Этапы развития семей с приемным ребенком

    Предложенный материал носит ознакомительный характер, предназначен для дополнительной помощи в освоении тем курса.

   Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 г. Москва «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

 Наименование раздела, темы 
 Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» 
1.Содержание, цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
2.Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью).Открыть
3.Понятие об обучающе-психологическом тренинге.Открыть
4.Вопросы, связанные с темами раздела 1.Открыть
 Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» 
5.Потребности развития ребенка.Открыть
6.Социальные нормы, правила поведения, социальные роли.Открыть
7.Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них.Открыть
 Раздел 3. «Этапы развития ребенка» 
8.Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.Открыть
9.Роль психологических потребностей в личностном развитии.Открыть
10.Вопросы, связанные с темами раздела 3.Открыть
 Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» 
11.Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка.Открыть
12.Диспропорции развития ребенка.Открыть
13.Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Открыть
 Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» 
14.Основа благополучного развития ребенка. Депривации. Открыть
15.Типы «нарушенной привязанности».Открыть
16.Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.Открыть
 Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» 
17.Особенности ожидания приемных семей.Открыть
18.Этапы адаптационного периода.Открыть
19.Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный.Открыть
20.Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.Открыть
21.Вопросы, связанные с темами раздела 6.Открыть
 Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» 
22.Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними.Открыть
23.Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.Открыть
24.Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением.Открыть
 Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» 
25.Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе.Открыть
26.Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.Открыть
27.Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком.Открыть
28.Медицинские аспекты ухода за ребенком.Открыть
 Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка» 
29.Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.Открыть
30.Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.Открыть
31.Способы защиты ребенка от сексуального насилия.Открыть
 Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» 
32.Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.Открыть
33.Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.Открыть
34.Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.Открыть
35.Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Открыть
 Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» 
36.Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.Открыть
37.Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители.
Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Открыть
38.Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Открыть
39.Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Открыть
40.Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Открыть
41.Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Открыть
 Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» 
42.Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Открыть
43.Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Открыть
 Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» 
44.Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
45.Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).Открыть
46.Итоговая аттестация (собеседование).Открыть

Источник

Все замещающие семьи проходят через несколько этапов становления. Переход из одного этапа в другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. В течение одного этапа могут наблюдаться и периоды благополучия, и ненормативные кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике:

«притираются» паттерны базисной семьи и ребенка, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности.

Как показали результаты исследования, в течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления:

1. «Ядерный шлейф» или стресс, связанный с нерешенными проблемами базисной семьи, актуализацией системных защит (до 6 месяцев после приема).

2. Этап перестройки, оформление новой детской подсистемы, борьба системных защит и ресурсов семьи (7-12 месяцев).

3. Завершение переструктурирования, актуализация системных ресурсов семьи, возникновение нового системного качества, новой идентичности — профессиональной замещающей семьи (к 24 месяцу приема).

4. «Новая волна» — этап, связанный с проблемами отделения приемных детей, актуализацией системных семейных защит (42 месяца).

5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской подсистемы, начало цикла «ожидания пустого гнезда» (48-60 месяцев).

Как показали результаты исследования, наивысший уровень принятия родителями приемных детей и собственной способности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев после приема. В это время семьи предпочитают существовать в автономном режиме. В

«точках кипения» — 1, 1.5 и 3,5 года — у семей актуализируется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений с приемными детьми. Изучение академической успеваемости приемных детей показывает, что она повышается на пике принятия детей и снижается в «точках кипения».

На первом этапе (до 6 месяцев)мишенями помощи специалистов являются структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов. Сопротивляясь изменениям, семьи начинают идеализировать образы сплоченности ядерной семьи, забывая о тех структурных проблемах, которые подвели их к решению о приеме детей. Задачей адаптации семьи на данном этапе является установление более открытых границ между членами семьи и некоторые ограничения во взаимодействии с окружением (друзья, соседи).

Приемные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, пытаются воспроизвести в отношениях привычные стереотипы и формируют гомогенное идентификационное поле, в которое включают в основном других приемных детей. Они начинают использовать механизмы защиты по типу идеализации и мифологизации биологической семьи, переноса источника напряжения на кровных детей.

Основные задачи деятельности специалистов на данном этапе: адаптация семьи к новой ситуации (формирование нового идеального образа семьи), объединение в коалиционные структуры ядерных и приемных членов семьи, создание условий для большей автономии кровных детей.

В качестве основных методов помощи используются: совместное рисование идеального образа семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеальной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различных пространственных структур с

последующим обсуждением уровня их комфортности для членов семьи (объединение приемных детей в коалиции с членами кровной семьи). Крайне важным является прояснение чувств, возникающих в новых структурах, повторное обсуждение структурных проблем семьи до включения приемных детей (просмотр видеозаписи, рисунков структуры семьи, сделанных во время подготовки). Необходимо четкое распределение обязанностей между детьми, объединение в совместной деятельности приемных и кровных детей.

В первые месяцы после приема увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера. Социометрический и идентификационный статус отцов резко снижается. В этот период помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности супружеской подсистемы, обучение способам принятия общих решений, активизацию отца в контактах с членами семьи, снижение уровня эмоционального напряжения у матери.

В 6 месяцевприема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижаются значения показателей эмоционального неблагополучия. При этом они повышаются у кровных детей по такому показателю, как

«неэффективность». Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточно эффективными. т.е. в какой-то степени переживают состояние депривации. Совместная деятельность приемных родителей и специалистов в этот период должна быть направлена на фиксирование достижений у детей независимо от их статуса, на развитие их способности к самоподдержке, осознание личностных границ.

Практически весь первый год в семьях наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей (нередко матери его используют как способ снижения собственной тревоги). Помощь специалистов направлена на осознание новых правил семьи, правил поведения приемных детей, использование тех методов поощрений и санкций, которым члены семьи были обучены в процессе подготовки.

В 1 год приемаэффективные семьи во многом преодолевают системные стрессы. Однако начинает повышаться значение показателя

«агрессивное поведение» у приемных детей в оценках родителей, проявляются делинквентное поведение, социальные проблемы. Интересно, что у детей на данном этапе зафиксирован первый пик состояния эмоционального благополучия. По всей вероятности,

снижение внутренней напряженности способствует большей раскрепощенности, активности детей, обнажает особенности поведения, которые ранее дети старались не проявлять.

Исследование развития семьи выявило парадоксальный феномен поведения детей-сирот в патронатной семье. В системах, где дети чувствуют принятие, они совершают деликты дома (чаще всего воровство). В семьях, где имеет место определенная холодность в отношениях, дети воруют у учителей в школе или воспитателей в детском саду. По-видимому, тем самым они пытаются установить отношения привязанности («проверка» на безусловность принятия). Интересно, что в условиях детского дома никаких попыток проявить свои делинквентные особенности у многих детей не наблюдалось.

В 1,5 годаугасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Члены семьи занимаются урегулированием проблем, обусловленных характером интеракций, неадекватностью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают активно жаловаться на то, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что они не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках Группы психологической поддержки в процессе ролевых игр, при анализе видеозаписи интеракций членов семьи отрабатываются адекватные способы эмоциональной экспрессии между членами семьи.

В 1 и 1,5 года приема родители фиксируют повышение значимости социальных проблем у детей. Показатель отражает физические отклонения ребенка от общей нормы и жалобы на негативное внимание («дразнение») со стороны сверстников. Общее напряжение, которое проявляется у детей в 1,5 года, в какой-то мере снижает его когнитивные успехи. В это время в значительной мере актуализируется значимость сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

В 2 годазаканчивается цикл становления семьи в новом статусе. Формируется новая идентичность, которая переживается членами семьи как ренесанс. Однако уже в 3 года начинается новый этап в отношениях, пик которого приходится на 3,5 года. Нередко в это время собственные дети покидают дом. Приемные дети начинают переживать проблемы подросткового возраста. Их цель — добиться определенной автономии. От семьи снова требуется переструктурирование. Система должна приспособиться к новой ситуации. В результате резко повышается уровень конфликтное в

семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей.

Возрастает уровень неудовлетворенности приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою ненужность для детей, боль от близости «пустого гнезда». В этот период возвращается необходимость работы на уровне структуры семьи, использование уже известных нам структурных техник: совместное рисование, динамическая скульптура, которые помогают поддержать отношения близости в супружеской подсистеме, создать условия для разумной автономии приемного ребенка.

Актуальной является и система общих заданий для супругов, и самостоятельных для приемных детей, метод заключения контрактов на предоставление большей степени свободы для последних.

В 4 годакризис завершается, устанавливаются более автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье в течение следующего года. Поэтому на данном этапе главной мишенью помощи становятся правила семьи.

Эффективность воспитания ребенка-сироты в замещающей профессиональной семье во многом зависит от своевременного и адекватного реагирования специалистов и членов самой семьи на те изменения, которые происходят в семейной системе. Это становится возможным при понимании закономерностей, в развитии профессиональной семьи. Необходимо продолжение лонгитюдных исследований процесса интеграции ребенка-сироты в семейную систему, охватывающих весь цикл замещающей семейной заботы. (Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. – 2006. – № 1. – с. 30-35.)

К теме 6. «Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей»



Источник