Изучение народных промыслов и развитие ребенка

Изучение народных промыслов и развитие ребенка thumbnail

Жанна Молчанова
Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

«Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

Введение

Актуальность: Интерес к теме вызван тем, что каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к богатой русской культуре.

Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам: росписи посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевное плетение, гончарное и др.

В своей работе, я уделю большое внимание таким народным промыслам, как роспись предметов быта в разных техниках. Это «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Палех», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка» и «Матрёшка».

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет Коморова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя и анкетирование родителей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой. Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования.И она звучала так: «Знакомство с народным творчеством, как средство развития художественно-эстетических способностей детей»

Основные проблемы проекта: научить детей дошкольного возраста определять и различать виды народных промыслов, а также развить умение изображать основные орнаменты и узоры.

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с народными промыслами и организацию творческой и продуктивной деятельности.

Задачи:

• Собрать информации на тему «Народные промыслы России»;

• Анализ и обобщения знаний, информации о народных ремеслах;

• Узнать в каких областях России появились самые знаменитые народные промыслы;

• Научить детейразличать техники росписи: «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Палехская роспись», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка», «Жостовская роспись»;

• Выработать практические навыки в росписи у детей;

• Создать наглядно — информационный материала для широкой аудитории;

Развить навыки по использованию цифровых технологий;

• Ознакомить младших школьников с народными промысломи;

• Представить собранный материал, в виде презентации проекта.

Используемые технологии:

Мультимедиа.

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ноябрь

Тема занятий Программное содержание

«Какие народные промыслы существуют в России 1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».

2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.

3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» (тема: «Какие народные промыслы существуют в России

Работа с родителями Выставка детских рисунков «Украшение свитера». Помощь в подготовке сюжетно-ролевой игры (угощения в буфете театра).

Конспект НОД знакомство с народными промыслами России

Ноябрь

Тема «Какие народные промыслы существуют в России

1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».

Цель: Формирование представления детей о русских промыслах, воспитывать любовь к родине, уважение к труду людей.

2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.

Цель: Развитие наглядного представления о народных промыслах России. Ознакомление с элементарными узорами и орнаментами.

3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.

Цель: Закрепление умения детей украшать предмет одежды, используя раннее изученные элементарные узоры и орнаменты. Развитие эстетического восприятия, самостоятельности.

Материалы: Вырезанные из плотной бумаги свитера, кисти, краски гуашь, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)

Методика проведения: Показать детям вырезанные из бумаги свитеры, предложить украсить их. Спросить, что модно сделать, чтобы они стали красивыми. Предложить ребятам вспомнить приемы украшения. Спросить, где можно разместить украшения. Сказать, что каждый ребенок украшает как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узоры. Оказать помощь в подборе цвета.

В конце занятия все изделия разложить на столе, рассмотреть. Подчеркнуть красивое сочетание цветов, элементов узора.

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» (тема: «Какие народные промыслы существуют в России)

Цель: воспитывать интерес у детей к русским народным промыслам, воспитывать умение играть в команде и самостоятельно, формированию восприятия прекрасного.

Материалы:№ домика, 3 поросенка (кукла, волк (кукла, наглядные материалы о народном промысле, ширма, угощения в буфет.

Методика проведения:Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными промыслами России, с сказкой «Три поросенка». Рассматривание альбомов, книг на тему.

Предложить поиграть в театр. Решить совместно, что сначало нужно сделать, чтобы попасть в театр (купить билет). Повторить правила поведения в театре.

Показать с помощью детей сказку «Три поросенка». Ответить на вопросы о народных промыслах России, для помощи поросятам.

Сходить в буфет, провести чаепитие.

Обсудить увиденный спектакль и поход в театр.

Декабрь

Тема занятий Программное содержание

«Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка»

1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».

2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.

3. Раскрашивание с детьми.Тема: «Матрешка».

4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.

Работа с родителями Наглядная консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста».

Читайте также:  Диагностика развития эмоциональной сферы ребенка

Конспект НОД знакомство с народными промыслами России

Декабрь

Тема: «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка».

1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».

Цель: Знакомить с видами игрушек народных умельцев России.

