Этиология комплексных дефектов в развитии ребенка
Эндогенные и
экзогенные факторы, влияющие на развитие
ребёнка. Нозологические варианты
этиологии комплексных нарушений в
развитии у детей. Врождённые формы
патологии. Влияние инфекционных
заболеваний на возникновение сложных
нарушений развития у детей. Нарушения
в развитии при глубокой недоношенности.
3. Особенности
развития детей с комплексными дефектами
в развитии.
Психолого-педагогическая
характеристика детей с комплексным
дефектом. Особенности развития слепоглухих
детей. Характеристика детей с нарушением
интеллекта и слуха. Характеристика
детей с нарушением интеллекта и зрения.
Характеристика детей с нарушением
интеллекта и нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
4.Образование и
воспитание детей с комплексными дефектами
в развитии.
Система образовательных
и воспитательных учреждений для детей
с комплексными дефектами в развитии.
Формы организации специального обучения
и воспитания детей со сложной структурой
дефекта. Программное обеспечение
обучения и воспитания детей с комплексными
дефектами. Техническое оснащение
специальных коррекционных учебных
заведений. Профессиональная компетентность
специалистов, работающих с детьми со
сложной структурой дефекта. Перспективные
направления развития коррекционной
педагогики.
5.
Коррекционно-педагогическая работа с
детьми, имеющими комплексные дефекты
в развитии.
Цель, задачи,
содержание и организация
коррекционно-педагогической работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии. Комплексное взаимодействие
специалистов разного профиля и родителей
в организации коррекционной работы.
Модульная организация коррекционной
работы: комплексно- диагностической,
коррекционно-диагностической,
коррекционно-педагогической.
6. Социальная
реабилитация детей с комплексными
дефектами в развитии.
Организация
реабилитационной и абилитационной
работы с детьми, имеющими комплексные
дефекты, в России и за рубежом. Социальная
и правовая защита детей-инвалидов,
имеющих комплексные дефекты. Социальная
работа с семьями, в которых имеются дети
с комплексными дефектами. Законополагающие
документы, регламентирующие права
инвалидов. Проблемы обучения, воспитания,
профессионального образования и
социокультурной адаптации лиц с
ограниченной трудоспособностью.
7.Воспитание
и обучение детей с комплексными дефектами
в семье.
Особенности
родительского отношения к ребёнку со
сложной структурой дефекта. Предупреждение
различных искажений родительского
отношения к ребёнку с комплексными
дефектами. Психокоррекционная работа
с семьями, воспитывающими проблемного
ребёнка. Формы организационной работы
с родителями, имеющими детей с комплексными
дефектами. Медико-социальная профилактика
и ранняя помощь семье.
Тестовые
задания
Выбрать
один правильный ответ.
Что
такое комплексный дефект?
А) сочетание двух
или более психофизических нарушений у
одного ребёнка;
Б) поражение
нескольких функций внутри одной системы;
В) стойкая социальная
дезадаптация;
Г) отсутствие
возможности воспринимать информацию.
Какой
термин не является синонимом термина
«комплексный дефект?
А) сложные нарушения;
Б) сочетанная
патология;
В) системные
нарушения;
Г) комбинированные
нарушения.
К
какому нозологическому варианту
этиологии можно отнести нарушения
слуха и зрения у ребёнка с глубокой
недоношенностью?
А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;
Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;
В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;
Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.
К
какому нозологическому варианту
этиологии можно отнести нарушение
интеллекта, наступившее после
перенесённого менингита, а нарушение
движений после травмы?
А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;
Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;
В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;
Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.
К
какому нозологическому варианту
этиологии можно отнести нарушение
слуха и зрения у ребёнка с синдромом
Ушера?
А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;
Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;
В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;
Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.
Какие
причины чаще всего приводят к возникновению
у ребёнка комплексного дефекта в
развитии?
А) травмы;
Б) инфекционные
заболевания;
В) наследственные
заболевания, имеющие генетическое
происхождение;
Г) глубокая
недоношенность.
В
зависимости от структуры дефекта дети
с комплексными нарушениями разделяются
на три основные группы. Какая группа
лишняя?
А) одно существенное
психофизическое нарушение и сопутствующее
ему, выраженное в слабой степени, но
заметно отягощающее ход развития;
Б) множественные
нарушения, выраженные в разной степени
и приводящие к значительным отклонениям
в развитии;
В) одно существенное
психофизическое нарушение, вызывающее
вторичные и третичные нарушения в
развитии;
Г) два выраженных
психофизических нарушения, каждый из
которых может вызвать аномалию в
развитии.
Каких
детей нельзя отнести к категории детей
с сохранными потенциальными возможностями?
А) умственно
отсталые дети, которые не могут обучаться
по вспомогательной программе;
Б) умственно
отсталые дети, нуждающиеся в постоянной
заботе и полном обслуживании со стороны
окружающих;
В) дети с тяжелыми
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, прикованные к постели;
Г) слепоглухие
дети.
Результаты
коррекционной работы будут лучшими,
если дефекты в развитии возникли у
ребёнка в период:
А) внутриутробного
развития;
Б) первых месяцев
жизни;
В) младшего
дошкольного возраста;
Г) старшего
дошкольного возраста.
Для
чего нужно выделять детей с одновременно
и разновременно наступившими комплексными
дефектами в развитии?
А) это требования
классификации;
Б) это помогает
понять неоднозначность течения многих
видов сложного дефекта, возможность
перехода этих детей из одной категории
нарушений развития в другую;
В) это помогает
в субъективной диагностике нарушений;
Г) это помогает
в работе с родителями, имеющими детей
с комплексными дефектами в развитии.
Какое
направление в развитии специальной
педагогики не является приоритетным?
А) интегрированное
обучение;
Б) система ранней
помощи;
В) система социальной
помощи;
Г) дифференцированное
обучение.
Когда
в России начали обучать детей с
комплексными дефектами в развитии?
А) 1994 год;
Б) 1904 год;
В) 1894 год;
Г) 1794 год.
Какая
категория детей с комплексными дефектами
является наиболее изученной?
А) глухие умственно
отсталые;
Б) слепоглухие;
В) слепые умственно
отсталые;
Г) умственно
отсталые дети с детским церебральным
параличом.
Какая
первоочередная задача стоит перед
дефектологами, работающими с детьми с
комплексными дефектами?
А) создание
специальных программ обучения;
Б) интеграция
детей в массовые учреждения;
В) социальная
помощь;
Г) ранняя
диагностика.
Какую
часть контингента специальных
коррекционных образовательных учреждений
составляют дети с комплексными дефектами?
А) 80%;
Б) 3%;
В) 40%;
Г) 10%.
Какое
из этих нарушений в развитии является
вторичным по отношению к первичному?
А) слуха;
Б) зрения;
В) речи;
Г) интеллекта.
По
какому принципу определяется вид
специального коррекционного
образовательного учреждения для ребёнка
с комплексным дефектом?
А) по первичному
дефекту;
Б) по ведущему
дефекту;
В) по месту
жительства;
Г) по возрасту
ребёнка.
По
какой программе и в каком специальном
образовательном учреждении надо
обучать слабослышащего ребёнка, имеющего
умеренную умственную отсталость?
А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;
Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;
В) по программе
для слабослышащих детей 8 вида;
Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического
развития в учреждении 7 вида.
По
какой программе и где надо обучать
глухого ребёнка, имеющего задержку
темпа психического развития?
А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;
Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;
В) по программе
для слабослышащих детей в учреждении
8 вида;
Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического
развития в учреждении
7 вида.
В
каком специальном коррекционном
образовательном учреждении надо обучать
ребёнка с тяжелой умственной отсталостью
и слепотой?
А) 3 вида;
Б) 4 вида;
В) для слепоглухих;
Г) дом-интернат
для детей психохроников.
21. В каком специальном
коррекционном образовательном учреждении
надо обучать слепого ребёнка
с нарушением слуха?
А) 3 вида;
Б) 4 вида;
В) для слепоглухих;
Г) дом-интернат
для детей психохроников.
Какую
основную задачу решают дефектологи в
воспитании и образовании ребёнка с
комплексными дефектами в развитии?
А) коррекция
нарушений развития ребёнка с комплексным
дефектом;
Б) абилитация и
реабилитация ребёнка с комплексным
дефектом;
В) максимально
возможное формирование всесторонне
развитой личности на основе коррекционной
работы;
Г) помощь семье
в обучении и воспитании ребёнка с
комплексным дефектом.
Какой
принцип организации коррекционной
помощи детям с комплексным дефектом
является основным?
А) индивидуального
подхода;
Б) приоритетного
воздействия;
В) комплексного
воздействия;
Г) гуманистического
воздействия.
Какой
модуль в системе коррекционной помощи
детям с комплексным дефектом не
существует?
