Изучение развития ребенка в советской психологии

В целом 1) досоветсткий 2) советский 3) постсоветсткий

Но можно поподробнее рассмотреть

1. С начала ХХ века до 20-х годов. (см. Вопрос про русскую психологию в XIX-XX веках – там же школа Челпанова, школа Бехтерева)

2. 20-30гг. Послеоктябрьский – предвоенный период. (см. Вопрос 49)

Создание Советского государства. высланы из страны изве­стные ученые идеалистического направления, занимавшиеся психологической проблематикой

3. Развитие советской психологии в годы ВОВ и в послевоенный период.

ВОВ: одно из основных требований к пси­хологическим разработкам — их прикладная ориентирован­ность, направленность на решение актуальных практических задач.Другим важным требованием к научным разработкам явля­лось существенное сокращение сроков исследований. + еще одна важная особенность научных исследований военных лет — их открытость и доступность по­лученных в них результатов для широкого круга ученых и практических работников.

большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами дру­гих профилей, что позволяло комплексно рассматривать все аспекты проблемы, привлекая данные других областей знания.

Одним из основных направлений деятельности психологов военных лет, как отмечалось, являлось их участие в работе по восстановлению утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической не­рвной системы как следствия военных травм. -àЛурия и нейропсихология

Активное развитие психотехники

В разработке задач и методов советская писхотехника развивалась в русле мировой прикладной психологии. Однако уже появдяется тенденция к отделению от зарубежных буржуазных исследований. Требование проведения классового подхода (Шпильрейн «О повороте в психотехнике» 1931). С начала 30-х годов начинается сворачивание работ по писхотехнике и в середине 30-х – разгром.

Советская педология, задача – собрать, систематизировать и изучать все. 2 основных направления – психология труда и школьная психология (педология). Что касается жизни детей в разных возрастах и во всех отнощениях, охватывая все стороны развития ребенка, и телесную и духовную. Выготский Басов Блонский. (а началось все с 1904 Нечаев – лаборатория экспериментальной педагогической психологии). Решение практических задач, стоящих перед психологией. Конец – «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» — 4 июля 1936.

Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма-ленинизма.

Бехтерев: переход от объективной психологии к рефлексологии.

Вагнер – основы сравнительной психологии в России. «Этюды по сравнительной психологии»

Павлов – развитие рефлекторной теории. 1923 – «Двадцатилетний опыт»

Ухтомский – учение о доминанте (господствующий очаг возбуждения, предопределяющий в значительной степен характер текущих реакций центров в данный момент)

В первые годы – пристальное внимание к достижениям мировой психологической науки.

Развитие психоанализа в России (см. Соответствующий вопрос)

Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма.

Основное противопоставление сил – меньшивиствующие идеалисты и механицисты. Против обоих велась критика. Решение вопроса с помощью поведенческих концепций. Распространение поведенческих концепций, которые в целом не выходили за рамки естественно-научного материализма (Басов, Блонский, Корнилов, Бехтерев). Их особенности:

1.Объективный способ изучения всех проявлений человека;

2.Антропологическая ориентация: точкой отсчета является человек как целое в его взаимодействии с окружающей его дей­ствительностью;

3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма и осуществляющихся в нем энер­гетических преобразований, при умалении отражательной при­роды психики;

4. Антипсихологизм или игнорирование психики как пред­мета исследования.

Басов и Блонский – ученики Лазурского.

Басов. Рассматривает решает проблему постановки психологии на новую методологию через категорию поведения. Предмет психологии – поведение. Единица поведения – синтез стимул-реакция. Метод исследования – наблюдение (понимется широко, включает и эксперимент)

Структура поведения:

— Апперцептивно-детерминируемые процессы

— ассоциативно-детерминируемые процессы

Критерий наличия сознания – способность выразить что-либо в языке.

Блонский. Исследовал память, мышление в детстве и развитие их. Увлекался философским осмыслением вопроса. Критикует интроспекцию. Требует убрать душу из психологии. Мышление есть разновидность рефлексов. Похож не механицизм Уотсона.

Тоже поведенческое направление (Бехтерев, Корнилов).

