Эстетическое развитие ребенка в дидактической игре

Татьяна Анатольевна Мухина
Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

«. Дайте же детям играть,

пока игра их радует, влечет к себе

и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е. А. Покровский

Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.

Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению.

Нами была разработана система работы по художественно-эстетическому развитию

1. Создание условий для художественно-эстетического развития

2. Разработка серии дидактических игр

3. Взаимодействие со специалистами и родителями.

Наша работа по использованию дидактическихигр состояла из следующих этапов: они представлены на слайде

1. Введение дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.

2. Создание психолого-педагогических условий, закрепления полученных навыков в играх.

3. Создание условий для обобщения умений, навыков в изобразительной деятельности и перенос их в самостоятельную деятельность детей.

Составляя перспективный план распределили материал по видам изобразительного искусства.

1. Ознакомление с живописью.

-Ознакомление с натюрмортом.

-Ознакомление с пейзажем.

-Ознакомление с портретом.

2. Ознакомление с декоративно- прикладным искусством.

(хохломская, филимоновская, городецкая, дымковская)

3. Сказочно- былинный жанр.

4. Архитектура.

Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольниковможно разделить на три основные вида:

1. Игры с предметами;

2. Настольно – печатные игры;

3. Словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами в своей работе я использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, «Черепашка», «Мозаика», «Весёлые замочки», «Собери матрёшек», «Найди свой цветок», «Цветочная поляна» и др.

В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.

1. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».

2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения.Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы»дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.

Читайте также:  Показатели развития ребенка трех лет

3. Игры,закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине.Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).

4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры — «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».

5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне

6. Игры для ознакомления с жанровой живописью, например, «Жанры живописи», «Собери (пейзаж, натюрморт, портрет).

7. Игры по декоративно -прикладному искусству «Продолжи узор», «Художественный салон», «Укрась фартук»

8. Игры направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов «Чьи картины?».

9. Игры направленные на знание искусствоведческих терминов «Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт»

10. Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.

11. Игры на развитие эмоциональной сферы «Зеркальце», «3медведя»

12. Схемы и модели

2. Словесные игры.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

В своей работе я использую такие игры:

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.).

«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»— я называю растение или животное, дети — общую группу, к которой они относятся.

После каждой дидактической игры, детские работы оцениваются взрослым или самими детьми. Таким образом, развивается умение детей давать эмоционально-эстетическую оценку работам, выполненными самими детьми (своей собственной и других детей).

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Читайте также:  Показатели развития ребенка на первом году жизни

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда.

Источник

Людмила Остроушко
Дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Снеговик и Солнышко»

Цель: Развивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»

Материал: изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.

Задание: подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

Дидактическая игра «Попугай художник»

Цель: уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.

Материал: картинка с изображением попугая, цветные капельки.

Задание: внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.

Дидактическая игра «Волшебная палитра»

Цель: развивать чувство цвета.Материал: гуашь, палитра.

Задание: педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету, как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Дидактическая игра «Веселая палитра»

Цель: развивать чувство цвета.

Материал: карточки с предметами, палитры с оттенками цветов.

Задание: назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет.Подбери все пары: лимонный — лимон. (т. д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому — морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе — сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный — это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Дидактическая игра «Волшебные картинки»

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: лист бумаги с незаконченным изображением, карандаши.

Задание: дорисовать картинку, отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что-то своё, непохожее на другие картинки.

Дидактическая игра «Чудесный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши.

Задание: педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Дидактическая игра «Угадай, что получится?»

Цель: развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: лист бумаги, карандаши.

Задание: педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию, но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть, и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

Читайте также:  Детские программы для развития ребенка с года

Дидактическая игра «Чего на свете не бывает?»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: цветные карандаши, бумага.

Задание: педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать,что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Дидактическая игра «Что это может быть?»

Цель: развивать воображение.Материал: Гуашь, палитры.

Задание: педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал

Дидактическая игра «Расскажи об их настроении»

Цель: развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага, цветные карандаши.

Задание: педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

Дидактическая игра «Поможем художнику»

Цель: развивать творческое воображение.Материал: Цветные карандаши, бумага.Цель: педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

Дидактическая игра «Придумай сам»Цель: развивать воображение, фантазию.

Задание: педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

Дидактическая игра «Веселый гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Задание: педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать

Дидактическая игра «Перевертыши»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.Материал: карандаши, листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.

Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Источник