Эмоциональное развитие ребенка в театрализованной деятельности
Алла Туктарова
Развитие эмоциональной сферы ребенка в театрализованной деятельности
Развитие эмоциональной сферы ребенка в театрализованной деятельности.
«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе» Т. И. Софронова
В дошкольном возрасте происходит процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром
Один из показателей гармонически развитой личности является соотношение интеллектуального и эмоционального развития
Эмоции являются «индикатором» состояния ребенка, а также влияют на его познавательные процессы и поведение
Маленькие дети находятся в «плену эмоций», они не умеют управлять своими чувствами, и это приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми
Развитие эмоциональной сферы зависит от направленности педагогического процесса на ее развитие
Особенность дошкольного возраста: Овладение знаниями, умениями, навыками. Становление базовых свойств его личности.
Одна из приоритетных задач воспитания:
— Формирование эмоций и чувств;
— Развитие понимания и вербализации эмоциональных состояний
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие, на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности; корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости и успешности.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
В процессе игр-инсценировок малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают: Психические функции личности ребенка; Художественные способности; Творческий потенциал; Способность к межличностному взаимодействию
Взрослый призван помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно- эстетической деятельности.
Игра – доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства.
.
Роль педагога в организации театрализованной деятельности Эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств – главное условие в развитии творчества ребенка. Интонация голоса педагога – образец для подражания!
Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает: Воспитание у ребенка основ общей культуры; Приобщение детей к искусству театра; Развитие творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагога состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником ее активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности.
Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием:
-Становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций;
-Сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания.
Основные линии развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности: Развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа; Развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа; Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности.
Эмоционально активные дети – ярко выражен интерес к театральной игре. Играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий. Эмоционально пассивные дети – интерес к театральной игре слабо выражен. Педагог должен показывать и давать словесные указания для освоения новых способов игровых действий, нацеливать на создание игровых ситуаций. Побуждать ребенка к активной речи.
Дети чаще всего эмоционально выражают в играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Педагог корректирует условия игры. Итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего.
В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры выражаются в движениях ребенка, его мимики. Особую выразительность приобретает речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги
Для обогащения эмоционального опыта используют: Рассматривание иллюстраций; Чтение художественных произведений; Введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием
Для формирования нравственной ориентации на сверстника, педагог должен ставить и решать следующие задачи: Подбирать содержание совместных театрализованных игр; Обозначать моменты контактов между сверстниками; Идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания стереотипов для стимулирование эмоций к неизвестным сложным ситуациям.
Театрализовано – игровая деятельность – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу
Театрально – игровая деятельность доставляет ребенку много счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка. Театр развлекает и воспитывает детей, раскрепощает, повышает уверенность в себе, создает положительный эмоциональный настрой.
Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие: Ощущений; Чувств и эмоций; Мышления; Воображения; Фантазии; Внимания; Памяти; Воли; Коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных навыков.
Театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет большое значение в его психическом развитии. Театрализованная игра – одно из эффективных педагогических средств. Театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям.
Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Театрализованная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать у дошкольников опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Источник
Лариса Никитина
Развитие эмоций в театрализованной деятельности (из опыта работы)
Развитие эмоций в театрализованной деятельности
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.
Как отмечали Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций – лицевую экспрессию. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические средства. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты – эмоциональные действия (подпрыгивание при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.)
Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона.
Театральная деятельность— это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятие театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявление общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,трудолюбия,что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятие театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередований функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умение, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхание и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенные, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Именно поэтому для своей работы я выбрала тему: «Развитие эмоций в театрализованной деятельности». Поставила перед собой цели и задачи.
Цель: поиск путей социально – эмоционального развития детей и создание благоприятной психологической атмосферы и использование театрально-художественной деятельности для развития эмоциональной сферы детей.
Задачи:
• формировать умения детей создавать нужные эмоции;
• знакомить детей с видами театра;
• обеспечить поэтапное освоение детьми видов творчества;
• совершенствовать артистические навыки детей;
формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;
• формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;
• работать с детьми над речью, интонацией;
• пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
Работу над темой я начала с изучения литературы по данной теме и подбора комплекса игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы детей ясельной группы. Наблюдая за детьми, я обратила внимания на то, как малыши внимательно и с интересом смотрели на показываемые мной потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театра петрушек и с удовольствием повторяли за увиденным.
Мне кажется, благодаря таким игровым действиям наши ребята начали говорить, так как театральная деятельность является наиболее эффективным и доступным средством для понимания ребенка.
В этом же возрасте знакомила детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
Начинала с пальчиковой гимнастики. Обычно это инсценировка, каких то сказок, исполняемых при помощи пальцев. Ведь все происходящее в сказке или стихотворении дети показывали руками, например, придумывая как сложить ладошки «домиком» или показать бегущего человека.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжета пока не могут. Для этого проводились такие игра как «Наседка и цыплята», разыгрывали с ними сценки по литературным произведениям А. Барто «Игрушки», потешки «Идет коза рогатая», «Расти коса до пояса», «Ладушки» и др.
Потешки развивают мелкую моторику и эмоциональному развитию малыша, побуждая его к повторению действий. Также раздавала детям игрушки, предметы для повторений по образцу.
С детьми 1 младшей группы участвовали в открытом занятии — развлечении «Сюрприз для пчелки», где дети перевоплощались разных лесных зверей. Очень эмоционально передал образ медведя Никита Михеев, кокетливо изобразила лису Катя К., хорошо передали характер зайцев Аня Т., Полина К, Матвей Р.
Дети очень любят играть в хоровые игры, такие как «Зайка серенький сидит»,»Зайцы и лиса», «Мишка» и др. Я заметила, что детям очень нравится передавать повадки животных. Стала хвалить и поощрять тех, кто показывал образ животного по своему и с фантазией, при этом имитировали голоса животных (как ревет медведь, как кричит ворона,воробушки, как пыхтит ежик,проигрывали сценки из народных сказок, песенок, сказок(«Репка»,»Курочка ряба», «Теремок»).
Огромную роль в моей работе играют сюрпризные моменты, при помощи которых детям весело и радостно. Сюрпризом могут быть сказочные герои, игрушка, игра и т. д.
Чтобы систематизировать всю работу, я составила перспективный план театрализованной деятельности младших дошкольников. Занятие проводились один раз в неделю.
Любое занятие я начинаю с пальчиковой или дыхательной гимнастики. Такое начало занятий помогает детям сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения как «Чистим зубки», «Дудочка», «Заборчик». Шутки, потешки, небольшие стишки, чистоговорки, скороговорки помогают сделать занятие увлекательным, разнообразным. такой матерьял и использовался на каждом занятии.
Работая на темой, я решила сначала подобрать комплекс игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы.
Большую роль во всей этой работе сыграли пиктограммы, с помощью которых дети учились передавать то или иное эмоциональное настроение.
Предлагала детям перед зеркалом друг другу показать радость, удивление, страх. Особенно эмоциональны оказались Никита Михеев, Полина Кудрявцева, Полина Протасова, Катя Кушакова, Матвей Рыбаков, .Андрей Голомидов, Аня Торопова.
Предлагала детям произнести с разной интонацией саамы привычные слова: «Возьми», «принеси», «помоги», «здравствуйте» (приветливо, просящее, требовательно).
Также произносили слова в грустной, веселой, удивленной, сердитой и радостной интонацией.
Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Тепло — холодно.
6Мне грустно.
7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
8. Обиделись.
Материалом для сценического воплощения так же служат сказки. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико.
Для более глубокого осмысления сказочного материала обсуждаем сказку по вопросам. Рассматриваем иллюстрации в различных книгах, уделяя особое внимание анализу эмоциональных состояний героев
В группе мы совместно со вторым воспитателем и с родителями создали театральный уголок, где собраны разнообразные виды кукол. Так же здесь есть плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр для фланелеграфа, настольный театр, куклы би-ба-бо. Также имеется театр масок с изображением персонажей. Есть различные виды декораций – дома, деревья, ширмы напольные, настольные. В задумках есть сделать варежковый театр эмоций, театр с использованием одноразовых ложек, театр с использованием форм от киндеров сюрпризов. Дети очень любят сказки. В основном на роль соглашались одни и те же.
Дети в группе все разные: кто – то общительный, кто – то застенчивый, агрессивны, гиперактивны. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты.
Так гиперактивным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя (роль репки). Валерия Соколова застенчивый ребенок в группе, поэтому долга не хотела брать на себя какую-либо роль. Тогда я нашла выход: ребенок, стал с места предлагать какой либо текст. Агрессивным детям старалась избегать давать роли злых недобрых персонажей.
Так, дети начали включаться в театральные игры. Занимаясь с детьми я старалась вызвать положительные эмоции, побуждаю детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть, поиграть, погладить игрушку. Детям очень нравится имитировать движения животных. Богаче и выразительнее стала речь детей, они стали эмоциональнее отзывчивее, раскрепощенные.
В свободное время, особенно по вечерам, дети могут взять любой из видов театральных реквизитов и поиграть сюжет из сказки или самим сочиняют сюжет, т. е занимаются самотворчеством.
Анализ результатов педагогической диагностики показал положительную динамику.
Работу по театрализованной деятельности буду проводить и дальше. Хочется познакомить детей не только с русскими народными сказками, доступные по возрасту, но и сказками других народов, и инсценировать их. Развивающую среду по театрализованной деятельности буду обобщать и дальше, привлекая родителей.
В заключении хочется сказать, что только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей мы сможем добиться того, что наши дети будут радоваться и переживать с любимыми героями произведений, сопереживать друзьям и родным, сочувствовать животным и окружающему миру. Ведь театр научит многому: импровизировать игры, ситуации; развивать внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление, действовать с воображаемыми игрушками, предметами. С помощью театрализованной деятельности ребенок растет и развивается.
Источник
Светлана Иванова
Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности»
Консультация
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности».
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в театрализованной деятельности в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Это приводит к тому, что у многих детей возникают страхи, срывы, наблюдается заторможенность или наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Поэтому работа, направленная на развитие эмоций в театрализованной деятельности, очень актуальна и важна.
Основные направления развития эмоций в театрализованной игре.
Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.
На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему.
Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:
— развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
— развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;
— развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т. д.).
Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.
Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.
У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.
Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя: а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.
В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т. д.
Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.
Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процесс театрализованной игры.
Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т. д.
Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.
Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо, чтобы педагог умел ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи: а) подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка; б) обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности; в) идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным ранее более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения. Таким образом, театральная деятельность должна занимать центральное место в работе педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей, что поможет подготовиться к усвоению новых требований и правил, вхождению в коллектив сверстников, коррекции личностных черт дошкольника.
Источник