Эрудит программа развития для ребенка

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»

Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3             Е-mail: shkola2088@yandex.ru                                      

Тел.  8 (499) 177-5692, 8 (499) 177-5677                                 ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001

Утверждаю:

Директор

ГБОУ  Школы № 2088

______________Д.А.Шестаков

 «11» октября 2018 г.

Кружок:

«Эрудит»

Программа  

                                                    дошкольного дополнительного образования

                                                                                                                  Воспитатель: Овчинникова

                                                                                             Ольга Петровна

                                                                                                                   Направленность: естественнонаучная

                                                                                                  Уровень: ознакомительный

                                                                                               Возраст учащихся: 4-7 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (11.10.2018-29.04.2019)      

                                   Пояснительная записка

Данная программа естественнонаучной направленности является ознакомительной

и предназначена для детей 4-7 лет.

Программа направлена на интеллектуальное развитие, на достижение у детей познавательных интересов.

Интеллектуальное развитие осуществляется с помощью таких познавательных функций, как восприятие, внимание, мышление, память.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения.

Первой ступенью умственного или интеллектуального воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В процессе сенсорного воспитания детей различают три вида ориентировочных действий.

Первый вид действий — действия идентификации, т.е. сравнение качества воспринимаемого объекта с эталоном. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняя, одинаковы ли они (по какому-либо критерию).

Второй вид действий- соотнесение с эталоном. Они необходимы, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него. Например, ребенку показывают ту или иную геометрическую форму, и он должен найти игрушку данной формы.

Третий вид действий — перцептивное моделирование, доставляет дошкольникам особую трудность. Оно необходимо для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона. Дети могут выполнять эти действия, например, выкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы (елочка, домик, человечек) При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных или интеллектуальных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей и частью общей подготовки к школе.

Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата, а также обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

 Актуальность:

 1. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей

2.. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

3. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения творчества воспитанника, раскрытия его способностей.

  Новизна состоит в разработке рабочей программы, направленной на развитие интеллектуальной деятельности, логического мышления, воображения и творческих способностей детей 4-6 лет.   Педагогическая целесообразность: систематические занятия   помогут воспитать в детях гармоничную высоконравственную личность, развить интеллектуальные способности, раскрыть творческий потенциал.

Цель программы:

повышение творческой активности, интеллекта у детей дошкольного возраста, достижение интеллектуального, познавательного развития:

общей осведомлённости ребёнка – получение запаса знаний о доступных ему предметах и явлениях окружающего мира;

любознательности – способность усмотреть проблему, вопрос в мыслительной задаче, поставить его перед собой и прикладывать усилия для нахождения ответа;

восприимчивости – способность воспринять информацию, расклассифицировать и переработать её;

сообразительности – основа понимания, быстроты и гибкости мыслительных процессов;

вербализации – способность выразить мысль словом, оформить её в устной и письменной речи и активно использовать в процессе общения;

Задачи:

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  • формирование навыков ориентирования в пространстве;
  • сенсорно-перцептивная подготовка – развитие ориентировочной стороны познавательных процессов, формирование сенсорно-перцептивных действий;
  • мотивационная подготовка – формирование познавательных интересов, воспитание само организованности и самоконтроля;
  • создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
  • способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • способствовать развитию способности наглядного моделирования.

  Методы и приёмы:

  • Метод показа;
  • Словесный метод;
  • Игровой метод;
  • Коллективные работы;
  • Дидактические игры;
  • Физкультурные минутки;
  • Сюрпризные моменты;
  • Беседы;
  • Опыт;
  • Эксперимент;
  • Наблюдение;
  • Проблемная ситуация;
  • Рассматривание.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

