Эмоциональное развитие ребенка в младшем школьном возрасте
Поступление в школу оказывает большое влияние на эмоциональную сферу детей в связи с расширением и усложнением содержания деятельности и возрастанием количества эмоциогенных объектов. Те стимулы, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, на младших школьников перестают действовать. С поступлением в школу подавляющее большинство эмоциональных реакций вызываются не игрой и общением, а прежде всего процессом и результатом учебной деятельности, удовлетворением потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте крайне редко встречаются случаи безразличного отношения к учению, большинство младших школьников очень эмоционально реагируют на оценки и мнения учителя.
В исследовании Н.А. Степановой выявлено, что в целом позитивное эмоциональное состояние на протяжении обучения в начальных классах обеспечивает положительное отношение к учебной деятельности учащихся с 1-го по 4-й класс. Типы эмоциональных реакций учащихся на неуспех в интеллектуальной деятельности имеют собственную динамику. Наблюдается снижение числа учащихся с адекватным типом эмоциональных реакций от 2-го к 4-му классу и возрастание числа учащихся с рискующим типом от 2-го класса к 4-му. Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, данная тенденция отражает рост более критичного и избирательного отношения учащихся к выполняемой работе, наличие стремления заслужить похвалу взрослого через оправдание своих неудач внешними обстоятельствами. Выявленные особенности могут быть следствием повышения тенденции к самостоятельному принятию решений (с помощью критерия хи-квадрат выявлены значимые различия между 1-м и 3-м классами), изменения иерархии ценностей, образовательных потребностей и интересов (рис. 3.2).
Хотя младший школьник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта младшими школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.
Рис. 3.2. Динамика типов эмоциональных реакций на неуспех в интеллектуальной деятельности младших школьников
Практический пример: Развитию представлений об эмоциях и навыков эмоциональной саморегуляции способствует игровое упражнение «Маски», при котором дети делятся на пары и одному из них предлагается выразить с помощью мимики определенные эмоции: горе, страх, радость и др. Другой ученик должен определить, что выражает лицо партнера. Затем следует смена ролей.
В целом эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
- легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события и эмоциональной окрашенностью восприятия, воображения, мышления, умственной и физической деятельности;
- непосредственностью и откровенностью проявления своих эмоциональных переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
- различной степенью готовности к переживанию эмоции страха в процессе учебной деятельности как предчувствия неприятностей, неудач, неуверенности в своих возможностях, неспособности справиться с учебным заданием; ощущения угрозы своему статусу в классе, семье;
- высокой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой эмоциональных состояний (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям;
- интенсивным эмоциональным реагированием на игры и общение со сверстниками, достижения в учебе и оценку своих успехов учителем и одноклассниками;
- несовершенным пониманием и осознанием своих и чужих эмоций и чувств, часто неверным восприятием и истолкованием мимики и других выражений эмоциональных состояний окружающими (за исключением базовых эмоций страха и радости, в отношении которых у детей сформированы четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя синонимичные слова, обозначающие эти эмоции), что вызывает неадекватные ответные реакции младших школьников.
Младшие школьники еще неполно и не всегда точно осознают свои эмоциональные состояния и не всегда правильно понимают чужие переживания. Дети не всегда точно ориентируются даже в выражении эмоций (например, гнева, страха, ужаса, удивления), оценивая их недифференцированно. Школьники младших классов гораздо легче понимают и осознают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но часто затрудняются выразить эмоциональные переживания словами. Легче различаются положительные эмоции, чем отрицательные, большие трудности наблюдаются в идентификации некоторых видов эмоций (удивление, вина, отвращение и др.). Недостаточно совершенное восприятие и понимание эмоций и чувств приводит к чисто внешнему подражанию взрослым в выражении эмоциональных состояний, и этим младшие школьники часто напоминают родителей и учителя по стилю общения с окружающими людьми. В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников проявляется способность к эмоциональному сопереживанию при восприятии тягостных ситуаций и драматических конфликтов.
Для начала младшего школьного возраста является характерным сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной сфере детей, который часто проявляется в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но вскоре младшие школьники становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут изобразить нужную эмоцию в случае необходимости. Постепенно возрастает осознанность и устойчивость эмоций и чувств, совершенствуются навыки контроля своих эмоциональных состояний. Двигательные импульсивные реакции, которые были типичными для дошкольников, постепенно сменяются речевыми, что становится заметным по речевой, интонационной выразительности детей.
В целом возрастными нормативными особенностями эмоциональной сферы младшего школьника считаются радостное настроение и оптимистичное, эмоционально позитивное состояние. В это время также возрастает количество индивидуальных особенностей в выражении эмоций: выявляются эмоционально стабильные дети, дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, эмоционально возбудимые дети, тревожные дети, дети со слабым выражением эмоций. Чаще всего эмоционально стабильным детям учебная деятельность дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к учебе. У детей с высоким уровнем тревожности часто отмечается отрицательное отношение к школе, учителю и его требованиям.
В младшем школьном возрасте эмоциональная сфера существенно усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства – чувства, источником которых является удовлетворение сложных социальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства, любознательность, удивление, интеллектуальное удовольствие и т. п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии). В младшем школьном возрасте особенно интенсивно происходит социализация эмоциональной сферы. У младших школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам, начинают формироваться патриотические чувства. У младших школьников не только возникают новые эмоции и чувства, но и те эмоции, которые были в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание. В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций по их содержанию и устойчивости. В этом возрасте эмоции связаны с более сложной социальной жизнью ребенка, с новым типом отношений со взрослыми и сверстниками, с более четко выраженной социальной направленностью его личности.
Практический пример: У младших школьников возникают негативные эмоциональные состояния в ситуациях, когда сверстники выказывают им недостаточно уважения – не верят их словам, не доверяют их возможностям и пр. У младших школьников возникают позитивные эмоции, если одноклассники признают его авторитет, оказывают им доверие в какой-либо деятельности, ценят их качества как ученика, как рассказчика и т. д.
В младшем школьном возрасте эмоциональные состояния становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У младших школьников возникают постоянные интересы, длительные дружеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно устойчивых интересах. Младший школьный возраст считают сензитивным периодом формирования эмоционального интеллекта, так как естественная потребность в эмоциональном восприятии окружающего мира в это время дополняется у школьников активным интеллектуальным развитием, акцент на котором отличает учебную деятельность в начальной школе от дошкольного образования. К.С. Кузнецова определила эмоциональный интеллект как взаимосвязанную совокупность когнитивных, рефлексивных, поведенческих, коммуникативных способностей, имеющих внутриличностную и межличностную направленность. Он выражается во внутреннем позитивном настрое, эмпатийном отношении к окружающим, идентификации, контроле и рефлексии эмоциональных состояний и поступков, использовании эмоциональной информации в общении с окружающими, выборе способов достижения цели и оценивается по когнитивному, рефлексивному, поведенческому, коммуникативному критериям в соответствии с элементарным, достаточным, оптимальным уровнями его сформированности.
Уровни сформированности эмоционального интеллекта младших школьников
Когнитивный критерий
Элементарный уровень: сложности в идентификации собственных эмоциональных состояний; неразвита способность понимать эмоции окружающих
Достаточный уровень: идентификация собственного эмоционального состояния возможна при наличии опоры, в знакомых ситуациях; способность понимать эмоции окружающих при внешнем стимулировании
Оптимальный уровень: самостоятельная идентификация своего эмоционального состояния в знакомых и незнакомых ситуациях; стремление понять эмоциональное состояние окружающих
Рефлексивный критерий
Элементарный уровень: неразвитые рефлексивные способности; трудности при анализе поступков других людей
Достаточный уровень: рефлексия при поддержке педагога; анализ поступков других людей возможен в знакомых ситуациях
Оптимальный уровень: развитые рефлексивные способности; развита способность анализировать мотивы поступков других людей
Поведенческий критерий
Элементарный уровень: неспособность контролировать свое эмоциональное состояние; не развита способность выбирать оптимальный способ достижения цели; проявление упрямства, отличающегося от настойчивости отсутствием мотивации; неспособность учитывать эмоциональную информацию в общении
Достаточный уровень: контроль эмоционального состояния при поддержке взрослого; выбор способа достижения цели возможен при поддержке педагога; непоследовательность в достижении целей; учет эмоциональной информации в общении с окружающими при напоминании
Оптимальный уровень:
самостоятельный контроль своего эмоционального состояния; варьирование способов достижения цели в зависимости от ситуации; настойчивое стремление к достижению целей; учет полученной от окружающих эмоциональной информации в общении с окружающими
Коммуникативный критерий
Элементарный уровень: позитивный настрой появляется под влиянием хорошего настроения и пропадает при возникновении трудностей; отсутствие настроя на коммуникацию; отсутствие настроя на эмпатийное отношение к окружающим
Достаточный уровень: позитивный настрой возникает под влиянием хорошего настроения, для его сохранения при возникновении трудностей требуется поддержка; настрой на коммуникацию при общем позитивном настроении; эмпатийное отношение к окружающим
Оптимальный уровень: стабильный позитивный настрой независимо от наличия трудностей; устойчивый настрой на коммуникацию; устойчивое эмпатийное отношение к окружающим
Элементарный уровень – требуется помощь педагога
Достаточный уровень – нужна поддержка педагога
Оптимальный уровень – сопровождение самостоятельного применения способностей
Характер эмоциональных переживаний младших школьников во многом зависит от особенностей семейного воспитания. Г.Х. Махортова отмечает, что воспитание детей по типу «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник», «Отвержение» способствуют возникновению повышенного эмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста. Особенно это проявляется в неполных семьях, где данное чувство усугубляется чрезмерной привязанностью к воспитывающему родителю, приводит к формированию чувства обделенности вниманием родителей. Негативное отношение матери к отцу мальчика, как и его отсутствие в семье или минимальное участие в процессе воспитания, способствует возникновению эмоционального напряжения в области внутренней жизни, относящейся к осознанию мальчиком развития собственной сексуальности. Дисгармоничность во взаимоотношениях супругов вызывает дисгармоничность в триаде мать – ребенок – отец и в эмоциональной сфере детей.
Эмоциональное развитие младших школьников в целом представляет собой сложный процесс качественных изменений личности ребенка в контексте ее социализации и предполагает умение школьников понимать и выражать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других людей, проявлять эстетические эмоции, эмпатию и проявлять сбалансированность эмоций. Критериями эмоционального развития к концу младшего школьного возраста могут являться степень дифференциации и адекватной интерпретации своих эмоциональных состояний и эмоций других людей, широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, способность к эмпатии, уровень выражения эмоционального состояния в вербальном плане, умение выражать свои эмоциональные состояния различными экспрессивными средствами, уровень сформированности эмоционального интеллекта.
Источник
насретдинова надежда
Консультация «Эмоциональное развитие ребенка школьника»
Автореферат (материал для защиты реферата)
Выполнила учитель начальных классов Насретдинова Н. Г.
ПЕДАГОГИКА Ш.АМОНАШВИЛИ:
“Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”. (На доске)
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Однако, как справедливо указывал, Л. С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллекта и эмоций, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
В последнее время, время Интернета и телевизора, дети на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень важна.
Существует и другая важная проблема: в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.
Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки.
Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Вот поэтому мною была взята для исследования проблема развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Во-первых, я поработала с самим понятием «эмоции». Мы нередко считаем, что эмоции и чувства — это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Существуют различные классификации эмоций. Я остановилась на классификации учёного-психолога К. Е. Изарда. В своих исследованиях К. Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, «фундаментальные», эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. В первой главе реферата дана характеристика каждой из эмоций и особенности эмоций у детей младшего школьного возраста.
Первым в названной выше классификации идёт Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям,они объясняли: «С ними было интересно!».
В таком же плане рассматривается каждая из эмоций, а затем обобщённая характеристика эмоциональной сферы младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности, склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
В ГЛАВЕ 2 рассматривается роль эмоций в педагогическом процессе.
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Опираясь на многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (очень много материала об этом у Ш. А. Амонашвили, можно сделать вывод, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Начало обучения в школе — один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.
На этом этапе очень важно следить за развитием эмоционального состояния ребёнка. Начнем с потребности в признании. Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. «Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи».
Систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, формированию других негативных личностных новообразований. Ребенку очень важно хотя бы в чем-то, в каких-то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях, учёба вызывает положительные эмоции.
В ГЛАВЕ 3 содержится ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ из опыта работы: что я делаю для создания положительного эмоционального фона на уроках.
В учебной деятельности учащихся большую роль играют эмоции.
Эмоциональное воздействие — один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников.
Об одном из таких учителей рассказал А. С. Макаренко в очерке «Преподаватель словесности»:
«…В его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы не способны были оторваться от его лица.
Читал он просто, без приёмов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столь чувства, такую убеждённость, что древнее слово неожиданно хватало за сердце…»
Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути.
«Ботанике… необходим восторг»,- писал Тарас Шевченко. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,- утверждал А. С. Пушкин.
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока и существует на всем его протяжении. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Пример создания положительного эмоционального фона на уроках русского языка в 1-м классе по теме «Написание заглавной буквы С».
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех — переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности. Приемы создания ситуации успеха на отдельных этапах урока.
1)С целью создания положительного настроения на работу урок начинается с картинки-заставки «Звонок»
2)Перед основной работы выбираем настроение —«мордашки»: «унылый», «Обида, недовольство», «Удивление», «радость», «Скука»,
«злость», «восторг»…
3)Снятие страха. Интересно работать в парах.Работать вместе с товарищами не страшно: обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.
4)Заключительная оценка
Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей.
Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Использую готовую печатную продукцию (карточки с картинками):
«Умница!», «Старался!», «Молодец!», «Отлично!»,
«Ты сегодня отличился!» и т. д.
Из всего сказанного следует вывод: если мы хотим видеть успешного ученика, необходимо, чтобы весь комплекс школьной жизни: требования учителя, воспитательные беседы, положительное влияние детского коллектива, умелое руководство со стороны школы, воспитание в семье, положительно влиял на эмоциональную сферу младшего школьника.
Методом наблюдений было выявлено, что в 1-м, во 2-м классе общий эмоциональный тонус 81% учащихся характеризуется жизнерадостностью, бодростью, оживлением. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 23%. 42% учащихся испытывают страх, тревожность и неуверенность в своих силах. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 20%.
Одна из важнейших задач школы и учителя — воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими эмоциями, подчинять их разуму и воле.
P.S.( post scriptum)
Думается, что успех в решении любой педагогической задачи возможен только при соблюдении замечательных «Педагогических заповедей» Шалвы Александровича Амонашвили.
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЯХ
“Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.
“Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом”.
“Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”.
“Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам”.
“Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая “искра Божия”.
У Амонашвили, конечно же, педагога от Бога, есть замечательная притча о педагогике.
Педагогика джунглей
Шёл Мудрец через деревню на Восток. Люди окружили его.
– Скажи, правильно ли мы воспитываем наших детей?
Тогда он ответил им:
– Послушайте притчу.
Царь джунглей Великий Лев объявил конкурс на лучший учебник по воспитанию детей, чтобы заменить им старый. Конкурсанты прибежали сразу.Сказал им Царь:
– Мне нужно знать об основной идее, о цели и о методах воспитания, которые вы утверждаете в ваших учебниках.
Первым предстал Осёл. Он привёз свой учебник воспитания во вьюке;бросил его у ног Царя и уверенно прокричал:
–Главная идея: «Безропотно таскай груз своего повелителя, но крепко стой на своём, если даже попадёшь ему в пасть». Цель воспитания личности ослёнка – упрямство. Методы воспитания – ослиные крики, прутья, испытания в выносливости, многократное, до отупения, повторение одного и того же.
Сделала шаг вперёд Обезьяна. Она держала свой учебник подмышкой.Бросила его у ног Царя и произнесла праздно и с кривляньем:
–Основа моего учебника: «Смеши своего повелителя, подразнивая его, чтобы тот забыл, какие у него были намерения по отношению к тебе». Цель воспитания личности маленькой обезьянки – искусное гримасничанье, а методы – жеманство, кривлянье, подсказки, зубрёжки.
Выступила Лиса. Она держала свой учебник в зубах. Бросила его у ног Царя и, прищурив глаза и изображая наивность,пропела:
–Вот идея моего учебника по воспитанию: «Хитростью и ловкостью, – чтобы всегда выходить из воды сухим, – присваивай чужое, и львиную долю своей добычи преподноси своему повелителю и всячески ему угождай». Цель воспитания личности лисёнка – это коварство, а методы – притворство, надувательство, тесты, проверки, экзамены.
Предстал козёл. Его учебник был написан на двух листах виноградной лозы, нанизанных на рога. Козёл бросил два листа у ног Царя и замекал:
–Вот какая у меня идея: «Живи как попало и не горюй ни о чём, если даже угодишь в пасть своего повелителя». Цель воспитания личности козлёнка – беспечность, а методы – меканье, боданье, технологии глупостей.
Царь джунглей внимательно выслушал всех участников конкурса и грустно произнёс: «Мдаа!» Потом, недолго думая,объявил:
– Оставляю в силе старый учебник по воспитанию, написанный Человеком, ибо в нём лучше, чем в ваших, обобщаются все педагогические идеи джунглей.
Мудрец умолк.
Люди осмыслили притчу и ужаснулись: в педагогике джунглей они узнали свой опыт воспитания детей.
Божественная Педагогика
Люди опять обратились к Мудрецу:
– Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.
Сказал Мудрец:
– Послушайте тогда другую притчу.
Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох.Сказал им Царь царей:
– Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.
Сказал Марк Фабий Квинтилиан:
– О, Царь царей!Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же – развитие души, ибо она у нас небесного происхождения.Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.
Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:
– Истинно, это есть Божественная Педагогика!
Предстал перед ним Ян Амос Коменский.
– О, Царь царей!Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания Ребёнка – воспитание в нём разума. Методы же – природосообразность и мудрость.
Восхитился Царь царей:
– Истинно, тоже Божественная Педагогика!
Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:
– Послушай, о, Царь,главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги – ходить, а руки – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в Ребёнке ум, сердце и руки в их единстве.Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.
Царь царей зааплодировал:
– Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!
Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:
–В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои – народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность.
Царь царей торжественно произнёс:
– Признаю твою Педагогику Божественной!
Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:
–Вот вам моя вера: «Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя – воспитание радостного человека.Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.
Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:
– Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!
Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:
–Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере Ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь – это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого.Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.
Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех,он провозгласил:
– О достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!
Мудрец умолк.
Молчание людей затянулось.
Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О, человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».
Притча Ш. А. Амонашвили
Источник