Этапы составления истории развития ребенка

Важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка, является история развития ребенка. Необходимость установления отношений между ребенком и значимыми сторонами его среды подчеркивалась многими психологами. Примерная схема составления истории развития ребенка рассматривалась еще в работах Л.С. Выготского и Л.И. Божович. Данная схема включала в себя основные вехи процесса онтогенеза, особенности развития и воспитания ребенка в разные возрастные периоды, условия жизни ребенка и другие признаки, имеющие важное диагностическое значение. Л.С.Выготский подчеркивал, что на основе данных о развитии и воспитании ребенка психолог должен создать не просто летопись различных событий и достижений, не просто перечисление отдельных обстоятельств, а причинное жизнеописание его развития и воспитания.

Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде детства. Неоднозначность многих особенностей поведения и психической деятельности ребенка, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и достаточно кратковременных встреч с психологом ставят в необходимость придавать большое значение анамнестическим данным при интерпретации результатов обследования. Дети с существенно разными по своему происхождению психологическими нарушениями и трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в диагностическом обследовании.

Состояние психического развития ребенка, его психологический статус может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому психолог должен с особым вниманием отнестись к анализу сложного комплекса жизненных условий, в которых растет ребенок. Важно не просто установить систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но определить характер и степень их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми, но в разном возрасте нередко может быть совершенно разным в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.

Как правило, многие особенности поведения, характера ребенка, обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка. Все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее — характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные из­менения в ситуации развития, как поступление в детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи, ситуацию развода, появление новых членов семьи, неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, хронические болезни, травмы, госпитализации и многие другие. Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания.

Психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребенка, осложнении его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют свое влияние. В случае переоцен­ки их значения и недостаточного исследования всей совокупно­сти условий развития истинные источники нарушений или проб­лем ребенка могут остаться нераскрытыми.

Психолог, устанавливая объективные обстоятельства жизни ребенка и его субъективные переживания, должен стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этот важнейший в психологическом обследовании момент указывал Л.С. Выготский, говоря о том, что «обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденци­озно окрашенные». Исследователя интересуют факты, которые должны ему указать родители ребенка. Сам по себе факт должен быть учтен исследователем, но как мнение, которое должно быть проверено в течение исследования, а для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено дан­ное мнение.

Рассмотрим примерную схему составления истории развития ребенка, включающую основные этапы этого процесса и признаки, имеющие важное диагностическое значение.

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье:

— дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка;

— полный состав семьи (возраст, образование и характер работы всех членов семьи);

— изменения в составе семьи с момента рождения ребенка;

— общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств необходима подробная характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка:

— общие сведения о развитии ребенка до и после рождения;

— наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка (сведения относительно медицинского анамнеза собираются врачом, но при подозрении на наличие органических или иных нарушений, психолог должен получить медицинское заключение).

3. Состояние здоровья ребенка:

— наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний;

— случаи госпитализации;

— постановка ребенка на учет у других специалистов;

— особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4. Особенности развития и воспитания ребенка:

— где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения?

— кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни?

— помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать дату и тип учреждения — кругло­суточные, дневные, специальные, логопедические и др.);

— особенности адаптации (как ребенок привыкал, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей?);

— были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (переезды, частые или длительные разлуки с родителями) и какова реакция на них ребенка;

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет):

-Особенности развития моторики.

— Сроки появле­ния основных сенсомоторных реакций (когда начал ползать, сидеть, стоять, ходить).

— общий эмоциональный тон;

— развитие речи (сроки появления первых слов, фраз, речевая активность);

— активность в освоении окружающего, любопытство;

— отношение к близким и незнакомым взрослым;

— овладение предметными действиями;

— сроки формирования навыков самообслуживания (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться, как приучался к опрятности);

— проявления самостоятельности, настойчивости;

— какие трудности наблюдались в поведении ребенка?

— любимые занятия и игры ребенка.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте:

— любимые занятия ребенка (в какие игры и с кем любит играть ребенок, любит ли рисовать, слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор);

— умеет ли читать (в каком возрасте, когда и как научился);

— как развит физически?

— какая рука является ведущей?

— имеются ли домашние обязанности;

— отношения со сверстниками, отношения с членами семьи;

— типичные конфликты, их частота, наказания и поощрения, актуальные запреты;

— особенности характера ребенка;

— посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции?

— ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д.;

— проявляет ли ребенок инициативу и в чем?

— отмечаются ли страхи или другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте:

— поступление в школу (дата, тип учебного заведения);

— особенности адаптации (посещал ли группу продленного дня, была ли смена школы, класса по какой-то причине?);

— успеваемость, любимые и нелюбимые предметы (выполнение домашних заданий);

— отношения с одноклассниками, наиболее типичные конфликты;

— отношения с учителями, участие в общественной жизни школы;

— наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, секции и т. д.);

— степень самостоятельности, обязанности по дому;

— организация досуга ребенка (место игр, телевидения и чтения в досуге);

— что еще важно отметить в истории жизни ребенка, по мнению родителей?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является общей схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зави­симости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (наличие в семье нескольких детей разного возра­ста или близнецов, например). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, данная схема не содержит указаний на их диагностическое и прогностическое значение, которое раскрывается лишь в соответствующих психологических исследованиях.

Часто родители первоначально скрывают или сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, свои подлинные тревоги и опасения по поводу ребенка (например, опасения в связи с неблагоприятной наследственностью, сложности супружеских отношений, личные проблемы, ситуация развода, заключения нового брака и т.д.), но затем раскрываются действительные мотивы обращения. Это доказывает особую важность подробной, заинтересованной беседы психолога с родителями по поводу истории развития ребенка, как специфической процедуры консультативной работы.

Беседа не может быть заменена самостоятельным заполнением родителями анкеты. Анкета, предлагаемая психологом на первичном приеме родителям, предназначена для того чтобы, готовясь к следующей встрече с консультантом, они могли припомнить основные моменты и в развитии ребенка, особенности его поведения в разные возрастные периоды. В процессе беседы психолог может остановиться на каких-то значимых моментах подробнее, установить причинно-следственные связи, и с помощью родителей сделать определенные выводы.

Таким образом, совместно с родителями (или другими близкими ребенку взрослыми) составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития ребенка. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях. Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (здесь особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятно­сти условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от родителей. Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их осо­бенностям его поведения. Психолог должен попытаться более кон­кретно выяснить: в чем они видят проблему, с чем связано нежелательное поведение ребенка, что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы, какова их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным. Необходимо учитывать особенности личности родителей, внутрисемейных отношений и стремиться установить их подлинное влияние на формирование личности ребенка.

Источник

Схема составления истории развития ребёнка будет полезна педагогам, исполняющим функции психолога (малокомплектные школы или отсутствие данной штатной единицы )

Просмотр содержимого документа

«Схема составления истории развития ребёнка.»

Схема составленияистории развития ребенка

  1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

  1. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, необходимо получить медицинское заключение, если есть такая возможность.)

  1. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

  1. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

  1. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть. Стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков обслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявление самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

  1. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как научился, по чьей инициативе? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или другие нежелательные проявления?

  2. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшколы, интернат и т.д.). посещает ли группу продленного дня? Была смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

  1. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Источник

Психология
СХЕМА ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Количество просмотров публикации СХЕМА ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — 935

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:СХЕМА ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Рубрика (тематическая категория)Психология

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент об следования. Полный охват семьи с указанием возраста родителей и характера их ра­ боты. Изменения состава семьи. Условия жизни в семье.

2. Особенности перинатального развития ребенка (до и после рождения). Наличие факторов риска в состоянии здоровья ма­ тери и ребенка.

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования. Нали­ чие травм и операций, частых заболеваний. Случаи госпитали­ зации и постановки на учет у специалистов, особенности сна и

питания.

4. Воспитание ребенка. Где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребенком, когда ребенок был помещен в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы вос­ питателей? Были ли резкие перемены в обстановке, длитель­ ные, частые разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. Осо­ бенности развития моторики, сроки основных сенсомоторньгх реакций. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Отноше­ ние к близким и чужим. Активность и любознательность. Оп­ рятность и навыки самообслуживания. Трудность поведения. Любимые игры и занятия.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые заня­ тия, игры, любит ли рисовать? С какого возраста? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор? Умеет ли читать, как научился? Когда? Как развит физически? Какая ру­ ка ведущая? Имеет ли домашние обязанности? Отношения со сверстниками. Отношения к членам семьи. Типичные конф­ ликты. Актуальные запреты. Особенности характера. Страхи.

Трудности. Жалобы.

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком озрасте пошел в школу? Легко ли адаптировался? Тип посеща-

емого учеоного заведения. Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, учителей? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отно­шения с одноклассниками. Отношения с учителями. Участие в жизни класса. Увлечения. Место игры в досуге ребенка. Обя­занности по дому. Степень самостоятельности. Конфликты.

Педагогическая запущенность состоит в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях ᴇᴦο развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся кор­рекции педагогическими средствами. При сохранении пример­но одинакового механизма возникновения и развития на раз­ных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления.

В дошкольном возрасте это˸ а) неуспешность в ролевой игре как ведущем виде деятельности, проявляющаяся в наличии труд­ностей при налаживании игровых отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию предметных игр; несостоятельность в других видах деятельности; б) неподготов­ленность к предстоящему обучению в школе, которая выража­ется в несоответствии уровня представлений ребенка об окру­жающей действительности возрастным возможностям, дисгар­моничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации уче­ния, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности; в) от­клонения в поведенческой сфере.

Источник