Эмоциональное развитие ребенка в игре

Наталья Галкина
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей в игре»

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и. т. д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детейвыступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определённого содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребёнка в игре:

развитие эмоционального отношения ребёнка к игре как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;

-развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;

развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе коллективных игр.

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными приёмами организации игры.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами.Они играют в течение длительного времени: от 30 мин. до часа. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными,ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и. т. д.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно (до 18 мин.). Количество манипуляций с предметами незначительно. Успех или неуспех в выполнении отдельных действий не влияет на активность в развёртывании игры. Эмоциональные проявления крайне бедные. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Прерывая действия, дети отвлекаются, смотрят по сторонам, прислушиваются к посторонним звукам. Мимика их маловыразительна. Игра почти не сопровождается речью. Инициатива при общении со взрослыми отсутствует. Дети охотно соглашаются играть повторно, но, не умея самостоятельно развивать игру, всякий раз быстро и без сожаления прекращает её.

Задача воспитателя — сформировать у ребёнка устойчивый интерес к игре, желание участвовать в ней, вначале, может быть, на основе подражания взрослому или сверстнику. Побуждая ребёнка к активной речи, подсказывая сюжетные ситуации и организуя их совместно с ним, заражая своим эмоциональным отношением к действиям, взрослый старается вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками. Также он старается нацелить ребёнка на самостоятельное, хотя и незначительное развитие игры, переводя её тем самым на более высокий уровень.

Источник

Эмоциональное развитие детей в игре.

   Игра в дошкольном возрасте — это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

    Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

     Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей .  

    У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

   У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

   Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.   Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой детей даёт возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, взрослый должен помочь ребёнку так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

   Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.

   Однако большей эффективности можно достичь при участии самого взрослого в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если взрослый хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знании для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.

Таким образом, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

Источник

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.

Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.

Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.

Определив значение детской игры для всестороннего развития личности ребенка , необходимо рассмотреть и те различные исторические подходы к изучению игровой деятельности ребенка, которые представлены в имеющейся литературе.

Просмотров: 4788
Категория: Статьи

Другие новости по теме:

  • Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2 >> От тела к игрушке и от игры к работе.
  • Ведущая деятельность
  • Воспитание детей
  • Деловые игры
  • Детская психология
  • Дошкольный возраст
  • Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
  • Игра «Колокольчики»
  • Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя»
  • Игра и обучение
  • Игровая терапия аутических детей
  • Игромания
  • Изучение и воспитание ребенка
  • Историческая обусловленность чувств человека
  • Коммуникативные факторы личностного развития ребенка
  • Методика «Придумай игру»
  • Младший школьный возраст
  • Организационно-деятельностная игра
  • Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
  • Переключение внимания ребенка
  • Признаки азартных игр
  • Психические процессы у детей
  • Психологическая устойчивость
  • Развитие игры ребенка
  • Развитие ребенка
  • Ролевая игра «Последняя встреча»
  • Умственное воспитание детей в игре
  • Формирование нравственных отношений в игре
  • Функции фантазии в игре детей
  • Этапы формирования игровой деятельности детей
  • Эмоциональное развитие детей в игре

    Источник

    Автор: Петросян Сусанна Жораевна
    Должность: Воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23
    Населённый пункт: город Одинцово, область Московская
    Наименование материала: Статья
    Тема: «Эмоциональное развитие детей в игре»
    Дата публикации: 19.11.2018
    Раздел: дошкольное образование

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №23

    Статья

    Эмоциональное развитие детей в игре.

    Автор: воспитатель 1 кв. кат.

    Петросян С.Ж.

    Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями:

    удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность

    использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания

    личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических

    состояний.

    На существовании особого, эмоционального плана игры обращали

    внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной

    смысл

    игры

    заключается

    в

    многообразных

    переживаниях,

    значимых

    для

    ребёнка,

    что

    в

    процессе

    игры

    происходит

    глубокие

    преобразования

    первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его

    жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием

    детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой

    деятельно сти

    влияет

    на

    возникновение

    и

    развития

    э м о ц и й ,

    сформировавшиеся

    эмоции

    влияют

    на

    развитие

    игры

    определённого

    содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры,

    позволяет

    выделить

    два

    типа

    эмоционального

    поведения

    детей

    раннего

    возраста.

    У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к

    действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении

    длительного

    времени.

    Совершают

    с

    игрушками

    большое

    количество

    действий,

    многие

    из

    которых

    завершаются

    непосредственными,

    ярко

    выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

    У

    эмоционально

    пассивных

    детей

    игра

    носит

    характер

    беглого,

    поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности

    непродолжительно.

    Эмоциональные

    проявления

    крайне

    бедны.

    Не

    наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

    Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для

    развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.

    Необходимым условием возникновения полноценной игры является

    развертывание

    в

    ней

    социального

    содержания-содержания

    общения,

    взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за

    игрой

    дает

    возможность

    определить,

    как

    складываются

    отношения

    со

    сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть

    чрезвычайно

    широким:

    от

    полного

    безразличия

    и

    игнорирования

    до

    заинтере сованно сти

    и

    поддержки

    эмоциональных

    ко н т а к т о в ,

    содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления,

    возникающие

    в

    конкретной

    игровой

    ситуации,

    способны

    закрепляться

    и

    обобщаться,

    воспитатель

    должен

    так

    организовать

    игру,

    чтобы

    препятствовать

    возникновению

    и

    развитию

    отрицательных

    эмоций,

    проявлению невнимания, агрессивности.

    Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной

    ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости

    обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции

    процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть

    игру. Однако большей эффективности можно достичь при участии самого

    воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой,

    выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно

    удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и

    игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания

    для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.

    От сюда следует, что насыщение игры самыми разнообразными эмоциями

    даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития

    и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его

    психических состояний. Различный характер переживаний, возникающих по

    ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей

    раннего

    возраста:

    эмоционально

    активных

    и

    эмоционально

    пассивных.

    Развитие эмоций, возникающих в ходе игры важно для развития ребенка, и

    для воспитания у него нравственных качеств личности.

    Таким образом, игра для ребенка является не только формой

    развлечения

    и

    отдыха,

    но

    и

    обучающим

    фактором.

    В

    игре

    у

    ребенка

    развивается

    фантазия,

    интеллект,

    его

    самостоятельность,

    память,

    формируются

    задатки

    к

    творчеству.

    В

    ходе

    игры

    у

    ребенка

    развивается

    интуиция.

    В

    игре

    идет

    освоение

    детьми

    нравственных

    норм,

    растет

    ответственность

    за

    выполнение

    действий.

    Насыщение

    игры

    самыми

    разнообразными

    эмоциями

    даёт

    возможность

    использовать

    игровую

    деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и

    для профилактики и коррекции его психических состояний. Следовательно

    игра

    является

    важным

    как

    психологическим,

    нравственным

    так

    познавательным фактором в развитии ребенка.

    Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих

    на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и

    труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по

    организации, по особенностям мотивации.

    Игра

    не

    создает

    общественно

    значимого

    продукта.

    В

    игре

    начинается

    формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное,

    непреходящее значение.

    В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как

    средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне

    психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.

    Игровая ситуация включает в себя замещение (в место людей – кукла),

    упрощения (обыгрываются, например, внешняя сторона приема гостей). В

    игре,

    таким

    образом,

    огрублено

    имитируется

    действительность,

    что

    позволяет

    ребенку

    впервые

    самому

    стать

    субъектом

    деятельности.

    Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют,

    взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится

    играть,

    рисовать.

    Игра

    является

    эффективным

    средством

    формирования

    личности

    ребенка,

    его

    морально-волевых

    качеств,

    в

    игре

    реализуется

    потребность воздействия на мир.

    В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка;

    его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

    Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки

    полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются

    особенности

    мышления

    и

    воображения

    ребенка,

    его

    эмоциональность,

    активность, развивающаяся потребность в общении.

    1.Никитин

    Б.

    П.

    Ступеньки

    творчества

    или

    развивающие

    игры.

    2.Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в

    дошкольных учреждения.

    3.Голубева Л. Г. – Москва «просвещение» 2004г.

    4.Урунтаева Г. А. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство

    развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.

    Источник