А) комплексное
диагностическое обследование;
Б)
коррекционно-диагностический;
В)
коррекционно-педагогический;
Г)
психолого-педагогический.
Какая
специальная методика была разработана
профессором А.И.Соколянским для работы
со слепоглухими?
А) телесного
контакта;
Б) последовательная;
В) цепная;
Г) заинтересованности.
Какое
техническое приспособление было вначале
разработано для обучения слепоглухих
в детском доме Загорска?
А) телефон;
Б) контактор;
В) визион;
Г) телетактор.
27.Какое техническое
приспособление используется в настоящее
время слепоглухими
для общения с окружающими?
А) компьютер;
Б) портативный
коммуникатор;
В)
визуально-брайлевская строка;
Г) телетактор.
Каким
может быть развитие слепоглухого
ребёнка, если его специально не
воспитывать?
А) будет развиваться
сам на основе доступных ощущений;
Б) будет развиваться
под воздействием рефлексов, заложенных
от рождения;
В) будет влачить
жалкое полуживотное существование;
Г) будет отставать
в развитии от сверстников.
Для
чего используется «цепная» методика
в обучении слепоглухих детей?
А) для овладения
необходимыми в жизни навыками, связанными
с удовлетворением повседневных
потребностей;
Б) для овладения
устной речью;
В) для овладения
шрифтом Брайля;
Г) для изучения
общеобразовательных предметов.
Какие
специалисты работают со слепоглухими
в Загорском детском доме?
А) тифлопедагоги;
Б) сурдопедагоги;
В) тифлосурдопедагоги;
Г) олигофренопедагоги.
Какие
виды альтернативной коммуникации можно
развивать и использовать в работе с
детьми с комплексным дефектом,
неспособными овладеть речью?
А) шифрограммы;
Б) пиктограммы;
В) телеграммы;
Г) дактилеммы.
Что
не относится к направлениям работы
центров раннего вмешательства?
А) приспособление
окружающей среды к особенностям ребёнка
с нарушениями в развитии;
Б) развитие
ребёнка;
В) оформление и
выплата пособий по уходу за проблемным
ребёнком;
Г) обучение
окружающих проблемного ребёнка.
Какие
проявления искажения родительского
отношения к ребёнку с комплексным
дефектом характерны для второй фазы
негативизма и отрицания?
А) хроническая
печаль;
Б) психический
стресс;
В) поиск чудесного
исцеления;
Г) зрелая адаптация.
Каково
значение термина «абилитация»?
А) отсутствие
функций;
Б) утрата имеющихся
функций;
В) восстановление
утраченных функций;
Г) первоначальное
формирование способности к чему-либо,
приспособление.
Какую
социальную помощь оказывает государство
семьям детей с комплексным дефектом?
А) присваивает
статус ребёнка-инвалида;
Б) предлагает
программу индивидуальной социальной
адаптации;
В) требует
строительсва пандусов в учреждениях
общего назначения;
Г) предлагает
отказаться от ребёнка и передать его
на полное государственное обеспечение.
36. Выделяют несколько
основных типов поведения родителей при
рождении
проблемного ребёнка. К какому типу
относится семья, если родители адекватно
воспринимают ситуацию, не испытывают
чувства вины по отношению к ребёнку?
А) компенсированные
семьи;
Б) с синдромом
«Мюнхаузена»;
В) с синдромом
«улитки»;
Г) неблагополучные
семьи.
37.Могут ли дети с
комплексным дефектом получить высшее
образование?
А) не могут;
Б) могут в том
случае, если нет снижения интеллекта;
В) могут только
в специальных учебных заведениях;
Г) могут только
за рубежом.
38.По какой причине
ребёнок с комплексным дефектом может
обучаться на дому?
А) по желанию
родителей;
Б) не может
сам себя обслуживать;
В) не осваивает
специальную программу;
Г) не умеет
говорить.
39. Могут ли подростки
с комплексным дефектом получить
профессию?
А) могут с
учетом структуры дефектов;
Б) не могут
из-за дефектов;
В) могут получить
любую профессию;
Г) могут
работать только на предприятиях ВОС и
ВОГ.
40. Могут ли дети с
комплексным нарушением в развитии, став
взрослыми, проживать самостоятельно?
А) могут, если
дефекты выражены в слабой степени;
Б) не могут;
В) могут только
под присмотром родственников;
Г)
могут только в учреждениях социального
обеспечения.
Источник
i
Р А З Д Е Л 2
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНЫХ (СЛОЖНЫХ) НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
ТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕНИЯ О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
П р о г р а м м н о е с о де рж а н и е
1.Сложность структуры аномального развития ребенка, различение первичных нарушений и вторичных отклонений.
