Этапы развития речи ребенка заикание

Этапы развития речи ребенка заикание thumbnail

Иногда случается так, что ребенок начинает заикаться.

Если не лечить заикание, то оно может сохраниться и во взрослом возрасте. 

  • Как заметить признаки заикания в детской речи?
  • Почему ребенок заикается?
  • Как ему помочь?

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

Содержание:

  • Что такое заикание?
  • Причины заикания у детей
    • Предрасполагающие причины
    • Провоцирующие причины
  • Симптомы заикания
  • Стадии развития заикания
  • Виды заикания
    • Респираторное (дыхательное) заикание
    • Вокальное (голосовое) заикание
    • Артикуляционно-фонетическое заикание
    • Смешанное заикание
  • Формы заикания
    • Неврозоподобная форма
    • Психогенная (невротическая) форма
  • Диагностика и лечение заикания
  • Методы избавления от заикания
  • Профилактика заикания

Что такое заикание?

Заикание, или логоневрозэто такое нарушение речи, при котором ребенок повторяет или удлиняет некоторые звуки, слоги или слова. От этого возникает неправильное речевое дыхание и нарушается плавность речи.

Причины заикания у детей

Причины заикания могут быть как врожденными (предрасполагающими), так и приобретенными (провоцирующими).

Предрасполагающие причины

К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во внутриутробном периоде развития или во время родов;
  • недоношенность;
  • родовая травма черепа;
  • генетическая наследственность (у близких кровных родственников);
  • возбудимая нервная система (темперамент холерика).

Провоцирующие причины

Иногда ребенок может начать заикаться по таким причинам:

  • испуг, сильное расстройство;
  • хронический стресс;
  • частые физические наказания;
  • неблагополучная ситуация в семье (скандалы, развод родителей);
  • чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания к ребенку;
  • ребенок боится не оправдать завышенные ожидания родителей;
  • взрослые пытаются переучить леворукого малыша;
  • ребенок много времени проводит перед компьютером или телевизором;
  • он неосознанно копирует близкого человека, который заикается;
  • малыш перенес заболевание или травму — например, энцефалопатию или менингит, сотрясение мозга.

Симптомы заикания

Как понять, что ребенок начал заикаться? 

В его речи будут заметны такие признаки:

  • повторение звуков, слогов или слов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • большие паузы между словами или фразами;
  • неритмичная, дерганая речь;
  • неожиданное повышение громкости во время фразы;
  • напряжение мышц лица и конечностей при произнесении звуков;
  • монотонность и однообразность речи;
  • нервные тики.

При заикании изменяется и поведение ребенка:

  • чем сильнее он пытается преодолеть заикание, тем больше он нервничает и тем сильнее проявляются запинки;
  • малыш начинает избегать разговоров или даже людей;
  • его настроение может быстро меняться;
  • появляется плаксивость, агрессивность;
  • может начаться энурез (недержание мочи);
  • ухудшаются сон и аппетит.

Стадии развития заикания

Заикание у детей развивается так:

  • сначала заикание происходит без остановок и запинок, волнообразно;
  • затем появляются длинные паузы, речь становится “дерганой”, ребенку может не хватать дыхания, а в артикуляционном аппарате возникают судороги;
  • через 5-6 месяцев речь засоряется словами паразитами (“э”, “ну”, “вот”, “это”, “да” и т.д.);
  • нарушается артикуляция и моторика в целом;
  • заикание становится хроническим;
  • возникает боязнь собственной речи, постоянное ожидание неудачи при разговоре.

Виды заикания

Родителям стоит знать, какие бывают виды заикания.

Респираторное (дыхательное) заикание

У ребенка заметны длительные паузы в разговоре. Ему сложно закончить слово или фразу при выдохе. Он сильно напрягает живот и лицевые мышцы, ему не хватает воздуха. От этого в разговоре искажается лицо.

Вокальное (голосовое) заикание

В этом случае у ребенка непроизвольно смыкаются голосовые связки, ему не хватает воздуха. Заметно напрягаются мышцы шеи. Голос становится неестественным, а артикуляцию практически не видно. 

Эта речевая судорога чаще всего возникает при произнесении гласных звуков.

Артикуляционно-фонетическое заикание

При этом виде заикания спазмы затрагивают мышцы лица. Поэтому происходит внезапное открытие рта или сокращение губ. Иногда случается непроизвольное вываливание языка изо рта или закрытие мышц мягкого нёба.

Смешанное заикание

При смешанном логоневрозе судороги могут чередоваться или наслаиваться друг на друга.

Заикание у детей это нарушение речи

Заикание — это серьезное нарушение речи

Формы заикания

Чтобы вылечить заикание, необходимо разобраться, какой именно формой логоневроза страдает малыш.

Неврозоподобная форма

  • Эта форма заикания начинается во время активного формирования речи (2-3 года). Как следствие, может быть общее недоразвитие речи (ОНР).
  • Часто возникает из-за предрасполагающих причин (кислородное голодание, родовые травмы и т.д.).
  • Ребенок начинает заикаться из-за сильного переживания. Когда он спокоен, речевых судорог нет. 
  • Логоневроз усиливается при волнении или перевозбуждении. В этом случае ребенок торопится и не успевает спокойно высказать свои мысли.
  • Речь невыразительная и монотонная.
  • Обычно появляется у вспыльчивых, легко возбудимых и быстро истощаемых детей.
  • Заикание усиливается в подростковом возрасте, при этом возникает боязнь разговаривать.

Психогенная (невротическая) форма

  • Это заикание обычно появляется в 2-6 лет.
  • Может начаться из-за генетической предрасположенности.
  • Очень часто возникает из-за эмоционального перенапряжения или хронического стресса. В периоды, когда их нет, логоневроз бесследно исчезает.
  • Патологий речи и нервной системы нет. Наоборот, эти дети активно начинают говорить раньше среднестатистических детей.
  • От этой формы заикания обычно страдают робкие и впечатлительные дети.
  • Речевые судороги усиливаются в незнакомой обстановке или в состоянии стресса.
  • Заикание не возникает само по себе. Провоцирующим фактором является травмирующее событие — например, начало посещения детского сада, переход в другой класс школы и т.д.
  • Если стресс был очень сильным, ребенок может на время перестать говорить вообще.
  • Одновременно с логоневрозом могут появиться страхи (темноты, высоты и т.п.)  или энурез.
Читайте также:  Солнышко дошкольный центр развития ребенка

Диагностика и лечение заикания 

Если родители заметили у ребенка признаки логоневроза, необходимо обратиться к специалистам! В подавляющем большинстве случаев заикание само не пройдет. 

Чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение, малыша должны обследовать невролог, логопед, дефектолог и психолог. Также следует сделать такие исследования, как ЭЭГ и МРТ.

Для лечения заикания врачи могут порекомендовать ребенку легкие успокоительные и расслабляющие спазмы средства.

К ним относятся:

  • пантогам;
  • мидокалм;
  • фенибут;
  • атаракс;
  • тенотен;
  • глицин.

Кроме этого, помогают и народные средства:

  • травяные чаи;
  • фитованны;
  • ингаляции с отварами.

            Для этого используют такие травы:

    • пустырник;
    • ромашка;
    • мелисса;
    • мята;
    • шалфей;
    • душица;
    • лаванда.

Внимание! Нельзя самостоятельно подбирать лекарственные средства! Это может серьезно навредить ребенку!

Методы избавления от заикания

Чтобы преодолеть заикание, необходимо выполнять рекомендации дефектолога или логопеда. 

  • Ребенку потребуется курс логопедического массажа. Он позволит расслабить те мышцы, которые зажимаются при произнесении фраз, и снять спазмы речевого аппарата.
  • Нужно каждый день выполнять определенный комплекс логопедических упражнений. Это поможет нормализовать речевое дыхание и темп речи.
  • Для этой цели отлично подходят дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. Они помогают сформировать правильную воздушную струю и эффективно ее расходовать во время произнесения фразы.
  • Хороший результат дают занятия логоритмикой.
  • Детям часто советуют читать вслух стихи или петь песни. Можно даже заниматься хоровым пением.

Профилактика заикания

Как не допустить возникновения заикания? 

Для этого нужно заниматься его профилактикой. 

Эти советы особенно актуальны тем детям, у которых есть врожденная предрасположенность к логоневрозу.

  • Не только ребенку, но и родителям, нужно говорить в спокойном, размеренном темпе.
  • Речь взрослых должна быть плавной и четкой.
  • В разговоре с ребенком следует говорить простыми и понятными фразами;
  • Полезно учить стихотворения и читать их вслух, петь песенки.
  • Несколько раз в неделю надо выполнять дыхательную гимнастику и логоритмические упражнения.
  • Важно четко соблюдать режим дня, с достаточным количеством сна и прогулками на свежем воздухе.
  • Рекомендуется слушать классическую музыку — Моцарта, Бетховена, Шопена.
  • Если ребенок тревожный и у него есть страхи, нельзя заставлять его “бороться” с ними.
  • По возможности надо сохранять положительную и спокойную атмосферу в доме.
  • Если у ребенка возникла стрессовая ситуация, необходимо на время ограничить ребенка от излишнего эмоционального напряжения. Например, от шумных развлекательных мероприятий, походов в гости, длительного просмотра мультфильмов и компьютерных игр.

Заикание — это серьезное нарушение речи. Его течение нельзя пускать на самотек. Для лечения необходимо обратиться к квалифицированным специалистам, чтобы они составили курс лечения. Избавиться от заикания возможно, если целенаправленно и ежедневно выполнять рекомендации логопеда, дефектолога и невролога.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Заикание у детей

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Общие сведения

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Заикание у детей

Заикание у детей

Причины заикания

Предрасполагающие причины

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести:

  • Наследственную предрасположенность. Чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата.
  • Невропатическую конституцию ребенка. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость.
  • Внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д.
Читайте также:  Социальное партнерство доу и семьи основа развития личности ребенка

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией. Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Производящие причины

Процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей. Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать:

  • тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.);
  • ЧМТ;
  • гипотрофия;
  • рахит;
  • интоксикации;
  • одномоментные психические потрясения или длительная травматизация психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Классификация

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей:

  • невротическую (логоневроз). Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством;
  • неврозоподобную. Неврозоподобное заикание связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях:

  1. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению.
  2. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи.
  3. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»).

Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Невротическое заикание

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

Читайте также:  Центр развития ребенка дети индиго

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

Неврозоподобное заикание

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны.

Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Диагностика

Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания. Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии. Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно.

  1. Подготовительный этап. На предварительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.
  2. Тренировочный этап. Проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи.
  3. Заключительный этап. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Источник