Этапы развития связной речи ребенка

Этапы развития связной речи ребенка thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Этапы развития связной речи у дошкольников Выполнил учитель – логопед МАДОУ №

Описание слайда:

Этапы развития связной речи у дошкольников Выполнил учитель – логопед МАДОУ № 21 г. Туймазы Сафонова Д. С.

2 слайд

Что такое связная речь? Под связной речью понимается развернутое изложение оп

Описание слайда:

Что такое связная речь? Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно .

3 слайд

Развитие связной речи в онтогенезе К 3-м годам ребенок уже может рассказывать

Описание слайда:

Развитие связной речи в онтогенезе К 3-м годам ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». К концу 3-го года дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает грамматически правильно строить фразы. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. На 5-м году жизни ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.

4 слайд

У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он м

Описание слайда:

У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный состав речи, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы.

5 слайд

Методика развития связной речи А.М. Бородич [1] В методику развития связной р

Описание слайда:

Методика развития связной речи А.М. Бородич [1] В методику развития связной речи детей входят следующие этапы работы : 1. Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи. Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма вопроса, ответа), но и речевые качества личности (общительность, вежливость), а так же ряд навыков поведения. Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

6 слайд

2 этап – работа над словарем Работа строится по общепринятым темам. Идёт нак

Описание слайда:

2 этап – работа над словарем Работа строится по общепринятым темам. Идёт накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. Причём предусматривается не только его количественный состав, пополнение новыми словами, но и качественное уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, с синонимическим рядом.                 Но наличие богатого словаря у ребёнка ещё не даёт умения рассказывать. Необходимо задействовать словарный запас, заставить его работать.

7 слайд

3 этап - Беседа Беседа - эффективный метод активизации словаря, поскольку зас

Описание слайда:

3 этап — Беседа Беседа — эффективный метод активизации словаря, поскольку заставляет детей подыскивать для ответа наиболее точные слова. Темы бесед: «О нашем детском саде», » О труде взрослых», «О зимующих птицах» и т. д. Формирование разговорной речи в беседе. В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами; почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Для чего? и т.д.

8 слайд

4 этап. Составление высказываний с опорой на наглядность составление предложе

Описание слайда:

4 этап. Составление высказываний с опорой на наглядность составление предложений по отдельным ситуационным картинкам. составление предложения по трем картинкам, связанным тематически. составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений.

9 слайд

5 этап. Обучение пересказу рассказов. обучение пересказу рассказов по серии с

Описание слайда:

5 этап. Обучение пересказу рассказов. обучение пересказу рассказов по серии сюжетных картинок одной сюжетной картинке по представлению.

10 слайд

6 этап –описательный рассказ Опираясь на обогащенный словарь, нужно научить с

Описание слайда:

6 этап –описательный рассказ Опираясь на обогащенный словарь, нужно научить составлению описательного рассказа. При этом мы учим ребёнка выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать своё отношение к описываемому объекту и грамматически правильно оформлять фразу.   Описательные рассказы составляются сначала по наглядно-предметным моделям, а затем для усложнения задачи – по предметно-схематическим. — Описание игрушки. — Описание предметов. — Обучение рассказам по картинкам

11 слайд

7 этап - составление рассказа по картине (развитие образной речи) Эта работа

Описание слайда:

7 этап — составление рассказа по картине (развитие образной речи) Эта работа для детей интересна, доступна и результативна. Ребёнок должен не только перечислить изображённые на картине предметы, определить характерные признаки (цвет, форму, размер и т.д.), но и объяснить, почему они объединены . От него требуется понять увиденное, высказать свою оценку картине в целом. На этом этапе грамматические формы закрепляются и автоматизируются.

12 слайд

8 этап - составление рассказов по пейзажной картине. На этом этапе дети испол

Описание слайда:

8 этап — составление рассказов по пейзажной картине. На этом этапе дети используют приобретённое ими умение опираться на план.       

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в 2 года видео уроки

13 слайд

9 этап - составление рассказов по сюжетным картинам. Вначале выясняется место

Описание слайда:

9 этап — составление рассказов по сюжетным картинам. Вначале выясняется место и время событий, называются действующие лица, затем рассказывается о происходящем. Эта работа включает в себя навыки описательного расказа. Это позволяет развивать творческое воображение, пополнять словарь детей, закреплять навыки самостоятельного планирования речевого высказывания.

14 слайд

Рассказывание по памяти: Обучение рассказам по памяти из коллективного опыта

Описание слайда:

Рассказывание по памяти: Обучение рассказам по памяти из коллективного опыта требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в сознании, но и в чувствах. Например, «Елка в детском саду», «С кем я люблю играть» или «Что осень дарит людям». Другая категория детских рассказов по памяти — из личного опыта. Ребенку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которые соответствуют заданию педагога. А рассказать он должен наиболее понятно, обстоятельно, поскольку описываемый предмет или событие слушателям не известны. Рассказывание из личного опыта требует большой помощи педагога.

15 слайд

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми с

Описание слайда:

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-301912

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Татьяна Реутова
Этапы работы по развитию речи дошкольников

«Этапы работа по развитию речи дошкольников».

Основные задачи развития речи:

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Необходимость развития связной речи:

Проблема развития речи весьма актуальна в нашем обществе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание художественных текстов.

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом и усвоение языковых норм и законов (овладение грамматическим строем языка).

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Отсюда ясно, что невозможно развитие связной речи без совершенствования всех психических процессов, и в частности, словесно-логического мышления.

Этапы работы по формированию связной речи:

Подготовительный этап – предварительная работа.

Интеллектуальное развитие (совершенствование психологической базы речи, развитие тонкой и артикуляционной моторики).

Речевое развитие: развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа, формирование фразы: договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок, по образцу и без него, составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по образцу и без образца, составление предложений по одно- и много фигурным сюжетным картинам с помощью вопросов и без вопросов, по опорным словам и без опоры, заучивание и воспроизведение 2 – 3 предложений составленных по сюжетной картине, связанных по смыслу, формирование лексико-грамматических категорий, исправление произношения.

Начальный этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.

Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми, сменяющиеся вопросы и ответы.

Задачи:

1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы (кратко и полно).

2. Научить постановке вопросов. Репродуктивные – Кто? Что? Кто это? Что это? (Кто это) Поисковые – Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? (Где спит кот) Проблемные – Почему? Зачем?

Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Функции монологической речи — коммуникативная (информативная и регулирующая) средство выражения мыслей, образования и развития их.

Формы монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Направления: обучение пересказу, обучение составлению рассказов, придумыванию по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме.

Читайте также:  Социальное пространство развития личности ребенка

Обучение пересказу.

Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений, т. е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:

1. высокую художественную ценность;

2. идейную направленность;

3. динамичность, лаконичность;

4. образность изложения;

5. четкость и последовательность развертывания действия;

6. занимательность содержания;

7. доступность литературного произведения и его объем.

Этим требования, например, соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар в соответствии с программными требованиями.

Схема обучения пересказу.

1. Выбор текста (малый объем, доступность содержания и языка, простота сюжета, высокая художественность текста, нравственность содержания)

2. Подготовительная работа: знакомство с текстом и иллюстративным материалом, рисование, аппликация, лепка на данную тему, лексико-грамматические упражнения на материале рассказа, выборочное заучивание.

Непосредственное обучение пересказу.

— 1-е чтение, направленное на целостное эмоциональное восприятие;

— 2-е чтение с установкой на запоминание;

— беседа по содержанию (сначала ответы на вопросы);

работа над текстом;

— рассматривание иллюстраций;

— выстраивание логической последовательности серии картин;

— придумывание «дополнительной» картинки;

— выделение из текста фраз к каждой картинке;

— лексико-грамматические упражнения (выделение и подбор предметов, признаков, действий; словообразование родственных слов и слов с уменьшительно-ласкательным значением; замена слов синонимами; распространение и преобразование предложений);

— 3-е чтение (выставление смысловых акцентов, деление текста на части);

работа с планом (соотнесение пунктов готового плана с текстом, коллективное составление плана с опорой на сюжетные картинки, пиктограммы и т. д., запоминание плана, воспроизведение плана по цепочке.

