Этапы развития ребенка в онтогенезе выготский
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Лекция 6. Онтогенез психики и личности человека с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Лев Семенович Выготский (1896–1934)
Лев Семенович Выготский – выдающийся отечественный психолог, чьи работы оказали огромное влияние на становление не только российской, но и всей мировой психологии. У. Крэйн (2007) отмечает значительный интерес современных западных психологов к работам Л.С. Выготского. Отмечая огромный вклад Выготского в решении проблемы создания интегративной теории развития, которая рассматривала бы и внутренние, и внешние факторы как одинаково важные, У.Крэйн пишет: «Выготскому удалось достигнуть поставленной цели лишь отчасти. Он успел набросать только контуры интегративной теории развития, когда в возрасте 38 лет его жизнь оборвалась в результате заболевания туберкулезом. Тем не менее многие психологи полагают, что если нам когда-нибудь удастся построить единую теорию развития, она будет возвышаться на заложенном Выготским фундаменте». (Крэйн У., 2007, с. 268)
Идеи Л.С. Выготского составляют основу современной отечественной психологии развития и возрастной психологии. К работам, содержащим основные положения научного подхода Л.С. Выготского относятся «Проблема культурного развития ребенка» (1928), «Инструментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930), «История развития высших психических функций» (1930-1931), «Мышление и речь» (1933-1934) и др. К вопросам, изучавшимся Выготским, относятся проблема происхождения и развития высших психических функций, строения и развития сознания, проблема специфики психического развития человека, проблема метода исследования психического развития человека, взаимосвязь обучения и развития.
Помимо этого Л.С. Выготского интересовал анализ социально психологического содержания искусства, этой проблеме посвящен его фундаментальная работа «Психология искусства». Лев Семенович работал так же над изучением вопросов дефектологии.
Теория, разработанная Л.С. Выготским и его соратниками получила название культурно-исторической (в некоторых источниках – социально-исторической). В основу своей научной деятельности Л.С. Выготский положил диалектический метод, как подчеркивал А.Н. Леонтьев, «диалектика всегда составляла характерную черту его мышления».
В 1927 г. Л.С. Выготский вместе с группой сотрудников (А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем, Л.И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории – теорияразвития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами – знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л.С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием».
По мнению Е.Е. Сапоговой, сегодня выражение «культурно-историческая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе, но мы должны по-иному понимать смысл этого выражения, так как во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством. «Поэтому, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-генетической». «Интерактивно-» – потому что он рассматривает реальное взаимодействие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и сознание, а «генетической» – потому что реализуется принцип развития». (Сапогова Е.Е., 2005)
Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека: «…Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми… затем внутри ребенка… Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности».
Основные законы психического развития, сформулированные Л.С. Выготским:
* Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
* Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).
* Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
* Закон развития высших психических функций «извне внутрь».
Согласно Л.С. Выготскому, два типа психического развития – биологическое (созревание) и историческое (культурное), – представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.
Культурное развитие человека обнаруживает себя в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития (язык, письмо, система счисления и т.д.). Культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции. Орудие, знак, встраиваясь в деятельность человека, изменяет способ действия. Овладение человеком орудийной деятельностью, системой знаков, речью в историческом плане привело к полной перестройке, трансформации всего строя трудовых операций, и, что еще важнее, всего строя психологических операций. Появление способности к использованию знаковой системы, способность к символизации — причина возникновения и развития таких высших психических функций, как словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление, речь, воображение и др. Благодаря знаку психические функции приобретают 2 главных свойства: произвольность и осознанность. Знак играет огромную (возможно, на некоторых этапах развития главную) роль в психическом развитии человека – как филогенетического, так и онтогенетического. Благодаря использованию орудий и знаков внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность, внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризируется, переходит во внутренний план, план умственного действия). Ребенок в овладении своим поведением (развитии произольности) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т.е. извне, помощи особой культурной техники знаков.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3955; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
В онтогенетическом развитии раньше всего выступает моторная память и, вскоре — аффективная память, несколько позже — образная память и гораздо позже — логическая память.
Расцвет функционирования одной памяти сменяет такой же расцвет другой памяти. Ранее детство является возрастом максимально интенсивного приобретения привычек, тогда же обнаруживается так называемое «образное мышление», то есть, воображение — воспроизводящего и продуктивного в дошкольном возрасте. Наконец, в школьном возрасте, и чем старше он, тем больше, на первый план выступает логическая память.
Историческое развитие памяти, по мнению Льва Семеновича Выготского (1896 1934), начинается тогда, когда «человек переходит от пользования своей памятью как естественной силой к господству над ней». Так, например, охотник в джунглях Амазонии должен научиться не просто распознавать следы членов cвoeгo племени как своеобразные указатели, воскрешающие в eгo памяти образы знакомых людей, а
создавать новые искусственные знаки для опосредствования своей памяти. Говоря более cтрого, в рамках культурно»,историческогo подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной (натуральной) памяти, присущей животным и маленьким детям, к произвольно регyлируемым, опосредствованным знаками, специфически человеческим формам памяти. Наиболее полно принцип культурно — исторической детерминации психики был раскрыт в теории высших психических функций, разработанной л. с. Выготским. Он предположил существование двух линий развития психики натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции. Непроизвольная память ребенка или дикаря это пример натуральных или естественных психических функций. Ребенок не может управлять своей памятью: он запоминает то, что «запомнилось». Натуральные психические функции это cвоего рода зачатки, из которых в процессе социализации формируются высшие психические функции (в нашем случае произвольная память). Превращение натуральных психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики знаками и носит культурный характер. «Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе eгo исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др.» (Выготский л. с. с. 127). Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека принципиальна: они определяют качественно новый этап и качественно иную форму существования психики (условия ее возникновения, способы детерминации и организации). Вернемся к пастуху из племени свази, о котором говорил Ф. ч. Бартлетт. Как ему, не владеющему счетом, запомнить коров, предназначенных для продажи? для этого необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить eгo перед глазами «<Вижу белую корову с пятнами, потом пеструю» и т.д.). Скорее вceгo, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет «просто» сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».
Источник
По материалам лекций по курсу «Общая психология» и «Детская и возрастная психология» кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education — Розен (Удовенко) Марины Викторовны |
Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С
*** зоне актуального развития
*** зоне ближайшего развития…
Короткая справка, делюсь:
Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.
Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
Ранний возраст | Дошкольный возраст | Школьный возраст |
восприятие | память | мышление |
доминирующие в сознании функции | доминирующие в сознании функции | доминирующие в сознании функции |
По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.
Высшие психические функции возникают первоначально как коллективная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:
- сначала как функция коллективного поведения,
- как форма сотрудничества или взаимодействия,
- как средство социального приспособления,
то есть как категория интерпсихическая.
А затем вторично
- как способ индивидуального поведения ребенка,
- как средство личного приспособления,
- как внутренний процесс поведения,
то есть как категория интрапсихическая».
Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.
Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития, после чего становится формой актуального развития субъекта.
Другие статьи на сайте b-t.com.ua
==============================================
все статьи атовра Типатов Николай в группе Онлайн тесты, психология и самопознание
другие статьи автора в группе: | ||
Онлайн-тесты
Психология
Социология
Маркетинг, продажи, тренинги
Интересно
| Дети
Фото, видео, походы
Песни для души
Обсуждение
| |
+
14.12.2013 , обновлено 11.03.2016
В избранное
Пожаловаться
Просмотров: 154195
Источник