Эстетическое образование в развитии личности ребенка

Эстетическое образование в развитии личности ребенка thumbnail

Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

В мире, в котором мы живем, где бок о бок с надеждами проживает тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данные ступени развития самобытной личности как представителя рода человеческого.

Воспитание детей с помощью средств разных видов искусства, для возникновения у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявлять себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть весьма эффективными при условии обеспечения эмоционального благополучия ребенка, при разработке содержания, методов и форм, обеспечивающих ему актуальность в этих видах деятельности.

В сочетании связи обучения и творчества ребенок имеет открытую возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.

Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Подтверждение этому мы находим в работах отечественных педагогов и психологов: Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Козаковой и др.

Важно понимать глубинное значение искусства, которое учит «мыслить образами», ставить себя на место другого человека, сочувствовать, прощать — учит оно пониманию и любви, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания.

Развитие воображения является одной из основоположных задач художественного образования. Сила и влияние нравственно здорового воображения так значительны и ценны, что без них практически невозможно становление духовной жизни личности. Подавлять работу воображения опасно, а часто и невозможно – его нужно лишь правильно развивать. Необходимо дать воображению светлое и чистое движение – и как раз искусство, по существу своему, сообщает воображению эту возвышающую и светлую силу. Педагогу, опираясь на свой опыт, нужно помочь ребенку соответствующе воспринять и осмыслить мир образов художественного произведения, сделать свой выбор в пользу духовности, к которой внутренне устремлено каждое художественно правдивое творение.

Каждая детская работа – это есть кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем особенней, нестандартней замыслы и образы детского творчества.

В настоящее время многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Тяжело видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей. Далеко нередко в наши дни учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего узнавать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку в их головах уже сбиты изначально верные настройки, они захвачены образами «нечистого» воображения. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственного начала неполноценно. Вдобавок, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех для всего мира, не радея о самом важном в развитии еще маленького человека – питании его души.

Именно от нас, взрослых как примера здравомыслящих, зависит, чтобы дети росли не только физически здоровыми, но и обладали своего рода духовным «иммунитетом»: против гордыни, тщеславия, зависти и др. Ребенок может не быть выдающимся физиком, химиком, но при этом нести добро и благо, быть честным, верным и бескорыстным, дорожить любовью и дружбой, уважать старших. Вот, к чему мы должны прийти, а верней вернуться, в своем духовном росте. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство, рукоделие – величайшее духовное наследие русского народа, влекущее к себе чистую душу, несущее высокую нравственность. Это те наставники, которым надлежит выступать в качестве ориентира на современном этапе.

Источник

Роль эстетического воспитания в развитии личности обучающихся

Роль эстетического воспитания, художественный вкус в развитии, всестороннем формировании трудно переоценить, когда личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [13; 35]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Читайте также:  Виды деятельности ребенка и их влияние на его развитие

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувства личности, ее взглядов и убеждений.

В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеется два пути: путь научного познания познание средствами искусства. Он указал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, философы упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [13; 55], – отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

Сегодня для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является литература, музыка и живопись.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М. Горький называл эстетику этикой будущего. Это воздействие носит сложный характер и опосредуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал А.М. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.М. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, многосторонней шири понимания.

Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хемингуэй сравнивал книги с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь «по законам красоты».

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Необходимо, чтобы тяга к духовному общению с искусством постепенно превращалась для них в потребность».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно – эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания.

Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать художественно-эстетического воздействия. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действительным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

Читайте также:  Художественная литература средство развития личности ребенка

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [10; 29].

Таким образом, младший школьный возраст-это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Именно педагог несет ответственность за дальнейшее развитие ребенка не только в интеллектуальном развитии, но и эстетическом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей 1–4 классы. – М.: Рольф, 2001. – 176 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. – С 38–93.

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988. – 523 с.

Борев Ю. Эстетики. – М., 1981. – 387 с.

  1. Буданова И.В. Воспитание в детях чувства прекрасного/Начальная школа. – 1999. – № 6. – С.17–21.

Витковская Н.С. Формирование эстетической культуры младших школьников – Киев, 1985. – 134 с.

Источник

Жанна Брудкова
Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности

Художественно-эстетическое образование в современном региональном образовательном пространстве как фактор социализации личности.

Брудкова Ж. Г., музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 33 г. Белгород

Глубокие социально — экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения.

Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и художественных ценностях.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Обращение к синтезу искусств в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Опираясь на современные музыкальные методики, были созданы условия необходимые для формирования социальной уверенности у детей, которые базировались на принципе интеграции искусств, обеспечивая в конечном результате включение дошкольников в импровизационно-творческую деятельность.

Цель работы – помочь детям активно войти в мир через приобщение к искусству, целенаправленно развивая и формируя социальную уверенность, которая является основой в становлении растущего человека как личности.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Совершенствовать формы и методы работы, развивающие социальную уверенность в процессе использования музыкально – развивающих игр.

2. Наработать музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно – педагогическом процессе.

3. Использование современных технологий в образовательном процессе.

4. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Система работы по художественно-эстетическомувоспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);

• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

• координация работы с другими учреждениями и организациями.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольника позволили выявить противоречия между:

• необходимостью формирования социальной уверенности посредствам интеграции всех видов искусств и педагогическими условиями, созданными для реализации данных требований;

• желанием детей проявлять свое «Я» и недостаточностью представлений и практических навыков их использования.

В поиске решений данной проблемы был сделан вывод, что процесс становления личности можно улучшить и ускорить при направленной работе с помощью музыкально — развивающих игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.

Читайте также:  Среда развития ребенка построение предметно развивающей среды

Именно в игре развиваются оценочные отношения, формирующие самооценку и оценку друг друга, что является важным источником осознания ребенком себя как субъекта деятельности.

Большое значение имеет правильно организованная педагогическая поддержка развития у детей социальной уверенности. Она должна строиться на принципах гуманистической педагогики и психологии. Роль педагога в создании игровой ситуации, в музыкально — развивающих играх велика.

Где, как не в игре, ребенок может не только проявить себя в своих лучших качествах, но и хотеть стать еще лучше, значимее в коллективе сверстников? Это означает, что к стремлению педагога развить в ребенке социальную уверенность подключается осознанное стремление самого ребенка стать социально уверенной личностью, а это в значительной мере повышает процент успеха данного педагогического воздействия.

Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра — самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

В соответствии с введением в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяет общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. Однако всегда желательно объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Воспитание средствами искусства — неотъемлемая часть достойного образования и развития личности ребенка. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного» (цит.по: 2). В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей. Восприятие музыки чаще всего сопровождается чтением стихотворений, показом репродукций картин, ребенок может звучание музыки передать с применением художественно-изобразительных средств.

Содержание и структура непосредственно образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных методов и приёмов.

В целях наиболее полной реализации задач используются следующие методы:

• Наглядно – зрительный (показ взрослого, использование наглядных пособий)

• Наглядно – слуховой (беседа, пояснение)

• Практический метод (многократное повторение отдельных элементов)

• Метод интегрированного подхода (объединение нескольких методов)

Не менее важным при организации является формирование положительной мотивации.Реализуется оно несколькими путями:

привитием социально ценных установок;

устранением неверия в свои силы;

ситуации успеха, предвосхищения тех эмоций, которые желательно испытать ребенку;

предупреждением затруднительных ситуаций, привлечением подбадривания, юмора

Рассмотрим основные направления работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к искусству.

— Ознакомление с миром людей и природы через произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.

— Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой и познавательной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная, театрализованная и т. д.).

— Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература,

изобразительное и театральное искусство).

— Становление социокультурной предметной музыкально- образовательной среды, способствующей музыкальному и эмоциональному благополучию детей.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека. Но именно в детском саду закладываются основы духовно – нравственного воспитания детей.

Список литературы.

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.

2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 1991 г. – 180 с.

3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 1989.

4. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. — 2005.-№5 С. 43-48.

5. Каргин А. С. Нравственно-этическое формирование личности. М. ,1981.

6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.

7. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. — 2002. — № 4. -С. 10-14.

8. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 1983

9. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1(33)

10. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. — 2005.-№5. – С. 35-40

11. Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7 года жизни в дошкольных образовательных учреждениях // диссертационная работа. – Елец, 2006.

Источник