Этапы развития ребенка и его интеллектуальные способности
Развитие интеллекта у детей.
Развитие интеллекта у детей.
Хотите, чтобы ваш ребенок был умнее всех в школе? Пророчите ему «светлое» будущее и ждете первых успехов? Тогда вам нужно задуматься о развитии его интеллекта, потому что без этого все мечты так и останутся просто мечтами. Сегодня мы поговорим о формировании интеллектуальных способностей и поделимся способами их развития – присоединяйтесь!
Что такое интеллект?
Определение имеет много интерпретаций, да и само понятие «интеллекта» достаточно расплывчато и широко. Интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании, возможности разбираться в сложившихся ситуациях и решать возникшие проблемы. Интеллект проявляется в умении анализировать ощущения и сопоставлять факты, воображать и прогнозировать результаты, воспринимать и воспроизводить информацию, мыслить и даже мечтать. Иными словами, интеллект – это способность и возможность человека контролировать собственное поведение, достигать целей и быть личностью.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность мышления, любопытство, критичность и широта.
Развитие интеллекта является одним из ключевых факторов становления личности, залогом успешного взросления для ребенка и гарантией продуктивной деятельности для взрослого. Развитие интеллекта продолжается в течение всей человеческой жизни, однако самые активные его фазы приходятся на период детства и юности.
Виды интеллекта.
Их несколько и они затрагивают самые разные сферы деятельности:
- Вербальный интеллект: умение писать, читать, говорить и общаться.
- Логический интеллект: умение считать, решать математические задачи, анализировать, рассуждать и логически мыслить.
- Пространственный интеллект: умение визуализировать, заниматься изобразительным искусством, манипулировать воображением.
- Физический интеллект: ловкость, координация движений, мелкая и крупная моторика, гибкость и выносливость.
- Музыкальный интеллект: «музыкальный» слух, чувство ритма, наличие «музыкального» голоса.
- Социальный интеллект: умение воспринимать и анализировать поступки других людей, приспосабливаться к социальным ситуациям и обстоятельствам, строить отношения и создавать семью.
- Эмоциональный интеллект: связь с чувствами и впечатлениями человека, анализ собственных ощущений и выводов.
- Духовный интеллект: саморазвитие, самопознание и мотивация, постановка целей и размышления о самом себе.
- Творческий интеллект: талант, творчество, креативность и создание нового.
Для правильного формирования всех видов интеллекта необходимо уделять внимание разносторонним видам деятельности, включая и физическую, и умственную активность.
Что влияет на интеллектуальное развитие детей?
Интеллект начинает формироваться у ребенка еще во внутриутробном возрасте, однако основные «стадии» развития интеллектуальных способностей приходятся на дошкольные и школьные годы жизни. Существует несколько факторов, от которых зависят способности ребенка:
Генетика и наследственность – кто-то «от природы» быстро считает, кто-то обожает математику буквально с рождения, а кто-то начинает петь раньше, чем говорить;
- Регулярность занятий, развивающих коммуникативные и когнитивные навыки.
- Образ жизни ребенка и его родителей;
- Социальное положение семьи, доступность образования и уровень дохода;
- Темперамент и характер: например, неусидчивому ребенку тяжелее усваивать материал;
- Отношения с родителями и эмоциональная атмосфера в семье.
Кое-что из этого списка не оказывает существенного влияния на то, каким в итоге станет ребенок, а кое-что является ключевым фактором в процессе формирования и развития личности. Однако основной «инструмент» находится в руках родителей.
Способы развития интеллекта.
Мы рекомендуем родителям начинать обучение с первых 6-8 месяцев жизни ребенка. В течение двух-трех лет сказки, игры-«развивашки», музыка, рисование и лепка расширяют кругозор ребенка, а движение и физическая активность способствуют непрерывному познанию мира. Затем в дело вступают логические головоломки и легкие задачки – они формируют аналитическое мышление, учат рассуждать и делать выводы. Не стоит пренебрегать умением общаться, развитием любознательности и совершенствованием речи – эти навыки особенно важны в школе.
Родителям дошкольников мы советуем больше разговаривать с детьми, приобщать их к процессу обучения и развивать эмоциональный интеллект. Будущие первоклассники должны уметь принимать себя, уважать других, составлять собственную характеристику и обозначать сильные и слабые стороны характера.
Игры и упражнения для развития интеллекта у дошкольников.
- Узор из мозаики или палочек: предложите ребенку выложить цифру, узор или фигуру из мозаики или палочек по образцу.
- «Лабиринт»: предложите ребенку найти выход из лабиринта и выбрать правильный путь, например, как тут:
- «Назови предмет»: подготовьте картинки, на которых будут изображены предметы с замаскированными частями (например, чайник без носика или сумка без ручки), и предложите ребенку угадать то, что изображено на рисунке.
- «Зачеркни»: подготовьте таблицу с разными изображениями (например, деревьями разных пород), и предложите ребенку зачеркнуть предметы одного вида (например, все березы) или посчитать количество представителей каждого вида. Вот пример такой таблицы со сладостями:
- «Разведчик»: подготовьте сюжетную картинку средней сложности с большим количеством деталей. Предложите ребенку внимательно ее изучить, а затем уберите рисунок и задайте вопросы по его содержанию.
- «Ритм»: простучите легкую мелодию на твердой поверхности, и предложите ребенку воспроизвести ее.
- «Съедобное-несъедобное»: возьмите в руки мяч и кидайте его ребенку, при этом называя съедобный или несъедобный предмет. Ребенок должен определить, к какой категории он относится: если предмет несъедобный, ребенок отбивает мяч, если съедобный – ловит.
- «Ухо-нос»: ребенок слушает команду «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Выполняйте задание вместе с ним, а затем умышленно допускайте ошибки: ребенок должен быть внимательным и принимать решения самостоятельно, не смотря на вас и не повторяя ошибок.
- «Составь предложение»: упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Составьте простое предложение и попросите ребенка его повторить, при этом добавив свое определение. Например: «Это была веселая девочка…»; «Это была веселая девочка в синем платье…»; «Это была весела девочка в синем платье и красных туфельках…». Упражнение тренирует память и внимательность.
- «Что изменилось?»: разложите на столе несколько игрушек. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться и либо добавьте одну игрушку, либо уберите другую, либо поменяйте местами. Попросите ребенка ответить, что изменилось.
Мы рассмотрели несколько игр и упражнений, способствующих развитию интеллекта у дошкольников. Теперь расскажем о заданиях для тех ребят, которые уже учатся в школе.
Упражнения для развития интеллекта у школьников начальных классов.
- «Аппликация»: подготовьте несколько фигур и деталей, вырезанных из бумаги, и предложите ребенку собрать из них какую-нибудь фигуру или необычную картину.
- «Ассоциации»: предложите ребенку из трех разных слов составить одно связное предложение. Слова могут быть абсолютно разные – чем меньше они связаны, тем интереснее игра. Например: дождь, телевизор, девочка; машина, пешеходный переход, музыка; телефон, папа, директор школы.
- «Придумай новую сказку»: предложите ребенку изменить конец знакомых сказок и сочинить свой вариант. Например, «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил…».
- «Найди все предметы»: покажите ребенку несколько картинок с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга. Он должен правильно указать все предметы. Посмотрите, как это выглядит:
- «Найди отличия»: подберите два предметных изображения, которые похожи друг на друга. Они должны иметь несколько мелких отличий. Попросите ребенка изучить картинки и найти их. Вот пример
- «Невидимка»: предложите ребенку найти в одном слове другое с помощью перестановки букв, например:
1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах: Сила, соль, банка, пион. (Правильные ответы: лиса, лось, кабан, пони).
2. Найди в слове дерево-невидимку:
Насос. (Правильный ответ – сосна).
3. Найди в слове одежду-невидимку:
Лапоть. (Правильный ответ – пальто). - «Путаница»: придумайте предложение и замените в нем одно слово так, чтобы оно совсем не подходило по смыслу. Предложите ребенку найти «потерянное» слово. Например: «Витя грелся на солнышке, лежа на асфальте (на самом деле – на песке)»; «На улице было жарко, поэтому Таня надела пальто (на самом деле – платье)».
- «Пары слов»: подберите 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ребенку нужно прочитать эти пары слов и запомнить их. Затем вы читаете первое слово из каждой связки, а ребенок по памяти называет второе.
Например: дерево – лес; кошка – котенок; музыка – фортепьяно; машина – бензин.
Сегодня мы разобрали несколько типов упражнений и игр для детей разных возрастов. Эти задания помогут в развитии всех видов интеллектуальных способностей. Хотите еще больше – приходите в Умназию и тренируйте интеллект с нами! У нас более трех тысяч авторских задач, стимулирующих развитие пяти основных навыков: внимания, памяти, логики, эрудиции и обучаемости. Не откладывайте интеллект на завтра и занимайтесь в Умназии!
Попробуйте все наши курсы бесплатно!
Мы предлагаем более 20 курсов и 4 000 авторских задач по школьным предметам, навыкам мышления и важнейшим темам!
начать заниматься
Источник
Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.
Содержание:
- Ум и интеллект — это одно и то же?
- Типы умственного развития ребенка
- Стадии интеллектуального развития
- Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
Ум и интеллект — это одно и то же?
Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.
Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.
Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.
Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.
По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.
Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.
Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей. Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.
Типы умственного развития ребенка
С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.
Лингвистический тип
Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.
В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.
Логико-математический тип
Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.
Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.
Пространственный тип
Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.
В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.
Музыкальный тип
Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.
Это будущие артисты, музыканты, художники.
Двигательный тип
Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.
В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.
Межличностный тип
Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.
Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .
В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.
Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.
Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.
Стадии интеллектуального развития
Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.
1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)
Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.
Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.
К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.
Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.
2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)
Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.
По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.
В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.
Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.
3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)
В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.
Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.
Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.
4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )
В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.
Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.
В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.
Исследования развития памяти
Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:
- Слуховая память
Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).
Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.
- Зрительная память
Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил
Норма — не менее 60%.
- Логическая память
Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.
Норма — не менее 60%.
Исследование развития мышления
Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.
Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)
Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”
Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Исследования развития восприятия
При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.
Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.
Определение более 60% частей предмета считается достаточным.
Исследования креативности
Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.
Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).
Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова
Норма — 60% воспроизведенных слов.
Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.
Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.
И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!
Источник