Изучение развития ребенка в советской психологии
В целом 1) досоветсткий 2) советский 3) постсоветсткий
Но можно поподробнее рассмотреть
1. С начала ХХ века до 20-х годов. (см. Вопрос про русскую психологию в XIX-XX веках – там же школа Челпанова, школа Бехтерева)
2. 20-30гг. Послеоктябрьский – предвоенный период. (см. Вопрос 49)
Создание Советского государства. высланы из страны известные ученые идеалистического направления, занимавшиеся психологической проблематикой
3. Развитие советской психологии в годы ВОВ и в послевоенный период.
ВОВ: одно из основных требований к психологическим разработкам — их прикладная ориентированность, направленность на решение актуальных практических задач.Другим важным требованием к научным разработкам являлось существенное сокращение сроков исследований. + еще одна важная особенность научных исследований военных лет — их открытость и доступность полученных в них результатов для широкого круга ученых и практических работников.
большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами других профилей, что позволяло комплексно рассматривать все аспекты проблемы, привлекая данные других областей знания.
Одним из основных направлений деятельности психологов военных лет, как отмечалось, являлось их участие в работе по восстановлению утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической нервной системы как следствия военных травм. -àЛурия и нейропсихология
Активное развитие психотехники
В разработке задач и методов советская писхотехника развивалась в русле мировой прикладной психологии. Однако уже появдяется тенденция к отделению от зарубежных буржуазных исследований. Требование проведения классового подхода (Шпильрейн «О повороте в психотехнике» 1931). С начала 30-х годов начинается сворачивание работ по писхотехнике и в середине 30-х – разгром.
Советская педология, задача – собрать, систематизировать и изучать все. 2 основных направления – психология труда и школьная психология (педология). Что касается жизни детей в разных возрастах и во всех отнощениях, охватывая все стороны развития ребенка, и телесную и духовную. Выготский Басов Блонский. (а началось все с 1904 Нечаев – лаборатория экспериментальной педагогической психологии). Решение практических задач, стоящих перед психологией. Конец – «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» — 4 июля 1936.
Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма-ленинизма.
Бехтерев: переход от объективной психологии к рефлексологии.
Вагнер – основы сравнительной психологии в России. «Этюды по сравнительной психологии»
Павлов – развитие рефлекторной теории. 1923 – «Двадцатилетний опыт»
Ухтомский – учение о доминанте (господствующий очаг возбуждения, предопределяющий в значительной степен характер текущих реакций центров в данный момент)
В первые годы – пристальное внимание к достижениям мировой психологической науки.
Развитие психоанализа в России (см. Соответствующий вопрос)
Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма.
Основное противопоставление сил – меньшивиствующие идеалисты и механицисты. Против обоих велась критика. Решение вопроса с помощью поведенческих концепций. Распространение поведенческих концепций, которые в целом не выходили за рамки естественно-научного материализма (Басов, Блонский, Корнилов, Бехтерев). Их особенности:
1.Объективный способ изучения всех проявлений человека;
2.Антропологическая ориентация: точкой отсчета является человек как целое в его взаимодействии с окружающей его действительностью;
3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма и осуществляющихся в нем энергетических преобразований, при умалении отражательной природы психики;
4. Антипсихологизм или игнорирование психики как предмета исследования.
Басов и Блонский – ученики Лазурского.
Басов. Рассматривает решает проблему постановки психологии на новую методологию через категорию поведения. Предмет психологии – поведение. Единица поведения – синтез стимул-реакция. Метод исследования – наблюдение (понимется широко, включает и эксперимент)
Структура поведения:
— Апперцептивно-детерминируемые процессы
— ассоциативно-детерминируемые процессы
Критерий наличия сознания – способность выразить что-либо в языке.
Блонский. Исследовал память, мышление в детстве и развитие их. Увлекался философским осмыслением вопроса. Критикует интроспекцию. Требует убрать душу из психологии. Мышление есть разновидность рефлексов. Похож не механицизм Уотсона.
Тоже поведенческое направление (Бехтерев, Корнилов).
Корнилов. Предмет пси – реакции на биосоц раздражители. Компоненты реакции бывают сенсорные, центральные, моторные. 3 метода: хронометрический, динамометрический, моторнографический. Жизнь – это совокупность реакций. Реакция – это трансформация энергии, нарушение ее равновесия, нервная энергия рождает психические процессы.
Ввел принцип однополюсной траты энергии (энергия тратится либо на физ, либо на ум работу) —- подверглось критике.
Методологические проблемы стали центральными во время дискуссий по рефлексологии (1929) и по реактологии (1930-31 гг.).если рефлексологическая дискуссия представляла собой преимущественно научное обсуждение, то реактологическая уже несла в себе все признаки идеологической кампании : выдвижение в центр обсуждения идеологических, а не содержательно-научных идей; острота идеологический характер оценок и суждений; подмена свободного обсуждения априорно заданными сентенциями; применение идеологических и административных санкций по отношению к «провинившимся» направлениям (свертывание разработок в области рефлексологии и реактологии, переориентация научных центров, смена их руководителей).
Начинает складываться грузинская школа.
Школа Узнадзе
Установка как способ преодоления постулата непосредственности. Анализируя концепции интроспекционизма, бихевиоризма, ассоцианизма и т.д., рассматривает их общую особенность – объяснение психики как совокупности связанных между собой явлений и отличающиеся только способом объяснения. Истоки постулата непосредственности – ложная ориентация на естествознание и признание факта непосредственной связи между физическими явлениями. Последствия постулата непосредственности – идеализм и механицизм –игнорирование субъекта деятельности и личности
Постановка проблемы установки.
В экспериментальных исследований рассматриваются феномены: иллюзия объема, иллюзия силы давления, иллюзия слуха, иллюзия слуха, иллюзия освещенности, иллюзия количества. Критика теории Мюллера (не являются специфическими только для иллюзия веса) и теории обманутого ожидания для объяснения (обнаруживается и поз влиянием предварительных опытов в состоянии гипнотического сна). Общий момент для всех опытов – характер отношения внутри задачи. Внесознательный психический процесс, оказывающий влияние на содержание и течение сознательной психики. – состояние установки – 1) не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, а некоторое целостное состояние субъекта 2) не просто какое-нибудь из содержаний психической жизни, а момент ее динамической определенности 3) не определенное содержание, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Это основная изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Вывод: наличие в нашей психике не только сознательных, но и досознательных процессов, которые мы можем характеризовать как установки.
Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое является психическим, а не физиологическим – установка – готовность к определенной активности, возникает при наличии двух условий (необходимых и достаточных): актуальная потребность и объективная ситуация удовлетворения этой потребности. настоящее время в исследованиях грузинской школы рассматривается третий фактор — психофизиологические условия.
Все поведение определяется воздействием окружающей действительнотси и не непосредственно, а через целостное отражение ее в субъекте деятельности – через установку. Отдельные акты поведения, в том числе психическая деятельность, представляют собой явления вторичного происхождения.
В сложных условиях жизни человека, при возникновении затруднений и задержке в его деятельности у него активируется способность объективации – специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (речь), мышление, акты воли.
В настоящее время в исследованиях грузинской школы рассматривается третий фактор — психофизиологические условия.
Борис Михайлович Теплов (1986-1965) – основоположник советской дифференциальной психофизиолгии. Разрабатывал теоретичсекие вопросы индивидуальных различий.
Школа Выготкого, Лурии, Леонтьева. (Запорожец, Гальперин, Божович, Зинченко)
Выготский – культурно-историческая концепция. Основное – положение об общественно-исторической природе психики. Учение о ВПФ. Проблема генезиса, структуры и функций человеческой психики. Идея опосредствования – 1928. Теория смыслового развития сознания (восприятие-память-мышление). Понятия интериоризации и экстериоризации. Стадии развития мышления (примитивная пси – наивная пси – ст. Опосредствованных актов – внутреннее опосредствование). Роль взрослого, ССР, ЗБР.
Метод – экспериментально-генетический. (в частности – методика двойной стимуляции). Далее его будут применять Гальперин, Эльконин, Давыдов.
