Эмоции в картинках развитие ребенка
Для развития речи дошкольников можно использовать не только рисунки предметов или жизненных ситуаций, но и изображения эмоциональных состояний человека. Картинки эмоций — полезный наглядный материал для логопедических игр и занятия с детьми 5-7 лет.
Что дети должны знать об эмоциях
К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:
- радость
- грусть
- страх
- гнев
- обида
- удивление
Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.
Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.
В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:
- Только ли у человека есть чувства?
- Что такое положительные и отрицательные эмоции?
- Когда я рад, а когда огорчаюсь?
Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.
Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:
- жестов
- мимики,
- действий
Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.
Определение эмоций для детей
Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.
Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.
Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.
Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.
Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.
Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.
Нарисованные картинки
Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.
Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.
Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.
В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.
Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.
Пиктограммы
Схематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.
Игры с пиктограммами
Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:
Подбери и назови
Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.
Найди пару
Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.
Превращения настроений
Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.
Колобки
Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.
Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.
Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
Эмоции в стране Смешарии
Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.
Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников
Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.
Грусть или радость
Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.
Гусенички
Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево.
Рассказ
Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:
- Кто изображен на первом рисунке?
- Какое настроение у девочки и ее подруги?
- Как изменились их чувства?
- Почему это произошло?
- Что будет дальше?
Секрет хорошего настроения
Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.
Мы не ленивые, мы трудолюбивые
Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.
Где это случилось
Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках, с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).
Собери лицо
Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.
Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.
Источник
ЕЛЕНА МЕДЯНИК
Лэпбук «Мир эмоций»
Формирование и развитие базовой способности воображение и речевой эмоциональности объясняется тем, что эмоции являются центральным звеном психической жизни ребёнка. В последние годы появляется всё больше детей с нарушением речи и психо-эмоционального развития, к которым относятся: а) Недостаточно развитая речь, б) эмоциональная неустойчивость, в) враждебность, г) агрессивность, д) тревожность во взаимоотношениях с окружающими, е) слабо развитое воображение.
Представляю вашему вниманию лэпбук по развитию речи «Мир эмоций».
Цель: Помочь воспитанникам войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта.
Задачи:
Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
Развивать речевые умения;
Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова;
Учить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
В пособии использованы дидактические игры и задания разработаны с учётом возрастных особенностей.
1. Дидактическая игра: разрезные картинки: «Собери эмоцию».
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдательности к особенностям различных частей тела при выражении различных эмоций, умение соотносить выражение глаз с выражением рта.
Материал: разрезные картинки с частями лица, имеющих разные эмоциональные выражения.
Задание: собрать эмоциональное состояние и назвать их.
2. Дидактическая игра: «Тучка и дождик».
Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.
Материал: набор картинок: «тучки», «капельки».
Задание: найти тучку и капельки с одинаковым настроением.
3. Проблемные ситуации: «Составь рассказ».
Набор сюжетных картинок с проблемными ситуациями.
Цель: развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ по картинам.
Задание: необходимо посмотреть на картинку и описать проблемную ситуацией (например, ситуация: мальчик упустил рыбку, а дети должны объяснить, почему ему обидно, что выражает его лицо, его жесты. Попросить детей составить историю исходя из данной картинки).
Цель: развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ по картинам.
4. Дидактическая игра: «Нарисуй своё настроение».
Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности, развивать мелкую моторику.
Задание: нарисовать свое эмоциональное состояние (нарисовать лицо и эмоции лицам мальчиков и девочек).
5. Игра: «Зоопарк настроения»
Это игра, на которой изображены образы животных, которые, как и дети, смеются, плачут, радуются, поможет в знакомстве с такими эмоциональными проявлениями, как настроение (устойчивое переживание эмоций) и характер (проявление отношения к себе и окружающим). Эти знания являются основой общения с окружающим миром. Игра поможет в развитии внимания, мышления, памяти и речи.
1 вариант: воспитатель показывает карточку с изображением животного и просит найти на своей карте такую же картинку, назвать животное и его эмоциональное состояние (злой крокодил, виноватый бегемотик).
2 вариант: «Подбери пару».
Взрослый показывает карточку. Ребенок называет эмоцию и ищет на столе животное с таким же эмоциональным состоянием.
3 вариант: «Придумай причину».
Взрослый показывает карточку, дети называют эмоциональным состояние животного и пытаются объяснит, почему оно может возникнуть (например: крокодил сердится, потому что его разбудили).
6. Карточки: «Покажи эмоцию детей».
Цель: обучение показу различных эмоций и умение их определять, называя и проговаривая эмоцию ребенка.
Материал: карточки с изображением детей.
Задание: показать эмоциональное состояние детей.
7. «Эмоции в стихах».
Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
8. «Конструктор настроения».
Конструктор предназначен для того, чтобы познакомить детей с главными человеческими эмоциями – радостью, удивлением, огорчением и грустью. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
9. «Собери мальчику и девочке эмоцию».
Цель: обучение нахождению одинаковых эмоций.
Материал: два туловища – девочки и мальчика, набор лиц с различными эмоциями.
Задание: найти одинаковые эмоции у мальчика и девочки.
10. Развивающая игра: «Найди сходства и различия».
Игра поможет развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление, а также связную речь.
Задание: необходимо указать сходства и различия между картинками.
11. Дидактическая игра: «Эмоции в картинках».
Цель: формирование умения показывать эмоции; развитие мимических мышц; обогащения словарного запаса детей.
Материал: карточки с эмоциональными состояниями.
Задание: посмотри на картинку, что происходит на ней? Какое выражение лица мальчика? (девочки, кошки, собаки). Покажи их настроение. Найдите одинаковые эмоции у мальчика и девочки, у собаки и кошки.
В пособии использованы интересные элементы, такие как:
• Конструктор из бумаги – оригами: «Настроение»;
• Книжки – гармошки;
• Фигурные кармашки;
• Необычные конверты;
С помощью лэпбука ребёнок сможет собрать «Разрезные картинки»; проиграть в дидактическую игру: «Тучка и дождик»; нарисовать свое настроение; найти сходства и отличия на картинках; поиграть с конструктором: «Настроения»; собрать девочки и мальчику эмоцию; рассмотреть картинки с эмоциями.
Спасибо за внимание!
Источник
Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.
В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.
Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.
Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.
Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.
Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.
Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..
Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.
Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.
Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!
Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!
[spoiler show=»Карточки эмоций для скачивания»]
Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»
[/spoiler]
Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.
Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:
«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»
Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!
Например, история о медведе.
Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.
Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!
А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»
Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!
А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!
Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.
Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.
Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.
Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.
Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.
Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)
Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!
Веселых вам игр!
Статья подготовлена с помощью материалов сайта dytpsyholog.com
[important]>>Перейти к разделу с играми
>>Посмотреть видео с идеями игр[/important]
Источник