Эмоциональные нарушения развития ребенка в младенческом возрасте

Эмоциональные нарушения развития ребенка в младенческом возрасте thumbnail
Лекции.Орг

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Эмоциональное нарушение в младенческом возрасте. 4

2. Пути преодоления кризисных состояний. 6

ВЫВОДЫ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

ВВЕДЕНИЕ

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н.JI. Фигурина, М.П. Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, — это главное коммуникативное средство общения в довербалъный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития. Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.

Эмоциональные нарушения в младенческом возрасте.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений:

· формирование антисоциальной мотивации,

· появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),

· низкий уровень социальной компетентности и т.д.

Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:

· специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);

· неспецифические (общие) — такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативное эмоций и пр.

Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

Вот ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.

Так, в младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:

— отсутствие «комплекса оживления», определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);

— задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки, которая в норме возникает в три месяца;

— неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.)

— апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;

Эмоциональные переживания младенца сохраняют ряд особенностей. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 667 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Причины:

1. госпитализм,

2. социальная депривация(лишение, изоляция),

3. эмоциональная депривация.

Госпитализм 1678 — Венеция – отделение ребёнка от взрослых ,которое приводит к отсталости интеллекта.

Причины явления госпитализма:

1. Дифицит общения,

2. дифецит ключевых сигналов,

3. диф.эмоционального общения,

4. расстройство психического характера матери, депрессия, психическиезаболевания

5. расстройства взаимодействия с матерью

6. враждебность, агрессия, пассивность матери

Причины в семье:

1. срыв привычного поведения в семье,

2. не правильный режим дня. Режим сна, кормления, бодрствования должен соответствовать индивидуальным особенностям развития ребенка

3. не правильные воспитательные приёмы. Ребенка запугивают, наказывают

4. отсуствие необходимых условий для игры и самост.деятельности,

5. создание у ребёнка одностароннейпривязанности,

6. отсуствие единого подхода к воспитанию ребёнка.

Кризис 1 года.

1. развитие ходьбы.

Ходьба- основное преобретение младенческого возраста.(не мама ведёт малыша а малыш маму)

Эльконин: отделение ребёнка от взрослого

2. появляются первые слова

Ребёнок узнаёт, что каждый предмет носит название.

Появляется автономная речь.

3.гипобулические реакции

Появляются первые акты протеста (кричит, падает на пол)

Содержание кризиса связанно с общим регрессом деятельности ребёнка.

При этом наблюдаются нарушения:

1. Нарушение биоритма(плохой сон,крик),

2. нарушение удовлетворений витальных потребностей(голод),

3. эмоциональное наруш.(плаксивость, обидчивость)

Общая характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте.

От 1 до 3 лет

Социальная ситуация развития: в данном возрасте ребенок более самостоятелен. Складывается социальная ситуация «ребенок-предмет-взрослый»

Особенность: ребенок входит в новый для него мир «мир постоянный вещей», усваивая их функции предметов, их название, значение, смысл.

Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре.

Предметная деятельность:

1. переход от действий со взрослым к самостоятельному действию. Ребенок «желающий»

2. развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условия осуществления предметного дейчтвия

Внутрипринятая деятельность: игра, игровая деятельность

Психофизиологическая сфера: развитие самостоятельной ходьбы и овладение прямой походкой

Когнитивная сфера: наглядно-действенное мышление, овладение речью, овладение предметной деятельностью

Личностная сфера: гордость за собственные достижения и самостоятельность

Особенность возраста по Л. С. Выготскому:

1. связанность ребенка с конкретной ситуацией

2. ребенок раннего возраста не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах

Основная потребность:
Познание окружающего мира через освоение действий; происходит раскрепление предметной и социальной среды

Психофизиологические особенности:

1. наличие тесной взаимосвязи между физическим и психическим развитием

2. индивидуальные темпы развития

3. высокая чувствительность и ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию

4. восприимчивость детей к обучению

прямохождение:

до 1 года:
ребенок делает 1-ые шаги, сначало держиться двумя руками, потом без опоры
1 год:
первоначальное овладение прямой ходьбой; появляется мышечное чувство; ребенок испытывает удовлетворение от овладения своим телом
1-2 года:
ходьба, как самостоятельное действие,до автоматизма. Навыка; появление обслуживающего действия, имеющего другую цель
2-3 года
ищет условия, в которых двигаться трудно; усложнение всех моторных действий

Психологические последствия:

1. расширяет границы доступного ребенка мира

2. свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве

3. мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов

4. освобождение от участия в ползанье руки расширяют возможность ребенка в манипуляциях с предметами

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте.

Развитие предметной деятельности:

1.       7-8 месячные дети с любыми предметами действуют одинаково – постукивают ими, размахивают, тащат в рот, бросают и т.д.

2.       10-14 мес. Дети могут повторить с предметом то действие, которое продемонстрирует взрослый (сначала вместе с ним, потом самостоятельно).

Особенность первых специфических манипуляций состоит в том, что они закреплены за теми единичными предметами на которых были первоначально выполнены эти действия.

3.       2 года. Начинают осваивать действия с предметами по их назначению

Соотносящие действия

1. Закрывание коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т.д.

Цель соотносящих действий – приведении двух или нескольких предметов в определенное пространственное положение.

Орудийные действия

1. Способ действия строго фиксирован общественным назначением предметов-орудий.

2. Еда ложкой, расчесывание расческой, копание совочком.

Цель: формирует у ребенка установку на поиск в каждом новом предмете оружие и его специфическое назначение.

Замещающие действия:

1. Характеризуются новыми, условными отношением между предметом и его использованием.

2. Свидетельствуют о зарождении знаковой формы сознания

3. Являются важнейшей предпосылкой для развития игры.

Эволюция предметного действия:

•        1 фаза – с предметом могут выполнятся любые известные ребенку действия (манипуляции).

•        2 фаза – предмет употребляется только по своему прямому назначению.

•        3 фаза – происходит как бы возврат к свободному употреблению предмета, но на новом уровне, так как теперь ребенок знает основную функцию предмета и может использовать дополнительные.

Источник

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.

С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Особенности эмоционального развития в младенчестве:

— основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

— в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.

— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;

— в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;

— складываются предпосылки высших чувств — любовь и симпатия к близким.

Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

— эмоции также неустойчивы и изменчивы;

— являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;

— начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 — 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо — плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения…  Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Что поможет в развитии эмоций?

Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д.   Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Источник

метки: Эмоция, Развитие, Ребенок, Эмоциональный, Отрицательный, Взрослый, Возникновение, Возраст

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Эмоциональное нарушение в младенческом возрасте. 4

2. Пути преодоления кризисных состояний. 6

ВЫВОДЫ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

ВВЕДЕНИЕ

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н.JI. Фигурина, М.П. Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, — это главное коммуникативное средство общения в довербалъный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

8 стр., 3824 слов

Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики

21 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие об эмоциях и эмоциональных состояниях 1.1 Общее понятие эмоций и эмоциональных состояний 1.2 Возникновение эмоций 2. Причины возникновения отрицательных эмоций 2.1 Общее понятие стресса 2.2 Стадии стресса 2.3 Причины возникновения стресса 3. Меры профилактики стресса Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Жизнь и деятельность человека в социально- …

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития. Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.

Эмоциональные нарушения в младенческом возрасте.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений:

· формирование антисоциальной мотивации,

· появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),

· низкий уровень социальной компетентности и т.д.

Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:

· специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);

· неспецифические (общие) — такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативное эмоций и пр.

Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

Вот ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.

7 стр., 3230 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ярославский государственныйпедагогический университет имени К.Д. Ушинского Курсовая работа на тему: “Психолого-педагогическаяхарактеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)”.                    & …

Так, в младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:

— отсутствие «комплекса оживления», определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);

— задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки, которая в норме возникает в три месяца;

— неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.)

— апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;

Эмоциональные переживания младенца сохраняют ряд особенностей. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

Пути преодоления кризисных состояний.

Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Туманова, Филичева, Чиркина Характеристика детей с I уровнем развития речи Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для …

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д.Б. Эльконин.

Кризис семи лет. На основе возникновения личного сознания возникает кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать; трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение этого феномена — чрезвычайно важный факт: теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Адаптация ребенка к школьной жизни

… начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции «я и общество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное … классов в среднюю школу. На рубеже 9 — 10 лет возникает также кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних школьников …

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится «симптом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — ориентация в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности Симптом потери непосредственности — это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, — там и тогда ребенок переходит в новый психологический возраст11. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

С приходом в детский сад, а затем в школу ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Предложенные для коррекции занятия позволят ребенку легче адаптироваться среди детей, создадут безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединят всех детей совместной деятельностью, что способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности. Так как именно игра является источником развития дошкольника и младшего школьника, создает «зону ближайшего развития» — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка. Основная цель коррекции — через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного и школьного учреждения.

3 стр., 1022 слов

Презентация на тему: Развитие зарубежной экспериментальной психологии

Развитие зарубежной экспериментальной психологии. Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц Биография Герман Гельмгольц родился 31 августа 1821 года в Потсдаме, близ Берлина. Он получил первоначальное образование в Потсдамской гимназии, а затем в 17 лет поступил студентом в королевскиймедико-хирургическийинститут, который окончил в1842 году, защитив докторскую диссертацию по физиологии. С1843 по …

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

· развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

· учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;

· формировать позитивное отношение к сверстникам.

· сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

· развивать навыки социального поведения;

· способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

· формировать позитивное отношение к своему «Я».

Выводы

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются

Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены — навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса первого года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

6 стр., 2586 слов

Психология рыночных отношений и управление

… На тему: «ПСИХОЛОГИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЕ» План 1. Рыночные отношения как формы социально-экономической жизни общества 2. Личность … : каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам. Входящим в его компетенцию. Это создает условия … период в нашей стране охарактеризовался глубоким социально-экономическим кризисом, который выразился в спаде производства, развале финансовой …

Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости. Различают малые и большие кризисы. К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.

Список литературы

1. Психология дошкольника: учеб. Пособие для студентов./ Мухина В.С. Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2005. – 239 с.

2. Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.