Этапы развития ребенка школьного возраста
Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.
Что особенного происходит с ребенком
Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.
Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл — он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.
Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.
С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.
Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.
Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.
Развиваем память у детей
Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память — это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.
Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.
Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.
В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.
К приемам управления памятью относят такие:
- повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
- организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
- осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
- формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
- поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
- создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.
Особенности психологии детей
Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.
Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.
Воспитание в детях чувства собственной значимости
Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.
К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.
Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.
Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.
Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.
Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.
Источник
На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник
чет возрастных особенностей ребенка
является одним из главных педагогических
принципов. Возрастная периодизация
дает необходимые знания каждого этапа
развития личности. В истории педагогики
первым, кто определил и обосновал
особенности каждого возрастного этапа,
был чешский педагог Ян Амос Коменский
(1592- 1670).
Воспитание должно строиться по «ступеням
возраста»1.
После Я.А. Коменского педагоги по-разному
обосновывали этапы развития личности,
но все периодизации близки взглядам
Коменского.
Рассмотрим устоявшуюся периодизацию
возрастных особенностей развития
личности, принятую в педагогике.
1. От рождения до 3 лет, младенческий
возраст.Этот первый период жизни
Пиаже назвал «сенсомоторной стадией»,
за время которого ребенок из беспомощного
существа превращается в маленького
человека. Он ходит, говорит, любит или
не любит, веселый или боится, умеет
жалеть и ревновать. Он познает мир
семьи, впитывает впечатления, фантазирует,
знает цвет, величину. Он накапливает
факты, помнит звуки и запах, пытается
проверить свои силы. К концу 3-го года
он уже выражает свои желания словами,
хотя речь его ограничена. В этом возрасте
ребенок воспитывается в семье, и
материнская любовь или нелюбовь, как
и различные воздействия окружающих
взрослых, определяют дальнейшее его
развитие.
2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст.Дети
овладевают навыками беглой речи,
расширяется круг их общения. Ребенок
может сам рассказать сказку, предварительно
все обдумав.
Ребенок подвижен, может мастерить, но
работа не должна быть продолжительной.
Он умеет держаться на людях, следует
наставлениям. Его оценки увиденного
сосредоточены на одном: «плохой
мальчик» или «хороший».
3. От 6 до 10 лет, младший школьный
возраст.В этом возрасте, оставив
семью, ребенок входит в школьный
коллектив и должен подчиняться его
требованиям, как и требованиям соседей,
улицы, лагеря.
Он может выполнять как отдельные
поручения, так и серьезное дело для
семьи, знает школьный распорядок. Но
освоив законы общежития, он пытается
их нарушить. Но искренне раскаивается
в своих проступках.
Некоторые ребята не любят дружбы со
сверстниками и переживают, если друг
заводит нового друга. Любит игры,
ответственно относится к своей роли,
к понятию справедливости. Учитель для
него авторитет.
4. От 10 до 13 лет, средний школьный
возраст.Для ребенка в этом возрасте
авторитет родителей уже ослабевает,
возникает критический взгляд на
отношение к нему родителей, легко
сердится на братьев и сестер.
Отношения между мальчиками и девочками
становятся натянутыми, они держатся
отдельными группами, подвергая насмешкам
взаимные симпатии. Телевидение,
пропаганда секса особенно влияют на
этот возраст. Мальчики пытаются создать
представление о мужественности, девочки
— о женственности. Мальчики собирают
порнографические картинки, учатся
ругаться, девочки пользуются косметикой.
Сейчас в школах для этих ребят вводится
курс полового воспитания. Нужно ли? Так
ли следует вторгаться в интимную часть
жизни человека?
У школьника это вызывает тревожные
эмоции.
5. От 13 до 16 лет, подростковый возраст.Это
период между детством и зрелостью. У
подростка стремительно меняется
физиология, проявляются неловкость в
движениях, эмоциональная неуравновешенность,
повышенная рефлексия.
Они неудовлетворены собой, семьей,
собственной внешностью. Им не нравится
комната (они переклеивают ее нелепыми
картинками). Они недовольны школой,
учебниками, учителями, оценками,
взрослыми, так как они «нас не
понимают», не доверяют родителям,
не признают их мнения.
Даже в тех семьях, где ребенок принимает
мнение родителей, для него это период
внутренних переживаний. Подросток
открывает себя, познает себя в общении
с окружающими.
В этот период открытий наступают и
разочарования. Подросток старается
доказать окружающим, что он личность
и, что он или она достойны быть в
коллективе. «Подхожу ли я?», «Нравлюсь
ли я?» — он решает самостоятельно.
В современных условиях, когда рухнуло
прежнее мировоззрение, когда все
отрицают и разрушают, когда уничтожаются
природа и культура, процветают
преступность и насилие, подросток
оказывается перед трудным выбором.
Он не видит идеала, кумира, утрачены
идеалы старшего поколения, а преступность
и насилие возводятся в идеал.
Нравственность современного подростка
формируется в период обострения проблем
двух поколений, несовместимости двух
мировоззрений.
Существует и такая периодизация
возрастного развития личности. Это:
— младенчество — до 1 года,
— раннее детство — до 3 лет,
— дошкольной детство — от 3 до 7 лет,
— школьное детство — от 6-7 до 10 лет,
— отрочество — от 10 до 15 лет,
— юность ранняя — 15-17 лет,
— юность — 17-21 год,
— молодость — 21-28 лет,
— зрелость — 28-60 лет,
— пожилой возраст — 60-75 лет,
— старость — 75-90 лет,
— долгожители — от 90 лет.
Школьный возраст делится на следующие
периоды:
младший школьник — I-IV классы,
средние классы — V-VIII классы,
старшеклассник — IX-XI классы.
Формирование личности в дошкольном
возрасте происходит в процессе общения
со взрослыми, в семье, в заботе взрослых
о ребенке, в посильном полезном труде.
В школьном возрасте у ребенка существуют
определенные особенности в общении.
Интересны исследования особенностей
общения школьников в разном школьном
возрасте, проведенные А.В. Мудриком1.
В младшем школьном возрасте(I-IV
классы, 7-9 лет) дети разделяются на тех,
у кого круг общения дома и в школе, и на
тех, у кого преобладает общение на
улице.
В подростковом возрасте(IV-VII
классы, 10-13 лет) сокращается круг вопросов
к учителю и родителям. Возникают проблемы
между девочками и мальчиками, общение
преобладает в приятельских группах,
большинство ребят ориентированы на
общение на улице.
Юношеский возраст(VII-XI классы)
разделяется на ребят VII-VIII классов и
старшего юношеского возраста (IX-XI
классы). В старшем юношеском возрасте
наблюдается увлечение социальными
проблемами, как в школе, так и вне, они
становятся организаторами в учебных
группах, обостряется потребность в
доверительном,исповедальном общении.
Среди друзей оказываются чаще всего
сверстники противоположного пола.
Рассматривая возрастную периодизацию
развития личности, следует учитывать
неравномерность развития человека. В
более молодом возрасте быстрее происходит
физическое развитие, в старшем —
медленнее. Хотя физически младший
школьник развивается неравномерно. В
один период быстрее, в другой — медленнее.
Неравномерно и непропорционально
развиваются и отдельные части тела.
Следует обозначить и такое явление в
развитии личности, как акселерация
(ускорение). Это ускоренное физическое,
психическое и социальное созревание.
Так, за 30 лет длина тела у юноши увеличилась
на 13-15 см, а вес — на 10-12 кг по сравнению
с юношами 50-х гг. Причины: темп жизни,
улучшение качества питания, медицинского
обслуживания, уход в детстве, радиация,
уменьшение кислорода в атмосфере. Но
в 80-е гг. во всем мире акселерация пошла
на убыль1.
Воспитывая
детей, родители должны учитывать их
половые особенности. Ведь мальчики и
девочки различаются не только внешне:
мужская или женская природа проявляется
задолго до полового созревания и
откладывает свой определенный отпечаток
на их чувства, сознание и поведение.
Вместе с тем не следует забывать, что
представителей мужского и женского
пола все-таки, прежде всего, объединяют
общечеловеческие качества, которые
свойственны и тем и другим.
Половые
же особенности в основном выделяются
лишь некоторым акцентом в пределах
характеристики человека вообще. Знать
об этом и иметь в виду психологические
особенности личности, обусловленные
ее половой принадлежностью, — значит
располагать возможностью опираться на
все положительное, учитывать возможные
негативные проявления и, следовательно,
более эффективно осуществлять семейное
воспитание. Некоторые значительные
различия между мальчиками и девочками
обнаруживаются уже в первые месяцы их
жизни. Так, например, девочки несколько
быстрее мальчиков развиваются как в
физическом, так и в психологическом
отношении, они примерно на 2—4 месяца
раньше начинают говорить. В среднем к
трем годам и мальчики и девочки с помощью
родителей и окружающих уже знают о своей
половой принадлежности, различают пол
других детей и взрослых. По мере роста
ребенка половые психологические
особенности постепенно усиливаются.
Они проявляются в уровне эмоциональных
реакций, в специфических интересах и
склонностях, в характере мышления, в
отношении к конкретным фактам и т. д.
В
процессе полоролевого воспитания дети
учатся различать образцы поведения
женщины и мужчины, а затем распространяют
приобретенный опыт на новые жизненные
ситуации, наконец, выполняют соответствующие
правила. Если воспитание мальчиков
должно быть направлено на развитие у
них стремления к достижениям, практического
подхода к осуществлению своих замыслов,
то девочки могут лучше воспринимать
свою половую принадлежность через
призму отношений с окружающими. Отцы
гендерным воспитанием детей занимаются
по-разному. Есть отцы, которые не жалеют
сил и свободного времени для своего
ребенка, так как осознают свою роль в
его психическом и физическом развитии.
Отцы-учителя играют роль абсолютного
монарха. Однако, в любых случаях воспитание
отца необходимо как дочери, так и сыну.
Полоролевое воспитание детей в семье
показывает, что женщины и мужчины,
несмотря на разные роли, необходимы
друг другу и должны заботиться и помогать
друг другу. В семье взрослые и дети
взаимно влияют друг на друга. В данной
системе есть и свои противоречия, однако
они могут компенсировать и уравновешивать
друг друга. На этапе формирования такие
противоречия побуждают ребенка к
поисковому поведению, к собственной
активности. Полоролевое поведение детей
формируется при тесном взаимодействии
психологических, биологических факторов,
а также социальной среды, в которой
ребенок растет.
5. Нравственное воспитание детей.
Нравственное воспитание – это
целенаправленное взаимодействие
педагога с воспитанниками, в ходе
которого осуществляется воздействие
на сознание, чувства, поведение
воспитанников и формируются их
нравственные качества. Целью нравственного
воспитания является формирование
нравственной культуры личности.
Нравственная культура личности
–освоенный личностью моральный опыт
общества, выражающийся в уровне развития
нравственных понятий, суждений,
нравственных чувств, ценностей, оценок,
сформированности ведущих нравственных
качеств и культуры поведения, в
способности к нравственному выбору.
Осуществление нравственного воспитания
предполагает знание содержания тех
отношений личности, которые лежат в
основе ее нравственных качеств:
· отношение к родине, стране, политике
государства, к другим странам и народам
(гражданственность, патриотизм, уважение
к другим народам и странам);
· отношение к людям (демократизм,
коллективизм, гуманность, культура
общения и др.).
· отношение к себе (честность,
скромность, принципиальность и др.);
· отношение к труду (трудолюбие,
добросовестность, ответственность,
дисциплинированность и др.);
· отношение к природе, материальным
ценностям, общественному достоянию
(экологическая культура, бережливость,
забота о сохранении общественного
достояния, личных вещей).
Методологической основой нравственного
воспитания является этика — отрасль
философии, изучающая мораль. Мораль –
форма общественного или индивидуального
сознания, интегрирующая категории,
принципы, правила, нормы, идеалы, которые
регулируют взаимодействия между людьми.
Моральная норма – это правило, требование,
определяющее, как человек должен
поступить в той или иной конкретной
ситуации.
Нравственность – освоенная, внутренне
принятая общественная мораль, регулирующая
индивидуальное поведение личности.
Нравственное сознание – синтез
нравственных представлений, понятий,
этических оценок, моральных мотивов и
т.д.
Нравственные чувства – форма переживания
человеком своего отношения к природным
и общественным явлениям, к другим людям
и к самому себе. Только став предметом
устойчивых чувств, нравственные понятия,
оценки, убеждения и т.п. становятся
реальными побуждениями к деятельности.
Нравственная воспитанность – общественно
ценные свойства и качества личности,
проявляющиеся в отношениях, общении,
деятельности.
Нравственно-этическая культура личности
включает в качестве важнейшей своей
составляющей культуру поведения –
синтез культуры общения, культуры
внешности, культуры речи и бытовой
культуры. Культура поведения представлена
формами поведения человека в повседневной
жизни (в трудовой деятельности, в быту,
в общении с другими людьми и т.п.).
Осуществляя нравственное воспитание,
педагогу следует:
Источник