2.Причины возникновения нарушений в развитии.
На протяжении всей истории становления специальной педагогики важное место в ней занимали вопросы теории изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
Психика человека формируется и функционирует как единая сложная система, в которой все составляющие звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.
В основе рассматриваемых взглядов на психическое развитие ребенка, имеющего отклонения, лежат законы, описанные Л.С.Выготским. Согласно положению Л.С.Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного.
Процесс развития детей, имеющих такие нарушения, может быть правильно раскрыт только на основе детерминированности особенностей всех факторов, отражающих влияние той или иной патологии. Важно выявить характер первичного дефекта и особенности его участия в образовании вторичных отклонений, которые в свою очередь определяют последующее своеобразие психического развития ребенка.
Первостепенное значение имеет время возникновения дефек-
та. Ранняя патология обусловливает наибольшую тяжесть вторич-
I 14
ных отклонений, нарушает весь ход психического развития ребенка. Например, глухота в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздней глухотой, имевших возможность речевого развития, ибо сохранный слух является непременным условием формирования речи.
Значимым фактором, определяющим особенности психического развития ребенка, является степень выраженности нарушения: чем глубже и обширнее первичный дефект, тем тяжелее оказываются проявления вторичных и третичных отклонений.
Структура развития любого ребенка, в том числе и имеющего отклонения в развитии, зависит от совокупности социальных факторов, от условий воспитания, в которых формируются его психика и личность. Неблагоприятные условия воспитания могут усилить патологические явления, и наоборот, положительное социальное воздействие может в определенной степени предупредить последствия первичного нарушения и способствовать преодолению уже возникших отклонений. Основываясь на этом, следует подчеркнуть, что наблюдаемые у таких детей психические или физические нарушения — слуха, зрения, речи, опорно-двигатель- ной системы и др. — имеют крайне сложную структуру, что предопределяет многообразие их взаимного влияния и воздействия на формирующийся организм и психику.
Правильное понимание особенностей развития детей, име — ющих различные нарушения, основывается на знании этиологии, патогенеза первичного дефекта, его локализации, так как именно эти факторы определяют своеобразие клинической картины.
Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций: времени возникновения нарушения — внутриутробное развитие (пренатальный период), период родовой деятельности (натальный), после рождения (постнатальный период); степени его выраженности; характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами. Для обоснования медицинских и психо — лого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушенных функций, необходимы медико-психологический анализ структуры дефекта и выявление причин, обусловливающих нарушение, определение степени его тяжести.
Наглядное представление о структуре дефекта некоторых наРУШений дают схемы на рисунке 1.
Теоретические положения о сложной структуре аномального развития существенно конкретизируют и уточняют общее понимание нарушения. При этом каждый вид аномального развития характеризуется определенными системными проявлениями, среди
15
Структура дефекта | при нарушении слуха | ||
Причины1 | Нарушения слухового восприятия | ||
• Инфекционные заболевания | ♦ | ||
(менингит, отит, грипп) | Нарушения в овладении | ||
•Родовые травмы | словесной речью | ||
• Интоксикации | |||
♦ | |||
• Прием антибиотиков | |||
• Наследственность | Особенности развития личности | ||
(выразительность движений, мимики) | |||
Структура дефекта при ДЦП |
Причины
•Инфекционные заболевания матери во время беременности
•Родовые травмы
•Интоксикации
•Несовместимость крови матери и плода по резус-
фактору __________________
Двигательные нарушения
Задержки формирования основных моторных функций, речевые расстройства, нарушения пространственных представлений
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Структура дефекта при нарушении зрения | |||||||||||
Причины | Нарушения зрительного восприятия | ||||||||||
• Внутриутробные инфекции | ♦ | ||||||||||
• Асфиксия | |||||||||||
• Родовые травмы | Недостаточность ориентировки | ||||||||||
в пространстве; | |||||||||||
• Недоношенность | ограниченность адекватных | ||||||||||
• | Наследственность | предметных представлений; | |||||||||
• | Токсоплазмоз | замедленное развитие различных | |||||||||
форм деятельности | |||||||||||
Особенности характера, | |||||||||||
своеобразие мимики | |||||||||||
Структура дефекта при нарушении речи | |||||||||||
Причины | Речевые нарушения | ||||||||||
• Инфекционные заболевания | Задержка психического развития; | ||||||||||
матери во время беременности | |||||||||||
нарушения в овладении звуковым | |||||||||||
• Внутриутробная гипоксия | |||||||||||
составом слова; | |||||||||||
• Родовые травмы | |||||||||||
нарушения письма | |||||||||||
• Эндокринные заболевания | |||||||||||
Своеобразие черт характера, | |||||||||||
негативизм | |||||||||||
Рис. 1. Структуры дефекта при различных нарушениях | |||||||||||
1 В дальнейших схемах в связи с описанием сложных нарушений развития | |||||||||||
подробное перечисление причин повторяться не будет. | » | ||||||||||
которых выделяются первичные и вторичные отклонения, т.е. имеет сложную структуру.
Вопросы и задания
1.Чем объясняется актуальность теории Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития?
2.Назовите причины, которые в большей степени предопределяют те или иные отклонения в развитии.
3.Постройте схему указанных видов нарушений.
4.Охарактеризуйте специфику деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов.
Литература
Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,
1973.
Выготский Л. С. Собр, соч.: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5.
Коррекционная педагогика: учеб. пособие / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1999.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития
психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.
ТЕМА 2.2. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ
КОМПЛЕКСНОГО (СЛОЖНОГО) ДЕФЕКТА
Программное содержание
1.Развитие взглядов на особенности психического развития детей
скомплексными (сложными) нарушениями.
2.Этиология комплексных (сложных) нарушений. Понятие «комплексный (сложный) дефект».
3.Проблема дифференциальной диагностики детей с комплексными дефектами развития.
4.Понятие об осложненном нарушении развития.
Всовременной специальной педагогике повышенное внимание к категории детей с комплексными нарушениями развития можно объяснить, как мы уже отмечали, возрастающим их количеством, а также отсутствием разработок по оказанию им квалифицированной помощи. Дети, имеющие сочетания различных отклонений, встречаются практически во всех специальных учреждениях.
17
Проблема сложных нарушений достаточно трудна. Само понятие «сложный дефект» или, как сейчас принято определять, «сложные нарушения развития», в различных литературных источниках трактуется по-разному. Терминологическая неясность возникает, когда в сложный дефект наряду с первичными включают вторичные отклонения в развитии, связанные с воздействием конкретного первичного нарушения, или когда незначительные нарушения оцениваются как основные структурные элементы, в то время как их следует рассматривать как осложненные. На наш взгляд, неверным является отождествление понятий «дети со сложной структурой дефекта» и «дети со сложным дефектом». Опираясь на концепцию Л.С.Выготского, можно утверждать, что любое стойкое нарушение обладает иерархической структурой первичности и вторичности. Правильное решение практических вопросов требует четкого понимания оснований при определении сложного и осложненного нарушения. Вопрос о комплексных нарушениях можно рассматривать только в контексте знаний об основных положениях сложной структуры аномального развития. Попробуем уточнить эти термины, исходя из обозначенных нами позиций.
М.Г.Блюмина (1989), проводя анализ распространенности, этиологии и особенностей проявления сложных дефектов, а также отмечая характер взаимозависимости проявления разных дефектных функций у одного и того же ребенка, приходит к выводу, что «к сложным дефектам надо относить только такие аномалии развития, при которых имеются два или более первичных дефектов и каждый существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта и затрудняет его компенсацию. Аномалии развития, входящие в состав сложных дефектов, связаны с повреждениями разных систем; происхождение они могут иметь
общее или смешанное, т.е. могут быть вызваны патогенными агентами»1.
В.И.Лубовский (1989) указывает, что нарушения развития бывают особенно значительными в случае одновременного поражения нескольких анализаторов (слухового и зрительного) или сочетания дефекта одного из ведущих анализаторов с диффузным поражением коры мозга (например, слепота или глухота в сочетании с умственной отсталостью). Нарушения, вызванные несколькими поражениями, называются сложными дефектами.
Е.М.Мастюкова (1988) подчеркивает, что в ряде случаев может иметь место одновременное поражение нескольких функциональных систем организма или сочетание тотального недоразви-
1 Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989. — № 3. — С. 5.
18
тия коры головного мозга с поражением отдельных функциональных систем, или поражение отдельных мозговых структур с нарушением последующего их созревания, а иногда и мозга в целом.
Различные сочетания симптомов повреждения (энцефалопатических) и недоразвития (дизонтогенетических) мозговых структур приводят к проявлениям сложного или осложненного дефекта.
Далее автор дает определения сложного и осложненного дефекта. Сложный дефект охватывает сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности социальной адаптации ребенка. Дети со сложным дефектом нуждаются в специальной программе обучения.
Например, дети с одновременным нарушением слуха и зрения (слепоглухота); с сочетанием ДЦП и тяжелых нарушений слуха; олигофрении и слепоты и т. п.
В.Н.Чулков (2001) к сложным нарушениям детского развития относит сочетание двух и более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.
Например, сочетания глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушений опорно-двигательного аппарата
иречи.
Всовременной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как, например, в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи, являющееся лишь следствием глухоты ребенка, лишь социально обусловленным, т. е. вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным и устаревшим.
Приведенные суждения виднейших отечественных ученых позволяют принять эти теоретические позиции за основу при понимании и формулировании сущности сложного (комплексного)
нарушения. В качестве синонимического понятия сложного нарушения используется «множественное нарушение», когда имеется три и более нарушений (первичных), каждое из которых имеет определенные отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребенка, например умственно отсталые слепоглухие.
«Ко множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у Ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи»1.
‘ Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001. — С. 33.
19
Основываясь на этом, можно прийти к следующему заключению.
К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, кото — рые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций ка — чественно и количественно значительно грубее, чем простое суммарное сложение отдельных нарушений.
Схема, представленная на рисунке 2, наглядно отражает структуру комплексного (сложного) нарушения при слепоглухоте.
Существующие ныне программы специального обучения не могут быть эффективно использованы в работе с такими детьми из-за качественного своеобразия структуры нарушений в каждом конкретном случае.
Клинические, нейропсихологические исследования (Г.П.Бертынь, М.Г.Блюмина, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина) показывают, что комплексные нарушения могут быть вызваны одной или несколькими причинами, весьма различными по своему происхождению — экзогенными или эндогенными. Среди них наибо-
Причины | |||||||
Нарушение слуха | Нарушение зрения | ||||||
1 | 1 | ||||||
Нарушения слухового | Нарушения зрительного | ||||||
восприятия | восприятия | ||||||
1 | г | ||||||
Нарушения в овладении | Недостаточность ориентировки | ||||||
словесной речью | в пространстве; | ||||||
1 | ограниченность адекватных | ||||||
предметных представлений; | |||||||
замедленное развитие различных | |||||||
форм деятельности | |||||||
Особенности развития | Особенности характера, | ||||||
личности (выразительность | своеобразие мимики | ||||||
движений, мимики) |
Рис. 2. Структура комплексного (сложного) нарушения при слепоглухоте
20
лее часто встречаются тяжелые инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время беременности — краснуха на ранних сроках беременности, вирусный грипп, цитомегаловирусная инфекция, врожденный токсоплазмоз и др. Причинами комплексных нарушений могут стать хронические соматические заболевания матери (диабет, заболевания щитовидной железы, тяжелое нарушение сердечной деятельности и др.). Особое место среди причин, вызывающих множественные нарушения развития, занимают факторы генетического происхождения, различные заболевания, наследственные синдромы (синдром Маршалла, синдром Ушера, синдром Альпорта, синдром Лоу и др.). Отмечается увеличение числа детей, у которых на возникновение множественных нарушений развития повлияла глубокая недоношенность. Знание этих причин позволяет специалисту наиболее верно раскрыть структуру дефекта, правильно диагностировать нарушение и, следовательно, выявить особенности развития ребенка (Бертынь Г.П., 1985).
Диагностика комплексных нарушений чрезвычайно затруднительна, так как они могут проявляться в сенсорной, двигательной, речевой, познавательной сферах ребенка. Дифференциальная диагностика детей, имеющих такие нарушения, осуществляется с учетом всех факторов, определяющих их психическое развитие.
Изучение детей с множественными нарушениями предусматривает глубокое всестороннее комплексное исследование. Такой подход к выявлению и анализу психолого-педагогических особенностей ребенка, его потенциальных возможностей требует высокой квалификации специалиста. Кроме того, правильное решение этих вопросов требует понимания основ структуры нарушений, которые были рассмотрены в предыдущем разделе.
В ряде случаев может иметь место осложненный дефект. На практике существует немало примеров, когда весьма нелегко дать однозначный диагноз отклонениям в развитии, трудно устано — вить структуру дефекта. Происходит это чаще всего тогда, когда патология выражена неярко, а аномалии в развитии имеют негрубые формы.
При осложненном нарушении, как отмечает Е.М.Мастюкова (1988), необходимо выделить ведущий