Эмоциональное развитие ребенка от 4 лет до 5 лет

Эмоциональное развитие ребенка от 4 лет до 5 лет thumbnail

Людмила Корепанова
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет

Эмоциональное развитие дошкольников 4-5

Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения.

Детская беда безгранична. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка.

А. Мердок

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующие:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет является актуальным, т. к. именно эмоциональное благополучие имеет огромное значение для комфортного состояния ребенка, для его психического и физического развития. В этом возрасте у детей проявляется желание активно общаться со сверстниками, но они еще не всегда могут понять и оценить эмоциональное состояние (настроение) своего ровесника, а так же объяснить свое состояние. Возникают конфликтные ситуации. Необходимо научить ребенка доброжелательным взаимоотношениям. Как известно, эмоции не развиваются сами по себе, их необходимо развивать.

Приемы и методы совместной деятельности

Тема Задачи Совместная деятельность

Кто я такой? Развивать у детей положительные представления о себе.

Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различие с другими людьми.

Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам. • Беседа «Какой я?»

• Игра «Радио» (на описание внешности)

• Игра «Мое настроение» (определи настроение по выражению лица)

• Чтение:

В. Приходько «Вот когда я взрослым стану.»

Е. Долинова «Мне 5 лет»

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

• Игра «Море волнуется» (интерпретация: смешная фигура, грустная фигура, волшебная фигура, спортивная фигура и т. д.)

Я и моя семья Расширять представления детей о своей семье.

Способствовать формированию заботливого, внимательного отношения друг к другу, к чувствам, эмоциям, желаниям других.

• Беседа «Моя семья»

• Рассматривание семейного альбома

• Рисование «Моя семья»

• Чтение:

Ш. Перро «Красная шапочка»

«Гуси-лебеди» (рус. нар. сказка)

В. Сутеев «Мешок яблок»

Е. Благинина «Мамин день»

Л. Воронкова «Что сказала бы мама»

• Игра «Встреча»

• Игра «Сердце семьи»

Мы дружные ребята Развивать представления детей о дружбе, о радости общения. Учить позитивным приемам поддерживающим общение со сверстниками и приносящими радость другим (подарок, слово, внимание).

Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прщании.

Поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуаций. • Беседа «Что значит дружить?»

• Чтение:

В. Драгунский «Он живой и светится»

«Как собака друга искала» (морд. нар. сказка)

«Зимовье» (рус. нар. сказка)

• Проигрывание игровых ситуаций «Подружись», «Играть и не ссориться»

• Игра «Угадай, кто мой друг»

• Игра «Подарки»

• Игра «Комплименты»

• Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»

Что тебе нравится Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх, занятиях, по отношению к животным.

Сравнить свои вкусы, предпочтения и предпочтения других детей.

Расширять представления об органах чувств и ощущениях.

• Беседа «Твоя любимая игра»

• Игра «Угадай на вкус»

• Чтение:

В. Катаев «Цветик-семицветик»

В. Даль «У тебя самого свой ум»

К. Ушинский «Четыре желания»

• Игра «Передай хорошее настроение»

• Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Мое настроение Формировать умение узнавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния.

Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение.

• Беседа «Разное настроение»

• Чтение:

«Айога» (ненецкая сказка)

А. Барто «Стихи»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка)

• Игра «Передай настроение»

• Функциональное упражнение «Шалуны»

• Игра «На что похоже настроение»

Что такое хорошо и что такое плохо Продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности.

Учить высказываться о своих желаниях, чувствах, предпочтениях.

Помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, интересно, скучно, вкусно.

Показать, как легко могут возникнуть конфликты, какие существуют возможности избежать их.

Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе. • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

• Чтение:

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Л. Толстой «Мальчик стерег овец»

С. Маршак «Вот какой рассеянный»

«Три поросенка» (англ. нар. сказка)

«Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка)

• Игра «Хорошо-плохо»

• Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций

«Поделись с другом», «От улыбки станем всем теплей»

• Игра «Потянулись-сломались»

• Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Страшно Помочь детям справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать чего они боятся.

Помочь понять причины возникновения страхов и осознать, что страх иногда полезное чувство.

Расширять представления об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них. • Беседа «Чего я боюсь»

• Чтение:

Заходер «Кискино горе»

«Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка)

«У страха глаза велики» (сказка)

«Пых» (белорус. сказка)

• Обыгрывание ситуаций «Как вести себя в опасной ситуации»

• Игра «Ласковые лапки»

• Игра «Бабушка Яга»

Грустно Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).

Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей.

Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. • Беседа «Когда мне бывает грустно»

• Чтение:

С. Маршак «Перчатки»

Л. Толстой «Птичка»

К. Чуковский «Краденое солнце»

К. Чуковский «Тараканище»

• Проигрывание и обсуждение реальных и смоделированных ситуаций.

• Игра «Грустно-весело»

• Игра «Вернисаж» (дети рассматривают иллюстрации картин и определяют настроение)

• Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

• Игра «Аплодисменты»

Ссора Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и т. д.)

Показать, как легко возникает спор.

Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами –регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться). • Беседа «Поссорились»

• Чтение:

Е. Серов «Нехорошая история»

Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»

«Упрямые козы» (нар. сазка)

• Игра «Пузырьки»

• Игры на развитие тактильных ощущений: «Обжималки», «Рисунки на спине», «Массаж»

• Проигрывание специально созданных ситуаций.

• Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»

• Игра «Ссора»

Измени себя Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.

Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряжение, украшения себя)

Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.

• Беседа «Мы такие разные»

• Чтение:

В. Бианки «Лесной колобок – Колючий бок»

С. Козлов «Необыкновенная весна»

• Игра «Что сначала, что потом» (сериация от мдаденца до старика)

• Этюды «Догадайся кто» (ребенок изображает клоуна, старушку, Животное и т. д.)

• Сочинение историй из жизни детей.

• Коммуникативное упражнение «Маска»

Источник

Развитие Детей от 4 лет до 5 лет.Вы находитесь в разделе «Дети от 4 до 5 лет».

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
  Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.

  Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

  В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет        Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться  к следующему, более углубленному этапу занятий.

  Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Пособия для занятий:
1. Карточки Учим ребенка счету
2. Соедини цифры и раскрась рисунок
3. Игра изучаем геометрические формы
4. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
5. Карточки с цифрами от 0 до 10
6. Карточки «какая цифра лишняя»
7. Игра для изучения Геометрических фигур
8. Пропись Цифры
9. Цифры прописью
10. Карточки с Цифрами-раскраски
11. Пазлы-тройные геометрические фигуры
12. Пазлы-тройные Цифры и Счет
13. Геометрические фигуры. Развиваем память
14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
15. Изучаем Геометрические фигуры
16. Пропись по Математике
17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь
18. Учимся писать Цифры от 1-9
19. Математические примеры для дошкольника
20. Игры с Геометрическими фигурами
21. Развиваем память с Геометрическими фигурами
22. Соотносим количество с цифрой
23. Занимательные задания по математике
24. Ориентируемся в пространстве. До и После
25. Карточки с Цифрами
26. Пазл Счет от 1 до 10
27. Математика с Игральными Костями
28. Дидактические игры по математике
29. Пазл Счет от 1 до 10
30. Математика с Игральными Костями для Детей

Логическое мышление

-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Пособия для занятий:
1. Карточки из серии найди лишний предмет
2. Карточки из серии найди лишний предмет. Часть 2
3. Карточки из серии найди пару
4. Найди тень у картинки
5. Развиваем Логическое мышление
6. Карточки Большой-маленький
7. Пазлы
8. Головоломка Красноухова
9. Логические раскраски
10. Развитие Внимания
11. Развитие Мышления
12. Развитие Памяти
13. Развитие Памяти.Часть 2
14. Подбери заплатку
15. Добавь недостающий предмет
16. Игра в противоположности (Антонимы)
17. Занимательные занятия с ребенком
18. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
19. Игра — «Что есть Что?»
20. Игра Поймай рыбку
21. Игра Ассоциации: Найди пару
22. Игра на Развитие Памяти и Внимания
23. Журнал-раскраска для детей про Лошадок
24. Угадай Чья Тень

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10.  Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Пособия для занятий:
1. Буквы Алфавита-Пазлы
2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.
3. Изучаем гласные буквы
4. Азбука в виде карточек
5. Как научить ребенка читать по слогам
6. Учимся Читать.Часть 1
7. Учимся Читать.Часть 2
8. Учимся Читать. Часть 3
9. Цветные Буквы Алфавита
10. Уникальная Азбука по Буквам
11. Лото изучаем Буквы
12. Карточки с Буквами  и Картинкой
13. Чистоговорки
14. Считалки и Считалочки
15. Играем и учимся читать Слоги
16. Собери Слово по Картинке и Буквам
17. Карточки — На какую Букву Начинается Слово
18. Собери Слово по Картинке и Буквам. Дидактическая Игра

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Пособия для занятий:
1. Карточки Части тела человека
2. Карточки с изображением Транспорта
3. Карточки с Фруктами
4. Карточки с Овощами
5. Карточки изучаем Цвета
6. Карточки Мебель
7. Карточки «животные и что они едят»
8. Карточки «Одежда и Обувь»
9. Карточки Животные и Птицы
10. Карточки Профессии
11. Строение Дерева и Листьев
12. Время года Осень
13. Время года Зима
14. Время года Весна
15. Время года Лето
16. Карточки изучаем Цвета
17. Зимний месяц — Декабрь
18. Зимний месяц- Январь
19. Зимний месяц — Февраль
20. Занятия на тему Зима 
21. Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
22. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
23. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
24. Овощи (карточки — раскраски)
25. Весенний месяц — Март

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Пособия для занятий:
1. Трафареты для рисования
2. Как научить ребенка завязывать шнурки
3. Обведи по контуру и раскрась
4. Игра Крестики-нолики по новому
5. Признаки и Свойства предметов
6. Аппликация Цветы
7. Знакомимся с понятиями:Справа, слева, сверху, снизу
8. Изучаем Часы
9. Книга Мой дом
10. Части Тела Человека
11. Пропись для Левшей
12. Игра Поймай рыбку
13. Автобус для маленьких Пони
14. Игра — все Профессии
15. Мой Дом. Составляющие дома.
16. Пластилин и бусинки
17. Настольная Игра Расскажи про свой город
18. Детские Считалки
19. Гусеница из Цветного картона
20. Изучаем цвета с помощью Мороженого
21. Аппликации из Пуговиц
22. Ёлочка из Шишки своими руками
23. Весёлый Чупа-Чупс
24. Изучаем Дни Недели

Английский язык

Ребенка в возрасте от 4 до 5 можно знакомить с английским языком.
Используйте для занятий пособия для родителей и преподавателей, предназначенные для обучения английскому языку детей от 4 до 5 лет.

Пособия для занятий:
1.  Английские Буквы-Пазлы
2. Карточки с Буквами Английского алфавита
3. Цифры карточки на английском
4. Карточки Фрукты и Ягоды
5. Карточки с английскими словами. Часть 1
6. Карточки с английскими словами. Часть 2
7. Карточки Мебель на английском языке
8. Карточки Электробытовые приборы
9. Карточки Одежда 
10. Карточки Овощи на английском языке
11. Карточки Месяцы на английском языке
12. Карточки Транспорт на Английском языке
13. Пазлы Большие и Маленькие буквы английского алфавита

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)
Ребенок от 1 лет до2 лет
Ребенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 3 лет до 4 лет
Ребенок от 5 лет до 7 лет

Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

Источник