Эстетическое развитие и одаренный ребенок

Эстетическое развитие и одаренный ребенок thumbnail

Художественно-эстетическое развитие и одаренность детей

Художественное развитие детей дошкольного возраста стало привлекать к себе общественное внимание еще и в связи с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, на развитие его способностей и сохранение его самобытности. Именно поэтому, ценность и развитие художественно — эстетического воспитания является приоритетной задачей на первых ступенях образования. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.

Дошкольный возраст сенситивен художественному воспитанию и развитию, ребенок сам стремится запечатлеть все то, что видит вокруг себя, ребенок взаимосвязан с природой, тонко чувствует и открыт для красивого, волшебного, чудесного, доброго, необычного и прекрасного в мире. Если упустить и недосмотреть этот период детского развития, практически невозможно будет полностью наверстать его в будущем.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромный потенциал в развитии творчества детей дошкольного возраста, дети получают определенный художественно-эстетический опыт, их стремление к познанию окружающего мира отражается в желании отразить свои полученные впечатления, эмоциональные, фантазийные переживания в доступных видах художественно-прикладного искусства: лепка, рисунок, аппликация.

Рассматривая вопрос о выявлении талантов и становлении уникальной личности ребенка, важно отметить особую роль художественного воспитания, Его цель – не подготовка художников, дизайнеров или профессиональных музыкантов, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида одаренности. Ведь, что отличает незаурядного творческого малыша? Безусловно, способность видеть необычное в обычном, по – особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой неповторимый выбор. Сразу отметим, что талант, одаренность – это во многом тайна, раскрытие которой требует не просто специальной образовательной программы или уникальной педагогической технологии (пусть даже индивидуализированной, инновационной), а особенного бережного, тонкого отношения и осознанно трепетного подхода со стороны родителей и педагогов

Творчество детей — естественная составляющая их развития. У каждого малыша есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он раскрывается как личность. В его сознании складывается позитивная «эстетическая доминанта», приобретающая характер мировоззренческой установки личности.

Что же такое талант? Талант — это индивидуальные способности, присущие человеку от рождения, развивающиеся на протяжении жизни и ярко выраженные в избранной деятельности. Талант – это то, что конкретный человек любит делать больше всего. То, к чему он возвращается снова и снова, чему отдает предпочтение среди других своих занятий и видов деятельности. То, от чего он получает подлинное удовольствие и в чем полноценно реализуется. То, в чем он может совершенствоваться и развиваться, но при этом обладать своей уникальностью.

Потенциальный талант ребенка зависит от родителей и природы, поскольку дается с рождения. Но поддержка и развитие таланта зависят от самого человека. Ведь талант – это способности, которые раскрываются, реализуются и развиваются только в деятельности и зависят от приобретаемого опыта (жизненного, культурного, профессионального).

Раскрытие и расцвет таланта проходят условно в три этапа:

  • Скрытый талант,
  • Выявление таланта,
  • Поддержка, развитие и применение таланта.

Утверждение «талант всегда пробьется» чрезмерно оптимистичен. Он к тому же неправомерен в нравственном отношении, потому, как бы снимает с нас ответственность за признание, охрану и развитие детской одаренности. О тех талантах, которые по каким-либо причинам «не пробились», мы просто ничего не знаем, не знают и несостоявшиеся обладатели этих талантов. А чтобы потенциальная художественная одаренность маленького человека «пробилась» необходимо создавать условия.

Художественное творчество детей спонтанно, самобытно, и поэтому мы должны создавать для его развития и формирования благоприятные условия. Умение создавать развивающую среду (обогащенную, культурную, эстетическую, вызывающую желание делать открытия) и организовать творческое игровое восприятие. Воспитывать художественную одаренность можно только на качественном и при этом доступном художественном материале. Среда должна быть организованна таким образом, что предоставить свободу для самовыражения, непринужденную атмосферу для творческой активности дошкольника, предоставляя ребенку разнообразный и интересный материал для творчества. В условиях учебного учреждения существует возможность организовать такую творческую среду, которая будет учитывать возрастные психологические особенности ребенка, которая будет направлена на всестороннее развитие его личности, и конечно на художественно-эстетическое, нравственное воспитание.

Система  деятельности по организации работы с одарёнными

В МБДОУ «Детский сад №5 «Аленушка» г. Мичуринска сложилась своя  система диагностики одаренности ребенка в различных сферах. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Направления работы

Методы работы

1

Выявление одарённых и талантливых детей

  • анализ особых успехов и достижений ребенка;
  • диагностика потенциальных возможностей детей;
  • использование метода экспертных оценок, наблюдения.

2

Психолого–педагогическое сопровождение  одарённых дошкольников

  • составление  индивидуального  маршрута развития;
  • создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;
  • осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
  • содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми;
  • помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности:  индивидуальные творческие задания;
  • работа в детской лаборатории;
  • организация проектной деятельности.

3

Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей

система мониторинга достижения планируемых результатов  по образовательной области Познавательное развитие. 

4

Поощрение одарённых детей

награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  дошкольного учреждения

5

Работа с родителями одарённых детей

  • совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя;
  •  беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ;
  •  поддержка и поощрение родителей талантливых детей

6

Работа с педагогическим коллективом

  • обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми: «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения»,
  • консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду»,
  •  «Вариативность использования интегрированного метода обучения».
  • Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7

Взаимодействие ДОУ с  благоприятных      условий

другими структурами социума для создания

развития одарённости.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка с нарушением интеллекта в семье

Второе важнейшее условие – индивидуализация образования, учет интересов, пристрастий, возможностей и потенциала каждого ребенка в его непосредственном выборе художественного материала, способа самовыражения в различных видах деятельности и. конечно же, стремление сохранить индивидуальную самобытность маленького творца, присущую только ему оригинальность, уникальность, редкость.

Главной задачей художественно — эстетического воспитания является изыскание и разработка таких педагогических методов и технологий, которые помогли бы бережно пронести яркий мощный огонь детского творческого периода в душевный строй взрослого человека. Необходимо, чтобы педагогические усилия не только сохранили во взрослом максимум творческой активности, но и превратили бы ее в лейтмотив всей сознательной жизни человеческого бытия.

Педагог, даже не обладающими какими – либо талантами, должен стремиться создавать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

Основная цель художественного воспитания – культура творческой личности, проявляющей себя общественно и индивидуально, — личности созидающей в сложном процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира художественной ценности.

Настоящая личность — это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая. Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Художественное творчество является одним из путей познания мира через самопознание себя. Оно рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляется на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Художественно-продуктивная деятельность является по своей сути детским искусством, обусловленным способами восприятия мира и направленным на создание художественной формы в ее собственной эволюции; предполагает не столько рационально – логическое, сколько эмоционально – образное познание жизни; выступает средством освоения и выражения доступными средствами социокультурного опыта; вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает саму возможность создания художественного образа как «эстетического обобщения» и пробуждает особую эстетическую позицию; выполняет осмыслительную и проективную роль в процессе познания ребенком окружающего мира

Никогда, ни в каких условиях существования человеческое общество не обходилось без того, что мы называем искусством, художественным творчеством. Художественное освоение мира – неотделимая составляющая человеческого существования в этом мире. А художественное развитие каждого нового поколения – условие возможного художественного освоения мира, сохранения и развития художественной культуры. А значит, и человеческого способа существования.

Список литературы:

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Культура и просвещение, 1922. – 84 с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер. 2011 – 448 с.

3.  Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети, индивидуальный подход в художественном развитии. – М.: ИД «Цветной мир». 2012. –142 с.

4.  Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно — эстетическое развитие». – М.: ИД «Цветной мир». 2015. – 135 с.

5. Мелик – Пашаев А.А., Новоявленская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: «Феникс», 2006 – 112 с.

6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: У- Фактория. 2004 – 272 с. 

