Эмоциональное развитие ребенка школьного возраста

Эмоциональное развитие ребенка школьного возраста thumbnail

Социально – эмоциональное развитие младших школьников.

Фетисова Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

МОУ «Каслинская СОШ № 24»

«Жить – значит чувствовать и мыслить,

страдать и блаженствовать;

всякая другая жизнь – смерть»

В.Г. Белинский.

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов, самоценным периодом развития ребенка. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника.

Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте(общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела).

Задача школы – сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду. Формировать умения учиться, создавать условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребенка.

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психо- эмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно не ошеломляет лавиной впечатлений» — так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Чтобы дети, приходящие в школу, были адаптированы к новой социальной роли, мы считаем, что необходимо учитывать следующее:

-формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, учебной видов деятельности;

-для достижения эффективности в обучении необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

— руководство деятельностью детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.

— при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально – психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.

Для того, чтобы основная масса детей благоприятно адаптировалась к школе, мы организуем раннее знакомство детей и родителей со школой, ее режимом и учебным процессом, т.е. формируем по желанию учебные группы детей и родителей по адаптации детей к школьной жизни .Это наша «Субботняя школа для малышей». Можно спорить о том, нужны или нет подобные школы, наш опыт показывает, что «Субботняя школа для малышей» способствует повышению общего уровня развития, позволяет детям подняться до уровня «школьной зрелости», т.е самостоятельности школьника в организации своей познавательной деятельности; помогает осознать появление нового сообщества – класса, новой роли школьника, ученика, изменение его социального окружения; обучать детей навыкам учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Так же необходимо учитывать соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях общения учителя и учащихся в процессе совместной деятельности. Общение один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности. Задача учителя – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника. Понять, принять такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении, увлеченности познанием. Отследить все эти тонкости в учебной деятельности детей помогает школьный психолог. В процессе общения у ученика формируется чувство защищенности либо его отсутствие; возникает уверенность в своих силах либо страх и неуверенность в себе; развивается отношение к себе как к ценности либо культивируется чувство ненужности. Слова, которые нужно говорить ребенку ,как можно чаще, чтобы одобрить его поступки:

— «Хорошо. Отлично. Мне нравится»

Чтобы поддержать начинания:

— «Как у тебя хорошо получается! Ну еще немного! Давай попытаемся еще раз»

Чтобы почувствовать поддержку:

— «Ты очень хорошо себя вел. Я тобой горжусь. Ты просто золото»

Чтобы похвалить способности:

— «как здорово у тебя получилось! Очень красиво»

Чтобы поблагодарить за помощь:

— «Спасибо за помощь. Что бы я без тебя делала»

Читайте также:  Что необходимо для развития ребенка до месяца

Чтобы малыш понял, почему нужно поступать именно так:

— «Это делается так, потому что……..

— « Все дело в том, что…………..

Чтобы поддержать идеи:

— «Замечательная игра, как ты здорово придумал! Прекрасная игра! Ты гений!

«От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации ,зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр – от безграничной радости до полного отвращения»

Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того, что он активно включен и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др). В этот период в ребенке живут два желания- хочу учиться и хочу играть. От того насколько благоприятно пройдет период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее пребывание в школе.

Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи, то к десяти годам от его уверенности в себя не остается и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от пяти до десяти лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Учебный год для первоклассников в нашей школе начинается по особенному: с курса «Введение в школьную жизнь».

Цель курса – сохранение душевного, психического здоровья, эмоционального благополучия учеников, как условия успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно общаться. Курс «Введения в школьную жизнь» учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Занятия способствуют ускоренному знакомству друг с другом; созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер. Особое место занимают мотивационные беседы. Курс помогает осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в соблюдении установленного распорядка. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимо и самооценивания. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю».

Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями. Курс способствует формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. Задача родителей – постараться вовлечь ребенка в различные занимательные игры, способствующие развитию ребенка.

Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки, кроссворды, дети развивают внимательность и память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности.

Золотое правило соционики: «Уважай сильные, не дави на слабые функции другого человека»

Наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, понимании общения с ребенком.

Такой подход позволяет реализовывать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

Источник

Развитие эмоций и способов их выражения — сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.

Однако в современных учебниках по педагогической психологии фактически отсутствуют главы, посвященные механизмам эмоционального развития младших школьников и охраны эмоционального здоровья. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса. Хотя еще Л.С. Выготский подчеркивал обязательную необходимость «моментов взволнованности» в учебно-воспитательном процессе [9, с. 24].

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к. чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, которые сопровождают эти переживания. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Читайте также:  Детский сад 21 радость центр развития ребенка

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Остальные эмоции относятся к производным [19, с. 62].

Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития

эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя, в результате учебной деятельности свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы младшего школьника, о которой будет записано в следующем параграфе.

Эмоциональная сфера ребёнка с поступлением в школу резко меняется. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника. По мнению Л.В. Тарабакиной, школьный возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление эмоционального мира личности и механизмов его регуляции [32, с. 255].

Важность изучение возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Е.И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития [37, с. 101]. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Отсюда возникает задача — контроль за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ [34, с.29].

Так, одним из специфических новообразований младшего школьного возраста является начало становления системы произвольной регуляции, то есть становление самоконтроля как органичного свойства самосознания. В связи с этим, эмоциональные процессы у младшего школьника становятся все более избирательными и управляемыми. Появление ежедневных обязанностей и четко регламентированного социального контроля значительно ограничивает импульсивность эмоций.

За счет развития самоконтроля и уменьшения импульсивности поведения школьников расширяется подготовительный этап их деятельности, речевые действия все чаще заменяют внешнепредметные действия, позволяя ребенку в определенных пределах произвольно ограничивать двигательную активность. Так, проявление негативных эмоций приобретает качественно новый характер: злость, гнев, раздражение гораздо реже, чем в дошкольном возрасте, приводят к драке. Гораздо чаще ребенок выражает эти эмоции вербально, нежели физически.

В.П. Сергеева пишет о том, что, овладевая своим поведением, младшие школьники начинают более сдержанно выражать свои эмоции, в диапазоне их выражения чувств появляются новые оттенки — ирония, насмешка, сомнение и т.д. Вместе с тем наблюдается развитие выразительности эмоций (богатство оттенков интонации в речи, развитие мимики) [29, с.51].

Развитие эмоциональной сферы младшего школьника характеризуются тем, что прежде чем начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется [4, с. 68]:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Читайте также:  Видео интеллектуальное развитие ребенка от 2 до 3 лет

Моральные понятия и нравственные чувства младших школьников от первого к третьему классу заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. У первоклассников они обычно основаны на опыте собственного поведения и поведения близких, на конкретных указаниях и разъяснениях учителей и родителей. У второклассников и третьеклассников, помимо этого, прослеживается значительно большее влияние художественной литературы, кино, телевидения и просто восприятия и анализа окружающей социальной действительности [8, с. 95]. Соответственно меняется и моральное поведение. Если дети 7-8 лет совершают моральные поступки, следуя прямым указаниям старших, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Школьники младших классов, как показано Т.Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины [25, с. 199].

В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [8, с.123].

Положительные эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания радости в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У младших школьников оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других [36, с. 129].

Возникают социально значимые связи с учителем и коллективом класса, которые становятся мощным фактором, влияющим на переживания младшего школьника. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

Закладываются основы нравственных, моральных, этических и социальных чувств, которые, в силу психических особенностей младшего школьного возраста, отличаются ситуативностью, незрелостью и сложностью объективной оценки собственных отрицательных поступков.

Необходимо отметить, что в современной психологической педагогике существует несколько иной взгляд на возможность значительного развития «высших чувств» в младшем школьном возрасте. В.П. Сергеева пишет о том, что нравственная сфера ребенка в этом возрасте характеризуется недостаточной отчетливостью осознания и понимания нравственных принципов. Вместе с тем, непосредственные переживания ребенка подсказывают ему, что является хорошим, а что плохим [29, с. 54].

Бреслав Г.М. отмечает, что в этом возрасте социальные чувства еще не развиты и малозначимы для школьника. В его системе ценностей еще отсутствуют не только идеальные эталоны Добра и Зла, но и ценностная ориентация на отношения между людьми. Возможным следствием этого является ситуативная нечувствительность к проявлениям жестокости, хотя обозначать поведение ребенка «аморальным» бессмысленно, так как ребенок во многом еще не способен понять смысл этой морали. Одним из важных показателей появления социальных чувств и мотивов являются угрызения совести, которые придают негативную окраску совершенным ранее негативным действиям, как несовместимым с известными социальными эталонами [7, с. 201].

Появление стыда и совести обеспечиваются первыми формами самоконтроля, не связанными с ситуативными социальными санкциями. Отметим еще раз, что у младшего школьника эти явления носят частный эпизодический характер, и прекрасно уживаются с нетерпимостью к чужим недостаткам и полным благодушием к своим. Собственные неправильные поступки ребенок не оценивает как таковые и протестует, когда сверстники отрицательно оценивают его поведение. В данном случае необходим авторитет взрослого, чтобы ребенок понял свой промах или хотя бы принял замечание. Переживания, захватывающие ребенка и подталкивающие его на неправильные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенного и не дают возможности объективно оценивать себя.

Таким образом, с поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника.

Источник