Энциклопедия развития ребенка и его воспитание

Энциклопедия развития ребенка и его воспитание thumbnail

Если рассматривать детей, как будущее – свое, семьи, страны, планеты, то заботиться о маленьких людях следует более качественно. Родительские заботы, ограниченные «съешь кашу», «надень шапку» или «опять двойка» на сегодняшний день должны кануть в Лету. Нет, конечно, детей нужно кормить, одевать и интересоваться их успехами в школе. Но гораздо важнее развить у него мышление и наладить общение. Тогда традиционные родительские заботы будут решаться сами собой. Или отпадут, как несущественные.

Ну что, товарищи родители, растим самостоятельных гениев с целой плеядой возможностей или «глушим» маленького человека рамками и стереотипами? Для тех, кто выбрал первый вариант, редакция портала Mama66.ru подготовила подборку книг – действительно полезных и, правда, интересных.

Технологии превращения ребенка в гения! Инструмент трансформации – книги и родители

Кто-то из великих маркетологов ушедшего столетия советовал никогда не учиться по статьям из иллюстрированных журналов. Если наложить это высказывание на реалии 21-го века, то получим сомнения в текстах, размещенных на сайтах. В первую очередь это касается воспитания детей, вопросов здоровья и психологии.

Смотрите, один человек прочитал книгу автора – специалиста в своей сфере. Например, Глена Домана, доктора Комаровского или Марии Монтессори. Написал выжимку в виде статьи. Ее переписали 10 рерайтеров, потеряв по дороге смысл, идею и технологию автора. Так может лучше сразу обратиться к источнику – книге человека, который дал идею, разработал метод, сформулировал мысль.

Если вы прониклись важностью сказанного, то позвольте презентовать вам «источники» — шестерку лучших книг этого года для думающих, заботящихся о будущем своих детей, родителей.

Энциклопедия Монтессори

Итак, номер первый в нашем списке – «Энциклопедия Монтессори». Автор – Тим Селдин, президент Фонда Монтессори, существующего в США. Суть его работы – не перепев того, что написала когда-то самая крутая женщина-педагог ХХ века, а описание работы школ, которые работают по методике легендарной итальянки.

Если вам интересно, то в Силиконовой долине – ключевом IT центре планеты, работают именно такие школы, где детям легендарных программистов и веб-аналитиков ставят сенсорное восприятие мира, развивают навыки счета, письма, чтения, принципиально не используя для этого ни одного гаджета, мультимедиа и телевизора. В общем, Тим Селдон рассказывает, как функционируют такие школы, позволяя читателям извлечь для себя множество рациональных зерен. Будет интересно родителям и учителям продвинутых школ.

Свобода учиться

«Свобода учиться» — шедевр от Питера Грей. Автор – психолог, который объясняет родителям, как можно «выковать» думающего, заинтересованного в получении новых знаний ребенка. Собственный метод автора «свободная игра» позволит взрослым «открыть» в ребенке его лучшие качества, сформировать свободную личность, а не очередного солдата существующей системы. Книга предлагается не только родителям, но и учителям, которые могут влиять — позитивно или негативно, на формирование Человека.

Тридцать миллионов слов

«Тридцать миллионов слов» — роскошная книга, написанная целым коллективом авторов. Коллектив дам в лице Даны Саскинд, Лесли Левинтер-Саскинд и Бет Саскинд показал, как можно развить ребенка, разговаривая с ним.

Но! Основное условие – делать это нужно с самого рождения, в период интенсивного развития мозга. Все, что было вложено в малыша в возрасте 1-3 года, можно считать инвестицией. В качестве доказательной базы теории дамы приводят свою деятельность в сфере кохлеарной имплантации в Чикагском университете. Отдельное внимание в книге уделяется основам нейробиологии, которые нужно знать/использовать родителям с первого дня жизни малыша.

Эмоциональный интеллект ребенка

Немного сложной, но очень важной является книга «Эмоциональный интеллект ребенка» от Джонна Готтмана. Он – профессор психологии, специализирующийся на любовных отношениях. Автор книги «Математика брака». Какое отношение он имеет к детям и сегодняшней подборке? Занимаясь проблемами сохранения чувств в браке, Джонн Готтман выделил общение с детьми, как один из факторов влияния. Во-первых, коммуникация между старшими и меньшими поколениями в семье прямо влияет на характер отношений. Во-вторых, научив ребенка выражать эмоции, родители с детства закладывают у него фундамент для устойчивой коммуникации с партнером.

Испытание ребенком

«Испытание ребенком» — еще одна исследовательская работа, написанная Джонном Готтманом. Правда, в соавторстве с супругой — Джули Шварц-Готтман. Книга помогает новоиспеченным родителям сохранить баланс между уходом/развитием ребенка и собственной личной жизнью. Особенно будет полезна молодым родителям с горячим сердцем и малым опытом.

Мифы воспитания

«Мифы воспитания» — это книга-прорыв, написанная парой американских журналистов. По Бронсон и Эшли Мерримен занялись поиском диссонансов между намереньями родителей и полученным результатом. В своей работе авторы зацепили множество острых проблем – полезность/вред детской лжи, обеспеченная семья, как фактор деградации следующего поколения, и другие. Использовано множество примеров. Выражен собственный взгляд журналистов на решение озвученных проблем. Вы можете быть не согласны с мыслями, предложениями По Бронсон и Эшли Мерримен, но после прочтения их книги у вас точно поменяется взгляд на взаимодействие с маленькими людьми.

В нашем условном хит-представлены книги, которые меняют мировоззрение. Их нужно читать, черпая оттуда современные приемы коммуникации с детьми. Это поможет родителям вырастить сильную, свободную, счастливую личность, склонную к критическому анализу и самостоятельному творчеству.

Источник

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Читайте также:  Развитие ребенка через театральные игры

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

  

Книги, Библиотека » Саморазвитие » Воспитание детей

© Масару Ибука

Раннее развитие и воспитание ребенкаФрагмент
книги Ибука М. До трех — самое время! 76 советов по раннему воспитанию. — СПб.: Питер, 2018.

Масару Ибука — один из основателей корпорации Sony, также известен как автор методики раннего воспитания детей. Он пишет о своей новой книге: «Я не профессиональный педагог,
но именно поэтому замечаю то, что трудно заметить специалисту. Маленькие дети обладают неограниченным потенциалом. Я впервые представил свою теорию раннего развития в книге «После трех уже
поздно». После этого наука о мозге и медицина шагнули далеко вперед и подтвердили, что маленькие дети действительно обладают удивительными способностями».

Что же понимают под ранним развитием некоторые родители? До трех лет, когда мозг ребенка обладает уникальными способностями, они не обращают на это никакого внимания, а после трех начинают учить его тому, чему учат в начальной школе. Это в корне неверно. Нельзя делать из ребенка гения, забывая о том, что в первую очередь вы должны воспитать его хорошим человеком.

Читайте также:  Мультфильмы необходимы для развития ребенка

И это не так сложно, как может показаться. Мой подход очень логичен и эффективен. Таким пожилым людям, как я, чтобы что-то запомнить, нужно бесконечное количество раз это повторить. А если мать будет развивать ребенка с самого рождения, он без труда усвоит все необходимое.

Любая мать может воспитывать ребенка в возрасте образов

Как вы знаете, приниматься за воспитание после трех лет уже поздно, начинать нужно в возрасте образов. Но вот вопрос: кто, чему и как должен учить ребенка в это время?

Сначала разберемся с «кто». Учитывая, что воспитание в этом возрасте основывается на использовании способности ребенка распознавать разные образы, это обязательно должна быть мать. Возраст от рождения до года или двух лет — это период активного развития, ребенок в это время постоянно находится с мамой. Чтобы задействовать его способность распознавать образы, необходимо постоянно, терпеливо и много повторять с ним одно и то же. А кто еще может сделать это, кроме матери, которая любит малыша и всегда находится рядом?

Кто-то может возразить, что это слишком сложная задача. На самом деле, если в возрасте образов задействовать способность ребенка к распознаванию паттернов, он без проблем усвоит все необходимое. В этот период малыш как будто сам просит маму: покажи еще, продолжай. И благодаря повторению мать может закрепить в его голове самую разную информацию.

Теперь обратимся к «что» и «как». Это уже должна решать мать. Главное, на что я хочу обратить внимание: удивительные способности ребенка в этом возрасте нужны не только для того, чтобы сделать из него гения в английском или музыке. Самое главное — научить его основным правилам жизни в обществе. Воспитайте полноценную личность, человека, который думает не только о себе, но и о людях вокруг.

От всего сердца хочу поблагодарить разных ученых и специалистов за их бесценный опыт и знания, которыми они делились на страницах журнала «Раннее развитие ребенка», авторов книг, откуда я почерпнул много нового, и, конечно, матерей, которые в письмах рассказывали мне о своем опыте воспитания детей.

Хорошая мать любит ребенка и стремится правильно воспитать его

«Хороший» и «плохой» — очень удобная мерка, чтобы оценивать вещи, поступки и события. Но такая оценка крайне субъективна: одна и та же музыка кому-то кажется хорошей, а кому-то плохой, так всегда бывает. И тем более нет единого стандарта, позволяющего определить «хорошую мать» и «хорошего ребенка», ведь все люди разные.

Японцы, которые долго жили за границей и вернулись на родину, в один голос утверждают, что у японских детей нет чувства ответственности перед обществом. Они имеют в виду, что дети в общественных местах не задумываются о неудобствах, которые могут создавать окружающим своим поведением. Например, в метро дети без очереди лезут в вагон, чтобы побыстрее занять место на сиденье, или пачкают одежду сидящего рядом человека, не обращая на это никакого внимания. Самая жесткая критика в этом случае направлена против матери, которая все это позволяет.

Подобные ситуации — проблема воспитания. Если спросить людей, что значит «хороший ребенок», все ответят по-разному. Но большинство будет единодушно в оценке «хорошая» и «плохая» по отношению к матери.

«Хорошая мать» любит своего ребенка и старается достойно воспитать его — с этим все согласятся.

воспитание ребенка матерью

«Хорошего ребенка» каждый представляет по-своему. Но если мать не стремится вырастить своего ребенка хорошим (в ее представлении о хорошем), как родитель она провалилась. Я убежден в том, что основные качества «хорошего ребенка» закладываются до трех лет, когда родитель может полностью им управлять.

Известный американский психолог профессор Джером Брунер считает, что хорошие родители «устанавливают невербальную связь с ребенком еще до того, как он начнет говорить, и с ее помощью общаются и играют с ним, тем самым развивая». Другими словами, хорошие родители сознательно воздействуют на ребенка в возрасте образов, чтобы правильно воспитать его. Обычно говорят, что ребенок может расти и без родителей, но «вырасти» и «получить воспитание» — совсем разные вещи. Если мать не любит своего ребенка и не старается его воспитывать, ребенок ни за что не вырастет хорошим.

До детского сада ребенок легко может «подхватить» характер и поведение матери

Говорят, что ребенок — зеркало своей матери. Посмотри на ребенка — и поймешь, что за люди его родители. Влияние, которое оказывает на ребенка дошкольного возраста материнское воспитание, сильнее, чем мать может себе представить. Врачи-педиатры обычно наблюдают ребенка и мать вместе. Говорят, что опытные врачи с одного взгляда на ребенка могут определить, что за человек его мать.

Вот, например, история Дои Ёсико из города Кобе, которая долгие годы работает в сфере дошкольного образования. Дои руководит детским садом, к настоящему времени она выпустила около 5000 детей. Она рассказала о трех способах, которые использовала при приеме детей в детский сад.

Первый — совместный тест для матери и ребенка, второй — прием всех в порядке очереди, третий — жеребьевка. Почему она использовала все три способа? В первом случае многие мамы жаловались, что вступительный тест задевает их материнское достоинство: если ребенок проваливался, они считали, что это их вина. Во втором случае желающие попасть в детский сад приходили ночью и стояли в очереди, чтобы записаться. В конце концов пришлось использовать третий способ.

Меня заинтересовало, как отличались дети, попавшие в сад разными способами. По словам Дои Ёсико, дети, попавшие в сад первым способом, обладали лучшими способностями, а среди детей, выбранных третьим способом, было много не очень умных детей. Каждый год из ее детского сада выпускается примерно 300 детей. Среди детей, попавших в сад по результатам тестирования, 40–50 человек позже поступили в лучшие университеты страны. А среди детей, выбранных вторым и третьим способом, процент поступивших оказался значительно ниже.

Конечно, я не считаю, что дети, которые поступили в обычные университеты, хуже тех, кто поступил в лучшие вузы. Многие ошибочно полагают, что для поступления ребенка в престижный университет необходимо заниматься его образованием еще до детского сада. Это не так. А вот материнское воспитание и развитие, которое ребенок получает до детского сада, влияет на всю его жизнь. Будущее ребенка зависит от матери — настолько велика ее ответственность.

Мать должна уделять пристальное внимание воспитанию ребенка до двух лет

Если спросить современных молодых мам, зачем они родили ребенка, в ответ часто можно получить безответственное «муж захотел» или «в семье должен быть ребенок». Иногда даже отвечают «от скуки», и в этом случае ребенок для взрослых — просто игрушка. А если, наоборот, спросить женщин без детей, почему они не рожают, услышишь такие эгоистичные ответы: «ребенок будет мешать работе», «жизнь и так тяжела», «ребенок будет отнимать все время, не останется на себя».

Читайте также:  Детская площадка для развития ребенка

На японском телевидении выходила передача «Женское призвание»: никто из пятидесяти участниц не ответил, что их призвание заключается в воспитании детей. Когда работающая женщина выходит замуж, она вынуждена одновременно делать три больших дела: работать, воспитывать ребенка, следить за домом. Поэтому можно понять, когда современные женщины сомневаются, заводить ли им детей. Но разве есть для женщины работа более важная, чем воспитание ребенка?

развитие детейВот что говорит по этому поводу японский скрипач и педагог Судзуки Синъити, основоположник всемирно известного метода преподавания игры на скрипке:

«Вы говорите, что очень заняты разными делами и на ребенка не остается времени. Но что может быть важнее в этом мире, чем воспитание детей? Если у вас есть такое занятие, то зачем вы вообще родили ребенка? Можете заниматься своими «важными делами» хоть до пятидесяти или шестидесяти лет. Когда закончите — тогда и заводите детей!» Что могут ответить на это женщины, которые родили ребенка от скуки, и женщины, которые не рожают, потому что ребенок будет мешать работе?

Известный критик и эссеист Акияма Тиэко — женщина-карьеристка, прекрасно справлявшаяся со всеми тремя обязанностями: работой, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства — считает, что женщины, которые сознательно не заводят детей, просто лентяйки. Воспитание детей — это не бесполезный труд, это одно из главных дел в жизни женщины, и именно поэтому, по ее словам, она могла хорошо справляться и с работой, и с домашними делами тоже.

Исходя из собственного опыта Акияма советует мамам, которые хотят работать, а не сидеть дома: «Сейчас у вас потрясающе интересный период в жизни. Все зависит от вас: вы можете стать воспитателем, диетологом или дизайнером… Но главное — уделять внимание воспитанию ребенка».

Размышляя о процессе развития ребенка, я пришел к выводу, что особенное внимание воспитанию мать должна уделять до двух лет. Именно она может положительно влиять на ребенка в возрасте образов.

Роды раньше называли главным делом женщины. Но я бы сказал, что самая главная работа начинается после родов. И если мать не может как следует заботиться о ребенке и воспитывать его, она не сможет хорошо выполнять и другую работу. Я считаю, что воспитанию ребенка до двух лет нужно уделять как можно больше внимания, недостаточно просто родить, нужно воспитывать ребенка, заботиться о нем, беспомощном и беззащитном, до того момента, пока он не повзрослеет.

Конечно, я мужчина и не могу понять всю тяжесть родов. Но поэтому и нужно как следует воспитывать с таким трудом рожденного ребенка, а иначе в страданиях нет смысла. На свете много матерей, которые считают, что раз они уже родили ребенка, то их работа закончилась, и теперь они будут наслаждаться жизнью. Но разве есть большее счастье и радость для матери, чем воспитание своего ребенка?

У матери есть возможность стать не только воспитателем, диетологом или дизайнером, но и врачом, и духовным наставником. И когда мать совмещает все эти роли, ребенок растет и развивается хорошо. Есть матери, которые перепоручают заботы о ребенке другим людям. Ничего удивительного, что таких матерей упрекают в безответственности и лени и даже говорят, что они фактически бросили своего ребенка. Рождение ребенка — это не способ развеять скуку, воспитание малыша требует больших усилий.

От того, как воспитывается ребенок в период до двух лет, зависит его будущее. Поэтому так важно, чтобы мать серьезно отнеслась к его воспитанию хотя бы в это время. И это вполне посильная задача.

Воспитание  ребенка начинается в тот момент, когда  он  рождается

Говорят, что если рядом с новорожденным щенком положить карманные часы, завернутые в полотенце, он будет спокойно спать. Тиканье часов звучит для щенка как сердцебиение матери. Все новорожденные испытывают сильнейший стресс после рождения. В животе матери они слышали биение ее сердца — вероятно, именно поэтому детеныши животных успокаиваются, когда слышат похожий звук во внешнем мире. И дети не исключение.

Проводился такой эксперимент: младенцу давали послушать звуки, похожие на сердцебиение матери, и он успокаивался. Когда эти звуки учащались, ребенок начинал плакать. После этого эксперимента стали продавать аудиозаписи, на которых звук сердцебиения постепенно переходит в музыку.

Более того, считается, что у детей, которые в роддоме в комнате для новорожденных лежат ближе ко входу, следовательно, слышат больше разных звуков и чувствуют присутствие людей, мозг развивается лучше, чем у тех, кто лежит в глубине комнаты.

Для развития новорожденного ребенка очень важны даже первые несколько часов или несколько дней, воспитание ребенка начинается в тот момент, когда он рождается!

Умные мамы читают умные книги по воспитанию детей и детской психологии. Но изначально для воспитания ребенка важна природная связь между ним и матерью. В таких процессах, как беременность, роды, воспитание, особенно сильна природная составляющая. Если мать ее недооценивает, она может упустить самое благоприятное «время воспитания», что впоследствии никак не наверстать, сколько усилий ни прикладывай.

Я хочу убедить женщин быть более ответственными в воспитании детей. А начинается эта ответственность с осознания природной связи между матерью и ребенком. Намного лучше, если ребенок слушает настоящее сердце матери, а не имитацию сердцебиения в записи.

© Масару Ибука М. До трех — самое время! 76 советов по раннему воспитанию. — СПб.: Питер, 2018.
© Публикуется с разрешения издательства

 

Источник