Этапы нервно психического развития ребенка в каждом периоде детства

По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека — процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.
Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.
Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка
Психическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).
Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее — головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.
Этапы нервно-психического развития ребёнка
Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.
Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.
- Младенчество. Самый ранний этап психического развития, начинающийся со 2-го месяца жизни и длящейся до 1 года. За этот год ребёнок совершает рывок в психомоторном развитие: от беспомощного существа, лежащего в кроватке, он превращается в настоящего человека, который может ходить, произносит слова, пьёт из кружечки, играет в игрушки. Из психических функций на первом году жизни активнее всего развиваются ощущения, восприятие, внимание. Начинает формироваться память и речь. В сфере личностного развития младенчество – возраст, когда формируется важнейший элемент всей дальнейшей жизни человека: привязанность к родителям. На первом году ребёнку просто жизненно необходимо чувствовать любовь, заботу, тепло взрослых, которые за ним ухаживают.
-
Кризис 1-го года. Результатом всех навыков и умений, которые ребёнок получил за первый год своей жизни, становится его переход на новый уровень. Кризис 1-го года сопряжён с тем, что малыш начинает физически отделяться от мамы. Он уже не стремится постоянно быть на руках: большинство детей в этом возрасте уже сами топают ногами, а, значит, ребёнку становится интересным освоение окружающего мира, ведь перед ним открылись новые возможности в его сенсорном развитие.
- Ранний возраст. Этот период длится от 1 года до 3 лет. Детишки раннего возраста активно осваивают речь, у них развивается память (ребёнок запоминает стишки и песенки), они пробуют устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Зарождается игра, которая затем будет ведущей деятельностью до школьного возраста. К трём годам формируется ядро личности ребёнка и он наконец начинает чувствовать себя отдельным человеком, у которого есть его личные желания и стремления.
- Кризис 3 лет. Это время часто становится тяжёлым для всей семьи, потому что малыш начинает заявлять о своей автономии и делает это порой весьма агрессивно и настойчиво. Ребёнок начинает осознавать, что он и мама – не единый организм, что у него есть собственные «хотелки» и потребности. Для того чтобы острее это почувствовать трёхлетка начинает протестовать по любому поводу лишь бы проявить собственную волю и сделать по-своему.
- Дошкольный возраст. Это достаточно долгий период, который длится с 3 лет до самой школы. Ключевой момент дошкольного возраста – развитие ребёнка, происходящее в игре. С помощью игр дети «примеряют» на себя роли взрослых, пробуют справляться со взрослыми задачами, знакомятся с профессиями. Кроме того, дети учатся выстраивать отношения в мини-обществе, поскольку они много контактируют с другими дошкольниками и взрослыми. У них появляются друзья, а в жизнь входят такие понятия, как верность, преданность. Среди психических функций активно развивается воля. Старший дошкольник уже способен прилагать волевые усилия к тому, чтобы заниматься необходимыми делами – это очень важное умение для будущей учёбы в школе.
-
Кризис 7 лет. Перелом связан с новым статусом, в который вступает ребёнок. Ещё недавно он был беззаботным детсадовцем, и вот уже он в школе, где у него есть определённая нагрузка, обязанности (ходить на занятия, делать домашние задания, складывать портфель и т.д.). Формально к ребёнку предъявляются уже «взрослые» требования, но фактически он остаётся ребёнком, и кризис связан с приспособлением к новой роли ученика.
- Школьный возраст. Обучение в школе – время активного развития психических функций, но не «вширь», а «вглубь». Память и мышление находятся на пике своего развития, ведь ребёнку нужно запоминать и анализировать много новой информации. В личностном плане полным ходом идёт подготовка к будущей взрослой жизни. Формируется и проявляется направленность личности (интересы, склонности, способности), происходит формирование мотивационно-потребностной сферы, то есть ребёнок начинает задумываться и осознавать, чего он хочет от жизни, строить планы и продумывать их воплощение. Огромную роль в личностном развитии школьника играют сверстники и взрослые, которые являются авторитетом для ребёнка.
- Кризис подросткового возраста. Чётких возрастных границ у этого кризиса нет, обычно он происходит на этапе от 13 до 16 лет. Это снова кризис автономии, ребёнок в очередной раз стремится выйти из-под опеки взрослого и ощутить свою самостоятельность. На этот раз у ребёнка уже гораздо больше возможностей, но больше и ответственности, при этом он все же остаётся ребёнком, в жизни которого многое решают взрослые.
Факторы психического развития ребёнка
Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.
-
Социальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
- Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.
Проблемы в развитии
Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в эмоционально-волевые нарушения, проблемой с нервной системой и т.п.
За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.
Психолог-консультант
Наталья Стародубцева
Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:
Источник
Возрастные особенности развития.Жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия, являющегося результатом оплодотворения женской половой клетки (яйцеклетки) мужской половой клеткой (сперматозоидом). Оплодотворенное яйцо (зародыш) развивается в полости матки матери. Поэтому первый период развития, продолжающийся 9 месяцев, называется внутриутробным. Здоровье ребенка тесно связано с образом жизни матери.
Зародыш до трех месяцев внутриутробного развития называется эмбрионом, а с трех месяцев до момента рождения — плодом. Необходимое питание и кислород он получает из материнской крови через сосуды детского места. К концу 9-го солнечного (или 10-го лунного) месяца (который равен 28 дням) наступают роды, и ребенок появляется на свет. Новый — внеутробный — период развития ребенка длится 18 лет. Именно этот период особенно важен для формирования у него здорового образа жизни.
Внеутробный период до достижения полной зрелости складывается из шести условно выделенных периодов:
I период — новорожденность — от рождения до конца первого месяца жизни.
II период — грудной возраст — от конца первого месяца и до конца первого года жизни.
III период — ранний детский возраст — от 1 года до 3 лет.
IV период — дошкольный возраст — от 3 до 7 лет.
V период — младший школьный возраст — от 7 до 12 лет.
VI период — старший школьный возраст — от 12 до 18 лет.
Организм ребенка в каждый из этих возрастных периодов имеет ряд структурно-функциональных особенностей, требующих для формирования его здоровья разных режимов, ухода, питания и воспитания.
Наиболее ответственными являются I и II периоды. В период новорожденности у детей могут выявляться пороки развития, повреждения разных органов, полученные при родах (нарушение мозгового кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.). У детей грудного возраста легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение крови), острые желудочно-кишечные болезни, воспаление легких, кожные болезни, рахит и др.
Наиболее интенсивное развитие нервной системы и особенно коры головного мозга происходит на протяжении III и IV периодов жизни, т. е. в первые 7 лет жизни. Вслед за морфологическим развитием (увеличение массы головного мозга, формообразование больших полушарий) наступает и функциональное созревание, в котором можно выделить следующие этапы.
К моменту рождения у ребенка проявляется большинство врожденных безусловных рефлексов. При этом вегетативная сфера превалирует над соматической. Уже в первые — вторые сутки после рождения (не говоря о конце первого месяца жизни) возможно появление простых пищевых условных реакций.
Вначале медленно образуются условные рефлексы первой сигнальной системы (конкретно-образное восприятие окружающего мира), и они неустойчивы. Чем старше становится ребенок, тем более сложные рефлексы первой, а затем и второй сигнальной системы (речь) у него образуются. Сроки образования условных рефлексов связаны с ведущей (доминирующей) потребностью (есть, пить, держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д.) и разной степенью развития органов чувств. Первыми формируются рефлексы на вкус и запах, затем рефлексы на звуки и потом уже на зрительные раздражители.
К концу первого года ребенок хорошо различает вкус пищи, запахи, форму предметов, голоса и лица, начинает ходить. Сила, ловкость и координация его движений возрастают и совершенствуются, что свидетельствует о развитии условных рефлексов соматической сферы и осуществляется при участии сознания.
На втором году жизни рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. У ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжает формироваться вторая сигнальная система (речь). Однако злоупотребление словом в раннем возрасте без достаточной связи с конкретным предметом или действием не только малоэффективно, но и может наносить ребенку функциональный вред.
Движения ребенка (ходьба, бег, прыжки и т.д.) становятся более координированными, достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образуются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Большое значение в формировании здорового образа жизни в I —III периоды роста и развития имеет условно-рефлекторная деятельность, проявляющаяся при обучении ребенка: чем раньше оно начато, тем быстрее идет закрепление полезных знаний и навыков. Решающее значение в обучении ребенка имеет развитие второй сигнальной системы, т.е. речи. В становлении речи большую роль играет общение ребенка с взрослыми членами семьи и окружающей социальной средой. Все органы ребенка в этот период несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность. Развиваются и крепнут скелет и мышцы; заканчивается прорезывание всех молочных зубов, усиливается деятельность пищеварительных ферментов.
По уровню интеллектуального развития ребенок к концу IV периода должен быть готов к поступлению в школу. Дети 3 — 7 лет любят много рисовать, лепить, писать и даже читать. Этот период жизни важен для дальнейшего формирования здорового образа жизни. Следует также помнить, что в этом возрасте детские инфекционные болезни у них встречаются довольно часто, хотя протекают обычно легче и реже, чем в более старшем возрасте, в котором они чаще вызывают осложнения.
К семи годам роль второй сигнальной системы еще более повышается и слово уже становится самым важным сигналом, что позволяет только в этом возрасте эффективно применять его для образования условных связей, касающихся здорового образа жизни. Следует помнить, что наиболее прочными являются стереотипные формы поведения на основе простых и сложных условных рефлексов. Привычные формы поведения, связанные с личной гигиеной, застольным этикетом, другими формами бытового поведения, закладываются именно в этом возрасте и сохраняются в течение всей жизни.
В младшем школьном возрасте (7—12 лет) относительная функциональная незрелость коры головного мозга может проявляться в несовершенстве процессов анализа и синтеза и малой работоспособности. Мышление детей все еще остается конкретным, хотя они и начинают уже пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому формирование здорового образа жизни должно вестись при строгом соблюдении режима учебы, труда и отдыха и строиться не только на словесном логическом доказательстве, но и обязательно с использованием наглядных действий, помня о подражательности и внушаемости поведения детей и их конкретно-образном мышлении.
Возрастные функциональные особенности высшей нервной деятельности детей при формировании здорового образа жизни отражаются на их поведении, для которого характерны слабая концентрация (большая отвлекаемость) и незначительное время активного внимания; большая подвижность (сменяемость) желаний (потребностей); утомляемость и, как следствие, неусидчивость.
Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется ускорением роста и значительной перестройкой эндокринного аппарата: усилением функций половых и щитовидной желез, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие продуктов жизнедеятельности этих желез. При несоблюдении здорового образа жизни могут возникнуть нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость, переутомление, эндокринные расстройства (болезни щитовидной железы, ожирение и др.), сосудистые дистонии.
У подростков наиболее интенсивно развивается абстрактное (отвлеченное) мышление, появляется интерес к лицам противоположного пола. Перестройка организма в связи с половым созреванием отражается на настроении подростка, состоянии его здоровья и поведении. Под действием мощного выброса половых гормонов нарушается уравновешенность нервных процессов в сторону преобладания возбуждения. Эти функциональные изменения могут приводить к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивости, грубости, нетерпению и т.д.) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Вместе с тем требования к нему со стороны взрослых растут часто без учета функциональных особенностей этого возраста.
Режим труда и отдыха.Здоровый образ жизни, режим труда и отдыха, физическая культура и спорт, интеллектуальные увлечения, доброжелательность и понимание со стороны взрослых — вот основные условия того, что переходный период пройдет для подростка без функциональных расстройств и не скажется на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Некоторые подростки начинают работать на производстве или в сфере обслуживания, в связи с чем необходимы особое внимание к формированию и соблюдению здорового образа жизни, контроль со стороны семьи и общества за режимом подростка и правильным его питанием.
Из характеристики периодов детства вовсе не вытекает, что вследствие возрастных особенностей ребенок должен непременно болеть. Здоровье ребенка во многом зависит от понимания им и родителями роли здорового образа жизни в формировании и укреплении здоровья.
Врожденные морфофункциональные особенности нервной системы, а также многие биологические и социальные факторы внешней среды окончательно формируют здоровый образ жизни и психику человека примерно к 20 годам (вид мышления, волю, память, темперамент, характер). Однако функциональное совершенствование высшей нервной деятельности (ВНД) продолжается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия, касающиеся объема приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), вида мышления и способности к анализу (установление причинно-следственных связей), силы воли (способности управлять своими потребностями) и других особенностей высшей нервной деятельности, формирующих особенности поведения человека в социальной среде.
Социальные факторы, роль воспитателей являются ведущими в формировании здорового образа жизни.
.
Источник
Тема занятия:
Нервно-психическое развитие (НПР) детей.
Цель занятия:
Изучив данную
тему, студенты должны знать:
Морфологические
особенности мозга новорожденного
ребенкаРост и дифференцировку
структур ЦНС после рождения ребенкаБезусловные
рефлексы и их значение в оценке зрелости
новорожденногоСенсорное развитие
первых месяцев и лет жизниРазвитие движений,
условно-рефлекторной деятельности и
речи у детейКритерии
нервно-психического развития детей
различного возраста.
Студенты должны
уметь:
Оценить состояние
безусловных рефлексов у новорожденного
ребенкаОценить
нервно-психическое развитие детей
различного возрастаОпределить группу
НПРСоставить режим
дня в зависимости от возраста.
Краткое изложение
теоретического материала. НПР
– это совершенствование, качественное
изменение интеллектуальных и двигательных
умений ребенка. НПР обеспечивает ребенку
адекватное взаимодействие с внешней
средой. Непременным условием НПР являются
процессы морфофункциональной
дифференцировки ЦНС.
К моменту
рождения у здорового доношенного
новорожденного ребенка достаточно
хорошо развиты спинной, продолговатый
мозг, ствол, гипоталамус. С этими
образованиями связаны центры
жизнеобеспечения. Они обеспечивают
жизнедеятельность, выживаемость
новорожденного, процессы адаптации к
окружающей среде.
К рождению головной
мозг является наиболее развитым органом.
У новорожденного масса мозга составляет
1/8-1/9 массы тела, к концу первого года
жизни она увеличивается в 2 раза и равна
1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет
1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные
борозды и извилины выражены очень
хорошо, но имеют малую глубину. Мелких
борозд мало, они появляются только в
первые годы жизни. Размеры лобной доли
относительно меньше, а затылочной
больше, чем у взрослого. Боковые желудочки
относительно велики, растянуты. Длина
спинного мозга увеличивается несколько
медленнее, чем рост позвоночника, поэтому
нижний конец спинного мозга с возрастом
перемещается кверху. Шейное и спинное
утолщения начинают контурироваться
после 3 лет жизни.
Для мозговой ткани
ребенка характерна значительная
васкуляризация, особенно серого вещества.
Одновременно отток крови из мозговой
ткани слабый, поэтому в нем чаще
накапливаются токсические вещества.
Мозговая ткань более богата белковыми
веществами. С возрастом количество
белка снижается с 46% до 27%. К рождению
количество зрелых нейроцитов, которые
потом войдут в состав коры головного
мозга, составляет 25% от общего количества
клеток. Одновременно имеется гистологическая
незрелость нервных клеток к рождению
ребенка: они овальной формы, с одним
аксоном, в ядрах есть зернистость, нет
дендритов.
К моменту рождения
относительно незрелы кора головного
мозга, в разной степени дифференцированы
подкорковые двигательные центры (при
достаточно зрелой таламо-паллидарной
системе слабо развито полосатое ядро),
не закончена миелинизация пирамидных
путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется
малой толщиной, малыми размерами
полушарий и поверхностными бороздами.
Недоразвитие коры
и превалирующее влияние подкорки
сказывается на поведении ребенка.
Недоразвитие коры, полосатого ядра,
пирамидных путей делает невозможными
произвольные движения, слуховое,
зрительное сосредоточение. Доминирующее
влияние таламо-паллидарной системы
объясняет характер движений новорожденного.
У новорожденного непроизвольные
медленные движения носят массовый
генерализованный характер при общей
ригидности мускулатуры, которая
проявляется физиологической гипертонией
сгибателей конечностей. Движения
новорожденного ограниченные, хаотичные,
беспорядочные, атетозоподобные. Тремор
и физиологический мышечный гипертонус
постепенно угасают после первого месяца
жизни.
Превалирующая
активность подкорковых центров при
слабом влиянии коры проявляется
комплексом врожденных безусловных
рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе
которых лежат три: пищевой, оборонительный,
ориентировочный. Эти рефлексы орального
и спинального автоматизма отражают
зрелость нервной системы новорожденного
ребенка.
ВБР новорожденного
ребенка.
Рефлексы в положении
ребенка на спине: поисковый рефлекс
Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс,
ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс
обхватывания или объятия (Моро),
шейно-тонический асимметричный рефлекс,
хватательный рефлекс (Робинсона),
подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.Рефлексы в
вертикальном положении: ребенка берут
со стороны спины за подмышечные впадины,
большие пальцы врача поддерживают
голову. Рефлекс опоры или выпрямления;
автоматическая походка или шаговый
рефлекс.Рефлексы в положении
на животе: защитный рефлекс, лабиринтный
тонический рефлекс, рефлекс ползания
(Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.
Формирование
условных рефлексов идет после рождения
и связано с пищевой доминантой.
Развитие нервной
системы продолжается после рождения
вплоть до пубертатного периода. Наиболее
интенсивные рост и развитие головного
мозга наблюдаются в первые два года
жизни. В постнатальном периоде разные
отделы нервной системы заканчивают
развитие в разные сроки. В первом
полугодии заканчивается дифференцировка
полосатого ядра, пирамидных путей. В
связи с этим исчезает ригидность мышц,
спонтанные движения заменяются
произвольными. Мозжечок интенсивно
растет и развивается во втором полугодии,
его развитие заканчивается к двум годам.
С развитием мозжечка формируется
координация движений.
Первым критерием
НПР ребенка является развитие произвольных
координированных движений.
Уровни организации
движений по Н.А. Бернштейну.
Спинальный уровень
– на 7 неделе внутриутробного развития
начинается формирование рефлекторных
дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга.
Проявляется сокращением мышц в ответ
на раздражение кожи.Руброспинальный
уровень – в рефлекторные дуги включается
красное ядро, благодаря чему обеспечивается
регуляция мышечного тонуса и моторики
туловища.Таламопаллидарный
уровень – со второй половины беременности
происходит образование ряда подкорковых
структур двигательного анализатора,
интегрирующих деятельность экстрапирамидной
системы. Этот уровень характеризует
двигательный арсенал ребенка первых
3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные
рефлексы, формирующиеся позотонические
рефлексы и хаотические движения
новорожденного ребенка.Пирамидностриарный
уровень – определяется включением в
регуляцию полосатого тела с его
разнообразными связями, в том числе и
с корой головного мозга. Движения этого
уровня — основные крупные произвольные
движения, формирующиеся на 1–2 годах
жизни.Кортикальный,
теменно – премоторный уровень –
развитие тонких движений с 10–11 месяцев,
совершенствование двигательных навыков
в течение всей жизни человека.
Рост коры
осуществляется, в основном, за счет
развития лобной, теменной, височной
областей. Пролиферация нейронов
продолжается до года. Наиболее интенсивное
развитие нейронов отмечается на 2-3
месяце. Это определяет психоэмоциональное,
сенсорное развитие ребенка (улыбка,
смех, плач со слезами, комплекс оживления,
гуление, узнавание своих и чужих).
Второй критерий
НПР – психоэмоциональное и сенсорное
развитие.
Различные области
и поля коры заканчивают развитие в
разные сроки. Центры движения, слуха,
зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и
теменная области окончательно созревают
к 12 годам. Завершение миелинизации
проводящих путей достигается только к
3-5 годам постнатального развития.
Незавершенность процесса миелинизации
нервных волокон определяет относительно
низкую скорость проведения возбуждения
по ним. Окончательное созревание
проводимости достигается в 10-12 лет.
Развитие сенсорной
сферы. Болевая чувствительность –
рецепторы болевой чувствительности
появляются на 3 месяце внутриутробной
жизни, однако болевой порог чувствительности
у новорожденных значительно выше, чем
у взрослых и детей старшего возраста.
Реакции ребенка на болевой раздражитель
носят сначала общий генерализованный
характер, и только через несколько
месяцев возникают местные реакции.
Тактильная
чувствительность – возникает на 5–6
неделе внутриутробного развития
исключительно в периоральной области
и к 11–12 неделям распространяется на
всю поверхность кожи плода.
Терморецепция
новорожденного ребенка морфологически
и функционально зрелая. Холодовых
рецепторов почти в 10 раз больше, чем
тепловых. Расположены рецепторы
неравномерно. Чувствительность ребенка
к охлаждению существенно выше, чем к
перегреванию.
Глаза новорожденного
ребенка относительно большие, их
соотношение к массе тела у новорожденного
в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом
глаза происходит изменение рефракции.
В первые дни после рождения ребёнок
открывает глаза на короткое время, но
у него к моменту рождения не сформирована
система синхронного открывания обоих
глаз. Рефлекторное смыкание век при
приближении к глазу какого-либо предмета
отсутствует. Асимметрия движения глаз
исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.
В первые часы и
дни жизни детям свойственна гиперметропия
(дальнозоркость), с годами ее степень
уменьшается. Также для новорожденного
ребенка характерна умеренная фотофобия,
физиологический нистагм.Зрачковая
реакция у новорожденного наблюдается
как прямая, так и содружественная, то
есть при освещении одного глаза суживаются
зрачки обоих глаз. С 2 недель появляется
секреция слезных желез, а с 12 недель
слезный аппарат участвует в эмоциональной
реакции. В 2 недели возникает преходящая
фиксация взора, обычно монокулярная,
постепенно она развивается и в 3 месяца
ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует
взглядом неподвижные предметы и
прослеживает движущиеся. К 6 месяцам
повышается острота зрения, ребенок
хорошо видит не только крупные, но и
мелкие предметы.
На восьмой неделе
постнатального развития появляется
мигательная реакция на приближение
предмета и на звуковое раздражение, что
свидетельствует о формировании защитных
условных рефлексов. Формирование
периферических полей зрения завершается
только к 5 месяцу жизни.С 6 до 9 месяцев
устанавливается способность
стереоскопического восприятия
пространства.
Когда ребёнок
появляется на свет, он воспринимает
окружающие предметы как множество
цветовых пятен, а звуки, как шум. На то,
чтобы научиться распознавать образы,
или связывать звуки во что-то осмысленное,
уходят два первых года его жизни. Реакция
младенца на яркий свет и звук носит
оборонительный характер. Для того, чтобы
младенец научился из отражающихся у
него в глазах туманных пятен выделять
лицо матери (в первую очередь) а затем
и других ему близких людей, в затылочной
коре его головного мозга должны
выработаться условные связи, а затем
стереотипы, представляющие из себя
сложные системы таких связей. Так,
например, восприятие ребёнком пространства
складывается из содружественной работы
многих анализаторов и в первую очередь
зрительного, слухового и кожного. Более
того, связи в коре головного мозга,
отвечающие за сложные структуры,
обеспечивающие представление о нахождении
самого ребёнка в замкнутом пространстве,
формируются довольно поздно. Поэтому
ребенок первых лет жизни, находясь в
замкнутом пространстве, не фиксирует
свой взор на отдельных предметах и часто
их просто не замечает.
Представленные
факты во многом объясняются сравнительно
поздним развитием у ребёнка макулярной
области глаза. Так развитие макулы в
значительной степени завершается через
16 -18 недель после рождения ребёнка.
Дифференцированный подход к ощущению
цвета у ребёнка начинается лишь в 5 – 6
месячном возрасте. Лишь к 2 – 3 годам
дети могут правильно оценить цвет
предмета. Но к этому сроку морфологическое
«созревание» сетчатки не заканчивается.
Расширение всех её слоёв продолжается
до 10 – 12 лет, а следовательно, только к
этому возрасту окончательно формируется
цветоощущение.
Формирование
слуховой системы начинается во
внутриутробном периоде на 4 неделе. Уже
к 7 неделе образуется первый виток
улитки. На 9 – 10 неделе внутриутробного
развития улитка имеет 2,5 витка, т.е
строение её приближается к таковому у
взрослого человека. Формы, характерной
для взрослого, улитка достигает на 5
месяце развития плода.
Способность
реагировать на звук появлется у плода
в пренатальном возрасте. Новорожденный
ребенок слышит, но способен дифференцировать
силу звука только около 12 децибел
(различает звуки по высоте на одну
октаву), к 7 месяцам он начинает различать
звуки, отличающиеся между собой всего
на 0,5 тона.
В возрасте от 1
года до 2 лет формируется слуховое поле
коры (41 поле по Бродману) головного
мозга. Однако окончательное его
«созревание» происходит приблизительно
к 7 годам. Следовательно, даже в указанном
возрасте слуховая система ребёнка не
является функционально зрелой.
Чувствительность к звуку достигает
максимума лишь к юношескому возрасту.
С развитием коры
постепенно угасает большинство врожденных
безусловных рефлексов в течение первого
года. Под влиянием внешних раздражителей
формируются условные рефлексы.
На базе условных
рефлексов развивается речь – третий
критерий НПР. До 6 месяцев проходит
подготовительный этап речи — ребенок
общается с окружающими только с помощью
эмоций: улыбкой, комплексом оживления
при обращении к нему, гулением,
дифференцировкой интонации. Гуление –
произношение первых звуков (а, гу-у,
э-э-э и т.д.).
Непосредственно
речь развивается после 6 месяцев:
способность понимать слово (речь
сенсорная) и говорить (речь моторная).
Лепет – произношение отдельных слогов
(ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.).
К концу 1 года жизни
в лексиконе ребенка имеется уже 8-12 слов,
смысл которых он понимает (дай, мама,
папа, и др.). Среди них имеются
звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав
– собачка, тик — так – часы и др.). В 2 года
запас слов доходит до 300, появляются
короткие предложения.
Благодаря тому,
что у новорожденного ребёнка активно
функционируют сенсорные системы, у него
развивается наиболее простой вид памяти
– кратковременный сенсорный отпечаток.
Этот вид памяти базируется на свойстве
сенсорной системы сохранять и удлинять
действие стимула (предмета нет, а человек
его видит, звук прекратился, но мы его
слышим). У взрослого эта реакция длится
около 500 мск, у ребёнка из-за недостаточной
миелинизации нервных волокон и меньшей
скоростью проведения нервного импульса
– несколько дольше.
У новорожденного
ребёнка функции кратковременной и
долговременной памяти, прежде всего,
связаны с деятельностью слуховых и
сенсорных систем, а в более поздние
сроки – с локомоторной функцией. Со
второго месяца жизни ребёнка в формирование
памяти включаются и другие отделы коры.
При этом скорость образования временной
связи индивидуальна и уже в этом возрасте
зависит от типа высшей нервной
деятельности.
У новорожденного
из-за незрелости коры головного мозга
внимание осуществляется благодаря
простым формам ориентировочных реакций
(на звук, свет). Более сложные
(интегрированные) механизмы процесса
внимания появляются в возрасте 3 – 4
месяцев. В этот период на электроэнцефалограмме
периодически начинает формироваться
затылочный -ритм,
но в проекционных зонах коры он
непостоянен, что свидетельствует об
отсутствии у ребёнка осознанных реакций
в сфере сенсорных модальностей.
НПР ребенка
зависит от факторов внешней среды,
воспитания, которые могут либо
стимулировать развитие определенных
навыков, либо тормозить.
В связи с
особенностями нервной системы ребенок
не может быстро переключиться с одного
вида деятельности на другой, быстро
утомляется. Ребенка от взрослого
отличает высокая эмоциональность,
подражательная деятельность.
Оценка НПР
проводится в декретированные (эпикризные)
сроки по соответствующим возрасту
критериям (Приложение 3)
Вопросы для
самоподготовки
Антенатальный
период развития нервной системы.
Факторы, влияющие на развитие нервной
системы в дородовом периоде.Морфофункциональные
особенности нервной системы новорожденного
ребенка.Оценка зрелости
нервной системы новорожденного ребенка.
Рефлексы новорожденного ребенка.Последовательность
дифференцировки нервной системы после
рождения.Развитие
анализаторов. Сенсорное развитие.Этапы развития
движения.Сроки угасания
безусловных рефлексов.Условнор?