Методика проведения: Рассмотреть иллюстрации, настоящие игрушки. Рассказать о быте того времени. Уточнить про историю возникновения игрушек.

2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных ремеслах. Приобщение к прекрасному. Прививание уважения к трудам русских народных мастеров. Учить любить, ценить свою Родину.

3. Раскрашивание с детьми.Тема: «Матрешка».

Цель: Знакомство с русской матрешкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Ознакомить с историей возникновения матрешки. Развитие умения украшать матрешку, используя подходящие цвета т элементы.

Материалы: Карандаши цветные, раскраски.

Методика проведения: Показать настоящую матрешку, иллюстрации матрешек. Дать рассмотреть, поразбирать. Рассказать сказку о матрешке, объясняющую ее происхождение. Повторить цвета и технику росписи. Предложить самим раскрасить свою матрешку.

Устроить выставку рисунков в группе. Рассмотреть какие цвета использовали дети. Выбрать более выразительные.

4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.

Цель: Ознакомление детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и другое, обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы специфическую окраску, роспись. Учить предавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемам примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки)

Материалы: Дымковские игрушки. Пластин, доска для лепки (для каждого ребенка)

Методика проведения: Выставляя перед детьми дымковские изделия отметить их необычность, отметить их яркости узора. Спросить, из чего состоит узор. Предложить вылепить уточку. Рассмотреть игрушку, спросить какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.

Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать более выразительные.

Результативность:

• Создание мини-музея «Народные промыслы России»;

• Создать наглядный игровой материал «Техника росписи предметов быта» (в приложении 1);

• Собрать сборник из любимых стихов русского фольклора «Ремесла России» (в приложении 2);

• Совместное творчество с детьми, поздравительные открытки «С новым годом» в технике хохломской росписи;

• Совместная, работа с родителями, плакат к празднику «8 марта» в технике Жостовской росписи для девочек из класса (в приложении 3);

• Самостоятельная деятельность, лепка по мотивам народных игрушек;

• Утренник «8 марта» знакомство с народным фольклором.

Перспектива дальнейшей работы:

Тема очень многогранная. Много художественной и научной литературы можно прочесть.

Так же планируется сходить в городской краеведческий музей.

Пополнять сборник стихов русского фольклора о «Ремеслах России».

Список использованных источников и литературы:

• С. И. Ожегов «Толковый словарь»;

• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Детей к истокам русской народной культуры»;

• А. Е. Клиентов «Народные промыслы»;

• В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство»;

• Некрасова М. А. «Народное искусство как часть культуры»;

• Разина Т. Ю. «Художественные промыслы Подмосковья»;

• Рондели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»;

• Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. «Художественные промыслы России»;

• Супрун Л. Я. «Резьба и роспись но дереву»;

• Уткин П. И., Королёва Н. С. «Народные художественные промыслы».

Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возрастаИзучение народных промыслов и развитие ребенкаИзучение народных промыслов и развитие ребенкаИзучение народных промыслов и развитие ребенка

Источник

Народные промыслы – это раздел о работе педагогов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по обучению традициям народного декоративно-прикладного искусства. Здесь размещаются конспекты занятий по художественному творчеству, мастер-классы, материалы для ознакомления детей с народными ремеслами, исследовательские проекты по русской истории.

Декоративно-прикладное искусство

Содержится в разделах:

  • ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
  • Народная культура, фольклор

Включает в себя разделы:

  • Матрешки
  • Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
  • Городецкая роспись, узоры
  • Филимоновские игрушки, роспись
  • Жостовская роспись, подносы
  • Орнамент и узоры
  • Мезенская роспись
  • Каргопольская игрушка
  • Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
  • Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 6105.
Все разделы
| Народные промыслы

Новое

Игровое занятие-знакомство с детьми второго года жизни на тему «Матрешка» Игровое занятие-знакомство с детьми второго года жизни на тему «Матрешка»
Игровое занятие-знакомство с детьми второго года жизни, тема: «Матрешка» Людмила Михайловна Дыдык Оборудование: Игрушки: «Матрешка», машина на веревочке, овощи и фрукты, цветная посуда (блюдца и чашки, картонные «чашки» для дыхательной гимнастики Фонограмма песни «Мы матрешки»….

