Эмоциональное развитие ребенка средствами фольклора

Людмила Гусак
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников.

Но наше настоящее время вносит свои коррективы в процесс развития эмоциональной сферы ребенка. Не последнее место в этом процессе занимает активная компьютеризация нашей жизни. Вместе с положительными сторонами компьютерные технологии способствуют замещению непосредственного общения людей виртуальным. Наш язык утрачиваетсвою эмоциональность, его заполняют иностранные слова, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, язык которых лишен эмоциональной окраски и образности.

Поэтому сегодня крайне актуальны и постоянно напрашиваются вопросы: «Как же развивать эмоциональную сферу дошкольников? Какими методами, средствами и технологиями вооружится педагогу?»

Думаю, что одним из наиболее эффективныхи доступных средств развития социально-эмоциональной сферы у детей является устное народное творчество нашего народа, дошедшее до нас из глубины веков. Я считаю, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней

В своей работе я широко использую устное народное творчество в развитии социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Своей основной задачей я считаю развитие эмоциональной речи детей, становление их самосознания, развитие умения управлять своими чувствами, привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге.

Я обращаюсь к разным фольклорным жанрам: былинам и легендам («Добрыня и Змей», «Донская сказка», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Балбешка», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» и др., сказкам («Колобок», «Рукавичка», «Крылатый, мохнатый да масляный», выразительный язык которых изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему: «молодец-удалец», «котишка-мурлышка, серый лобишко», «коза-дереза» и другие.

Сказки являются для ребенка учителем и толкователем нравственных законов. Именно с помощью сказки дети усваивают первые правила взаимоотношений людей и поведения в обществе. Их фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Завораживающий сказочный сюжет помогает детям легко усваивать сложные понятия долга, чести, совести.

. Очень активно я использую в работе с детьми и малые фольклорные формы –частушки, потешки:

— с игровым началом: «Ладушки», «Идет коза рогатая…», «Сорока, сорока….», «Пальчик, пальчик…», «Чики, чики, чикалочки…»;

— составленные в диалогической форме, например: «Ваня, Ванечка, куда ходил? — В лесочек. – Что видел? — Пенечек.»

— пословицы: содержащие иронию и насмешку: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или «Люди с базара, а Назар на базар»; поучительные: «Играй, да дело знай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и др.

Ещё один вид малых форм словесного народного творчества — загадки. Они – настоящий кладезь народной мудрости, наблюдательности, смекалки. Я учу детей не только отгадывать загадки, но и обучаю их самым простым приемам составления загадок: нахождению и указанию на основные признаки, характеризующие предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Или учу выделять некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа).

Для полноценного использования устного народного творчества в работе с детьми в группе имеется книжный уголок, где собрана разнообразная детская литература. Чтобы работа была систематичной, я разработала перспективное планирование тематических занятий по ознакомлению детей с народным творчеством; в группе есть картотеки «Народных подвижных игр», «Словесных игр», альбомы песенок, потешек, прибауток и колыбельных, которые, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром.

Помимо этого, в группе имеются большое количество иллюстративного материала по данной теме, различные виды театра,

часть которых изготовлены своими руками. По моему мнению, использование элементов кукольного театра при чтении сказок, общение персонажа сказки с детьми вызывают у них особый всплеск эмоций.

От лица героя проигрываются сложные ситуации, решаются проблемы.

Поэтому я считаю, что театрально-игровая деятельность- это самый верный и короткий путь к сердцу и разуму ребенка, и что с ее помощью значительно проще привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми, раскрепощаться как актеру.

Читайте также:  Игра и социальное развитие ребенка дошкольного возраста

Со старшими дошкольниками я часто провожу игры со сказками на новый лад. Например, хорошо всем знакомая сказка «Теремок» может иметь несколько иное содержание, которое направлено на привитие таких качеств, как вежливость, аккуратность, опрятность, уважение к еде. Воспитывает у детей навыки культурного поведения.

Сказка «Репка» — это сказка в стихотворной форме, написанная современным языком.,

психологические сказки («Добрый колобок»)

Помимо этого я провожу с детьми занятия, где они знакомятся с предметами старины, народными традициями,

изготавливают игрушки своими руками

и проявляют себя в художественном творчестве.

Регулярно организую с дошкольниками экскурсии в наши мини-музеи: «Народной игрушки»,

«Русскую горницу»,

. со старшими дошкольниками мы посещаем музей «Путевой дворец»

и детскую библиотеку, где проходят тематические занятия, на которых дети получают массу положительных эмоций.

Ну, и, конечно, не обходимся мы и без проведения традиционныхпраздников («Масленица»,

«Осенины» и др., которые помогают детям творчески самовыражаться.

Считаю, что всякий праздник- это дополнительный всплеск положительных эмоций, которые дети получают в ходе его проведения.

В. А Сухомлинского считал, что: «Эмоциональный фактор- единственное мощное средство, развивающее ум ребенка, обучающее его и сохраняющее детство».

Работу по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста я провожу в тесном контакте с родителями в различных формах: консультации: «Народная игра как средство духовно-нравственного воспитания»; беседы: «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников», род. собрания:«Формирование образа семьи у старших дошкольников»; совместное разучивание произведений устного народного творчества, драматизация русских народных сказок, утренники, анкетирование.

Думаю, что приобщатьребенка к русской народной культуре следует начинать с раннего детства и продолжать в школе.

В своей дальнейшей работе я буду стараться использовать все виды и формы устного народного творчества, потому что это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Закончить мое сегодняшнее выступление хотелось бы словами К. И. Чуковского:«Детские литературные произведения воспитывают в человеке человечность- эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!»

Источник

Авторы: Соколова Ирина Кимовна, Петрова Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №119 Фрунзенского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Фольклор как средство эмоционального развития детей
Дата публикации: 26.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего

возраста

В последнее время проблема эмоционального развития детей раннего возраста, все чаще

привлекает внимание педагогов и психологов. Эту проблему исследовали такие психологи

и педагоги как Л.С. Выготский, Л.С. Зеньковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Д.

Кошелева, Н.М. Щелованов и др.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства- изучение ранних проявлений

интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к

малышу, позволяющих найти с ним двусторонний контакт. Психологи и педагоги

отмечают , что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка

позволит грамотно строить свое взаимидействие с малышом, а , следовательно,

обеспечить ему радость бытия и познания мира.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент эмоциональной сферы, который

обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. Ранний

возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно

формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая

жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по

представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях

является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные

произведения.

Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка. И в

жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша

эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира,

определитель их ценности. Именно через призму эмоций малыш воспринимает пока еще

маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы,

кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект

«эмоционального заражения». По наблюдениям Г.А. Урунтаевой эмоции на этом этапе

антогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка портфолио

импульсивно и непредсказуемо. Примерно в полтора-два года начинают закладываться

простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает

похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное развитие

«хорошо-плохо».

К трем годам начинают появляться эстетические чувства: радость может быть вызвана

красивым платьем, цветущим растением и т.д.. Но если в младенческом возрасте радость

вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш пытается отличить

действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого.

Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень

часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства

через движение, пение, рисунок.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает

интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фоьклор- одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические

возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь

малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во

всестороннем развитии.

В нашей работе знакомство с фольклором у детей началось еще в адаптационный период.

В период привыкания к новой обстановке дети скучают по дому, маме им трудно общаться

с другими детьми и новыми взрослыми. С целью вызвать у детей положительные эмоции

и установить контакт мы подобрали ряд потешек. Особое место заняли потешки, где

можно вставить любое имя не изменяя содержания.

Например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Очень помогают потешки типа «Ладушки, ладушки…» и «Сорока- ворона», знакомые

всем детям еще из семьи. Это помогает установить контакт. Также дети радостно

включаются в игры-забавы, такие как « Чики- чикалочки», «Еду, еду к бабе деду», « По

кочкам, по кочкам».

Также важным мы посчитали включить фольклорные произведения во все режимные

процессы, и в формирование навыков самообслуживания. С целью формирования

эмоционально положительного отношения ко всем режимным процессам и к навыкам

одевания, раздевания, опрятности, соблюдения чистоты тела. Для формирования

положительных эмоций в данной области мы собрали фольклорные произведения в

картотеки. Показ трудового действия мы сопровождаем чтением потешки. Показ

производим детально ( подняли рукава, открыли кран…) действуя индивидуально или

маленькими подгруппами, используя дидактическую куклу Юлю- чистюлю.

