования в утробе матери и рождения ребёнка. Специалисты по детскому развитию утверждают, что дети учатся читать задолго до того, как они начинают говорить и формировать из слов предложения. А в дошкольные годы, дети осваивают навыки и знания, которые становятся базой для их дальнейшего развития.

И лучший способ – это чтение.

Детям в возрасте 3-5 лет становится доступна «теория сознания», другими словами, понимание мыслей, взглядов и желаний других людей, которые могут отличаться от их собственных. Примерно в этом же возрасте ребёнок начинает понимать, что думают и чувствуют персонажи книг. Наиболее эффективным способом является совместное чтение вместе с родителями. Проведённое вместе время благотворно влияет на эмоциональное состояние малыша.

Рекомендуется читать не только перед сном, а как можно чаще. Конечно огромное значение будет иметь качество выбранных книг и, что будет загружаться в сознание ребёнка. Раньше наши родители читали нам старые добрые сказки, незаслуженно забытые в наше время. А ведь именно они нужны ребёнку как воздух. Именно они дают почву для полета фантазии и развития речи. Более того, это ещё и программа действий, модель для выстраивания жизни, способы реагирования на жизненные ситуации. Любые сказки полезны и добрые и злые, а наша задача разъяснить в момент чтения, какие черты героев лучше «примерить» на себя.

Человеку нужны годы жизни, чтобы увидеть всю палитру людских эмоций и поступков. Сказка же помогает познавать всё это уже в первые годы жизни – что есть добро и зло, благородство и подлость. И даже, если в сказке главный герой совершает отрицательные поступки, необходимо выбирать ту сказку, где он перевоспитывается и у сказки хорошее завершение, где герой побеждает с помощью ума, смелости, а не подлости. Так же любую сказку необходимо обсуждать, оценивать поступки героев, задавать вопросы о прочитанном, просить высказать суждения о героях и сюжете. Позволить ребёнку воображать и мечтать. Уметь находить зерно мудрости и нравственности, заложенное в сказке нашими предками.

«Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Необходимость в чтении книг есть не только у детей, но и взрослых. Как и то, какую литературу выбирать, благотворно влияющую на развитие человеческого интеллекта. Исследование оксфордских ученых доказало, что чтение приносит для организма пользы не меньше, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В зависимости от способа чтения (читать ради удовольствия или анализируя текст) человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. При этом каждый вид неврологической нагрузки несёт свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Читайте также:  Книга диагностика развития ребенка 0 3

Помимо стимулирования мозговой активности, чтение «правильной литературы» учит высказывать свои мысли, грамотно выстраивать свою речь. Поэтому прочтение художественной литературы хотя бы два часа в день лучше просмотренного фильма.

Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своём воображении совсем иную картину. Чем больше человек читает, анализируя и оценивая поведение и поступки героев произведения, тем больше и лучше формируется его характер и индивидуальность.

Стоит также отметить, прежде всего учёные рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. «Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий», — говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Доктор Раймонд Мар из Йоркского Университета в Канаде говорит: “Мы воспринимаем рассказы с помощью базовых когнитивных функций. В мозге не существует специального модуля, позволяющего нам это делать, потому мы понимаем истории так же, как и реальный мир”. Новая теория ученого предполагает: чтение фантастики может улучшить способность понимать других людей. В процессе чтения люди часто думают о своем жизненном опыте. У них возникают мысли и эмоции, которые согласуются с тем, что происходит в истории. По словам Раймонда Мара, чтение фантастики может влиять на представления о социуме и вызывать размышления о прошлых и будущих социальных взаимодействиях. События, которые происходят с героем рассказа и резонируют в нашем опыте, помогают нам понять моменты из собственного прошлого. «Несмотря на то, что в фантастике много вымышленного, в ней есть и правда о человеческой психологии и отношениях», — считает Раймонд Мар.

Исследование, проведенное в 2006 году, показало: чтение фантастики влияет на способность личности угадывать психические состояния людей по фотографиям. Так же, фантастика может быть ключом к положительным изменениям в социальной жизни.

Нил Гейман в своих лекциях приводил пример: «В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: «Почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?» «Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google, и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками».

Многое, что было когда-то описано в литературе перенеслось в нашу повседневность. Нельзя не учитывать тот факт, что наши мысли могут материализовываться, а техника визуализации (именно это происходит при чтении книг) работает безупречно. Фантастическая литература демонстрирует нам другой мир, там где мы никогда не были и, возможно, никогда не узнали бы о нём. Он может быть отличным от нашего и в плохую и хорошую сторону. Посетив прекрасный мир из книги, мы можем ощутить негодование и недовольство тем, что мы имеем в реальности, и возможно у нас возникнет желание наш реальный мир изменить и улучшить. К сожалению, анализируя фантастическую литературу прошлого столетия, понимаешь, что она имеет свойство проецироваться с годами в нашей действительности. И эта проекция в большей степени разрушительна.

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что «сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит». При этом опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы «Мастера и Маргариту» Булгакова, а также все произведения Льва Толстого. Выходит, что в современном обществе всё меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, предпочитая телевидение, социальные сети и компьютерные игры. Хотя учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И это даже гораздо эффективнее, чем пешие прогулки.

Читайте хорошую художественную литературу. Развивайтесь сами и прививайте здоровую привычку к чтению книг своим детям. Не зря говорят учёные, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Источник