Источник

Ирина Фильчакова
Развитие одаренных детей посредством художественно-эстетической деятельности

На сегодняшний день общество нуждается в высокоинтеллектуальной творческой личности, способной внести свой вклад в духовное и социально-экономическое развитие своей страны. Поэтому феномен одаренности стал все более привлекать внимание ученых и педагогов.

Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся необычайными способностями, отличительными чертами таланта в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте детям свойственна любознательность, интерес ко всему. У дошкольников уже в этот период можно выявить удивительные способности к какому-либо виду деятельности, присмотреться к характерным чертам талантливости. Одаренные дети могут часами заниматься интересующей их деятельностью, стремительно развиваясь в этом направлении. Для того, чтобы детская одаренность развивалась более успешно, необходимо:

Читайте также:  Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

— предоставить дошкольнику возможность самостоятельно проявить себя в своей деятельности;

— поощрять и развивать его индивидуальные способности;

— осуществлять систематическую работу для всестороннего развития ребенка.

Наиболее распространенным видом детской одаренности можно считать художественно-творческую деятельность, направленную на формирование и развитие творческих способностей дошкольника и раскрытие его индивидуальных возможностей. В данном виде деятельности у ребенка самостоятельно возникает желание и потребность творить своими руками то, что ему нравится. Здесь дошкольник проявляет удивительную фантазию, старательность, усидчивость, кропотливость. Миссия взрослых состоит в том, чтобы развить эти способности далее, раскрыть талант ребенка, дать возможность проявить себя как творческую личность.

В организации работы по художественно-творческой деятельности воспитателю необходимо создать положительный настрой на предстоящую работу, учитывать индивидуальные способности ребенка, побуждать его к созданию своего уникального продукта. Творчески одаренный ребенок очень эмоционально реагирует на красоту действительности, ощущает гармонию цветовых сочетаний и пластику форм в природе и произведениях искусства, искренне передает свои впечатления.

Творческая одарённость — особый вид одарённости, который предполагает воплощать замысел ребенка в своей работе, создать что- то свое неповторимое, уникальное в том или ином виде деятельности. Выделяют следующие составляющие художественной одарённости:

— особое эстетическое отношение к миру;

— направленность на создание художественного образа;

художественное воображение.

Процесс художественно – творческой одарённости детей приобретает целенаправленное и эффективное действие при реализации следующих педагогических средств:

— наличие развивающей творческой среды в детском саду, позволяющей познакомить ребенка с различными художественными приемами, материалами, способами изготовления продуктов творчества;

— обеспечение взаимодействия ребенка и взрослых в процессе совместной творческой деятельности.

В процессе формирования творческого потенциала во время художественной деятельности дошкольники имеют возможность получить необходимые знания о свойствах разнообразных природных и искусственных материалов, различных видах инструментов и их применении на практике.

В продуктивной изобразительной деятельности широко используются разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальчиковая живопись, рисование по мокрому листу, рисование воском, песком, набрызг, кляксография, оттиски, штампование и др.

Нетрадиционные методы рисования позволяют развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Такая деятельность вызывает восторг у детей, так как это свободный творческий процесс и здесь ребенок самостоятельно создает свои композиции. В конечном итоге в глазах дошкольников отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы. Поэтому, чтобы интерес к творчеству не угас, следует постоянно поддерживать благоприятный эмоциональный фон. Необходимо поддерживать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что его творение приносит окружающим радость.

Развитие творческих способностей у дошкольников должно осуществляться не только в рамках детского сада, но и в семейном окружении. Семья и детский сад – вот основные источники, которые в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для воспитания будущих талантливых личностей. Таким образом, полноценное воспитание и развитие творчества детей способно реализоваться с помощью согласованной организации работы детского сада и семьи.

Список использованной литературы

1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – Москва, 1998. – 215 с.

Источник

  • 6 февраля 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога дополнительного образования»

Каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями. Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников.

В соответствии с Рабочей концепцией одарённости, 2003 году  разработанной Министерством образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети»  под одарённым ребёнком понимается ребёнок, который  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Представление об одарённости, изложенное в данной «Концепции», в значительной степени расходится с привычным представлением об одарённости как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребёнка. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления.