Корнилов. Предмет пси – реакции на биосоц раздражители. Компоненты реакции бывают сенсорные, центральные, моторные. 3 метода: хронометрический, динамометрический, моторнографический. Жизнь – это совокупность реакций. Реакция – это трансформация энергии, нарушение ее равновесия, нервная энергия рождает психические процессы.

Ввел принцип однополюсной траты энергии (энергия тратится либо на физ, либо на ум работу) —- подверглось критике.

Методологические проблемы стали центральными во время дискуссий по рефлексологии (1929) и по реактологии (1930-31 гг.).если рефлексологическая дискуссия пред­ставляла собой преимущественно научное обсуждение, то ре­актологическая уже несла в себе все признаки идеологичес­кой кампании : выдвижение в центр обсуждения идеологичес­ких, а не содержательно-научных идей; острота идеологический характер оценок и суждений; подмена свобод­ного обсуждения априорно заданными сентенциями; приме­нение идеологических и административных санкций по отно­шению к «провинившимся» направлениям (свертывание раз­работок в области рефлексологии и реактологии, переориентация научных центров, смена их руководителей).

Начинает складываться грузинская школа.

Школа Узнадзе

Установка как способ преодоления постулата непосредственности. Анализируя концепции интроспекционизма, бихевиоризма, ассоцианизма и т.д., рассматривает их общую особенность – объяснение психики как совокупности связанных между собой явлений и отличающиеся только способом объяснения. Истоки постулата непосредственности – ложная ориентация на естествознание и признание факта непосредственной связи между физическими явлениями. Последствия постулата непосредственности – идеализм и механицизм –игнорирование субъекта деятельности и личности

Постановка проблемы установки.

В экспериментальных исследований рассматриваются феномены: иллюзия объема, иллюзия силы давления, иллюзия слуха, иллюзия слуха, иллюзия освещенности, иллюзия количества. Критика теории Мюллера (не являются специфическими только для иллюзия веса) и теории обманутого ожидания для объяснения (обнаруживается и поз влиянием предварительных опытов в состоянии гипнотического сна). Общий момент для всех опытов – характер отношения внутри задачи. Внесознательный психический процесс, оказывающий влияние на содержание и течение сознательной психики. – состояние установки – 1) не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, а некоторое целостное состояние субъекта 2) не просто какое-нибудь из содержаний психической жизни, а момент ее динамической определенности 3) не определенное содержание, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Это основная изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Вывод: наличие в нашей психике не только сознательных, но и досознательных процессов, которые мы можем характеризовать как установки.

Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое является психическим, а не физиологическим – установка – готовность к определенной активности, возникает при наличии двух условий (необходимых и достаточных): актуальная потребность и объективная ситуация удовлетворения этой потребности. настоящее время в исследованиях грузинской школы рассматривается третий фактор — психофизиологические условия.

Все поведение определяется воздействием окружающей действительнотси и не непосредственно, а через целостное отражение ее в субъекте деятельности – через установку. Отдельные акты поведения, в том числе психическая деятельность, представляют собой явления вторичного происхождения.

В сложных условиях жизни человека, при возникновении затруднений и задержке в его деятельности у него активируется способность объективации – специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (речь), мышление, акты воли.

В настоящее время в исследованиях грузинской школы рассматривается третий фактор — психофизиологические условия.

Борис Михайлович Теплов (1986-1965) – основоположник советской дифференциальной психофизиолгии. Разрабатывал теоретичсекие вопросы индивидуальных различий.

Школа Выготкого, Лурии, Леонтьева. (Запорожец, Гальперин, Божович, Зинченко)

Выготский – культурно-историческая концепция. Основное – положение об общественно-исторической природе психики. Учение о ВПФ. Проблема генезиса, структуры и функций человеческой психики. Идея опосредствования – 1928. Теория смыслового развития сознания (восприятие-память-мышление). Понятия интериоризации и экстериоризации. Стадии развития мышления (примитивная пси – наивная пси – ст. Опосредствованных актов – внутреннее опосредствование). Роль взрослого, ССР, ЗБР.

Метод – экспериментально-генетический. (в частности – методика двойной стимуляции). Далее его будут применять Гальперин, Эльконин, Давыдов.

Зачем я это все пишу – см вопросы 52, 53,53 и 54. Выготский, Леонтьев, Рубинштейн.

Лурия. (частно может рассматриваться нейропсихологическая школа Лурия)

Принимал тезис Выготского о речи, как источника развития психики. Кроми создания нейропси изучал культурные факторы развития сознания в противопостовлении к естественным. Проводил на эту тему эксперименты в Узбекистане. Про мозговую организацию ВПФ: что в ней придумал Выготский? – 1) ВПФ – интегративная функция, 2) при расстройствах развития нарушаются вышележащие уровни, при распаде — дефект начинается с нижележащих уровней, 3) нужно сравнивать развитие и распад – очень перспективно. Лурия на этом построил т сист. динам.локализации ВПФ.

Отдельно можно рассказать про школу Гальперина (см. Предыдущий вопрос).

4 июля 1950 г. – «Павловская сессия» Формально, главная задача сессии заключалась в том, чтобы «вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодо­творному развитию идей Павлова» Психология была поставлена пе­ред необходимостью совершить поворот к павловской физио­логии, восстановить преемственность с сеченовскими идеями. Психологи должны были оценить роль и значение учения И.П. Павлова для психологических исследований, а психологичес­кая теория — найти точки своего роста в учении о рефлек­торной природе психического. В качестве ближайшей основ­ной теоретической задачи психологии определялось «ее философско-теоретическое перевооружение на базе диалектического и исторического материализма и павловского учения»

Дискуссии по проблеме взаимосвязи психического и физи­ологического проходили не только в Москве, но и во всех круп­ных научных центрах.

В мае 1962 г. Всесоюзное совещание по философским вопросам фи­зиологии в.н.д. и психологии, в котором приняло участие бо­лее тысячи специалистов. В ходе дискуссий на совещании обсуждалось прежде всего значение павловского учения для психологии. В целом, итогом совещания явилось признание возможности дополнения пав­ловского учения новыми идеями и теориями в области физио­логии и психофизиологии.

Принципиально по-новому решены вопросы о предмете пси­хологии и физиологии в.н.д. Было признано, что эти две на­уки имеют дело с одним и тем же объектом — высшей не­рвной деятельностью как функцией мозга. Различаются же предметы данных наук — психологический или физиологи­ческий аспекты этой деятельности.

Подводя итоги данному периоду развития психологии в СССР, необходимо подчеркнуть, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разра­ботке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определениюспецифических методов изучения психических явлений. В ко­нечном итоге психологии удалось отстоять свою независимость от претензий физиологии высшей нервной деятельности.

4 этап. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов

относительно спокойный, с точки зрения по­литического и идеологического воздействия на психологию, пе­риод ее развития.

Этот период в истории советской психологии характери­зуется активным влючением психологии в решение практичес­ких задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых иссле­дований, формированием новых научных направлений и уси­лением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреп­лением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и раз­работкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укрепле­нию статуса психологии в обществе, возрастанию роли психо­логических исследований при принятии ответственных управ­ленческих, кадровых и даже политических решений.

была решена (?) задача создания системы методологических принци­пов психологии. Она включает:

— принцип диалектико — ма­териалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром),

— принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознатель­на и деятельна, деятельность — сознательна и личностна),

— принцип отражения (все психические явления суть результа­ты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром),

— принцип развития (постепенное и скачкообразное ус­ложнение психики как в процессуальном, так и содержатель­ном аспектах),

— принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, вклю­чая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),

— личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления),

— принцип единства теории, эксперимента и практики (экспе­римент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим кри­терием истины).

разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине. предметом психологии является психика, пони­маемая как свойство высокоорганизованной материи, в много­образии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, вза­имодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях.

систематизация и уточнение категориально — понятийного аппарата психологической науки.

особенности развития психологии в СССР в 60-80-е гг, можно выде­лить ряд тенденций:

1. расширение проблемного поля исследований;

2. углубление междисциплинарных связей и формирование «стыковых» проблем, возникающих на пересечении проблема­тики разных психологических дисциплин;

3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и направ­ляющей роли в развитии научно-исследовательской деятельности;

4. изменение проблематики психологических исследований под влиянием научно-технического прогресса: теории инфор­мации и кибернетики, освоения космоса, интенсификации ин­женерных разработок, появления новых технологий, автомати­зированных систем управления и т. д.;

5. развитие комплексных исследований в психологии.