Зачем я это все пишу – см вопросы 52, 53,53 и 54. Выготский, Леонтьев, Рубинштейн.
Лурия. (частно может рассматриваться нейропсихологическая школа Лурия)
Принимал тезис Выготского о речи, как источника развития психики. Кроми создания нейропси изучал культурные факторы развития сознания в противопостовлении к естественным. Проводил на эту тему эксперименты в Узбекистане. Про мозговую организацию ВПФ: что в ней придумал Выготский? – 1) ВПФ – интегративная функция, 2) при расстройствах развития нарушаются вышележащие уровни, при распаде — дефект начинается с нижележащих уровней, 3) нужно сравнивать развитие и распад – очень перспективно. Лурия на этом построил т сист. динам.локализации ВПФ.
Отдельно можно рассказать про школу Гальперина (см. Предыдущий вопрос).
4 июля 1950 г. – «Павловская сессия» Формально, главная задача сессии заключалась в том, чтобы «вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодотворному развитию идей Павлова» Психология была поставлена перед необходимостью совершить поворот к павловской физиологии, восстановить преемственность с сеченовскими идеями. Психологи должны были оценить роль и значение учения И.П. Павлова для психологических исследований, а психологическая теория — найти точки своего роста в учении о рефлекторной природе психического. В качестве ближайшей основной теоретической задачи психологии определялось «ее философско-теоретическое перевооружение на базе диалектического и исторического материализма и павловского учения»
Дискуссии по проблеме взаимосвязи психического и физиологического проходили не только в Москве, но и во всех крупных научных центрах.
В мае 1962 г. Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии в.н.д. и психологии, в котором приняло участие более тысячи специалистов. В ходе дискуссий на совещании обсуждалось прежде всего значение павловского учения для психологии. В целом, итогом совещания явилось признание возможности дополнения павловского учения новыми идеями и теориями в области физиологии и психофизиологии.
Принципиально по-новому решены вопросы о предмете психологии и физиологии в.н.д. Было признано, что эти две науки имеют дело с одним и тем же объектом — высшей нервной деятельностью как функцией мозга. Различаются же предметы данных наук — психологический или физиологический аспекты этой деятельности.
Подводя итоги данному периоду развития психологии в СССР, необходимо подчеркнуть, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разработке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определениюспецифических методов изучения психических явлений. В конечном итоге психологии удалось отстоять свою независимость от претензий физиологии высшей нервной деятельности.
4 этап. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов
относительно спокойный, с точки зрения политического и идеологического воздействия на психологию, период ее развития.
Этот период в истории советской психологии характеризуется активным влючением психологии в решение практических задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых исследований, формированием новых научных направлений и усилением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреплением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и разработкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укреплению статуса психологии в обществе, возрастанию роли психологических исследований при принятии ответственных управленческих, кадровых и даже политических решений.
была решена (?) задача создания системы методологических принципов психологии. Она включает:
— принцип диалектико — материалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром),
— принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна),
— принцип отражения (все психические явления суть результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром),
— принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах),
— принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),
— личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления),
— принцип единства теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины).
разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине. предметом психологии является психика, понимаемая как свойство высокоорганизованной материи, в многообразии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, взаимодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях.
систематизация и уточнение категориально — понятийного аппарата психологической науки.
особенности развития психологии в СССР в 60-80-е гг, можно выделить ряд тенденций:
1. расширение проблемного поля исследований;
2. углубление междисциплинарных связей и формирование «стыковых» проблем, возникающих на пересечении проблематики разных психологических дисциплин;
3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и направляющей роли в развитии научно-исследовательской деятельности;
4. изменение проблематики психологических исследований под влиянием научно-технического прогресса: теории информации и кибернетики, освоения космоса, интенсификации инженерных разработок, появления новых технологий, автоматизированных систем управления и т. д.;
5. развитие комплексных исследований в психологии.
!!!системный подход
5 этап – с начала 90-х годов – постсоветский период
Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 389; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11221 — | 7551 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Детская психология в досоветской России сыграла положительную роль в процессе дальнейшего становления. Однако изменение государственной идеологии направила развитие детской психологии в новое русло. И-й съезд с психоневрологии, который состоялся 1923, поставил задачу разработки психологии на основе марксизма.
Выстраивая марксистские основы возрастной психологии, один из ведущих советских психологов первой четверти ХХ в. Лев Семенович
Выготский (1896-1934 гг.) Разработал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Согласно этой концепции, развитие ребенка осуществляется через интериоризации способов действий, существующих в ее ближайшем окружении. Считая ошибочным взгляд о том, что зрелая личность представлена уже в материальной структуре человеческого организма в зачаточном состоянии, а в коллективе она находит свою реализацию, Выготский утверждает, что высшие психические функции (речь, теоретическое мышление, произвольное внимание, словесно-логическая память , воображение, воля) никак не представлены в материальной структуре организма, а является результатом развития органично представленных низших психических структур человека в условиях общества: «процесс культурного развития надо понимать как изменение основной исходной структуры и возникновение на ее основе новых структур, характеризующихся новым соотношением частей «[29, с.115].
Высшие психические функции возникают в процессе обучения и воспитания в человеческом обществе и отсутствуют в животном мире. Все эти психические функции обеспечивают осуществление сознательной человеческой деятельности.
Развитие человека происходит в процессе усвоения средств деятельности (внешних и внутренних) путем обучения. Поэтому обучение имеет центральное место в жизни человека, определяя его психическое развитие.
Важными понятиями культурно-исторической концепции развития за Л.С.Выготским — есть уровень актуального развития и зона ближайшего развития.
Уровень актуального развития — это те способы деятельности, которыми ребенок владеет самостоятельно, без помощи взрослого (самостоятельно читает, пишет, решает задачи, отвечает на тестовые вопросы).
Зона ближайшего развития — это те способы деятельности, которыми ребенок не владеет самостоятельно, но может их выполнить при помощи взрослого. Развивающее обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития.
Идеи Л. С. Выготского нашли продолжение в трудах его многочисленных последователей (Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, С. Д. Максименко, Д. Б. Элька-нина и др.).
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960 гг.) Стал родоначальником еще одной научной школы психологии. Ученый сосредоточил свои усилия на разработке методологии психологической науки, в частности важного для возрастной и педагогической психологии принципа единства сознания и деятельности. Деятельность обусловливает формирование психики, которая, в свою очередь, является условием выполнения деятельности.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979 гг.) Совершил грунта-товно вклад в различные области психологии. Были осуществлены исследования развития психики как в онтогенезе (разработка теории ведущей деятельности, исследования процесса формирования психики в ведущей деятельности), так и в филогенезе (фундаментальный труд «Проблемы развития психики» [76]).
Лидия Ильинична Божович (1908-1981 гг.) Посвятила основные исследования раскрытию процесса формирования личности [14]. Были сделаны важные выводы о том, что формирование личности происходит не автоматически, а путем изменений ее внутреннего мира. Внутренняя позиция личности опосредствует все воспитательные воздействия.
Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988 гг.) И Нина Федоровна Тали-зина (р. 1923) разработали теорию поэтапного формирование умственных действий.
Даниил Борисович Эльконин (1904-1984 гг.) Исследовал проблемы игровой деятельности [165], возрастной периодизации психического развития [164].
Василий Васильевич Давыдов (1930-1998 гг.) Разработал теорию рас-вивального обучения, которую воплощал в практику [37].
Исследования в области возрастной и педагогической психологии, проведенные советскими учеными, создали основу современного развития этих научных отраслей в Украине.
ВЫВОДЫ о детской психологии в Советском Союзе:
— Развитие детской психологии на основе идеологии марксизма-ле-нинизму начался разработкой Л. С. Выготским культурно-исторической концепции развития высших психических функций;
— По Л. С. Выготским, обучение занимает центральное место в жизни человека, определяя его психическое развитие.
— Идеи Л. С. Выготского нашли продолжение в трудах советских психологов Л. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, С. Д. Максименко, Д . Б. Эльконина и др.
Источник