Этапы развития чтения у ребенка

Этапы развития чтения у ребенка thumbnail

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения

1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ.

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по струкруре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ.

Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Источник

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ. Для того, чтобы ребенок быстро и успешно запомнил буквы, необходима сформированность фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Для ребенка, начинающего читать, буква это не простой значок. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, (особенно похожих по начертанию), нужно проанализировать составляющие ее элементы. Так как многие буквы отличаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Но на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем – вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по струкруре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ. Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Источник

Материал составлен

Рудаковой Т. А., учителем начальных классов

 МБОУ « СОШ № 106»,

г. Барнаула 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ.

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ.

Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Материал по теме можно посмотреть на сайтах:

https://children.claw.ru/6_man/CONTENT/roditelyam/01.htm

https://psixologiya.org/specialnaya/osnovy/1616-vidy-otklonyayushhegosya-razvitiya-dizontogenii.html

Источник

Чтение
является сложным психофизиологическим
процессом, который осуществляется
деятельностью различных анализаторов
(зрительного, речедвигательного,
речеслухового), различных мозговых
систем.

Чтение
начинается со зрительного восприятия,
различения и узнавания букв. На основе
зрительных процессов происходит
соотнесение букв с соответствующими
звуками, осуществляется звуковое
воспроизведение зрительного образа
слова, его прочтение. И, наконец, на
основе соотнесения звуковой формы слова
с его значением происходит понимание
прочитанного.

Таким
образом, в процессе чтения условно можно
выделить две стороны: техническую и
смысловую.

Техническая
сторона процесса чтения включает
узнавание букв, соотнесение зрительного
образа написанного слова с его звуковой
формой и слитное произнесение слога и
слова. Смысловая сторона процесса чтения
представляет собой основную его цель.
Между этими сторонами процесса чтения
существует тесная, неразрывная связь.
Правильное понимание читаемого
предопределяется точностью зрительного
восприятия, речеслухового и кинестетического
образа слова. С другой стороны, процесс
зрительного восприятия испытывает на
себе влияние смыслового содержания
прочитанного.

В
процессе чтения взрослого человека
осознаётся лишь смысл читаемого. Однако
те психофизиологические операции,
которые предшествуют этому, осуществляются
как бы сами собой, автоматически,
неосознанно. Вместе с тем эти
автоматизировавшиеся в процессе обучения
грамоте операции являются сложными и
многосторонними. Сложность технической
стороны процесса чтения ярко проявляется
уже при анализе движений глаз читающего.

Движение
глаз опытного чтеца осуществляется
быстрыми скачками, от одной точки
фиксации (остановки) к другой.

В
процессе чтения происходит движение
не только вперёд, но и назад (влево).
Такое возвращение к ранее прочитанному,
движение глаз назад, носит название
регрессии. Восприятие читаемого
происходит в момент фиксации, остановки
глаз на строке. В процессе же
непосредственного движения глаз
восприятие читаемого не происходит.
Это подтверждается и длительностью
этих процессов. Так, время остановок в
12 – 20 раз длительнее времени движения
глаз на строке. Кроме того, при изменении
условия чтения, при усложнении текста
количество и длительность фиксации
изменяются, в то время как скорость
движения глаз от одной фиксации до
другой остаётся неизменной. Количество
фиксаций на строке может быть различным.
Оно не зависит от количества слов или
букв в строке, так как фиксации глаз
могут быть как между словами, так и на
середине слова.

Количество
остановок меняется в зависимости от
ряда условий: от звукослоговой структуры
слова, от того, насколько оно знакомо,
употреблено в прямом или переносном
смысле и так далее.

В
процессе чтения опытного чтеца
относительно редко наблюдаются регрессии,
то есть возвращение назад с целью
уточнения ранее воспринятого. Количество
и длительность регрессий во многом
зависят от степени трудности читаемого
текста, от его значимости, от установки
читающего.

Опытный
чтец воспринимает одновременно не
букву, а слово или группу слов. Но это
не означает, что игнорируется буквенный
состав слова. Скорость чтения и точность
зрительного восприятия слова во многом
зависят от его длины, от графического
начертания букв, от характера элементов,
составляющих букву.

Опытный
чтец узнаёт слово целиком, но при этом
в процессе узнавания слова ориентиром
служат доминирующие, наиболее характерные
буквы, а также буквы, элементы которых
выступают над строкой или находятся
под строкой. Узнаванию слова во многом
способствует смысл ранее прочитанной
части текста. Особенно большое значение
для правильного узнавания слова имеют
предыдущие слова фразы. При чтении
начального слова предложения или текста,
малознакомых слов, а также при восприятии
непривычной грамматической конструкции
роль смысловой догадки в значительной
степени снижаются. В этом случае процесс
чтения основывается на непосредственном
зрительном восприятии слов.

Таким
образом, роль смысловой догадки при
чтении зависит от многих факторов: места
слова в предложении, особенностей
лексики, грамматической конструкции
читаемого предложения или текста.

Использование
смысловой догадки имеет как положительное,
так и отрицательное значение. Смысловая
догадка способствует целостному
восприятию текста, лучшему и более
точному его осознанию. Она ускоряет
процесс чтения. Вместе с тем использование
смысловой догадки является причиной
разнообразных ошибок: замен слов,
пропусков, перестановок звуков в слове.
Причиной этого является то, что смысловая
догадка недостаточно контролируется
зрительным восприятием.

Чтение
взрослого человека представляет собой
сформировавшееся действие, навык.

Прежде
чем стать навыком, чтение в процессе
своего формирования проходит ряд этапов,
качественно своеобразных ступеней. На
каждом из предыдущих этапов формируются
условия и предпосылки формирования
последующего этапа, качественно более
высокого.

Структура
и психологическое содержание навыков
чтения исследованы известным психологом
Т.Г.Егоровым. Он рассматривает чтение
как деятельность, состоящую из трёх
взаимосвязанных действий: восприятия
буквенных знаков, произношения того,
что ими обозначено, и осмысления
прочитанного. В начале формирования
навыка чтения все эти процессы протекают
последовательно. Позднее эти действия
синтезируются. « Чем гибче синтез между
процессами осмысливания и тем, что
называется навыком в чтении, тем
совершеннее протекает чтение, тем оно
точнее и выразительнее» (Егоров Т.Г.
Очерки психологии обучения детей
чтениюМ., 1953.-С.16) Им были названы основные
этапы в формировании навыка чтения:
аналитический этап; синтетический этап;
этап автоматизации.

Каждый
из этих этапов характеризуется
своеобразием, качественными особенностями,
определенной психологической структурой,
своими трудностями, задачами и приёмами
овладения навыком.

Аналитический
этап включает две ступени:

1)
Ступень овладения звуко-буквенными
обозначениями.

Овладение
звуко-буквенными обозначениями
осуществляется в процессе всего
добукварного и букварного периода
обучения грамоте. Вместе с тем
психологическая структура этого процесса
в добукварный период и в начале букварного
периода будет иная, чем в его конце. На
ступени овладения звуко-буквенными
обозначениями дети анализируют речевой
поток, предложение, делят слова на слоги
и звуки. Выделив звук из речи, ребёнок
соотносит его с определённым графическим
изображением, буквой. Затем в процессе
чтения осуществляется синтез букв в
слоги и слова, прочитанное слово
соотносится со словом устной речи.

2)Ступень
слогового чтения.

На
этой ступени узнавание букв и слияние
звуков в слоги осуществляется без
затруднений. Слоги в процессе чтения
довольно быстро соотносятся с
соответствующими звуковыми комплексами.
Единицей чтения, таким образом, является
слог.

Способ
чтения на этой ступени ещё является
аналитическим, отсутствует синтетическое
чтение, целостное восприятие. Ребёнок
читает слово по составляющим его частям,
то есть по слогам, затем объединяет
слоги в слово и лишь затем осмысливает
прочитанное.

Синтетический
этап процесса формирования навыка
чтения.

Этот
этап является переходным от аналитических
к синтетическим приёмам чтения. На этом
этапе простые и знакомые слова читаются
целостно, а слова малознакомые и трудные
по звуко-слоговой структуре читаются
ещё по слогам.

На
этой ступени более важную роль играет
смысловая догадка. У детей часто
наблюдается угадывающее чтение.
Основываясь на смысловой догадке и
будучи не в состоянии быстро и точно
проконтролировать её с помощью зрительного
восприятия, ребёнок часто заменяет
слова, окончания слов, то есть у него
появляются вербальные парафразии,
аграмматизмы. Ошибки чтения вызывают
частые регрессии, возврат к ранее
прочитанному для исправления, уточнения
и контроля. Догадка имеет место лишь на
уровне предложения, а не в пределах
текста.

Относительно
сформированным на этом этапе является
синтез слов в предложении.

Этап
автоматизации.

Данный
этап характеризуется целостными приёмами
чтения: ребёнок читает целыми словами,
группами слов. Техническая сторона
процесса чтения не затрудняет чтеца.

Главная
задача – осмысление читаемого.Процессы
осмысливания содержания превалируют
над процессами восприятия.

На
этом этапе осуществляется не только
синтез слов в предложении, но и синтез
фраз в едином контексте. Смысловая
догадка определяется не только содержанием
прочитанного предложения, но и смыслом,
логикой всего рассказа. Редкими являются
ошибки при чтении, так как догадка
контролируется достаточно развитым
целостным восприятием. Особенности
понимания прочитанного определяются
уровнем развития познавательной
деятельности, объёмом словаря, степенью
сформированности грамматического строя
речи.

Таким
образом, основными условиями успешного
овладения навыком чтения являются:

1.Сформированность
устной речи; фонетико-фонематической
(произношение, дифференциация фонем,
фонематический анализ и синтез) стороны
речи; лексико-грамматической стороны
речи;

2.Достаточное
развитие пространственных представлений;

зрительного
анализа и синтеза.

Качества
полноценного навыка чтения.

Полноценный
навык чтения характеризуется следующими
качествами: беглостью, правильностью,
сознательностью, выразительностью. Все
качества формируются параллельно и
взаимосвязано. Часто уровень
сформированности одного качества
указывает на уровень развития другого.

Правильность
чтения

Правильным
принято считать чтение без искажений:
правильно передаётся слого-буквенный
состав слова, не допускается пропусков
и перестановки слов в предложениях.

Беглость
чтения.

Оптимальная
скорость чтения для каждого человека
определяется рядом факторов. Главный
из них – скорость чтения должна
обеспечивать полноценное понимание
читаемого. Ни количество прочитанных
букв, ни количество прочитанных слов
не могут служить показателями сознательного
чтения. Ученик может «прочитать» очень
много слов, не понимая в то же время
значения этих слов, смысла прочитанных
предложний, а тем более содержания всего
текста в целом.

Главнейшим
недостатком чтения учащихся являются
или очень медленное или очень быстрое
чтение (ориентиром беглости чтения
считается скорость 120-130 слов в минуту).
Чрезмерная медленность чтения является
обычно следствием невыработанности
механизма чтения, что, в свою очередь,
определяется недостаточной практикой.

Невнятная
и торопливая речь обычно связывается
с неумением дышать в процессе речи, а
также и с неумением управлять своим
голосом, произносить звуки речи с
достаточной ясностью и отчётливостью.

Все
упражнения, направленные на отработку
правильности чтения, способствуют и
совершенствованию беглости. Однако
есть и специальные упражнения для
выработки беглости чтения.

§  
Совместные групповые чтения небольших
отрезков текста, когда темп задаёт
учитель или хорошо читающий ученик.

§  
Чтение небольших отрывков текста в
разных темпах: в медленном, с плавным,
протяжным произношением гласных; в
среднем, разговорном темпе; в скороговорочном
темпе.

§  
Чтение отрывков «на время»; (М.И.Оморокова
и др. «Преодоление трудностей» -М.,1990).

§  
Тренировка в чтении различных сочетаний
гласных букв: а ,у, о, и. ,э; э, и, у, а.

§  
Чтение сочетаний согласных и гласных
букв в слогах: же, че, ща, ра ,тра, три.

§  
После этогочтение слов и предложений,
включающих в себя эти слоги.

§  
Чтение цепочек слов с общим корнем, с
разными корнями: вода-водныйводица;
булка-белка..

§  
«Чтение с помехами» (ученик читает под
звук метронома или под счёт).

§  
«Быстро найди слово» (ученик в тексте
должен найти заданное учителем слово).

§  
.Упражнения в чтении слоговых таблиц

§  
Приём «Сложи слова». Слова пишутся на
двух небольших карточках так, чтобы
первая половина была написана на одной
карточке, а вторая на другой. Слева
кладут карточки с началом слов, а справа
с их вторыми половинками. Нужно сложить
карточки так, чтобы получилось осмысленное
слово. В более сложных вариантах половинки
слов перемешиваются, и ученик сам находит
их начало и конец. Можно попросит
подобрать подходящие по написанию слова
(например: моло-ко, моло-ток).

§  
Приём «Словесные горки». Ученику
предлагается последовательно прочитать
15 слов, записанных одно под другим в
виде горки, то есть каждое нижнее слово
длиннее верхнего на одну букву. Самое
верхнее слово состоит из двух букв, а
самое последнее из 15-16 букв. Чем ниже
будет спускаться, тем труднее читать.

§  
Можно устроить соревнование: кто
прочитает правильно больше всех слов?

§  
Приём «Чтение пунктирно написанных
слов». Детям выдаются карточки со
словами, буквы в которых написаны не
полностью, а с отсутствием некоторых
элементов (буквы должны оставаться
узнаваемыми). Степень разрушения букв
с каждым разом постепенно увеличивается.

§  
Приём «Найди слова». Ученику дают 18-20
карточек, на каждой из которых написано
одно слово. Нужно найти слова, которые
при написании отличаются одной или
двумя буквами. Например, машина-малина,
МашаМиша, ТоняТоля.

Сознательность
чтения.

Методика
определяет три уровня сознательности
чтения (О. В. Сосновская)

1
уровень – понимание слов в прямом и
переносном значении; понимание смысла
каждого предложения, отдельных частей
текста и связей между ними; понимание
общего смысла текста.

2
уровень — осознание художественных
особенностей текста, идейного содержания
текста, собственного отношения к идее
произведения.

3
уровень – читатель не только умеет
адекватно воспринять идейно-художественные
особенности текста, но и имеет собственные
читательские интересы и способен
полноценно реализовать их.

Все
три уровня взаимосвязаны. На базе первого
уровня формируется второй, а достижение
третьего уровня сознательности чтения
невозможно без умений, связанных с
первыми двумя уровнями.

Работа
по формированию сознательности чтения
происходит на всех этапах анализа
текста: при подготовке к восприятию, в
процессе предметно-логического и
идейно-художественного анализа, при
осознании идеи произведения. Любой
приём анализа художественного произведения
способствует развитию сознательности
чтения.

Выразительность
чтения.

О
значении выразительности чтения Д. И.
Тихомиров писал следующее: «При
выразительности чтения и сам читающий
имеет возможность лучше понять, воспринять
и усвоить читаемое; и слушатель имеет
полную возможность и думать, и чувствовать
во время чтения, и вполне разумно
воспринимать прочитанное. Итак, основой
выразительности чтения является
понимание и переживание прочитанного».

Выразительное
чтение должно иметь целью произнесение
текста с максимальной передачей темы
произведения и его идейного замысла.
Чтение должно соответствовать стилю
произведения, его жанровым особенностям.
Это исполнение должно соответствовать
правилам грамотного произношения,
должно быть громким, ясным и чётким.
Важным условием в овладении умением
выразительного чтения является
сформированная техника речи (дыхание,
голос, дикция, орфоэпия).

Важно
помнить об условиях работы над
выразительностью чтения:

§  
Целесообразно демонстрировать образец
выразительного чтения произведения.
Такое чтение становится эталоном для
учеников. Учителю надо иногда обсуждать
своё чтение с учащимися, чтобы избежать
слепого подражания. Такая беседа уместна
в ходе анализа произведения. Можно,
например, предложить ученикам объяснить
выбор темпа чтения, или уместность
использования психологической паузы.
Обязательно обсуждение и сравнение с
детьми вариантов прочтения
проанализированного произведения. Тон
такого обсуждения не должен оскорблять
ребёнка.

§  
Выбор интонационных средств и определение
общей интонации чтения происходит в
процессе анализа художественного
произведения, на его завершающих этапах.

§  
Работа над выразительностью чтения
должна опираться на воссоздающее
воображение школьников.

§  
Важно объяснить школьникам критерии
оценки выразительности чтения: чем
точнее передаётся авторское отношение
к изображённым событиям, тем вернее
выбор интонации.

§  
Важнейшим условием является специальная
работа над дыханием и дикцией.

§  
Всякое нарушение орфоэпических норм
чтецом мешает выразительному чтению.
Поэтому безусловно важна работа по
формированию правильности чтения.

Особенности
формирования навыка чтения на разных
годах обучения чётко изложены в программах
по чтению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник