Эмоциональное состояние ребенка для психического и речевого развития

Эмоциональное состояние ребенка для психического и речевого развития thumbnail

Марина Никифорова
«Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников»

Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

М. Ф. Фамичева в своей исследовательской работе по воспитанию у детей правильного звукопроизношения напоминает – речь не является врожденной способностью человека, она формируется вместе с его ростом и развитием. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на их деятельности и поведении. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, нерешительными, плаксивыми, другие — гиперактивными, агрессивными. Дети стесняются своей речи, трудно вступают в общение с взрослыми и сверстниками.

Как помочь детям овладеть всем многообразием родного языка, обрести уверенность в себе?

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные, но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть. Развитие речи теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

М. М. Алексеева, В. И. Яшина поднимают проблему характеристики языка, как средства человеческого общения, его коммуникативную функцию. Широкий спектр деятельности по проблеме эмоционального благополучия детей предлагают программа С. В. Крюковой, «Давайте жить дружно!». Цель программы – адаптировать детей к условиям дошкольного учреждения, создать у них чувство принадлежности к группе, развивать коммуникативные навыки. М. А. Пономарева в своей исследовательской работе по игротерапии общения дает рекомендации и практический материал по использованию игр для развития общения.

Проработав данные исследований,пришла к следующему: мы, педагоги, совместно с родителями, которые ближе всех к детям, должны формировать у малышей коммуникативную функцию речи – общение, так как общение является важнейшим средством развития речи.

В общении со сверстниками и взрослыми дети проявляют умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их, поддерживать диалог.

В результате педагогического анализа предположила,что успех в работе по теме возможен при соблюдении условий:

— физическое здоровье ребенка;

— психологический комфорт;

— культурно – языковая среда;

— развивающая среда группы;

— взаимодействие с семьей.

Наиболее благоприятной формой развития речевой активности является игра. Во время игрового общения успешно формируются коммуникативные навыки, развивается речевая активность.

Д. Б. Эльконин напоминает, новые потребности к ведущей деятельности — игре, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, в результате чего речь становится более связной.

В игровом общении повысилась речевая и познавательная активность детей, интерес родителей к делам детей, снизилось количество конфликтных ситуаций в группе.

Только в игре можно достигнуть эмоционального комфорта, который позволяет активизировать и развивать речь детей.

Источник

Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами.  От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих  дальнейшей  успешности в  школьном обучении.

Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт — это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.  

Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт — значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его ин­дивидуальной программы развития:

— дать ребенку возможность быть самим собой;

— корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;

— предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

— научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

— познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок -взрослый».

 Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции — «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно — волевой сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Читайте также:  Упражнения для развития мышечной силы у ребенка

Эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.  Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека. В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это — важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:

— Понимание — умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

— Приятие — безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

— Признание — это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.

Источник

Роль эмоциональной сферы в развитии речи дошкольника

М. Морозова,

г. Екатеринбург, МБДОУ

Аннотация, ключевые слова:

В статье представлен опыт работы логопеда по речевому развитию дошкольников. Особый акцент автор статьи сделала на роли эмоциональной сферы в речевом развитии детей.

Дошкольное детство – это особый период В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.

Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Как показывает опыт работы в ДОУ, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна. Наши дети познают мир через яркие образы. Многие свойства, обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Ф.А. Сохин неоднократно подчеркивал, что получаемые ребенком новые впечатления, знания, представления останутся «невыразимыми» в речи, если они не закрепятся в слове.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения. В период дошкольного детства, на примере персонажей литературных произведений дети учатся определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок, выражать своё отношение к делам и поступкам –это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Самый лучший способ – это игры построенные на сюжетах разных художественных произведений. Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики.

Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения. Герои сказок помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. В игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления.

Яркая демонстрация горя и радости – в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Читая ребенку произведение (или отрывок), где Федора переживает уход посуды (мы предлагаем найти карточку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок находит карточку с изображением радости).

Сказка С. Михалкова «Три поросенка», ярко описывает эмоции страха. Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» — эмоции гнева. Эти же сказки можно показать, как театрализованное представление. В возрасте 2,5-4 лет, дошкольники очень любят что-то изображать, и это положительно влияет на эмоциональное развитие и как следствие развитие речи дошкольников.

Мною сделана подборка игр, которые позволяют ребенку понять, как связаны между собой различные настроения:

Игра «Настроение»: ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый — злой;

Читайте также:  Если у ребенка задержка речевого развития

веселый — грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый—страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый — общительный.

Игра «Расскажи стихотворение»( чистоговорку, пословицу) следующим образом: громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Зеркало»: предложить ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»- громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Повтори фразу»: предложить ребенку произнести фразу (например: «У меня есть собака»), радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Так же положительную динамику дают психогимнастические упражнения (по Е.А.Пожиленко). Они не только укрепляют и стимулируют мышечный аппарат, но и способствуют развитию пантомимических и мимических движений, например в рамках лексической темы «Дикие и лесные животные» дети с помощью педагога изображают походку и движение диких лесных животных (зайца, лисы, медведя, волка, белки), а затем рассказывают по каким признакам узнали животное.

Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре дети через восприятие и последующее обсуждение произведений, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра и в себя.

Использование методов и приёмов, направленных на развитие эмоциональной сферы и обогащению процесса коммуникации детей с нарушением речи благотворно влияет на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживанием других людей, способствует компетентности в межличностных отношениях между детьми. Происходят положительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Список литературы

1.И.Ю.КондратенкоФормирование эмоциональной лексики у дошкольников С.Петербург «Каро» 2008г

2.Е.В. Каракулова «Коррекция системного недоразвития речи с учётом формированияэмоциональной сферы у дошкольников» г.Екат-бург 2012г.

3. Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с ОНР». С-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.

4.1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

5. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов

6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985

Источник

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен.

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен, несмотря на недостаток знаний и опыта. Они обостренно чувствуют добро и зло, фальшь и искренность. Ребенку необходимо ощущать эмоциональные проявления любви и заботы.

 Говоря о развитии речи ребенка, нельзя не учитывать особенности его эмоционального восприятия. Для ребенка родным и понятным является язык жестов и эмоций, а не язык холодного рассудка и логики. Для него характерна повышенная восприимчивость к тону, взгляду, интонации взрослого.

Слово само по себе, не окрашенное эмоцией, значит для ребенка очень мало. Важна интонация, с которой произнесено слово или фраза. Ребенок лучше понимает эмоциональное состояние, выражение лица, интонацию голоса, чем просто смысл слова сам по себе. При общении с ребенком взрослый должен обязательно об этом помнить. Слово, обращенное к ребенку, не может быть произнесено вне эмоций, так как вне эмоции оно непонятно. Если ребенок научится выразительно говорить, то он будет понятен другим за счет выразительности своей речи. А достигается это благодаря музыкальным занятиям, ведь интонация – это музыка речи. А также тому, что на наших занятиях ребенок постоянно проигрывает множество ролей, выражая различные эмоции, чувства, постоянно импровизируя.

Развитие речи происходит не тогда, когда мы заучиваем готовые фразы или описываем по образцу, а когда у ребенка возникает сильная эмоциональная потребность высказаться. Важно эмоционально «завести» ребенка, создать ситуацию, когда эмоции переполняют и молчать он уже не может. И тогда уже можно «подбросить» новые слова, которые выражают то, что сейчас чувствует маленький человек, и эти новые слова прочно входят в лексикон ребенка. Сначала – эмоция, сильное чувство, а потом – слово, выражающее это чувство.

Для развития речи ребенка важно его хвалить, эмоционально поддерживать («какая замечательная, великолепная мысль!»), активизировать все его возможности. Дети говорят мало, когда говорят плохо, и наоборот.

Важно также не создавать ситуации, когда ребенку  остается говорить только «да» и «нет». «Я сделаю, как ты хочешь, только обьясни мне».

Становление личностных качеств ребенка, а также развитие его речи происходит одновременно с развитием его эмоционального мира. Огромную помощь этому может оказать искусство (музыка, театр, балет, поэзия, танцевальная импровизация). Искусство вызывает целую гамму чувств. А музыка выделяется из других видов искусства прежде всего силой эмоционального воздействия, которая позволяет не просто описывать ситуацию, а как бы воспроизводить ее изнутри. Музыка становится одним из важнейших средств эмоционального развития именно потому, что язык эмоций для нее родной.   Классическая музыка усиливает воздействие тренингов, дает объемность, глубину. А также развивает у детей чуткость, способность сопереживать, учит доброте и душевной тонкости.

Говоря о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, на первое место мы ставим развитие его чувственно – эмоциональной сферы, формирование и совершенствование характера, социализацию. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены. Он не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Воображаемые персонажи, предметы, ситуации для малыша совершенно реальны. Поэтому воображение и фантазию необходимо развивать именно в этот период детства. И именно в этом возрасте легче всего открыть маленькому человеку мир классической музыки. Тогда, когда дети легко входят в образ, с готовностью включаются в игру и звуки воспринимают тоже как реальные образы. Важно, что мы не просто слушаем классическую музыку, а устраиваем из этого игру, а подчас и целый спектакль, в котором дети – активные участники, соавторы. При этом вырабатывается предельное внимание к звукам, к музыке. Ведь надо ничего не пропустить, успеть переключиться с одного образа на другой. Например, услышать в музыке сигнал трубы, оживляющей неподвижных солдатиков, и показать барабанщиков, трубачей, веселого клоуна, хитрую лису, сердитого волка (Ж. Бизе «Игры детей. Марш – труба и барабан»). Вместе с музыкой К. Сен-Санса из «Карнавала животных» мы опускаемся все глубже, как рыбки («Аквариум»), поочередно прыгаем и свистим, как «Персона с длинными ушами», придумываем свой цирковой номер («Слон») и т. д.

Сказка, игра, импровизация становятся главными инструментами воспитания личности при помощи искусства. На наших занятиях нет неизменных сюжетов, мы не репетируем готовые сценки. Сказка у нас живая, она адаптируется под те задачи, которые мы перед собой ставим, строится в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей в группе, и у каждого ребенка она своя. «В моей сказке так, а в твоей?» В течение занятия ребенок проигрывает множество ролей, вместе с персонажами сказок проживает множество чувств, выражает эти чувства движением, танцем, пантонимой, и, в довершение, речью. Задача взрослого – вызвать сильный интерес, эмоционально «зажечь» ребенка, пробудить потребность высказаться. И тут уже, когда обстановка заряжена творчеством и интересом, каждый хочет показать и рассказать, какой у него, к примеру, Лев и как он поступит в предложенных обстоятельствах. Взрослому важно почувствовать, что хочет сказать, выразить ребенок и помочь ему подобрать нужные слова для выражения этих эмоций.

Открытием для детей ( впрочем, и для многих родителей) является то, что одно и то же слово (фраза) у каждого человека вызывает свою «картинку». Произнося «машина», «коробка», «кукла», «ребенок» и так далее, у каждого возникает индивидуальный образ, и другой человек представляет себе машину совсем не такой, какой «увидел» её я. У каждого свое представление. И, если я хочу, чтобы меня понимали, я должен как можно подробнее и образнее описать свою «картинку», чтобы и другие ее смогли увидеть такой, как я. Важно подвести к пониманию: пока ты не сказал, не описал, не разъяснил в подробностях и деталях, мы не увидим то, что видишь ты. Взрослый помогает ребенку своими наводящими вопросами «рассмотреть» свою картинку до мелочей и подробно, ярко описать. И как, оказывается, здорово и интересно, что у каждого своя «картинка», что все разные и нет «правильного» и «неправильного». У ребенка не возникает страха, что он скажет что-то не так. Чужая мысль – тема обсуждения, а не осуждения. Если тебя не критикуют, то у тебя есть интерес. А когда интересно, то активизируются и мышление, и внимание, задействуется весь творческий потенциал.

На занятиях мы уделяем большое внимание «проживанию» поэзии, открывая для себя то, что восприятие каждой фразы может быть различным, оно зависит от интонации и оттенков чувств, с которыми она произносится. Мы не заучиваем стихи, мы обыгрываем каждую фразу, окрашиваем ее различными эмоциями. У каждого ребенка своя интерпретация одного и того же стихотворения. При этом детям становится интересным творчество друг друга, интересно придумывать свою версию. Такое «проживание», проигрывание стихотворений приводит к тому, что текст стихотворения запоминается сам собой, мы его успели незаметно запомнить, пока проигрывали с различными эмоциями и чувствами разные варианты. Но при этом поэзия (как и классическая музыка) становится живой и яркой, входит глубоко в жизнь ребенка, обогащая и насыщая ее. Ребенок начинает воспринимать мир с большей открытостью, а сам мир вокруг становится объёмнее и красочнее.

 Вместе с этим развивается творческое мышление, внимание, воображение, выразительность, обогащается представление ребенка о собственных способностях и возможностях, появляется уверенность в своих силах. Одновременно раскрывается индивидуальность каждого и происходит принятие себя и других, интерес к творчеству других. Расширяется диапазон чувств и используемых ребенком средств выражения этих чувств – речь, мимика, движение, интонация. Ребенок учится анализировать и отслеживать различные эмоции и то, что их вызывает. Важно пробудить творческую активность ребенка (эмоционально-интуитивную активность перевести на уровень сознательной деятельности), вдохновить, развить активное воображение. А воображение, управляемое сознанием и волей, является основой любой успешной деятельности, способствует возникновению глубоких чувств, дает мощный толчок развитию речи.

Работая со стихами (поэзия Пушкина, Бунина, Тютчева), дети ощущают красоту слова, проживают яркие образы, сами начинают говорить красиво и выразительно. Важно наполнить ребенка сильными чувствами, углубить и расцветить их, чтобы у него появилось желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танцевальной импровизации.

Основной упор мы делаем на развитии эмоциональной сферы ребенка, что ведет к развитию творческого характера и способности к самомотивации. Мы обращаемся к внутреннему миру ребенка, развиваем чувства и способности выражать свои чувства, управлять ими. Маленький человек начинает ощущать себя частью человеческого общества, учится самостоятельно формировать отношения с этим обществом, отношение к различным событиям в жизни. Главная наша задача – приобретение ребенком тех качеств, которые позволят ему в дальнейшем быть успешным в жизни, независимо от того, чем он будет заниматься. 

Автор статьи Ирина Коваленко.

См. также
Тайм-менеджмент не поможет: прокрастинация это проблема регуляции эмоций, а не времени,
ACTION, бюро технологий роста
Ефективне управління рестораном,
Profi club
Лидирование проектных команд, управление конфликтами интересов и внутренние коммуникации в рамках кросс-функциональных проектов,
D-Space
Как делать акции для увеличения продаж правильно,
Национальный, бизнес-центр
Способы увеличения продаж,
Национальный, бизнес-центр
← Перейти к списку всех статей
Читайте также:  Методы развития ребенка до года

Источник