  •  Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции, также у детей идёт развитие памяти, внимания, речи.
  • При этом у детей формируются основные умения: считать до 10.
  • Уметь различать геометрические фигуры и использовать их в играх (плоскостные и объемные фигуры).
  •  Обнаруживать логические связи и отражать их в речи.
  • Уметь классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более признакам).
  • Проявлять интерес в заданиях на развитие логического мышления и формируются следующие умения:
  • Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
  • Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Умение соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов.
  • Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на — над -под, вверху — внизу, за — перед.
  • Умение узнавать и называть: квадрат, круг, прямоугольник, куб, цилиндр, овал находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Читайте также:  Плавание его значение на развитие ребенка

               В результате изучения ребёнок должен:

  •  оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;
  •  сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
  •  проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
  •  рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Данная программа разработана на основе:

1 О. Н. Земцова «Грамотейка» Интеллектуальное развитие детей 4- 5 лет, Серия «Умные книжки», 2016 г

2 О.Н. Земцова «Грамотейка» Интеллектуальное развитие детей 5- 6 лет, Серия «Умные книжки», 2016 г

3 Е. А. Пьянкова, Н. В. Володина «Начинаю считать» для одаренных детей 4-5 лет, Ломоносовская школа, 2015

4 Е. А. Пьянкова, Н. В. Володина «Считаю и решаю» для одаренных детей 5-6 лет, Ломоносовская школа, 2015

5 Т. Ю. Болтенко «Учимся считать и решать» для детей 5-6 лет Президентская школа, 2015 г

6 Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 4-5 лет, 2016 г

7 Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 5-6 лет, 2016 г

 8 «Я знаю, как это устроено» перевод с фр.И. П. Лисачевой, Москва: АСТ, 2016

9 «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б., Санкт-Петербург.

10 «Лепим нелепицы» Финкельштейн Б.Б., Санкт-Петербург.

11 «Поиск затонувшего клада» Финкельштейн Б.Б., Санкт-Петербург.

12 «Праздник в стране Блоков» Финкельштейн Б.Б., Санкт-Петербург.

                                                              Тематическое планирование

                                                                         Кружок «Эрудит»

       Октябрь

Базовые задачи

Специальные задачи

Развитие памяти и мышления

Первые ступени математики

Развитие речи и мышления

Графические навыки, развитие моторики

Развитие простейших логических структур мышления

Устный счет.

Учимся расставлять цифры в правильной последовательности

Сравнение количества предметов в группах

Учимся классифицировать предметы по группам. Расширяем словарный запас.

Учимся проводить линии по пунктирам, а затем самостоятельно.

Учимся решать задачи на сообразительность

6 занятий 11.10.18-

31.10.18

Развитие познавательного мышления

«Я знаю, как это устроено…» в картинках:

«Как делают муку»

 «Как делают хлеб»

«Откуда берется шоколад?»

Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Найди, как эта по цвету (по форме, по размеру).

Игра «Что нам привез Мишутка»

Игра «Чего не стало?»

Игра «Что изменилось?»

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

       Ноябрь

Базовые задачи

Специальные задачи

Развитие памяти и мышления

Первые ступени математики

Развитие речи и мышления

Графические навыки, развитие моторики

Развитие простейших логических структур мышления

Устный счет.

Учимся соотносить цифру с определенным количеством предметов, сравнивать количество предметов в группах.

 Учимся аккуратно проводить волнистые и дугообразные линии, параллельные линии

Учимся правильно использовать в речи предлоги, составлять рассказ по картинке, соотносить рисунки по смыслу.

 Учимся решать нестандартные задачи.

9 занятий 01.11.18-

30.11.18

Развитие познавательного мышления

«Я знаю, как это устроено…» в картинках:

«Как делают шоколадки»

 «Откуда берется молоко»

«Как делают йогурты»

«Откуда берется мед»

«Откуда берется соль»

Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Второй ряд»

Игра «Отгадай фигуру»

Игра «Продолжи дорожку»

Игра «Лепим нелепицы» (петушок, крокодил, бегемот, козочка)

Игра «Найди клад»

Игра «Строем зверомобили»

Игра «Построение заборчиков зебре и жирафу»

       Декабрь

Базовые задачи

Специальные задачи

Развитие памяти и мышления

Первые ступени математики

Развитие речи и мышления

Графические навыки, развитие моторики

Развитие простейших логических структур мышления

Учимся классифицировать предметы по группам: продукты, овощи, фрукты.

Учим состав числа.

Учимся считать до 10 в прямом и обратном порядке, называть предыдущее и последующее число, прибавлять и отнимать по два предмета. Учимся различать и правильно называть домашних птиц.

Учимся отсчитывать нужное количество клеточек и копировать рисунок.

8 занятий 01.12.18-

30.12.18

Развитие познавательного мышления

«Я знаю, как это устроено…» в картинках:

 «Откуда берется хлопок для рубашки»

«Из чего сделана кофта»

«Откуда взялся шерстяной шарф»

Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Построй домик»

Игра «Бусы для мамы»

Игра «Житейские истории»

История 1- «О коте»

История 2- «О зайке»

Игра «Дорожка для ежика к его домику»

Игра «Украсим елку игрушками»

       Январь

Базовые задачи

Специальные задачи

Развитие памяти и мышления

Первые ступени математики

Развитие речи и мышления

Графические навыки, развитие моторики

Развитие простейших логических структур мышления

Учимся находить несоответствия на рисунках, находить противоположные понятия.

Учим состав числа. Решаем задачи на сложение и вычитание, используем математические знаки плюс, минус и равно.

 Учимся составлять небольшой рассказ о диких животных; определять ударный слог в слове; подбирать к слову подходящую схему.

Учимся симметрично отображать рисунки.

7 занятий 12.01.19-

31.01.19

Развитие познавательного мышления

«Я знаю, как это устроено…» в картинках:

 «Зачем мы моемся мылом»

«Как делают бумагу»

«Как сделали эту книжку»

Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Раздели фигуры»

Игра «Второй ряд»

Игра «Выкладываем дорожки»

Игра «Я загадаю- вместе отгадаем» (лягушка)

Игра «На поезде в парк развлечений»

Игра «Качели»

Игра «Карусель»

Читайте также:  Основные периоды развития психики ребенка

       Февраль

Базовые задачи

Специальные задачи

Развитие памяти и мышления

Первые ступени математики

Развитие речи и мышления

Графические навыки, развитие моторики

Развитие простейших логических структур мышления

Учимся концентрировать внимание и проходить лабиринты.

Учимся решать примеры.

Учимся различать части задачи (условия и вопрос).

Учимся складывать из букв простые слова и соотносить с определенным рисунком

Учимся различать и правильно называть профессии, подбирать картинки по смыслу. Учимся копировать рисунки.

7 занятий

01.02.19-

28.02.19

Развитие познавательного мышления

«Я знаю, как это устроено…» в картинках:

 «Как двигаются картинки в мультфильме»

«Как делают футбольные мячи»

«Как ездит велосипед»

Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Продолжи ряд»

Игра «Я загадаю- вместе отгадаем» (утка, стрекоза, бабочка)

Игра «Построим цепочку»

Игра «Мы конструкторы»

Игра «Прятки»

Игра «Встаньте в круг»

       Март

Базовые задачи

Специальные задачи

Развитие памяти и мышления

Первые ступени математики

Развитие речи и мышления

Графические навыки, развитие моторики

Развитие простейших логических структур мышления

Учимся находить взаимосвязь между предметами, находить закономерность в расположении фигур.

Учимся решать примеры, соотносить цифру с определенным количеством предметов.

Учимся обозначать ударения в словах. Учимся составлять рассказ о предмете, используя сложные предложения.

Учимся симметрично раскрашивать рисунок.

8 занятий

01.03.19-

31.03.19

Развитие познавательного мышления

«Я знаю, как это устроено…» в картинках:

 «Почему еду хранят в холодильнике»

«Откуда в кране вода»

«Куда девается вода»

«Что проходит под землей»

Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Хоровод»

Игра «Угости мишек печеньем»

Игра «Кто быстро и правильно выложит дорожку»

Игра «Транспорт к выезду готов» (Камаз, вездеход, самосвал)

       Апрель

Базовые задачи

Специальные задачи

Развитие памяти и мышления

Первые ступени математики

Развитие речи и мышления

Графические навыки, развитие моторики

Развитие простейших логических структур мышления

Учимся находить части одного рисунка. Учимся находить соответствия и подбирать слова к картинкам.

Учимся решать примеры. Учимся правильно называть геометрические тела. Учимся правильно называть количественные и порядковые числительные.

Учимся правильно употреблять в речи глаголы с приставками. Расширяем словарный запас. Объясняем смысл пословиц.

Учимся рисовать по клеточкам, ориентируясь на образец.

8 занятий

01.04.19-

26.04.19

Развитие познавательного мышления

Узнаем, «Как зто устроено…» в картинках:

«Как строят дороги»

«Кто управляет светофором»

«Кто зажигает фонари вечером»

«Как письмо дойдет до дедушки»

Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Строим город» (терем, дворец, замок, башня)

Игра «Что лишнее»

Игра «Раздели фигуры»

Игра «Цепочка»

Игра «С одним обручем»

Игра «С двумя обручами»

Игра «Поиск затонувшего клада»

Срок реализации программы: учебный год (7 месяцев)

Форма и режим занятий: групповая, занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю по 30 минут.

Источник

Светлана Кононова
Программа кружка «Эрудит» для детей 6–7 лет

Программа кружка «Эрудит» для детей 6-7 лет

воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова

С. Н. Кононова

Пояснительная записка

Актуальность

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Характеристика мышления

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое, сравнение (установление сходства или различия между объектами, абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных, обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Цель программы — создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Задачи программы:

обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.

Читайте также:  Влияние активности на развитие ребенка

учить детей ориентироваться в пространстве.

развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.

воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

Информация о работе кружка:

Программа рассчитана на детей 6 -7 лет

Периодичность занятий -1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год, продолжительность одного занятия 30 минут.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

• Индивидуальная самостоятельная работа детей.

• Работа в парах.

• Групповые формы работы.

• Дифференцированная.

• Фронтальная проверка и контроль.

• Самооценка выполненной работы.

• Дидактическая игра.

• Соревнование.

Этапы реализации программы

Технология деятельности строится по этапам:

1. Мониторинг исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.

2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление, с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний

3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.

4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.

5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.

6. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

Ожидаемые результаты дети должны уметь:

1. Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;

2. Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;

3. Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;

4. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти

5. Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;

6. Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.

Перспективное планирование

1 занятие.

Мониторинг:выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

2 занятие.

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

3 занятие.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

4 занятие.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

5 занятие.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

6 занятие.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. 1

7 занятие.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

8 занятие.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

9 занятие.

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

10 занятие.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

11 занятие.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

12 занятие.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

13 занятие.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

14 занятие.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

15 занятие.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

16 занятие.

Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач.

17 занятие.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

18 занятие.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

19 занятие.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

20 занятие.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Развитие логического мышления.

21 занятие.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

22 занятие.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

23 занятие.

Развитие логического мышления. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

24-25 занятие.

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.

26 занятие.

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

27-28 занятие.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления.

29 занятие.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

30-31 занятие.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

32 занятие.

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.

33 занятие.

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

34 занятие.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления.

35 занятие.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

36 занятие.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

Содержание программы

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):

1. Анализ – синтез.

Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака –? (щенок). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

2. Сравнение.

Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

3. Ограничение.

Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвертого лишнего.

4. Обобщение.

Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п.

5. Систематизация.

Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

6. Классификация.

Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

7. Умозаключения.

Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются» Верно). Решение логических задач.

Методическое обеспечение

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

2. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Рабочая тетрадь 5-7 лет

3. Тихомирова Л. Ф. «Логика для дошкольников» Издательство: Академия р