Мы в своей работе исходим из принципа, что каждый ребёнок  талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо  развивать  активность детей совместно с родителями. 

Иначе, в случае с одной стороны систематизированной работы педагогов, направленной на развитие детской активности и таланта, а, с другой стороны, пассивности родителей, эта работа будет неплодотворной и безрезультатной, можно сказать «игрой в одни ворота».

Читайте также:  Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников. Следует отметить, что в развитии одарённости особое значение имеет собственная активность ребёнка.

При разработке основной общеобразовательной программы, нами были принято решение, что часть, формируемая участниками образовательных отношений, будет направлена на развитие одарённости в художественно-эстетическом направлении.

В своей работе по развитию одарённости исходим из того, что ребёнку необходимо создать условия для развития его активности и максимальной   реализации  внутренних предпосылок выдающихся достижений в художественно-эстетическом направлении.

Система выявления одарённости в рамках образовательной  деятельности  строится следующим образом:    

1. Выявление детей, обладающих яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеющих внутренние предпосылки для таких достижений в художественно-эстетическом направлении – путём наблюдения за активностью, результатами продуктивной деятельности и успехами ребёнка.

2. Психолого-педагогическое сопровождение  воспитанников, которое  предполагает  создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей:

  • осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости и талантливости;
  • участие в различной концертной деятельности, конкурсах, смотрах и т.п.;
  • работа с родителями (законными представителями) одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и педагога. Проведение для родителей мастер-классов, поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

3. Создание условий для развития активности детей, в том числе совместной деятельности родителей и педагогических работников по развитию талантливости ребёнка путём проведения концертов, мероприятий, выставок художественных работ и декоративного  творчества,  а также создание условий для участия ребёнка в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах, в том числе интернет-конкурсах.

4. Поощрение детей, проявивших выдающиеся достижения в художественно-эстетическом направлении в таких формах как: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  образовательной организации.

5. Работа с педагогическим коллективом путём проведения обучающих семинаров-практикумов, мастер-классов по вопросам выявления, создания условий  и последующей работы с яркими детьми.

Цель развития детской художественной одарённости состоит в приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Развитие детской одарённости художественно-эстетической направленности осуществляется в рамках вокальной студии «Аккорд» и изостудии «Волшебная косточка». В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка и его художественной одарённости, раскрытию творческих способностей. Занятия проводятся на добровольной основе всех участников образовательных отношений.

На занятиях создаются условия для развития активности ребёнка путем предоставления свободы творчества, свободы выбора, метода и техники художественного  исполнения замысла.

В последнее время наметилась тенденция увеличения количества детей, обдающих яркими достижениями или предпосылками для таких достижений, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом практическая деятельность показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья обладают также предпосылками для ярких достижений.

Таким образом, работы по выявлению одаренности  у детей интегрируется с коррекционной работой. В том числе, занятия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии «Аккорд» и изостудии «Волшебная кисточка» позволяют ребёнку раскрыться, преодолеть психические нарушения развития личности, социализироваться.

Полученные результаты художественной деятельности ребёнка (рисунки, поделки) являются материалом для последующей работы педагога-психолога с ребёнком по коррекции имеющихся нарушений и позволяет оценить психическое состояние ребёнка. Выступая и принимая участия в разных мероприятиях у тетей появляется возможность на самоутверждение.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работа  по выявлению и  развитию одаренности  как в художественно-эстетическом направлении, так и в других областях развития, является не работой одного педагога, а является совместной работой всех участников образовательных отношений (самих детей, их родителей и всех педагогических работников).

На основании изложенного, предлагаем:

  • разработать муниципальную программу по выявлению одарённых детей и развитию одарённости не только через систему дополнительного образования, а начиная с младшего возраста;
  • организовывать и проводить открытые выставки детского художественного творчества для того, чтобы педагогические работники и родители имели возможность посмотреть результат деятельности, как своего ребёнка, так и других детей.

Составитель: Казанцева Лариса Алексеевна, учитель музыки, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» п. Рябчинка Искитимского района  Новосибирской области.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник