Эмоциональное развитие ребенка в доу

Эмоциональное развитие ребенка в доу thumbnail

Наталья Островская
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Важнейшей составляющей психического здоровья детей является эмоциональная сфера.

Эмоции играют большую роль в развитии ребенка: определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками.

Продолжительное время система дошкольного образования в России

была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны: во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации воспитательно-образовательного процесса. Решающая роль в ее развитии принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.

Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально- развивающей среды в группе. Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально — развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором являются эмоционально-личностные особенности воспитателя, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.

Вторым, компонентом эмоционально- развивающей среды является оформление интерьера группы (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы — это наличие специально-организованных зон, среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка — не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.

Третьим компонентом является эмоционально-активизирующая

совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в

первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические

процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не

предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако

рекомендовано психологами и медиками.

Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой,

представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка

(его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками

управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности

понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и

полноценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и устранить недостатки в личностном развитии.

Источник

Наталья Ковалевская
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Сущность педагогического опыта

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

Эмоциональное развитие ребенка в доу

Дидактическое пособие «Дикие животные».

Эмоциональное развитие ребенка в доу

Атрибуты для конструирования.

Эмоциональное развитие ребенка в доу

Панно «Времена года».

В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В группе есть минибиблиотека — книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.

Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.

Эмоциональное развитие ребенка в доу

В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Эмоциональное развитие ребенка в доуЭмоциональное развитие ребенка в доуЭмоциональное развитие ребенка в доу

Художественное творчество.

Рисование. Детский рисунок — это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка — это отражение его мыслей и чувств. Рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.

Эмоциональное развитие ребенка в доу

Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.

Эмоциональное развитие ребенка в доу

В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.

Театрализованная деятельность.

Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

Эмоциональное развитие ребенка в доуЭмоциональное развитие ребенка в доу

В работе с детьми использую режиссёрские игры — это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Эмоциональное развитие ребенка в доу

Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

В группе есть подбор различных музыкальных произведений.

Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).

В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.

На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.

Литература.

1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.

2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

Источник

Анастасия Водопьянова
Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.

Социально-эмоциональное развитие:

-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;

-эффективное общение;

-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.

Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием

сердца.

Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится

понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных проблем педагогики.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения

содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки, где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.

Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями

детской деятельности и поведения.

Основная цель социально-эмоционального развития:

ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)

Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)

Поясняющая схема

Трудности общения—враждебность—конфликтность

Тревожность чувство недоверие к себе

Неполноценности

Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)

В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.).

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.

Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей

Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья

Уважаемые папы и мамы,

дедушки и бабушки!

Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.

Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.

«Годы чудес»— так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему

в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление

о самом себе.

Рекомендации для родителей:

Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами

1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.

3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка

в любви и разнообразии впечатлений.

Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:

1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить

например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому

мальчику?

Как ты догадался, что ему весело?

Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.

2. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)

3. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы

Социально-эмоциональное развитие

Умение справляться со своими эмоциями, чувствами Эффективное общение

Отношение с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьей, с обществом

Педагог – психолог

Водопьянова Анастасия Сергеевна

Зачем необходимо развивать социально-эмоциональную сферу?

• Ребенок легко будет осваиваться в любом коллективе

• Ребенок научиться понимать состояние окружающих

• Ребенок легко научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми

• Становление самооценки и образа «Я»

Развитие социальной ориентации и нравственной позиции

Основная цель социально-эмоционального развития:

• ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций

• помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

• ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.

Источник