!!!системный подход

5 этап – с начала 90-х годов – постсоветский период

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 389; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11221 — | 7551 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Детская психология в досоветской России сыграла положительную роль в процессе дальнейшего становления. Однако изменение государственной идеологии направила развитие детской психологии в новое русло. И-й съезд с психоневрологии, который состоялся 1923, поставил задачу разработки психологии на основе марксизма.

Выстраивая марксистские основы возрастной психологии, один из ведущих советских психологов первой четверти ХХ в. Лев Семенович

Выготский (1896-1934 гг.) Разработал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Согласно этой концепции, развитие ребенка осуществляется через интериоризации способов действий, существующих в ее ближайшем окружении. Считая ошибочным взгляд о том, что зрелая личность представлена уже в материальной структуре человеческого организма в зачаточном состоянии, а в коллективе она находит свою реализацию, Выготский утверждает, что высшие психические функции (речь, теоретическое мышление, произвольное внимание, словесно-логическая память , воображение, воля) никак не представлены в материальной структуре организма, а является результатом развития органично представленных низших психических структур человека в условиях общества: «процесс культурного развития надо понимать как изменение основной исходной структуры и возникновение на ее основе новых структур, характеризующихся новым соотношением частей «[29, с.115].

Высшие психические функции возникают в процессе обучения и воспитания в человеческом обществе и отсутствуют в животном мире. Все эти психические функции обеспечивают осуществление сознательной человеческой деятельности.

Развитие человека происходит в процессе усвоения средств деятельности (внешних и внутренних) путем обучения. Поэтому обучение имеет центральное место в жизни человека, определяя его психическое развитие.

Важными понятиями культурно-исторической концепции развития за Л.С.Выготским — есть уровень актуального развития и зона ближайшего развития.

Уровень актуального развития — это те способы деятельности, которыми ребенок владеет самостоятельно, без помощи взрослого (самостоятельно читает, пишет, решает задачи, отвечает на тестовые вопросы).

Зона ближайшего развития — это те способы деятельности, которыми ребенок не владеет самостоятельно, но может их выполнить при помощи взрослого. Развивающее обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития.

Идеи Л. С. Выготского нашли продолжение в трудах его многочисленных последователей (Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, С. Д. Максименко, Д. Б. Элька-нина и др.).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960 гг.) Стал родоначальником еще одной научной школы психологии. Ученый сосредоточил свои усилия на разработке методологии психологической науки, в частности важного для возрастной и педагогической психологии принципа единства сознания и деятельности. Деятельность обусловливает формирование психики, которая, в свою очередь, является условием выполнения деятельности.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979 гг.) Совершил грунта-товно вклад в различные области психологии. Были осуществлены исследования развития психики как в онтогенезе (разработка теории ведущей деятельности, исследования процесса формирования психики в ведущей деятельности), так и в филогенезе (фундаментальный труд «Проблемы развития психики» [76]).

Лидия Ильинична Божович (1908-1981 гг.) Посвятила основные исследования раскрытию процесса формирования личности [14]. Были сделаны важные выводы о том, что формирование личности происходит не автоматически, а путем изменений ее внутреннего мира. Внутренняя позиция личности опосредствует все воспитательные воздействия.

Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988 гг.) И Нина Федоровна Тали-зина (р. 1923) разработали теорию поэтапного формирование умственных действий.

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984 гг.) Исследовал проблемы игровой деятельности [165], возрастной периодизации психического развития [164].

Василий Васильевич Давыдов (1930-1998 гг.) Разработал теорию рас-вивального обучения, которую воплощал в практику [37].

Исследования в области возрастной и педагогической психологии, проведенные советскими учеными, создали основу современного развития этих научных отраслей в Украине.

ВЫВОДЫ о детской психологии в Советском Союзе:

— Развитие детской психологии на основе идеологии марксизма-ле-нинизму начался разработкой Л. С. Выготским культурно-исторической концепции развития высших психических функций;

— По Л. С. Выготским, обучение занимает центральное место в жизни человека, определяя его психическое развитие.

— Идеи Л. С. Выготского нашли продолжение в трудах советских психологов Л. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, С. Д. Максименко, Д . Б. Эльконина и др.

Источник