Эмоциональное и духовное развитие личности ребенка

Эмоциональное и духовное развитие личности ребенка thumbnail

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».

Виссарион Григорьевич Белинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.

Я начала работать по данному вопросу с детьми  с первой  младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.

В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.

Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.

Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения  произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок  для животных, которые остались без дома.

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка  плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

Читайте также:  Методика диагностики психического развития ребенка 5 лет

В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат  уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар  ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах  подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.

Также ведется  ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

Проводится  работа с родителями:  различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых  родители познакомились  с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей  младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.

В  родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников — это основа гармоничного развития личности ребенка»

Источник

Психологические особенности формирования и развития духовно-нравственного потенциала дошкольников в условиях детского сада

Человек – существо духовное. Гармоничное развитие личности предполагает не только развитие физической, интеллектуальной и эмоциональной сфер организма. Это понятие включает в себя также и духовно-нравственный потенциал человека, развитие которого позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающими людьми, даёт способность ценить красоту и совершенство мира природы и умело взаимодействовать с ним. Все это не дано ребенку в готовом виде от рождения. Это развивается на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В нашем детском саду много особых детей, именно поэтому духовно-нравственное развитие, формирование моральных представлений приобретает еще больший смысл. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать желание следовать хорошему и противостоять плохому. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму». К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?»

Читайте также:  Способы развития внимания ребенка дошкольного возраста

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Но чувства детей надо воспитывать, иначе из ребенка вырастет личность не богатая нравственно и духовно.

Для того чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях.

Духовно-нравственное воспитание – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому мне кажется, что особенно эффективно это происходит в игровой деятельности, где одновременно присутствует знакомство с нравственными нормами, духовными традициями и раскрытие их внутреннего смысла.

На коррекционно-развивающих занятиях в игровой форме я предлагаю детям проблемную ситуацию, из которой каждый ребенок должен найти выход. Таким образом, все вместе мы приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие. Дети опытным путем получают знания о взаимосвязи настроения с поступками людей, учатся определять настроение людей, что способствует развитию эмпатии. Например, в игре «Определи настроение членов семьи» я показываю рисунки с изображением членов семьи в разном настроении и спрашиваю: «Какое настроение у папы, мамы? Почему?» Дети придумывают определенную ситуацию и по настроению членов семьи составляют диалог. После чего в игре «Закончи предложение» мы говорим уже о настроении родных в семье детей. Можно использовать следующие предложения: Мама огорчилась, потому что…; Папа расстроен из-за…;Бабушка посмотрела на меня строго…

Ну, и, конечно, в конце игры необходимо закрепить проделанную работу небольшим наставлением: «Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но, если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящими волшебниками». Как показывает практика, на следующем занятии или при встрече, дети обязательно делятся своими добрыми поступками.

Прививать детям любовь к семье, чуткости друг к другу и семейным ценностям можно в игре «Волшебное дерево». Здесь важно сделать акцент на том, что жизнь в семье без уважения и внимания очень серая и грустная, как сухое дерево. Детям необходимо на каждое предложение взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. После чего, дети по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут его и прикрепляют к веточкам дерева на магнитной доске. Украшая дерево листочками из добрых дел, происходит проекция нравственного поведения на реальную жизнь.

Формирование нравственных чувств, происходит в игре «Сделай комплимент». Здесь дети выражают чувство доброжелательности друг к другу.

Для формирования нравственных качеств у детей таких, как: уважение к взрослым, сотрудничество, доверие, взаимопомощь, культура общения можно использовать следующие игры: «Вежливые прятки», «Цветок красивых слов», «Что хорошо, что плохо»

Конечно, духовно-нравственное развитие ребенка в детском саду не возможно без тесного взаимодействия с педагогом группы. Педагоги формируют первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, чуткости. Я же на своих занятиях закрепляю приобретенные знания, корректируя и развивая, таким образом, эмоционально-личностную сферу ребенка. Совместно с педагогами созданы «Уголки настроений», которые впоследствии некоторыми педагогами были трансформированы в «Уголки добрых дел». В планах совместной работы стоит создание «Копилки добрых слов».

Так же хотелось бы отметить, что воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые педагогами. А это значит, что работе с семьей в духовно-нравственном воспитании необходимо уделять большое внимание. Наша задача – помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные традиции и ценности. Так, например, можно попросить рассмотреть дома семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек, рассказать о семейных традициях, а в перспективе – составить родовое дерево. Детям доставляет огромное удовольствие рассказывать на занятии о своих родных и близких, особенно прошедших войну.

Родителей можно попросить помочь ребенку составить рассказ о его имени, как выбирали ему имя, рассказать о жизни близкого человека с таким именем, а так же известных в истории или культуре людей.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам в карт

Приобщая родителей к совместной работе, происходит возрождение духовных ценностей, к сожалению, утраченных в некоторых семьях.

В заключении хотелось бы отметить, духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Все это начинает закладываться в детском саду, а продолжает развиваться на следующей ступени — в школе, при постоянной поддержке семьи.

Источник

Наталья Асанова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольников»

Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.

В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.

Родившийся ребёнок –как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаёт задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т. д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет. Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития.

Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитаниярасширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т. д. ; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т. д.)

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка;

Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения. Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе.

Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции. Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность.

Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости.

Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям.

Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т. д. (показ работ)

Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка.

Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.

Источник