Пересказ:

— со зрительной опорой (картинки, пиктограммы, символы и т. д.);

— с вербальной опорой (деформированный текст, первая фраза, опорные слова, опорные фразы с последующим распространением и т. д.

Составление рассказа.

Необходимые условия:

— достаточный уровень интеллектуального и речевого развития,

— сформированность лексико-грамматического строя,

— высокая интенсивность познавательной деятельности.

Типы рассказов по характеру литературного жанра:

1. Описательный (не имеет сюжета и фабулы, отношение одновременности)

Структура рассказа:

— название предмета или явления,

— характерные признаки,

— назначение,

— отношение к данному предмету или явлению.

Речь эмоциональная с активным использованием признаков предметов и действий.

2. Повествовательный (имеет сюжет и фабулу, передает события в определенной последовательности)

Структура:

— начало (экспозиция) – знакомство с героями, с обстановкой,

— завязка – с чего начинается действие, где и когда происходят,

развитие сюжета – последовательность событий,

— кульминация

— окончание, развязка.

Речь простая с преобладанием глаголов и существительных.

3. Рассказы-рассуждения.

Виды рассказов по ведущему виду деятельности:

1. По восприятию (зрительное восприятие опоры – серия сюжетных картин с восстановлением пропущенного звена, сюжетная картина, предметные картины, пейзажные картины,

2. По представлению (из личного опыта – малый объем, характер произвольный, основа – личный опыт ребенка,

3. По воображению (творческие рассказы – придумывание конца сказки,

составление по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме).

Обучение детей рассказыванию.

Рассказы детей можно классифицировать так:

1) рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;

2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;

3) рассказ по картинке: статичной, подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив);

4) творческий рассказ.

Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.

Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа)развитие монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа.

Монолог требует хорошей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом плане.

Рассказ – связанное развернутое изложение какого-либо факта.

Для рассказа ребенок самостоятельно выбирает тему. В рассказе больше отражение – личный опыт, эмоции.

Пересказ – связанное изложение прослушанного текста.

По содержанию рассказы можно условно разделить:

1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память.

2. Творческие – здесь творческое воображение.

По форме:

1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.

2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.

Приемы обучения детей рассказыванию:

Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме.

Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность.

Читайте также:  Механизмы развития личности ребенка дошкольного возраста

Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию.

Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ.

Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.

Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т. к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить.

Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.

Оценка – смысл в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил.

Обучение детей рассказыванию по картине.

Структура занятий:

1. Вводная часть – 3-5 мин. (загадка, предложение и др.).

2. Показ картины, вспоминаем ее, рассказывая, задаем вопросы с целью напомнить содержание картины (4-5 вопросов).

3. Указания педагога, например, слушайте, ты это говорил, скажи новое.

4. Составление рассказа детьми (образец рассказа или план дать детям или вместе составить, повторение плана детьми).

5. Оценка детских рассказов педагогом или детьми вопросами: понятен ли рассказ? О чем узнали? Что поняли?

Обучение детей рассказыванию по игрушкам:

1. Подбор игрушек.

2. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.

3. Виды занятий.

4. Структура занятий.

5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.

Обучение детей рассказыванию из личного опыта (по памяти):

Рассказывание по памяти более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т. е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Обучение детей творческому рассказыванию (по воображению):

Методические приемы:

— предварительная беседа на тему рассказа;

— план рассказа, составленный педагогом с детьми;

— рассказ педагога (начало рассказа, образец для рассказа по аналогии);

— указания к составлению и анализу рассказа;

— наводящие вопросы и предложения, направленные на развитие сюжета.

Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.

Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта. Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Требования к рассказыванию детей:

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Показатель устной речи детей 5-6 лет – это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.

Речевые и воспитательные задачи по обучению детей рассказыванию

Речевые задачи:

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

Список литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. – М., 2005.

2. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. //Дефектология. 2007. — №6.

3. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М.: МГОПУ, 2010.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещения, 2005.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: Методическое пособие. – М.: ГНОМ и Д, 2003.

Источник