Перенося в игры с куклами слова знакомых потешек, дети обогащают свою речь. Попутно

для решения речевых задач и обогащения эмоционального опыта, произвели подбор

иллюстрационного материала. Подобрали картинки на разные эмоциональные состояния,

произвели подбор игрушек. Дав детям рассмотреть игрушку, рассказываем о персонаже

потешки, о его особенностях:

Петушок, петушок красный, красный гребешок

Масленна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь

Детям спать не даешь?

В беседе объясняем значение новых слов и действий. Читая потешки эмоционально

пытаемся передать характер персонажа.

Дай молока, Буренушка,

Хоть капельку на донышко!

Ждут меня котята, малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье молоко коровье.

В этой потешке кошка просит молока для котят, они голодные их жалко, а Буренка добрая,

не жадная она обязательно даст молока.

Позднее в работе с детьми можно использовать с мимическим изображением эмоций

объясняя в доступном детям понимании причины возникновения конкретных эмоций

( веселый – радуется; грустный – плачет; страшный – пугает). Потешки прочитывать не

однократно, используя прием наглядного показа, что бы дети могли представить себе

жесты, мимику, позы персонажа и могли почувствовать свое отношение к нему.

Существует тесная связь между эмоциональной сферой ребенка и фольклорным

произведением. В течении всего дня ребенок кроме положительных эмоций получает, и

негативные эмоции и испытывает нервное напряжение. А использование малых форм

фольклора в основных видах деятельности детей раннего возраста, помогут снять

напряжение, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях, пробудить

интерес к деятельности. Также восстановят душевное равновесие( баланс между

негативными и отрицательными эмоциями с перевесом в сторону «плюс»), избавят от

психосаматики ( неосознанная трансформация негативных эмоций на собственный

организм). С помощью фольклора ребенок эмоционально и личностно познает себя и

других людей. Организация взаимодействия детей с фольклором помогает ребенку

выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками,

Читайте также:  Буквы английского алфавита карточки развитие ребенка

движениями, словом.

На наш взгляд тема актуальна в наши дни, так как развитие эмоциональной сферы имеет

большое значение в жизни ребенка. Изучив эту тему, применив ее на практике мы

предлагаем использовать малые формы фольклора как доступное и простое средство для

развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

Список литературы:

1.

Додонов Б.И. Эмоции как ценность.- М., 1978

2.

Дошкольная педагогика/ под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 1983

3.

Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре

эмоциональных процессов у ребенка// Вопросы психологии.- 1974.-№ 6

4.

Изард К.Э. Психология эмоций/ Перев. С англ.- СПб: Издательство «Питер», 1999

5.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.- М., 2003

Источник

Елена Скрынникова
Фольклор как средство эмоционального развития старших дошкольников

«Фольклор как средство эмоционального развития старших дошкольников«

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Изучение влияния художественной литературы на благоприятное развитие эмоциональной сферы дошкольника представляет особую актуальность, так как именно в дошкольном возрасте формируются социальные эмоции и нравственные чувства, закладывается уважительное отношение к себе и другим людям. Дошкольный возраст является лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и представляют собой различные формы отражения реального мира.

Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются «основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования».

Свойственная ребенку дошкольного возраста способность персонифицироваться, т. е. умение вставать на место того или иного персонажа произведения, наиболее ярко проявляется в игре. Раскрепощенность, фантазия, яркие эмоции, возникающие у ребенка в игровой деятельности, помогают ему исполнять любую роль, а, следовательно, проникать в мир художественных образов, созданных писателем.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста отличного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Влияние произведений художественной литературы, в частности фольклора на эмоциональное развитие старших дошкольников трудно переоценить. Разнообразие форм и средств по ознакомлению старших дошкольников с произведениями фольклора, дает возможность детям исправить недостатки эмоционального развития, повысить высшие социальные эмоции и чувства, контролировать свое эмоциональное состояние.

Источник