Эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушением развития

Эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушением развития thumbnail

Ранняя комплексная помощь— система
мер, включающая выявление, обследование,
коррекцию физических и (или) психических
нарушений, индивидуализированное
обучение ребенка с особенностями
психофизического развития в возрасте
до трех лет с психолого-медико-педагогическим
сопровождением в условиях семьи,
учреждений образования и организаций
здравоохранения;

Контроль за психическим развитием
ребенка позволяет своевременно обнаружить
нарушения в онтогенезе, организовать
работу по компенсации, коррекции и
предупреждению вторичных отклонений
в развитии.

В отечественной психологии определена
возрастная периодизация, на которую
необходимо ориентироваться при изучении
ребенка. Поэтому при организации условий
и методов диагностического обследования
учитывается принцип возрастных
особенностей детского развития. В
методических пособиях по
психолого-педагогической диагностике
развития детей раннего и дошкольного
возраста (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская,
Э.И. Леонгард, Е.А. Стребелева и др.)
определены основные параметры оценки
умственной деятельности ребенка.

Первые годы жизни ребенка рассматриваются
большинством специалистов как сензитивный
период развития двигательной,
познавательной и речевой деятельности.
Возникающие в это время различные
отклонения в развитии, проявляющиеся
даже в минимальной степени, в дальнейшем
могут привести к выраженным расстройствам
двигательной, психической и речевой
сфер в дошкольном и школьном возрасте.
Предупреждение и выявление
дизонтогенетических проявлений в раннем
возрасте и своевременное оказание
комплексной медико-психолого-педагогической
помощи детям способствует снижению
численности дошкольников и младших
школьников с патологией развития.

При нарушении умственного развития
главными и ведущими неблагоприятными
факторами оказывается слабая
любознательность (ориентировка) и
замедленная обучаемость ребенка, т.е.
его плохая восприимчивость к новому.
Это внутренние биологические («ядерные»)
признаки умственной отсталости (Л.С.
Выготский, 1983).

Поскольку олигофрения возникает
вследствие поражения центральной
нервной системы (преимущественно коры
больших полушарий головного мозга) на
разных этапах внутриутробного развития
плода или в начальный период жизни
ребенка, знание особенностей раннего
развития детей с нарушениями интеллекта
имеет весьма существенное значение для
понимания всего их психического развития.

Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья имеет свои особенности и
нуждается в поддержке и помощи извне,
которая должна быть направлена не только
на преодоление проблем ребенка, но и на
решение психологических проблем
родителей и повышение уровня их
психолого-педагогической компетенции
в общении со своими детьми.

Исследования зарубежных и отечественных
ученых показали, что своевременная
коррекционная помощь ребенку позволяет
достичь оптимального возрастного уровня
и определяет меру интеграции детей в
обществе.

Программы ранней помощи планируют
коррекционно-педагогическую деятельность
по следующим направлениям: оценка зоны
актуального развития ребёнка;
психологическое консультирование,
специальная система образования,
организация развивающей среды для детей
раннего детства; сенсомоторное развитие
младенца.

Успешность реализации ранней помощи
определяется по следующим критериям:

1. Время проведения ранней диагностики
— эффективным периодом является период
с первых дней жизни ребенка до трех
месяцев;

2. Интенсивность коррекционной помощи;

3. Создание развивающей среды;

4. Воздействие на все сферы психики
ребёнка;

5. Учет индивидуальных особенностей
детей;

6. Организация позитивной социальной
поддержки.

Значение ранней
коррекции в развитии ребенка

Значительным вкладом
в осознание необходимости ранней
коррекции стали
зарубежные научные исследования по
проблемам: социально-эмоционального
развития младенцев; влияния раннего
эмоционального опыта ребенка на его
дальнейшее развитие; влияния личности
матери на взаимоотношения с ребенком;
развития младенцев у матерей с психическими
расстройствами и т. д. Большую роль в
поиске эффективных решений проблемы
ранней коррекции сыграло переосмысление
положенийЛ. С.
Выготского
о
социальности развития младенцев и об
их отношениях со взрослыми, об
использовании сензитивных периодов
(периодов повышенной чувствительности)
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.
Это позволило спроектировать и провести
научные эксперименты в области
коррекционной педагогики и убедительно
доказать эффективность комплексной
коррекционной помощи на самых ранних
этапах развития проблемных детей.

Грамотно организованная
ранняя коррекция помогает предупредить
появление вторичных отклонений в
развитии, обеспечить максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для значительной части детей обеспечить
возможность включения
в общий образовательный поток на более
раннем этапе возрастного развития,
исключив необходимость дорогостоящего
специального оборудования.

Важным условием успешной коррекционной
работы с маленькими детьми, имеющими
нарушения в развитии, становится
разработка периодических и организационных
условий включения родителей
в индивидуальную коррекционно-педагогическую
работу с отдельным ребенком.
Существует несколько подходов к коррекции
семейной ситуации развития проблемных
детей, выявленынаиболее
важные аспекты профилактической работы
с родителями проблемного ребенка,
позволяющие предотвратить ряд вторичных
отклонений в его развитии. Разработаны
направления и организационные формы
работы специалистов с семьей, способствующие
формированию у родителей положительного
отношения к малышу и обеспечивающие
освоение эффективных и доступных форм
взаимодействия с ребенком в бытовых,
эмоциональных и игровых ситуациях.

Ранняя коррекциявключает
следующие моменты:

  1. максимально раннее выявление и
    диагностика нарушения в развитии;
    максимальное сокращение разрыва между
    моментом обнаружения отклонений в
    развитии ребенка и началом целенаправленной
    коррекционной помощи;

  2. снижение временных границ начала
    специального образования (до первых
    месяцев жизни ребенка);

  3. обязательное
    включение родителей в коррекционный
    процесс на
    основе выявления положительных сторон
    семьи и активизации ее реабилитационного
    потенциала;

  4. интенсивность ранней коррекции: чем
    активнее ведется коррекция, тем
    значительнее результаты развития
    ребенка;

  5. охват коррекцией различных сфер развития
    ребенка;

  6. создание всех необходимых условий для
    развития ребенка.

Читайте также:  Развитие 2 месячного ребенка вес

Современный подход к ранней коррекции
развития детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью.

Одна из наиболее актуальных проблем
коррекционной психолого-педагогической
помощи детям с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью — их раннее и дошкольное
воспитание и обучение.

Специальными психологическими
исследованиями доказано, что, чем раньше
начинается специальная коррекционная
работа, тем больше возможностей имеется
для эффективного продвижения аномального
ребенка. Младший возраст как период
наибольшей пластичности нервной системы
и восприимчивости к обучению наиболее
сензитивен для формирования важнейших
видов психической деятельности, в это
время закладывается основа дальнейшего
развития ребенка.

Осознание обществом (определенными его
кругами) огромного значения ранней
коррекционной работы с детьми с
интеллектуальной недостаточностью в
последние 30 лет совершенно изменило
подход к воспитанию таких детей. Указания
на важность ранней коррекции детей и
некоторые психолого-педагогические
рекомендации имелись в литературе
1960—1970-х гг. (A. Brauner, F. Brauner, 1960; S.Kirk, 1961; Т.
А. Власова, 1966; А. А. Ватажина, 1971; Г. В.
Цикото, 1968, 1970), однако практика ранней
психолого-педагогической помощи этим
детям была совершенно не разработана.
Если 20 лет назад почти всегда, а 10 лет
назад весьма часто ребенку с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью
ставился диагноз «необучаемый» и
родителям предлагалось, ухаживая за
ребенком, лишь приучать его к элементарному
самообслуживанию и ждать возможного
«созревания» либо отказаться от ребенка,
определив его в специнтернат, где в то
время работа с детьми раннего и дошкольного
возраста находилась на весьма низком
уровне, то в настоящее время развернута
широкая сеть дошкольных учреждений для
детей с различными нарушениями развития,
проводятся научные исследования, созданы
программы и методические пособия по
работе с ними. В последние годы большое
внимание обращается и на исследования,
и на организацию помощи детям самого
раннего возраста. Признано, что ранняя
стимуляция развития ребенка с тяжелой
умственной отсталостью, абилитация
средствами образования должна начинаться
с первых недель его жизни.

Эффективность такой работы обеспечивается
рядом условий, соблюдение которых
составляет основу современного подхода
к проблеме.

