Экзогенные факторы влияющие на развитие ребенка
Рост— количественное увеличение размеров тела.
Развитие— приобретение качественных свойств.
Принципы роста и развития:
1. Неравномерность роста и развития;
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем;
3. Обусловленность роста и развития полом;
4. Обусловленность роста и развития факторами наследственности и окружающей среды.
Рост и развитие развиваются не равномерно- гетерохрония.
Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.
Особенность детского организма— его интенсивный рост:чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.
Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.
В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. В антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.
На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные)иэкзогенные (или средовые).
Экзогенные факторы — социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим.
Человек — социальное существо, особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами. Дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников на протяжении всего развития.
Одна из важнейших причин морфофункциональных различий — это питание, поскольку недоедание приводит к задержке роста. Задержка в росте связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями.
Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.
Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.
Половое созревание детей быстрее происходит в странах умеренного климата, а на севере и у экватора сроки его более поздние. Климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными (тропическая зона и высокогорье).
Источник
Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.
Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.
Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма .
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:
Рост;
Массу тела;
Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
Статические функции (двигательные умения ребенка);
Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).
РОСТ.
Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.
На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь. Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года :: табл.1 и табл.2).
Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года. У доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем – 48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.
Таблица А. Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни
Возраст, мес. Прибавка роста за месяц, см. Прибавка роста за истекший период, см. Месячная прибавка массы тела, гр. Прибавка массы тела за истекший период, гр.
1 3 3 600 600
2 3 6 800 1400
3 2,5 8,5 800 2200
4 2,5 11 750 2950
5 2 13 700 3650
6 2 15 650 4300
7 2 17 600 4900
8 2 19 550 5450
9 1,5 20, 5 500 5950
10 1,5 22 450 6400
11 1,5 23, 5 400 6800
12 1,5 25 350 7150
За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.
Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.
За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.
МАССА ТЕЛА.
В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.
Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.
Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3.
Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 — ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п — число месяцев жизни ребёнка минус три.
Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.
Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии — 400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.
В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Рост— количественное увеличение размеров тела.
Развитие— приобретение качественных свойств.
Принципы роста и развития:
1. Неравномерность роста и развития;
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем;
3. Обусловленность роста и развития полом;
4. Обусловленность роста и развития факторами наследственности и окружающей среды.
Рост и развитие развиваются не равномерно- гетерохрония.
Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.
Особенность детского организма— его интенсивный рост:чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.
Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.
В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. В антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.
На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные)иэкзогенные (или средовые).
Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.
Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.
Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза: генетический контроль действует на протяжении всего периода роста, однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.
В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.
В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.
Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические. Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.
Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания.
Источник
Причины появления
психофизических дефектов, как правило,
обусловлены биологическими
факторами,
и их принято подразделять на эндогенные
и
экзогенные.
К эндогенным
факторам причисляют те, которые находятся
внутри
растущего
организма, т.е. внутренние факторы.К эндогенным
факторам
относятся:
наследственные
факторы, когда аномалия развития
является следствием заболевания,
переданного от родителей к ребенку
ввиду патологической наследственности;мутации
генов, наступившие
в
течение
жизни
родителей
под воздействием каких-либо неблагоприятных
факторов.
Наследственностьюмогут бытьобусловленытакие
нарушения развития, как умственная
отсталость
(существуют более 450 наследственных
заболеваний, одним из клинических
признаков которых является умственная
отсталость). Связаны с наследственностью
и нарушения
слуха (25%
населения планеты являются носителями
гена глухоты, более 90% наследования идет
по рецессивному типу, заболевание
проявляется только при дополнительном
влиянии тератогенов, и около 2% случаев
наследования по доминантному типу);
нарушения зрения
(врожденная катаракта, микрофтальм);
нарушения
опорно—двигательного
аппарата (кроме
ДЦП); ЗПР
конституционального происхождения;
общее недоразвитие
речи.
Мутации генов
возникают под воздействием различных
патогенных факторов (интоксикации,
алкоголизм, наркомания, радиация, возраст
матери) и могут быть причиной таких
нарушений развития, как умственная
отсталость,
нарушения
двигательной
сферы и т.д.
К экзогенным
относят факторы, влияющие на развитие
ребенка извне.
Экзогенные
факторы
могут влиять на организм ребенка в
разные периоды его развития, в зависимости
от этого их в свою очередь подразделяют
на факторы:
пренатального
периода развития;интранатального
периода развития;постнатального
периода
развития.
Рассмотрим более
подробно экзогенные
факторы. Изучая пренатальную
фазу развития, западные ученые ввели в
обиход понятие – тератогены.
Тератогены
– это болезни
или вещества, влияющие на формирование
плода и способные вызвать неблагоприятные
для его дальнейшего развития изменения.
К тератогенам
относятся:
Интоксикации:
наркотические,
алкогольные, лекарственные, химические.
Опасными являются такие лекарства,
как талидомид
(более 7000 детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата),
ототоксичные
антибиотики
(нарушения слуха от легкой тугоухости
до полной глухоты). Из химических
реагентов особенно опасны: свинец,
хлор, ртуть, мышьяк.
Соединения хлора содержатся в таких
привычных для нас средствах бытовой
химии, как стиральные порошки и
отбеливатели, краски, удобрения. Контакт
с этими веществами в некоторых случаях
может приводить к нарушению памяти,
общему недоразвитию речи. Свинец, который
в виде двуокиси содержится в выхлопных
газах, может вызвать задержку психического
развития, умственную отсталость. Ртуть
вызывает умственную отсталость, задержку
психического развития, детский
церебральный паралич, а также задержку
роста. Рентгеновское излучение может
вызвать задержку роста, умственную
отсталость, задержку психического
развития, лейкемию.
Заболевания
матери: краснуха,
грипп, герпес, токсоплазмоз, сифилис,
цитомегаловирусмогут быть
причинами умственной отсталости,
нарушений слуха, зрения, вызывать детские
церебральные параличи и задержку
психического развития.
Психотравмы,
перенесенные
матерью во время беременности оказывают
тератогенное воздействие через изменение
гормонального статуса и сокращение
поступления кислорода к плоду. В этом
случае в центральной нервной системе
ребенка могут происходить изменения,
приводящие к возникновению умственной
отсталости, нарушений зрения и слуха,
задержки психического развития и
детского церебрального паралича.
Также тератогенное
воздействие на плод оказывают такие
факторы, как: травмы
плода, недоношенность, фактор многоплодия,
несовпадение по резус-фактору, токсикоз
беременных.
Установлены
следующие принципы действия тератогенов:
Воздействие
тератогена зависит от генотипа организма.
Одно и то же вещество может быть вредным
для одного организма и безопасным для
другого.Воздействие
тератогенов изменяется на разных этапах
внутриутробного развития.
С
3 по 16 неделю формируется ЦНС.С
3 по 6 неделю – сердце.С
4 по 5 неделю – верхние и нижние конечности.С
4 по 8 неделю – зрение.С
4 по 9 неделю – слух.
Именно этот период
развития плода особенно уязвим по
отношению к тератогенам.
Каждый
тератоген влияет на определенный аспект
внутриутробного развития. Они не
повреждают все системы организма, а
действуют избирательно.Повреждения
тератогенами не всегда очевидны при
рождении, но могут проявиться в
дальнейшем.
Следующая группа
факторов экзогенного
характера действует на ребенка
во время его появления на свет, в так
называемую
интранатальную фазу
его развития. К ним относятся асфиксииплода,
полученные вследствие стремительных
(обвитие пуповиной) или затяжных родов.
Опасны также роды с наложением щипцов.
Патологическиероды
могут быть причиной таких аномалий
развития, как умственная отсталость,
задержка психического развития, детский
церебральный паралич, нарушения слуха
и зрения разной степени тяжести, речевые
нарушения. При рождении состояние
ребенка определяется при помощи шкалы
Апгар.
Чем выше показатели ребенка по этой
шкале, тем благоприятнее прогноз его
развития. Максимально высокий показатель
по шкале Апгар, – 10 баллов. Если ребенок
набрал по шкале Апгар 4-6 баллов и ниже
его состояние оценивается как средней
тяжести – тяжелое. В этом случае высока
вероятность нарушения умственного и
физического развития.
Постнатальная
фаза развития
наступает с рождением ребенка. Опасности,
подстерегающие ребенка с точки зрения
возникновения психофизических дефектов:
Заболевания:
грипп,
скарлатина, корь, менингоэнцефалиты,
отиты, другие
соматические
заболевания
при тяжелом и длительном течении. Эти
заболевания, перенесенные в раннем
постнатальном периоде, могут вызвать
такие нарушения развития как: умственная
отсталость, задержка психического
развития, детский церебральный паралич,
нарушения зрения и слуха, речевые
дефекты.
Интоксикации:
химические
(мышьяк,
ртуть,
свинец),
лекарственные.
Химические интоксикации могут вызвать
весь спектр дефектов, а лекарственные
чаще всего провоцируют слуховую
недостаточность, обусловленную приемом
ототоксических антибиотиков.
Травмы в
раннем постнатальном периоде могут
быть причиной нарушений зрения, слуха,
вызывать дефекты опорно-двигательного
аппарата, приводить к умственной
отсталости и задержке психического
развития.
Психотравмы
могут вызвать
задержку психического развития
психогенного происхождения, быть
причиной заикания, вызывать расстройства
эмоционально-волевой сферы ребенка.
Статистические
данные по аномальному развитию.
Примерно
4,5% всей детской популяции относятся к
категории детей с теми или иными
аномалиями развития и нуждаются в
специальном образовании. Среди них
первое место по численности занимают
дети с образовательными затруднениями
(более 40%), второе место – с нарушениями
интеллекта (около 20%), третье – с
нарушениями речи (около 20%). Остальные
нарушения в совокупности составляют
менее 20%. В мире, в среднем, приходится
3 слепых на одну тысячу человек, а
затруднения со слухом встречаются у 5%
населения. На каждые 100 школьников от 7
до 15 лет приходится 4 – 5 человек, имеющих
нарушения интеллекта или испытывающих
образовательные затруднения. На каждые
800 новорожденных приходится один ребенок
с синдромом Дауна.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник