Эмоциональное развитие личности ребенка младшего школьного возраста

Эмоциональное развитие личности ребенка младшего школьного возраста thumbnail

К началу школьной жизни ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он даёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности выступает преобладании мотива « Я должен» над мотивом «Я хочу».

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой для него деятельности — учении. Ребёнок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребёнок продолжает развивать рефлексию на себя и на других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волю к достижению целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствия негативных образований (чувству превосходства над другим или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развивать в принятые позитивные формы общения.

Особую трудность для детей младшего школьного возраста, а особенно 6-7 летних детей, представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как например, при обучении рисованию и письму. Многим младшим школьникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного времени.

Большинство первоклассников эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребёнка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации, ребёнка в детском коллективе, а также формированию положительной учебной мотивации.

Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление — радость — интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. Каждый ребёнок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, дети переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Читайте также:  Значение грамматического строя речи на развитие ребенка

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребёнок будет ходить в школу без желания, или искать повод, чтобы в школу не ходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становились причиной физического нездоровья ребёнка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии и развёртывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы ребёнка, облегчает выполнение решений. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребёнок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребёнка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребёнок имеет право на ошибку и собственное её исправление.

Ребёнок приходит в школу уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых. Среднестатистический ребёнок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребёнка, можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.

«Я недостаточно хорош». Ребёнок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией. Если взрослые люди, которые окружают ребёнка, постоянно констатируют его неумение в чём-либо, это приводит к тому, что ярлык «Я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребёнка становятся обыденными слова: «Я не могу, я не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплесками эмоций, слезами, истериками. Боязнь сделать что-либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, может привести к тяжёлым психическим травмам.

«Я чужой». Это эмоциональное отвержение ребёнка. Такое чувство испытывает ребёнок, который в детстве был лишён длительного эмоционального контакта с родителями. Это лишает ребёнка чувства безопасности. Ребёнку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе. Это способствует снятию эмоциональной напряжённости, развитию эмоционально-волевой сферы, единству и сплочённости, сопротивляемости к стрессу. Такие дети испытывают затруднение в общении с детьми, осторожно реагируют на любое проявление со стороны взрослого.

Сверхответственность. В отличие от обычной ответственности, которая возникает у ребёнка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми, сверхответственность — это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого. Ребёнок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его умным, активным и наказывают ребёнка не за поступок, а за то, что ребёнок не совершал. Всё это приводит к тому, что ребёнок в подобной ситуации всегда испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.

Агрессивность. Педагоги начальной школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети даже в младшем школьном возрасте ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, требуют от окружающих выполнения своих желаний, обвиняют других в своих поступках, невнимательны. Это дети, которым необходима индивидуальная помощь, выражающаяся в первую очередь, в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и внеурочной деятельности, развивающих силу и объём внимания. В индивидуальных беседах с таким ребёнком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни контрольная

Гиперактивность. Дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за всё хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение, они эмоционально несдержанны. Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и чёткости предъявляемых требований. Учитель и психолог должны выявлять детей с проблемами в эмоционально — волевой сфере и вести с такими детьми целенаправленную индивидуальную работу.

Обучение в школе должно способствовать формированию не только эмоционально-волевых качеств, но и других личностных особенностей ребёнка.

Поступление в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. На личностное развитие ребёнка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение.

Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий ребёнка являются безоговорочными. Но в младшем школьном возрасте формируется и самооценка. Самооценка может быть адекватной, завышенной, заниженной.

В достижении успехов младшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если педагог и родители, которые являются для ребёнка авторитетом, требуют от него только успешности в учёбе, наказывают за неудачи, ошибки, это приводит к тому, что ребёнок будет руководствоваться, лишь мотивом избегания неудач.

Если педагог и значимые взрослые хвалят ребёнка, поддерживают его, отмечают его успехи, то это будет способствовать развитию мотива достижений.

Большое внимание педагог должен уделить формированию у ученика адекватного уровня притязаний. Высокий уровень притязаний ученика зависит не только от результатов его учебной деятельности. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и занимающие высокое положение в коллективе, могут обладать высоким уровнем притязаний и адекватной самооценкой. Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня формирования притязаний ученика является помощь каждому ребёнку в осознании им своих возможностей и способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных умений и на основе этого в укреплении веры в свои силы.

Большое значение в формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности. Если ребёнок чрезмерно доверчив, открыт, послушен, это может привести к формированию у ребёнка таких качеств, как зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребёнка может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности.

Большое внимание необходимо уделять развитию трудолюбия у младших школьников. Начало школьной жизни для многих детей является достаточно сложным периодом, однако именно здесь имеются большие возможности для развития трудолюбия. Это и адаптацтия к новым условиям жизни, требованиям, обязанностям, и трудности, связанные с обучением чтению письму, счёту, и заботы, которые возникают в связи с изменением статуса.

В возрасте 7-11 лет ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и т.д.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Читайте также:  Диагностические карты развития ребенка в доу

С поступлением в школу ребёнок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его имя. Если сверстники с привязанность произносят имя, то он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими, и самим собой. Ведь, как писал Д. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. И именно в школе ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. В тоже время, поступив в школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения — по фамилии. Учителям необходимо помнить, что только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребёнку чувство собственного достоинства, уверенность в себе, дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание.

Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

· Потеря непосредственности.

· Манерничание.

· Симптом «горькой конфеты». Когда ребёнку плохо, он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведёт к трудностям в общении со взрослыми, ребёнок замыкается, становится неуправляемым. В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребёнка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний — очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребёнка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на неё влияние.

Кризис семи лет влечёт за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. И он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребёнка в стенах данного учреждения.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. Д.Б. Эльконин (14) говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребёнок переходит в новый возраст.

От того, когда ребёнок пойдёт в школу, настолько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребёнок придёт в школу поздно (7,3-8 лет), то ему придётся пройти через следующие фазы.

1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребёнка так, как раньше, она отходит на второй план. Возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребёнка начинает появляться субъективное желание стать взрослым.

2. Критическая фаза. Так как ребёнок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворённость своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт.

3. Посткритическая фаза. Когда ребёнок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

У детей, пришедших в школу рано, отставание в учёбе отмечается чаще, т. к. им приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность.

Итак, в младшем школьном возрасте формируются чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, самооценка, самоконтроль, самоуважение трудолюбие, укрепление веры в себя, самостоятельности, а так же эмоционально — волевые качества. Всё это необходимо для успешного формирования учебной деятельности. Однако личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.

Источник