1. Комплексный подход к раннему выявлению
и ранней коррекции отклонений в развитии
у детей, начиная с роддома, где необходимо
вводить карту риска, которую затем
передавать в поликлинику по месту
жительства ребенка; комплексное
наблюдение, осуществляемое специалистами.
Диагностика развития — не только
одноразовая постановка диагноза, но и
контроль и текущий мониторинг на каждом
этапе возрастного развития.

2. Вовлечение родителей в работу по
ранней коррекции развития детей и
обучение родителей.

3. Позитивное отношение и вера в возможности
ребенка.

4. Ранняя интеграция в среду здоровых
сверстников. Для достижения успеха
необходимо комбинированное воздействие
на ребенка: организация специальной
работы и включение в коллектив здоровых
детей.

Помощь детям раннего и дошкольного
возраста с нарушениями развития,
интеллектуальной недостаточностью (в
том числе с ее тяжелой степенью) и их
семьям осуществляется в специальных
учреждениях, функционирующих в системах
здравоохранения, образования и социальной
защиты.

Поскольку диагностика степени умственной
отсталости в раннем и дошкольном возрасте
и различия в динамике развития детей
требуют зачастую длительного наблюдения
за ребенком в процессе коррекционного
обучения, в этих учреждениях могут
оказаться дети с различной степенью
интеллектуальной недостаточности.

Для коррекционной работы в этих
учреждениях имеются или в настоящее
время разрабатываются программно-методические
материалы.

В системе образования дети с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью
дошкольного возраста могут приниматься
в дошкольные (или подготовительные)
группы ЦКРОиР при специальных
(вспомогательных) школах и школах-интернатах.

В последние годы в нашей стране создаются
различные реабилитационные центры, где
оказывается помощь детям с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению.

Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, в месте с ним изменяется и деятельность родителей. В соответствии с представленной нами моделью коррекционно-педагогической работы, мы можем проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии.

I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин их возникновения. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты, в свою очередь, помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений. Семье, в которой есть такой ребенок, необходимо при помощи специалистов овладеть ситуацией и раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого члена семьи.

Читайте также:  Школа раннего развития для ребенка 5 лет

II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это собственно учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Для достижения определенных положительных результатов, необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.

Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.

Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: выполнение различных видов упражнений; режимные моменты; игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители приобретают необходимые развивающих игры и игрушки, картинный материал и др.

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому, каждый из учащихся отдает предпочтения любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Источник

Страница 2 из 2

В специальной литературе достаточно много работ посвящено вопросу участия родителей, имеющих детей с различными отклонениями развития, в коррекционно-педагогическом процессе. В частности, проблемам семейного воспитания и обучения детей ребенка с речевой патологией (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская, М. Ф. Фомичева и др.); глухих и слабослышащих детей (Н. А. Морева, Е. Ф. Рау, Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Б. Д. Корсунская и др.); умственно отсталых детей (М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Д. Забрамная и др.); детей с детским церебральным параличом (ДЦП) (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова и др.); детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош и др.). Однако практически нет никаких работ в отношении детей с комплексными нарушениями в развитии. Это можно объяснить тем, что дети данной категории сразу попадают в специальные учреждения, и роль родителей в определенной степени «угасает». В настоящее время ситуация существенно изменилась. Многие родители предпочитают по возможности определять детей в учреждения, которые находятся недалеко от дома, а дети данной категории большую часть времени пребывают дома, в кругу семьи. Постепенно родители становятся участниками целостной системы коррекционной работы.

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению [5].

Читайте также:  Раннее развитие ребенка методики видео

Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, вместе с этим изменяется и деятельность родителей. Можно проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии и составить модель коррекционно-педагогической работы.

I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты в свою очередь помогает родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.

II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это, собственно, учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Для достижения определенных положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.

Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.

Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: режимные моменты, упражнения, игры с детьми и др. [7].

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается, и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому каждый из учащихся отдает предпочтение любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Литература

  1.      Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. / Иваново – 1996 г.
  2.      Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста. – М., 1988 г.
  3.      Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотека для родителей / под ред. В. А. Феоктистовой. – М., 1993 г.
  4.      Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993 г.
  5.      Камсюк Л. Г., Мартынов В. Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. – М., 1989 г.
  6.      Ткачева В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 г. — № 2.
  7.      Морева Н. А. Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников. – М., 1999 г.

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник