Эмоциональное развитие ребенка в игре
Наталья Галкина
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей в игре»
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и. т. д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детейвыступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определённого содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребёнка в игре:
— развитие эмоционального отношения ребёнка к игре как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
-развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;
— развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе коллективных игр.
Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными приёмами организации игры.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами.Они играют в течение длительного времени: от 30 мин. до часа. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными,ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и. т. д.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно (до 18 мин.). Количество манипуляций с предметами незначительно. Успех или неуспех в выполнении отдельных действий не влияет на активность в развёртывании игры. Эмоциональные проявления крайне бедные. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Прерывая действия, дети отвлекаются, смотрят по сторонам, прислушиваются к посторонним звукам. Мимика их маловыразительна. Игра почти не сопровождается речью. Инициатива при общении со взрослыми отсутствует. Дети охотно соглашаются играть повторно, но, не умея самостоятельно развивать игру, всякий раз быстро и без сожаления прекращает её.
Задача воспитателя — сформировать у ребёнка устойчивый интерес к игре, желание участвовать в ней, вначале, может быть, на основе подражания взрослому или сверстнику. Побуждая ребёнка к активной речи, подсказывая сюжетные ситуации и организуя их совместно с ним, заражая своим эмоциональным отношением к действиям, взрослый старается вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками. Также он старается нацелить ребёнка на самостоятельное, хотя и незначительное развитие игры, переводя её тем самым на более высокий уровень.
Источник
Эмоциональное развитие детей в игре.
Игра в дошкольном возрасте — это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей .
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности. Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой детей даёт возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, взрослый должен помочь ребёнку так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
Однако большей эффективности можно достичь при участии самого взрослого в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если взрослый хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знании для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
Таким образом, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Источник
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
Определив значение детской игры для всестороннего развития личности ребенка , необходимо рассмотреть и те различные исторические подходы к изучению игровой деятельности ребенка, которые представлены в имеющейся литературе.
Просмотров: 4788
Категория: Статьи
Другие новости по теме:
Эмоциональное развитие детей в игре
—
Источник
Автор: Петросян Сусанна Жораевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23
Населённый пункт: город Одинцово, область Московская
Наименование материала: Статья
Тема: «Эмоциональное развитие детей в игре»
Дата публикации: 19.11.2018
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23
Статья
Эмоциональное развитие детей в игре.
Автор: воспитатель 1 кв. кат.
Петросян С.Ж.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями:
удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность
использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания
личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических
состояний.
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали
внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной
смысл
игры
заключается
в
многообразных
переживаниях,
значимых
для
ребёнка,
что
в
процессе
игры
происходит
глубокие
преобразования
первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его
жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием
детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой
деятельно сти
влияет
на
возникновение
и
развития
э м о ц и й ,
сформировавшиеся
эмоции
влияют
на
развитие
игры
определённого
содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры,
позволяет
выделить
два
типа
эмоционального
поведения
детей
раннего
возраста.
У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к
действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении
длительного
времени.
Совершают
с
игрушками
большое
количество
действий,
многие
из
которых
завершаются
непосредственными,
ярко
выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
У
эмоционально
пассивных
детей
игра
носит
характер
беглого,
поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности
непродолжительно.
Эмоциональные
проявления
крайне
бедны.
Не
наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для
развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является
развертывание
в
ней
социального
содержания-содержания
общения,
взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за
игрой
дает
возможность
определить,
как
складываются
отношения
со
сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть
чрезвычайно
широким:
от
полного
безразличия
и
игнорирования
до
заинтере сованно сти
и
поддержки
эмоциональных
ко н т а к т о в ,
содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления,
возникающие
в
конкретной
игровой
ситуации,
способны
закрепляться
и
обобщаться,
воспитатель
должен
так
организовать
игру,
чтобы
препятствовать
возникновению
и
развитию
отрицательных
эмоций,
проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной
ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости
обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции
процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть
игру. Однако большей эффективности можно достичь при участии самого
воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой,
выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно
удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и
игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания
для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
От сюда следует, что насыщение игры самыми разнообразными эмоциями
даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития
и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его
психических состояний. Различный характер переживаний, возникающих по
ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей
раннего
возраста:
эмоционально
активных
и
эмоционально
пассивных.
Развитие эмоций, возникающих в ходе игры важно для развития ребенка, и
для воспитания у него нравственных качеств личности.
Таким образом, игра для ребенка является не только формой
развлечения
и
отдыха,
но
и
обучающим
фактором.
В
игре
у
ребенка
развивается
фантазия,
интеллект,
его
самостоятельность,
память,
формируются
задатки
к
творчеству.
В
ходе
игры
у
ребенка
развивается
интуиция.
В
игре
идет
освоение
детьми
нравственных
норм,
растет
ответственность
за
выполнение
действий.
Насыщение
игры
самыми
разнообразными
эмоциями
даёт
возможность
использовать
игровую
деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и
для профилактики и коррекции его психических состояний. Следовательно
игра
является
важным
как
психологическим,
нравственным
так
познавательным фактором в развитии ребенка.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих
на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и
труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по
организации, по особенностям мотивации.
Игра
не
создает
общественно
значимого
продукта.
В
игре
начинается
формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное,
непреходящее значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как
средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне
психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.
Игровая ситуация включает в себя замещение (в место людей – кукла),
упрощения (обыгрываются, например, внешняя сторона приема гостей). В
игре,
таким
образом,
огрублено
имитируется
действительность,
что
позволяет
ребенку
впервые
самому
стать
субъектом
деятельности.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют,
взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится
играть,
рисовать.
Игра
является
эффективным
средством
формирования
личности
ребенка,
его
морально-волевых
качеств,
в
игре
реализуется
потребность воздействия на мир.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка;
его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются
особенности
мышления
и
воображения
ребенка,
его
эмоциональность,
активность, развивающаяся потребность в общении.
1.Никитин
Б.
П.
Ступеньки
творчества
или
развивающие
игры.
2.Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в
дошкольных учреждения.
3.Голубева Л. Г. – Москва «просвещение» 2004г.
4.Урунтаева Г. А. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство
развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.
Источник