Сценарий викторины «Народные промыслы России» Сценарий викторины «Народные промыслы России»Цель: знакомство дошкольников с народными промыслами Задачи -развивать эстетический вкус, чувство прекрасного -обучать способам отличия различных народных промыслов друг от друга -воспитывать чувство патриотизма Ход викторины. Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей…

Народные промыслы — Конспект непосредственной образовательной деятельности первой младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой»

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности первой младшей…» Конспект непосредственной образовательной деятельности первой младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой»
Образовательные области: художественно-эстетическая, физическая, познавательная, речевая. С детьми накануне занятия была проведена предварительная работа: -просмотр презентации «Дымковкая игрушка»; -беседа о создании дымковской игрушки; -рисование элементов дымковского узора….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий праздника к 8 Марта «Праздник с Матрёшкой»
Вед. Посмотрите, как красиво в нашем зале. Сегодня праздник наших мам и бабушек, давайте их поздравим. Споём песенку. («Солнышко лучистое») Вед. А ещё стихи мы знаем, Мы теперь их прочитаем Для любимых наших мам, Просим их похлопать нам! (Дети читают стихи) 1.Прочитаю эти…

Занятие по рисованию «Сине-голубая сказка. Гжель» в старшей группе Занятие по рисованию «Сине-голубая сказка. Гжель» в старшей группе
Программное содержан ие: 1. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. 2. Учить оформлять плоскость элементами узора гжельской росписи. 3. Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома….

Конспект продуктивной деятельности в старшей группе «Лепка «Гжельский сервиз» Конспект продуктивной деятельности в старшей группе «Лепка «Гжельский сервиз»
Конспект по продуктивной деятельности. Лепка Форма организации: работа в творческой лаборатории Тема: «Гжельский сервиз» Цель: формирование умения украшать тарелку способом пластинографии с элементами гжельской керамики Задачи:- продолжать знакомить детей с русскими народными…

Народные промыслы — Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе «Аппликация «Гжельский сервиз»

Статья «Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе…»
Цель: Формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству. Задачи:- научить детей складывать лист гармошкой для получения нескольких деталей- лепесточков; — располагать узор на…

Читайте также:  Психическое развитие ребенка второго третьего года жизни

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Роспись дымковского петуха» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Роспись дымковского петуха»
Конспект НОД по изобразительной деятельности. «Роспись дымковского петуха» в старшей группе Программное содержание: Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях…

Конспект занятия «Матрешкино новоселье»
Конспект занятия «Матрешкино новоселье» Разработала и провела воспитатель Багарешкина Дарья Владимировна образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП + сенсорика) первая младшая группа Цель: Формировать у детей интерес к познанию. Обогащать детей разнообразными…

Конспект открытого подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] «Матрёшки» (подготовительная группа)
Тема занятия: «МАТРЁШКИ» Звуки Ш, буква Ш.  В этой коробке хранятся самые любимые игрушки Машеньки и ее братишки Сашеньки Хотите увидеть игрушки? Тогда четко договаривайте слог «шка» в названии каждой из них и прислушивайтесь, какие слова получаются(делать по 1 клику…

Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. И не только! Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.

Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке,  тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.

Источник

МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска

Методические рекомендации

по развитию творческих способностей детей

на основе изучения народных промыслов

Разработала:

педагог дополнительного

 образования

Папырина Н.В.

г.Брянск

2015 год

Введение

Детское сердце чутко к призыву творить красоту….

Важно только, чтобы за призывами следовал труд.

В.А. Сухомлинский

Прекрасное всегда доставляет людям радость, пробуждает их мысли, обостряет чувства, духовно обогащает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свое жилище и предметы быта. Во всем, что выходило из рук народного мастера, сделанное для семьи или подарка, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов.

Мастер-это не только умелец, но обязательно человек высокой культуры и светлого духа. Отсюда особое внимание к знанию народного искусства.

Значимость данных методических рекомендаций заключается в том, что в ней делается попытка представить деятельность педагога дополнительного образования, направленную на развитие творческих способностей воспитанников на занятиях на основе изучения народных промыслов.

Использование знаний, полученных в процессе ознакомления с народными промыслами,  дает возможность не ограничивать учебный процесс строгими рамками, а предоставляет возможность изменить его в зависимости от интересов детей.

В методических рекомендациях затронуты вопросы важности воспитания творческой личности. Важность соединения обучения с трудом. Включение воспитанников в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста полезный труд, необходимый обществу.

В методических рекомендациях раскрываются методы обучения, стимулирующие познавательную творческую деятельность воспитанников, а также содержится конкретный материал — рекомендации по проведению занятий по темам: «Изготовление изделия на основе Русской матрешки», «Изготовления изделия по мотивам Жостовского промысла»

В рекомендациях по проведению занятий представлены наглядные пособия по указанным народным промыслам, инструкционно — технологические карты по изготовлению изделий, которыми можно воспользоваться при подготовке к занятиям.

Данные методические рекомендации могут помочь педагогам дополнительного образования в организации учебного процесса. Выполнение предлагаемых практических работ не требует особых материальных затрат. Из обыкновенных материалов, простыми инструментами, можно изготовить изделия, которые будут являться настоящими произведениями искусства.

Библиография

Рассматриваемый в методических рекомендациях вопрос находит отражение в современной литературе:

«Секреты мастерства» Н.М. Конышева, 1997 г.

Конышева Н.И. считает самым главным духовно – нравственное обогащение детей параллельно с развитием их разума и совершенствованием практических умений. Содержательным стержнем работы является исторический опыт человечества, отраженный в создаваемых их вещах.

         «Одной из важнейших задач современного обучения является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, повышающей роль творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду» (Хохлова Н.В. Творческие проекты в младшей школе. Под редакцией В.Д.Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ.НМЦ «Технология»,1999.-52с.).

 «Прогресс современного общества невозможен без развития свободного творческого труда и значительного повышения эффективности производства. А это, безусловно, требует воспитания трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет» (Народные художественные промыслы. Под редакцией О.С. Поповой).

Здесь рассказывается о наиболее известных традиционных художественных промыслах России

Значимость народного творчества

Творческому развитию детей способствует изучение на занятиях различных видов народного творчества. На ярком и доступном материале дети постигают смысл и сущность исторических традиций. Веками собирались и копились народом знания, вырабатывались свои традиции, свои секреты. Может возникнуть вопрос, а для чего нам современным людям нужны эти «устаревшие знания», и знания народного творчества.

Попробуем поразмышлять об этом. А для начала вчитаемся в слова русского писателя Василия Белова: «Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно». Изучение народного творчества формирует у детей понимание того, что вещи, которые создает человек, не могут появиться ни с того, ни с сего.

В процессе получения новых знаний формируется заинтересованность и почтительное отношение к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства. Освещение исторических фактов, сознательное овладение теми или иными видами практической деятельности, информацией о зарождении и развитии народных промыслов – на таком материале дети учатся размышлять, творчески мыслить.

Народное декоративное искусство – неиссякаемый источник мудрости и красоты. Узнать народное искусство – значить и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народа. С древности народными мастерами создана высокая культура бытовой вещи. Красота в народном творчестве неразрывно связана с добром. И как бы далеко не шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, «умные» роботы, механические руки – живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявить смекалку, творческую фантазию – эта вещь всегда найдет место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал – в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом. Особенно восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Поэтому очень важно приобщить детей к народному творчеству – фундаменту, на котором выросло здание нашей художественной культуры.

Читайте также:  Основные условия развития личности ребенка это

Развитие творческих способностей учащихся

Считается доказанным, что  если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому мастерству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить» (Скаткин М.Н.)

Психологи утверждают, что деятельность учащихся, когда они в процессе работы что – то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят «Йоту нового», представляет не что иное, как творчество. Почему же в наше время повышается роль воспитания творческой личности?

Творческое начало заложено в природе каждого человека. Все дети активные творцы. Занимаясь творчеством, дети могут практически применить и использовать полученные знания в различных областях, что в будущем может облегчить сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью. В процессе творчества учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами.

В.А.Сухомлинский подметил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли….». В воспитании личности, способной к творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только, как следствие его – результат труда. Для формирования творческой личности можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

Объяснительно – иллюстративные – рассказ, объяснения, демонстрации, опыты – способствуют формированию первоначальных сведений об основных материалах, инструментах, технологии, организации труда. Репродуктивные методы содействуют развитию практических умений и навыков. Проблемно – поисковые в совокупности с предыдущими способствуют развитию творческих способностей детей.

Формы проведения занятий

В психо – педагогических исследованиях была обнаружена возможность обучения детей с помощью инструкционных карт, планирования работы над любым изделием, контроля и объективной оценке готового изделия. Применение инструкционных карт повышает производительность труда, помогает учащимся приобрести навыки планирования. Четкая последовательность заранее проверенных и обоснованных действий экономит время учащихся при изготовлении изделия. У учащихся действительно формируется умение планировать работу. Но использование такой карты на занятии ставит ученика в позицию слушателя и исполнителя. При таком методе самостоятельность сводится к нулю. Дети изготовляют изделие под диктовку педагога.

Поэтому, планируя занятие согласно его задачам и содержанию, педагог должен правильно выбрать проблемно – поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы. Становление творческой личности предполагает использование на занятиях постановки проблемных задач. Возникает противоречие между необходимостью использования репродуктивных методов и ограниченностью их в развитии творческих возможностей учащихся.

Опыт практической работы показывает, что разрешить это противоречие можно путем сочетания репродуктивных и проблемно – поисковых методов при использовании различных дидактических средств. Помощь педагога в процессе разработки учащимися технологии изготовления изделия не должна выражаться в том, что сам педагог предлагает наилучший вариант. Он должен создавать условия для успешного выполнения работы, возбуждать любознательность детей, предлагая им задачи, соразмерные с их знаниями, и своими наводящими вопросами помогать решать возникающие трудности. Помощь педагога может быть выражена в форме пояснения, напоминания, конкретизации.

Педагог стимулирует творческий поиск учащихся, фиксирует их предложения, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи, оказывает помощь в их осуществлении.

Важным моментом при этом является формирование у учащихся умения реально сопоставлять свои возможности. Педагог должен помочь детям сконцентрировать внимание на конкретных задачах.

Заключение

Методическая разработка написана в соответствии с авторской  программой педагога «Калейдоскоп творчества».  В программе предусмотрен комплекс занятий по народному художественному промыслу России.

В разработке предусмотрена практическая и теоретическая творческая деятельность учащихся. Занятия направлены на осознанное восприятие учебной информации, конечным результатом которого является возможность творческого использования каждым ребенком багажа полученных знаний, умений и навыков.

Разработка практических работ представлена с подробным описанием, а задания носят как репродуктивный, так и творческий характер. Разработка содержит иллюстративный материал,  опираясь на него, учащиеся могут освоить азы практической деятельности. Главным в этих занятиях духовно – нравственное обогащение  учащихся параллельно с развитием их разума и совершенствованием практических умений. Содержательным стержнем работы на данном зтапе является исторический опыт человечества, отраженный в создаваемых им вещах. На ярком и доступном материале учащиеся постигают смысл и сущность исторических традиций. Ненавязчивое формирование заинтересованного и почтительного отношения к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства – такова цель занятий. Не нравоучительные беседы, а освещение исторических фактов, не механическая работа, а овладение практической деятельностью – на таком материале ребята учатся размышлять, формулировать выводы. Кому – то может показаться, что работа по изготовлению изделий слишком проста. Изготовление на первый взгляд простых изделий, но с учетом определенных канонов, требует от учащихся более высокого уровня мышления и более совершенных практических навыков. Все внимание сосредотачивается на историческом опыте, на обязательном его изучении. Постигая,  практические основы мастерства ребята,  приобщяются к человеческой культуре. На такой базе они в дальнейшем будут осваивать культуру в разнообразных видах деятельности.

Использованная литература

Бедник И.И. «Цветы на подносе», 1986 год.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – ППб: Детство – Пресс, 2004г.

Конышева Н.М. Секреты мастеров»  LINKA-PRESS. 1997

Никологорская Ольга  «Основы художественного ремесла» Москва «АСТ — ПРЕСС» 1997

МителлоК. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002г.

Попова О.С. Народные художественные промыслы

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез. 2009г.

Хохлова Н.В. Творческие проекты в младшей школе. Под редакцией            В. Д.Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология»,1999.-52с.

Источник